Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Культура > Публикация
Культура

[11.06.2017]

КУЛЬТУРА ОБЫСКА

Олег КАШИН: журналист


Олег КАШИН:


Почему обыск Серебренникова оказался медийнее арестов и приговоров? Власть основана на культуре обыска. У всех других культур шансов нет…


В сюжете с обысками у Кирилла Серебренникова сильнее всего поражает несоразмерность события и медийного эффекта, им вызванного. Всего лишь обыск и допрос, и при этом независимые СМИ ведут подробнейшую хронику происходящего («зашёл в Следственный комитет», «вышел из Следственного комитета») — пожалуй, подобное было только во время первых процессуальных действий по делу ЮКОСа.

Лояльнейшие деятели искусства, всегда старающиеся не совершать никаких резкий движений, ведут себя вполне, по их меркам, отчаянно — Чулпан Хаматова выступает на импровизированном митинге перед Гоголь-центром, а Евгений Миронов вместо благодарственной речи при получении ордена вручает Владимиру Путину письмо в защиту Серебренникова, а позже в присутствии прессы вынуждает Путина обозвать силовиков дураками — возможно, слово президента как-то защитит попавшего в беду режиссёра.

Всё это происходит на восемнадцатом году царствования Владимира Путина, когда не то что обыски — аресты и реальные тюремные сроки для оппонентов власти давно стали нормой. Прямо сейчас, в те же дни, когда силовики занимались Серебренниковым, полтора года колонии получил очередной участник митинга «Он вам не Димон», и это не стало общероссийской сенсацией — это привычное дело и неизбежный риск для всякого, кто идёт на несанкционированный митинг. Эффект разорвавшейся бомбы производит не арест и не срок, а всего лишь обыск и допрос!.. В чём дело?

Как бы обидно ни звучали такие слова для тех, кого сажают по делу о митингах или, скажем, за репост, их проблемы действительно давно стали привычной рутиной в российской реальности, а Серебренников проходит совсем по другой категории. Новые приговоры для рядовых незнаменитых оппозиционеров — это уже привычная часть общественного договора. И власть, и общество прекрасно знают, что если слесарь Шпаков получит полтора года колонии, то миллионы людей не выйдут на улицу и не пойдут рушить тюрьму, в которой он сидит.

А вот про лояльных государству деятелей искусства в общественном договоре до сих пор ничего сказано не было. Их отношения с властью до сих пор не выходили за пределы пикировок с Минкультом или лично с президентом на каких-нибудь мероприятиях, а максимальные неприятности, которых мог добиться какой-нибудь совсем уж смелый фрондёр вроде Андрея Макаревича, — это отмена концертов и жёсткая критика в лоялистской прессе.

Серебренников действительно оказался первым из деятелей искусства, к кому государство пришло вот так, и в этом смысле его обыск и допрос в пересчёте на обычных людей действительно сопоставим с арестом, колонией, а то и расстрелом — уже многие в этом контексте вспомнили предыдущего театрального новатора, к которому так же бесцеремонно приходили силовики, — Всеволода Мейерхольда, расстрелянного в 1940 году. После него ни советская, ни тем более постсоветская власть ничего такого себе не позволяла. Самый близкий пример — Александр Таиров, лишённый театра («всего лишь») на пике борьбы с космополитизмом, а уж потом — и Таганка, и «Современник» в самые глухие застойные годы вели себя максимально, по тем временам, свободно. И представить, чтобы в каком-нибудь 1973 году КГБ переворачивал вверх дном театр, а Юрия Любимова увозили на допрос, пусть и по «хозяйственному» делу, просто невозможно.

Как всегда в таких случаях, обнаруживаются многочисленные добровольные помощники Следственного комитета, пускающиеся в рассуждения о том, что надо ещё разобраться, что там с деньгами «Седьмой студии» (именно эта структура Кирилла Серебренникова, а не сам Гоголь-центр, стала объектом интереса силовиков). На восемнадцатом году путинского правления такой подход действительно возможен только в том случае, если кто-то хочет оправдать силовиков; вся многолетняя практика показывает, что реальный состав преступления никогда не имеет значения в «знаковых» уголовных делах. А если всё же выяснять, есть ли дым без огня, то стоит осторожно заметить, что любая форма взаимодействия с государственными деньгами в силу неочевидных принципов их выделения, расходования и отчётности может быть интерпретирована как коррупция. Об этом много могут рассказать сидящие сейчас в тюрьмах губернаторы, каждый из которых не делал ничего, что было бы несвойственно любому, даже самому образцовому главе региона, но оказался преступником, когда власти по какой-то причине стали нужны демонстративные посадки.

Государственные деньги в России токсичны в любом случае, и в право финансовой подписи по определению заложен риск уголовного дела. Судя по тому, что пока от государственных денег никто не бежит как от чумы, в обществе сложился консенсус по поводу этого риска, что-то вроде консенсуса автомобилистов и пешеходов, которые знают, что дорожное движение неизбежно без смертельных жертв, но при этом продолжают выходить и выезжать на дороги.

Возможно, с деятелями искусства дополнительную злую шутку играет опасная иллюзия, связанная с общемировым контекстом. Они знают, что во всех уважающих себя странах государство так или иначе тратится на выставки, фестивали, театры и прочее. Это действительно так, но всё же не в каждом уважающем себя государстве есть сословие siloviki, и не в каждом уважающем себя государстве бюджетная поддержка культуры негласно подразумевает и политическую лояльность.

Это тот фактор, который многими игнорируется, и совершенно напрасно! Но всё же если государство хотело напомнить о нём всем деятелям искусства, способ для этого был выбран, пожалуй, слишком брутальный, который в любом случае изменит конфигурацию общественных отношений гораздо сильнее, чем любое новое «болотное дело».

Строго говоря, уже сам визит силовиков к Кириллу Серебренникову стал результатом этой изменившейся конфигурации, а столь сильный эффект, произведённый этим визитом, вызван прежде всего тем, что никто не заметил случившихся перемен. Гоголь-центр как явление — пережиток сурковско-капковской эпохи, когда власть, столкнувшаяся с нелояльностью «креативного класса», начала экспериментировать, создавая для него формы приемлемого встраивания в систему. Это было давно, та эпоха давно закончилась, и если ещё три-четыре года назад во власти были люди, способные в решающий момент сказать: нет, погодите, не трогайте, то теперь таких людей нет — ни Суркова, ни Капкова, ни кого-нибудь ещё. Одинокая лаборатория, оставшаяся от ликвидированного института, может работать ещё долго, но не дольше, чем помещение или оборудование лаборатории заинтересует нового завхоза.

Кто оказался этим завхозом сейчас — Владимир Мединский, Сергей Кириенко, Сергей Собянин (Гоголь-центр — городской театр) или вообще какой-нибудь парадоксальный человек, имя которого никому ничего не скажет, — неизвестно, но по крайней мере услугами силовиков он пользоваться умеет. А силовая машина российского государства уже не раз демонстрировала свою полную независимость и от общественного мнения, и от медийного контекста, и вообще от всего на свете. Люди в погонах приходят куда хотят и когда хотят, даже если их приход оказывается некстати для собравшегося во Францию президента или для его озабоченной поиском новых лоялистов администрации.

В общем, это и есть настоящая (а не сконструированная искусственно в порядке эксперимента, как Гоголь-центр) культура — культура обыска, культура допроса, культура ареста. И если власть основана, прежде всего, на этой культуре, то только у этой культуры и остаются шансы, у других нет, даже если им самим сейчас начнёт казаться, что путинское «дураки» исправит сложившееся недоразумение.




ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Просто сферический "Серебренников" свой для тех, кто создает медийный шум. И этот круг своих, судя по всему, важнее для его участников, чем более глобальная либерально интеллигентная общность. Более того, кажется, что в этом кругу вообще не имеют значения политические ориентиры, о чём говорит активное участие Хаматовой сейчас. И "независимые СМИ" просто пытаются отгородить "своего", пользуясь своей некоторой, всё ещё имеющейся медийной властью. Однако этот избыточный, на фоне других событий, шум показывает, что судьбы всех, кто не входят в этот настоящий, (а не декларируемый) круг "своих", просто служат медиоповодом и рабочим материалом. Если бы я не был убеждён в безумии и нерациональности власти, я бы аплодировал тому, как изящно, чужими руками, она обнажила этот раскол.
________________________________________

Почему так нагло поступили "деятели" СКР?! Дело не в культуре поведения силовиков, а в ТОМ, что Россия сегодня — тоталитарное полицейское государство с присущей ему философией поведения…
________________________________________

А потом окажется, что копали под Васю Пупкина, по финансовым документам вышли на ООО «Седьмая студия». Решили там поискать по стандартной "траектории" — всех причастных обыскать и допросить, и попали на Серебренникова. А кто он такой, они и не подозревали… И подсказать, видимо, было некому.
________________________________________

Вот хоть что говорите, а далёким от театра людям очень тяжело проникнуться всей драмой момента.
________________________________________

Давить на деятелей культуры в высшей степени недальновидно.
________________________________________

Всего лишь обыск и допрос… Обидно, что арматурой не побили?
________________________________________

Ошибка официанта думать, что он ровня барину, если имеет доступ к столу. Официанта никогда не пустят за стол на равных. Его удел — подать, унести. Даже если он подаёт театральные постановки…
________________________________________



ИСТОЧНИК

Олег КАШИН

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Террор (0)
  • Власть (0) > Бюрократизация (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Политика (0) > Внутренняя политика (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 21.09.2017 - ПРОВЛАСТНЫЙ ФИЛЬТР ОППОЗИЦИИ
  • 21.09.2017 - ТЕЛЕКАНАЛ «КУЛЬТУРА» ПРЕКРАТИЛ ВЕЩАНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ «ЕВРОНЬЮС»
  • 20.09.2017 - РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ, 14%
  • 19.09.2017 - НАШЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДАЁТ ПЛОДЫ
  • 19.09.2017 - ИНТЕРВЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДЕПУТАТА
  • 18.09.2017 - ИНТЕРНЕТ-АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
  • 17.09.2017 - ПРИВИВКА ОТ МИРОВОГО БЕШЕНСТВА
  • 17.09.2017 - АВТОБАТ
  • 16.09.2017 - ОН ВАМ НЕ ПЕСКОВ
  • 16.09.2017 - СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ В ЧУЖОМ КАРМАНЕ
  • 15.09.2017 - ВСТРЕЧА НОВЫХ ДЕПУТАТОВ С ЛИДЕРАМИ «ЯБЛОКА»
  • 15.09.2017 - УРОКИ ВЫБОРОВ
  • 14.09.2017 - «ЯБЛОКО» ВЫИГРАЛО МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В МОСКВЕ
  • 14.09.2017 - УМЕТЬ ВЫИГРЫВАТЬ
  • 13.09.2017 - КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru