Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Культура > Публикация
Культура

[25.06.2017]

СТРАНА ОСТАВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ

Сергей МЕДВЕДЕВ: историк, журналист


Сергей МЕДВЕДЕВ:


«Нелюбовь» как диагноз. Звягинцев словно обозначил по периметру контуры гуманитарной катастрофы, накрывшей наше общество, и моральной трясины, в которую мы погрузились. Подобно пушкинскому «кровавому мальчику», его пропавший ребёнок говорит о фундаментальном преступлении, лежащем в основе нашего мнимого благополучия. Именно поэтому его фильмы так безжалостны, так дискомфортны и столь обязательны к просмотру. И политический подтекст — не прихоть фестивального режиссера. Это дух времени, от которого не избавиться.

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева, фильм о пропавшем ребёнке, вышел в российский прокат первого июня, в День защиты детей. И хотя тут, по-видимому, чистое совпадение — это случилось в первый уикенд после премьеры на Каннском кинофестивале, и надо было торопиться, чтобы пиратские копии не успели попасть в сеть, — в нём есть глубокий символизм.

Дети действительно стали одной из больных тем нашего времени, от пропагандистских фейков «распятого мальчика» в Славянске и «девочки Лизы» в Германии до истерики в СМИ по поводу «синих китов» и «групп смерти» и маниакальных поисков педофилов. От «крестового похода школьников», неожиданно вышедших на митинги 26 марта, до «арбатского Гамлета», расколовшего общество на защитников прав ребёнка и сторонников патриархально-полицейского порядка. Звягинцев своим фильмом попадает в болевую точку на перекрестии политики, пропаганды и коллективных травм.

По большому счёту, все его картины так или иначе построены вокруг сюжета оставленных детей. «Возвращение» блудного отца к своим брошенным сыновьям кончается трагедией, в «Изгнании» аборт нежеланного плода начинает цепочку смертей, в «Елене» один из центральных конфликтов — между отцом и дочерью (но также показан в финальных кадрах корчащийся на огромном ложе младенец как символ бездумного размножения), в «Левиафане» сына главного героя забирают в приёмную семью. Нерождённые, нежеланные, оставленные, отнятые дети — ключевой образ режиссёра и символ распадающегося космоса, нарастающей энтропии, моральной катастрофы, которую он показывает в каждом своём фильме.

В «Нелюбви» в центр повествования тоже поставлен ребёнок — вернее, его исчезновение. В пространстве фильма образуется пустота, лакуна, и она начинает расширяться, как воронка, засасывая в себя главных героев, их близких, дома, кварталы, лесопарки. Эстетика отсутствия, размеченная следами пропавшего мальчика, его курткой, объявлениями о пропаже, зовом ищущих в опустевшем лесу, усиливает напряжённость, превращает семейную драму в психологический триллер, поиски ребёнка — в хождение по мукам, не раз и не два заставляющее вспомнить «Сталкер» Тарковского. Камера бессменного оператора Звягинцева Михаила Кричмана придаёт простым вещам беспощадную резкость и метафизическую глубину, его тягучие планы и тусклая палитра превращают московский спальный район в царство мёртвых, которому только первый снег придаёт мимолётное благообразие, на секунду превращая его в зимний пейзаж малых голландцев.

Согласно законам термодинамики, в этом пространстве растёт энтропия: здесь нет бога (хотя есть бородатые мужчины и пародийно-православный офис), как нет и государства — опер сразу предупреждает родителей, что полиция искать мальчика не будет, и вместо неё появляется поисково-спасательный отряд добровольцев, буквально срисованный с «Лиза Алерт» (история спасателей вообще превращается в отдельную сюжетную линию и единственное деятельное начало во всём фильме). Здесь мертвы семьи и бессильна школа: учительница беспомощно возит тряпкой по доске, оставляя меловые разводы, а за окном медленно начинает идти снег. Здесь даже нет виноватых: просто все рождены и живут в пространстве нелюбви и старательно её воспроизводят как единственно доступный им способ существования и коммуникации.

Апофеоз пустоты наступает в разрушенном ДК где-то в лесу, последнем пристанище мальчика. Протекающая крыша, лужи на полу, осколки человеческой цивилизации — всё это снова напоминает Зону и Комнату в «Сталкере», которая была для Тарковского метафорой опустевшей души. И даже гениальная последняя сцена в морге, которая по своей многозначности и неразрешённости должна войти в учебники режиссуры, построена вокруг отсутствия. Мы не видим самого факта, события, мы видим лишь его отражение в лицах и реакциях героев. Но самая страшная пустота открывается в эпилоге фильма, в глазах главной героини, идущей по тренажеру беговой дорожке в костюмчике Bosco с надписью «RUSSIA»: камера словно проваливается в этот отсутствующий взгляд.

Проще всего было бы тут усмотреть карикатурный образ матери-России, потерявшей собственного ребёнка и шагающей на месте по беговой дорожке в лоджии элитного дома, пока её новый муж оцепенело смотрит новости из Донбасса с Дмитрием Киселёвым. Но Звягинцев не работает такими лобовыми метафорами: он не обличает, а констатирует, не обвиняет, а ставит диагноз. Снимал фильм про распавшуюся семью, а вышло про Россию, и Киселёв с Донбассом в финальных кадрах — это не политический памфлет, как в «Левиафане», а дух времени, застывшего картинкой на экране ТВ.

В конце концов, «Борис Годунов» — это про убитого мальчика или про русскую власть? Так же и «Нелюбовь»: она обнаруживает моральный изъян, оставленного мальчика, в самой сердцевине нашего существования, а политические обстоятельства — лишь частные следствия этой всеобъемлющей нравственной катастрофы.

Крайне важно, что в фильме чётко обозначено время действия: это декабрь 2012 года (радиоэфир полнится ожиданиями конца света по календарю майя), канун принятия «закона Димы Яковлева», прозванного «законом подлецов», что обрёк десятки больных российских сирот, готовых к иностранному усыновлению, на приютское существование, развитие болезни, а кого-то и на смерть. Именно с этого момента, повязавшего правящий класс кровью детей, начался окончательный моральный распад власти при подавляющем равнодушии населения.

Фильм заканчивается в 2015-м, в год нормализации, когда прошёл шок Крыма и «Боинга», Россия притерпелась к санкциям и поняла, что новое состояние власти и общества — это всерьёз и надолго. Звягинцев снимает кино о семье, но действие происходит в условиях небывалого морального распада, когда одним из главных мемов становится «снизу постучали»…

И основная проблема здесь не в Путине с Киселёвым, не в Крыме с Донбассом и даже не в коррупции с воровством — это все симптомы болезни, а режиссёр говорит о самой болезни: это общество, погрязшее во лжи, цинизме и недоверии, утратившее надежду на будущее и на перемены. А Путин с Киселёвым лишь отливают эту ложь в формы политики и массмедиа, экспортируют её во внешний мир.

Далеко не случайно в 2016-м году в публичном пространстве России развернулся разговор об этике: здесь и флешмоб «я не боюсь сказать», и скандал вокруг 57-й школы, дискуссии о домашнем насилии и пытках в тюрьме, споры об исторической памяти и ответственности сталинских палачей («дело Карагодина»). Рефлексирующая часть общества начинает осознавать моральный тупик, в котором мы все оказались, и тот заговор молчания, которым окружены проблемы насилия, унижения и травмы. Это именно те вопросы, о которых много лет говорит Звягинцев, включая проблему немоты, разрыва коммуникации.

В условиях, когда нет ни государства с социальной политикой, ни социально ответственной и близкой человеку церкви, ни культуры публичного диалога по вопросам семьи, детства, отношений полов, его фильмы ставят те самые фундаментальные моральные вопросы, о которых мы предпочитаем молчать — или давать на откуп циничным популистам типа Милонова и Мизулиной. Если задуматься, то Андрей Звягинцев сейчас в России главный по скрепам — настоящим, а не придуманным пропагандой. Но власть никогда не признает за ним этой роли, предпочитая ограничения в прокате и шельмование в печати, как это было с «Левиафаном».

Один из сквозных образов «Нелюбви» — сигнальная лента. В самом начале фильма мальчик находит её в лесу, привязывает к палке и забрасывает на дерево. Проходят годы, рождаются новые дети, но лента по-прежнему там. Звягинцев словно обнёс наше общество этой лентой, обозначив по периметру контуры гуманитарной катастрофы и моральной трясины, в которую мы погрузились.

Подобно пушкинскому «кровавому мальчику», его пропавший ребёнок говорит о фундаментальном преступлении, лежащем в основе нашего мнимого благополучия, о вещах, которые мы безуспешно пытаемся забыть. Именно поэтому его фильмы так безжалостны, так дискомфортны и столь обязательны к просмотру.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Отличный текст!
________________________________________

У меня тоже перед глазами есть пара историй тотального морального разложения людей, которых ещё недавно я считал своими друзьями. Что сказать, Россия — страна рабов, которые страстно желают взять кого-нибудь в рабство, чтобы компенсировать своё (и не замечать его), не чураясь даже собственных друзей, жен или детей, и картина эта не меняется из века в век. Может быть, это и есть та национальная идея, о которой перманентно все говорят?
________________________________________

Проблема нашего общества заключается и в том, что люди не хотят смотреть такие фильмы, ибо сейчас в кино ходят, только чтобы отдохнуть душой и телом, посмеяться, полузгать попкорном и попить колы. Я пошёл на этот фильм один, однако хотел пойти с девушкой — она отказалась под предлогом "я не хочу плакать и напрягаться". Потом хотел с другом, который сказал, что "у нас и так куча дерьма происходит вокруг, зачем лишний раз на это смотреть". Мне 20 лет, и я уже вижу это аморфное состояние своего поколения, которому такое кино попросту не нужно. Как побуждать молодых людей ходить на такие фильмы и вообще, нужно ли их побуждать ходить на подобное? Ведь таким кино действительно можно и нужно гордиться.
________________________________________

Согласен с Вами.
________________________________________

Фильм производит сильное впечатление. Хочется обрести "счастье". Кажется, что для этого достаточно поменять свои "социальные параметры". Однако всё не так просто.

Вот, герои фильма считают, что если б сына не было, как бы замечательно сложилась их жизнь. Ну, вот, и нет мальчика… (по фильму непонятно, то ли убили, то ли не нашли, что и не важно). А счастья как не было, так и нет, только страдания стало ещё больше.

Об этом же и сексуальные фрагменты, где "значительно более старший" самец стремится доказать, что он "вполне соответствует", а молодой женщине через секс нужно обрести душевную близость. Пустота и страдание…

Русофобии, социалки (как в "Левиафане") и, тем более, проблемы внутрисемейных отношений в фильме нет. Это чисто "библейский" сюжет.

Потрясающе сняты эпизоды: кажется, что ты сам ходишь с волонтёрами по заброшенному строению. А, вот, исходный посыл неправдоподобен. Получается, что два вменяемых, немаргинальных человека могут придти к консенсусу только путём убийства собственного сына. Не верю.
________________________________________

Так никакого консенсуса нет: после смерти сына и он и она в новых семьях выстраивают ту же самую модель отношений — равнодушие и пустота. Всё повторяется, они не умеют любить, нелюбовь, как проклятие, опустошила их. Вменяемые, немаргинальные? Это ещё спорный вопрос…
________________________________________

То, что показано в фильме, есть в любой стране мира, и преподносить это, что только Россия "Уродина", как пел Шевчук, политически предвзято. Здесь проблема не страны или политического строя, здесь проблема человеческой души. Как писал Достоевский — Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.
________________________________________

Найти настоящие скрепы. Есть такие? Ну, нашли, настоящие, дальше что? Или это основы мнимого благополучия. Чьего мнимого благополучия? Чьё наше государство?
________________________________________

Проблему показал, а в финале решение и выход не осветил. Есть, над чем поработать автору.
________________________________________

Решение и выход — только в Ваших (наших) руках. Каждый молодец своего — инфаркта кузнец.
________________________________________

Рецензия очень понравилась, спасибо автору!
________________________________________

Смотрела фильм в практически пустом зале, обидно, но что тут поделаешь? В кинотеатры сейчас ходят совсем юные, которым авторское кино вряд ли интересно. На мой взгляд, "Нелюбовь" — лучший фильм Звягинцева. Многое узнаваемо и понимаешь, что "нелюбовь" стала в нашей жизни обыденной и привычной, кажется, что по-другому и не бывает.
________________________________________

Что-то прочитала и даже всплакнула…
________________________________________

Очередной русофобский фильм посредственного режиссёра. Чтобы снять такую чернуху много ума не надо. Ему бы извиниться и завязать после левиафана, но нет, от грантов тяжело отказаться. А слово Родина для таких — пустой звук.
________________________________________

Это фильм для людей, а не для приматов…
________________________________________

Так редко нынче попадаются на глаза умные, профессиональные, глубокие по мысли и широкие по охвату реальности рецензии. Спасибо.
________________________________________

Спасибо автору за рецензию.
________________________________________

Потрясающий фильм, глубокая рецензия, спасибо. "…гениальная последняя сцена в морге" — сняли с языка.
________________________________________

Придётся посмотреть.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Сергей МЕДВЕДЕВ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Интересное (0)
  • Нравственность (0)
  • Общество (0) > Культура (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 21.09.2017 - ПРОВЛАСТНЫЙ ФИЛЬТР ОППОЗИЦИИ
  • 21.09.2017 - ТЕЛЕКАНАЛ «КУЛЬТУРА» ПРЕКРАТИЛ ВЕЩАНИЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ «ЕВРОНЬЮС»
  • 17.09.2017 - АВТОБАТ
  • 16.09.2017 - ОН ВАМ НЕ ПЕСКОВ
  • 08.09.2017 - РОСТОВСКИЙ РЕЦЕПТ
  • 06.09.2017 - СРЕДНЕВЕКОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
  • 05.09.2017 - КАК ЖИТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?
  • 03.09.2017 - ТРАГЕДИЯ В БЕСЛАНЕ — НЕ ЗАТУХАЮЩАЯ БОЛЬ
  • 01.09.2017 - ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ВИРУСОЛОГА
  • 31.08.2017 - «ЕДИНАЯ РОССИЯ» И «ЯБЛОКО» РАЗОШЛИСЬ ВО ВЗГЛЯДАХ НА СИРИЮ
  • 28.08.2017 - НЕТ У НАС НЕПРИКАСАЕМЫХ
  • 27.08.2017 - ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА ДЕНЬГИ
  • 26.08.2017 - ДАВАЙТЕ НАЗЫВАТЬ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ
  • 25.08.2017 - КОГО САЖАЮТ ВОРЫ
  • 25.08.2017 - ЗАДЕРЖАНИЕ СЕРЕБРЕННИКОВА КАК СТАРТ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ ПУТИНА
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru