Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Культура > Публикация
Культура

[13.08.2017]

ТАНЦЫ КОНЧИЛИСЬ…

Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ: журналист


Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ:


Скандальный балет «Нуреев» по меркам сегодняшнего Кремля порождает вредные иллюзии — насчёт того, что современный художник в России всё-таки может творить свободно, без оглядки. Теперь художник ещё раз может убедиться в том, что при нынешней системе взаимоотношений власти и культуры главную партию — независимо от сюжета — в любом спектакле всегда будет играть Кремль, в соответствии со своими представлениями о прекрасном. На обломках «Нуреева» власть сегодня ставит собственный спектакль, играя в нём главную и единственную роль — при не смеющей слова сказать публике.


За три дня до премьеры балета «Нуреев» постановки Кирилла Серебренникова в Большом театре её отменили, притом что все билеты на спектакль были уже распроданы, а все приглашения в иностранные посольства разосланы. Для Большого театра это беспрецедентно — даже по советским меркам…

Десятого июля директор Большого театра Владимир Урин собрал специальную пресс-конференцию, чтобы рассказать о причинах отмены спектакля, а по сути — повторить сказанное прежде: «Спектакль не готов». Авторы — композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, автор либретто, сценограф и режиссёр Кирилл Серебренников (команда, которая в минувшем сезоне поставила триумфальный балет «Герой нашего времени») — на пресс-конференции отсутствовали.


ПРОПУЩЕННОЕ ЗВЕНО

Вообще-то нечто подобное уже бывало с театрами в новейшей России — на региональном уровне. Но в нынешней истории бросается в глаза отсутствие какого-то важного элемента — такого, к которому все уже привыкли, когда речь идёт о громком скандале в культурном учреждении (а это, безусловно, скандал сезона). Ну конечно, не хватает «возмущённой общественности», оскорблённой премьерой «Нуреева», — каких-нибудь круглосуточных казаков, писем неизвестной прежде «организации матерей» или военизированной группировки, которая взяла бы Большой театр в символическое кольцо, чтобы не допустить распространения скверны.

Решение отложить премьеру в ответ на требования «общественности» было бы привычным по нынешним временам шагом — а то, что спектакля ещё никто не видел, едва ли может считаться значимым аргументом, как мы уже убедились на примере фильма «Матильда». Тем более что содержание «Нуреева» заранее известно: это о непростой жизни выдающегося танцовщика, в том числе и о его романе со знаменитым датским танцовщиком Эриком Бруном — то есть спектакль, по нынешним меркам, просто-таки создан для оскорбления чувств всех заинтересованных сторон…

Но, несмотря на всю скандальность, никто постановку публично не проклинал, не пикетировал, то есть «общественность» в эти дни как раз хранила необъяснимую выдержку и молчание и угрюмо, надо полагать, покупала билеты по 15 тысяч рублей.

Это говорит нам, во-первых, о том, что все «оскорблённые чувства» живы только под кураторством Кремля, а реальному обществу до спектакля нет никакого дела. А во-вторых — что власть теперь не нуждается даже в формальных причинах для запретов. Изменилась даже не тактика, а стратегия в области культуры.

Урин два часа пытался убедить всех в «технических причинах», уверяя, что никакого давления сверху не было; кажется, ему это даже удалось. Но спустя час в ТАСС появляется сообщение, из которого следует, что министр культуры Владимир Мединский всё-таки был в курсе спектакля. Самое главное было сформулировано в одном предложении: «Ранее источник, близкий к министерству, сообщил ТАСС, что премьера спектакля была отложена по решению Мединского». Затем новость была отредактирована, теперь в ней приводится комментарий министра, который решительно опровергает любое вмешательство.

История с заменой новости подробно описана в статье «Газеты.ру». А ещё в ней появляется «неназванный источник в театральных кругах, знакомый с ситуацией», по словам которого «Мединский назвал постановку Серебренникова “шабашём извращенцев” и потребовал убрать “пропаганду”». Трудно понять, кто все эти источники и какова их тактическая цель, но легко заметить, что является их общим результатом.


ОБЛАСТЬ БАЛЕТА

Часть советской культуры 1960–1970-х годов (а балет и опера — это вообще «мирная передовая» тех лет) была устроена по принципу витрины. И роль идеологии была вовсе не в том, чтобы выжигать калёным железом скверну, а, напротив, в «тонких настройках механизма» — чтобы использовать тщательно дозированные «свободы художника» для выпуска пара внутри страны и для аргументов в споре с Западом. Эта модель витрины в 2000-е была заимствована и перенесена уже целиком на общественные институты; и главной целью множества институций, включая, конечно, и культурные, было именно демонстрировать демократию и свободу слова, в том числе и «свободу художника».

Спектакль в Большом театре о мировой звезде вольных нравов, сбежавшем из СССР, на премьеру которого пришли с жёнами кремлёвские чиновники, — такое вполне ещё можно было себе представить каких-то пять лет назад. Хотя стоит напомнить, что прокремлёвское молодёжное движение «Наши» в качестве своей первой жертвы выбрало именно Большой театр, протестуя в 2005 году против оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» (либретто Владимира Сорокина). Тем не менее, стратегия витрины ещё долго жила по инерции самостоятельной жизнью, как бы параллельно общему курсу — и Большой театр прекрасно исполнял эту роль.

Эта жизнь одновременно предполагала деполитизацию любых общественных процессов; «не надо политизировать», «это техническая (эстетическая, рабочая, этическая) проблема», «политика тут ни при чём» — это привычный язык прежних скандалов, где главной целью было убедить всех в том, что тут «никакой политики». Витрина призвана была именно скрывать от чужих глаз подковёрную борьбу интересов, которые тоже, конечно же, были.

Отличие нынешней истории в том, что витрина теперь разлетается вдребезги, никто больше не хочет даже имитировать её праздничный блеск. Она была призвана примирять конфликты или сглаживать углы. Но скандал в Большом и последовавшие за ним заявления и опровержения, наоборот, обостряют и политизируют этот конфликт до предела.

Эта «новая прямота» — существенный стилистический поворот за последние полвека. Сущностная перемена в 2017 году означает, что «витрина свободы» больше не нужна. Причём её демонтируют, что называется, средь бела дня, у прохожих на виду, и на её месте зияет отныне только грубый, наскоро сбитый задник, обшитый картонными листами. Мы больше не собираемся даже имитировать свободомыслие, говорят нам, и мнение Запада по этому поводу нас не интересует. А наказаны за прежнюю концепцию витрины будут собственные же артисты и режиссёры — в соответствии с известной коварной логикой.


КРЕМЛЁВСКАЯ ЭСТЕТИКА

Кремль традиционно упрекают в отсутствии художественного вкуса, но парадоксальным образом эта история доказывает нам, что вкус есть. Правда, это чувство прекрасного расходится с общепринятыми — или, напротив, с экспертными нормами, но нельзя отрицать, что все его решения не лишены своеобразной эстетической завершённости и даже концептуальности.

В главном театре страны выходит балет опального режиссёра Серебренникова про «это»; причём попутно там ещё и намёк на нелёгкую судьбу творца в России (Рудольф Нуреев в 1961 году, будучи на гастролях в Париже, решил не возвращаться в СССР). Дело даже не в скандальном сюжете, просто, по меркам сегодняшнего Кремля, это, вероятно, выглядит именно что «неконцептуально». Потому что порождает вредные иллюзии — насчёт того, что современный художник в России всё-таки может творить свободно, без оглядки.

Выход такого спектакля, когда «судьба» самого Серебренникова ещё не решена (кем? когда? этого мы не знаем, тут в точности по Кафке), был бы также нарушением какой-то высшей гармонии — с точки зрения идеологии. Задачей витрины когда-то было демонстрировать именно двойственность, давать разные сигналы — вот режиссёр, к которому только что приезжал Следственный комитет, а двое его коллег арестованы, может запросто ставить спектакли (Серебренников только что представил премьеру «Чаадский» в «Геликон-опере»). Но, по-видимому, «двойственность» теперь не нужна, а культура будет превращаться в своеобразный второй фронт, где борьба за души будет вестись намеренно ожесточенно.

В любом случае всё происходящее даже полезно — например, для нынешней культурной элиты, чтобы она лишилась иллюзий насчёт «сложной симфонии» с государством. Художник ещё раз может убедиться в том, что при нынешней системе взаимоотношений власти и культуры главную партию — независимо от сюжета — в любом спектакле всегда будет играть Кремль, в соответствии со своими представлениями о прекрасном. На обломках «Нуреева» власть сегодня ставит собственный спектакль, играя в нём главную и единственную роль — при не смеющей слова сказать публике.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Известно, что на прогоне, то есть генеральной репетиции зрители, а это экспертная группа специалистов, 7 минут аплодировали стоя. На спектакле присутствовал Роман Абрамович, очевидно, читал сценарий и предполагал отмену премьеры.
________________________________________

Когда всё "завёрнутое" поставят за рубежом, историку с дисером останется только плакать… Впрочем, его роль совсем не в этом, как показывает реальность.
________________________________________

Да он же и будет ходить на эти зарубежные премьеры, когда уже будет свободен от занимаемой должности. Дело ведь не в том, что Серебренников поставил неправильный спектакль, а в том, что кресло министра нужно отрабатывать, чтобы оставаться в нём как можно дольше.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Противозаконные преследования (0)
  • Власть (0) > Бюрократизация (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Власть (0) > Цензура (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 11.12.2017 - «ЯБЛОКО» ВЫДВИНУЛО ИСТОРИКА ЮРИЯ ДМИТРИЕВА НА ЗВАНИЕ ЛАУРЕАТА ГОДА КАРЕЛИИ
  • 11.12.2017 - РОССИЯН ПУГАЮТ СЛУХИ О РУТЕНИИ-106
  • 10.12.2017 - ОСТАНОВИТЬ МРАКОБЕСИЕ
  • 10.12.2017 - ПОЧЕМУ ВЛАСТЬ НЕ БОРЕТСЯ С ПРАВОСЛАВНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ?
  • 09.12.2017 - Я САМ, КОГДА НА ДУМУ НАСМОТРЮСЬ, СЕБЯ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ УВАЖАЮ…
  • 09.12.2017 - ПАТРИОТИЗМ ИЛИ ЭКСТРЕМИЗМ
  • 08.12.2017 - НЕПОРОЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
  • 08.12.2017 - «ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЛО»
  • 07.12.2017 - НАТАЛЬЯ КАЛИНИНА ЗАНЯЛА ВТОРОЕ МЕСТО ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ «СМИРОТВОРЕЦ»
  • 07.12.2017 - ПУТИН СДЕЛАЛ «ПОДАРОК» ИЗБИРАТЕЛЯМ
  • 06.12.2017 - РЫЦАРИ МОЧИ И КИНЖАЛА
  • 06.12.2017 - ОПЫТ НЕСОГЛАСИЯ
  • 05.12.2017 - СКРЕПЫ, ОБОРОТНИ И ВИДЕОКАМЕРЫ
  • 05.12.2017 - КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ
  • 04.12.2017 - ЗАЯВЛЕНИЕ ТАТАРСТАНСКОГО «ЯБЛОКА»
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru