Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Культура > Публикация
Культура

[26.05.2018]

ПОИСК СЧАСТЬЯ И СТРАХ ОДИНОЧЕСТВА


С 2016 года российское общество стало открывать для себя проблемы молодёжи. Паника вокруг групп смерти, неподдельный интерес к интернет-культуре, удивление от возросшей политической активности «школьников» подстегнули интерес антропологов, культурологов, политологов и журналистов. Выяснилось, что жизненные и идеологические установки, ценностные ориентации, взгляды и планы на жизнь, формы политического участия у 15–25-летних отличаются от старших поколений.



Как это будет сказываться на политике, культуре и обществе сейчас и в будущем? Здесь представлены фрагменты из посвящённой этим вопросам публичной дискуссии, организованной Сахаровским центром в апреле 2018 года. В ней принимали участие исследователи молодёжи, а также студенты, которые говорили от себя.


          ЧЕГО ХОЧЕТ СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖЬ?

     Влада Гехтман, сотрудник исследовательской компании Validata:

По заказу Сбербанка мы провели качественное исследование с молодёжью 14–22 лет в Москве, Саратове и Барнауле. Беседовали с их родителями и преподавателями. Основные выводы изложены в нашей презентации.

Все знают, что это поколение «живёт в интернете». Но мы не представляем себе, насколько. Сравнивая обычные и онлайн-интервью, мы увидели, что свободнее они себя чувствуют именно в онлайн-реальности. Онлайн для них — это не часть жизни, а полноценная жизнь, в которой они свободны. Девочки могут не подойти знакомиться к мальчикам, пока не изучат его страницу «ВКонтакте». Всё, что происходит в их жизни, они черпают из онлайн-реальности.

Это поколение воспринимает информацию клипово, небольшими кусочками. Средний период концентрации — 8 секунд (ещё в 2000 году было 12). У золотой рыбки — девять. Можно ужасаться, но на самом деле это преимущество: информации очень много, и благодаря умению быстро переключать внимание молодые люди легко в ней ориентируются. Воспринимаемая ими информация должна быть наглядной. Длинные тексты воспринимаются плохо. Слова замещаются картинками, стикерами, смайликами.

Информации много, она стремительно меняется, поэтому долгосрочных трендов нет. Социальные сети формируют ощущение потока: то, что модно сегодня, вскоре может быть забыто. Музыка, сленг стремительно стареют, модные блогеры быстро сменяются другими. Нет «обязательных списков». Когда я была юной, мы знали: нужно обязательно посмотреть определённые фильмы, прочитать книги. Сейчас можно смотреть «Игру престолов», а можно «Сверхъестественное» или корейские сериалы, как в Барнауле. Каждый волен делать что хочет.

Весьма смазанным выглядит конфликт поколений. Родители, конечно, ругают детей, но в то же время стремятся с ними дружить, общаться, не ломать через коленку. Нередко родители и дети говорят друг о друге с нежностью, что не было принято раньше. Многие родители понимают, что дети в чём-то превосходят их, а дети — что факт старшинства и опыта не делает взрослых лучше, умнее, значимее. Это относится и к педагогам. Они жалуются, что в новой реальности сложно: «Нас воспитывали так: нельзя — значит нельзя. А им надо объяснять, доказывать…». Молодое поколение готово спорить, возражать, отстаивать свою позицию и не видит в этом героизма.

Поколение Z не может без социального взаимодействия. Они всегда в компании, в постоянном контакте, всё время на связи. Быть одному немного страшно и трудно. Умение устанавливать контакт, завязывать отношения очень важно и ценится.

Когда мы разговаривали с молодёжью три года назад, ещё была идея постепенного движения по карьерной лестнице. Сейчас эта модель сломалась. Перед глазами примеры родителей, переживших кризисы, и рассказы старших о 1990-х. Они знают: в какой-то момент всё может пойти не так. Поэтому непонятно, как постепенные усилия могут привести к цели. Сама идея напрягаться, вкладывать усилия весьма непопулярна. Девочка думала стать историком, решила сдавать ЕГЭ по истории, начала учить даты, поняла — «не моё». Таких историй множество.

По сравнению с исследованием трёхлетней давности эти ребята проявляют меньше конформизма. Они не скандалят открыто, не бунтуют, не говорят: «Вы дураки, и всё делаете неправильно». Такого нет. Они слушают, а делают по-своему. Не бунт, а тихое сопротивление. Например, можно пойти в вуз, на котором настояли родители, а после второго курса его бросить.

Мы были поражены, насколько наши собеседники 14–22 лет настроены искать себя, свой путь, своё место в жизни. Это задача №1. В новой модели воспитания родители говорят: «Главное, чтобы ты был счастлив, для этого надо найти свой путь». Так говорят и продвинутые учителя. Это транслируется и массовой культурой. Свой путь — залог счастья, если он найден, у человека всё получается.

Изменилась трактовка успеха. Теперь счастье — это и есть успех. Успешен тот, кто счастлив. Успех меряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни, удовольствием. Вот слова 17-летнего москвича: «Много денег, работа — по мне, это глупости. Много денег для счастья не надо. Я думаю, счастье — это семья, любимая работа, увлечения, друзья».

Наша молодёжь, в отличие от американцев 16–19 лет, совсем не занимается волонтёрством. Наши говорят так: сначала подумай о себе, а потом о Родине. Нужно сделать комфортной свою жизнь, а когда будет возможность — заботиться о других.

Это поколение выросло в атмосфере родительского одобрения и поддержки («ты молодец», «ты сможешь», «я в тебя верю», «как замечательно ты справился») и ожидает похвалы и признания за любое своё действие. Эту привычку сильно подпитывают соцсети и лайки, которые все подсчитывают. Они так и говорят: «Раньше люди просто ездили и смотрели достопримечательности, а теперь мы фотографируем, выкладываем и смотрим, скольким людям это понравилось». Признание должно быть социальным, очевидным, заметным. Меня должны знать все, я должен быть популярен.

Свобода, в которой это поколение растёт, вызывает затруднение и растерянность: «Ты стоишь на перекрёстке и не знаешь, куда податься». Родители тоже растеряны и, когда их детям нужно выбрать путь, снимают с себя ответственность: «Почему я буду за тебя решать?» Это проблема: многие не знают, что делать. Карьера родителей не образец: в офисе работать не очень хочется. При этом, поскольку молодые люди очень ориентированы на социальное признание, у них есть сильно выраженный страх одиночества и социального несоответствия. Быть одиночкой не значит быть «крутым». Одиночка — это лузер, выпавший из социума, одиночество не интерпретируется как независимость и свобода. Самое важное для них — семья и друзья; все очень боятся быть одни.

Три года назад в будущее молодёжь смотрела с оптимизмом. Сейчас: «Ой, так страшно про это думать». Будущее — туманное, непонятное, горизонт планирования минимальный, с простыми целями: сдать экзамены в школе, сессию в институте, получить диплом. Все они очень хотят найти «свой путь», быть счастливыми. Но очень страшно с этой задачей не справиться, разочаровать родителей, не оправдать возложенных ожиданий. Эти ожидания приходят в противоречие со страхом будущего. Поэтому многие молодые люди делают конформный выбор, ставя перед собой простые, не амбициозные цели, чтобы самим не разочароваться и других не разочаровать. Работа, семья, домик, дети, собачка — нормальная жизнь, простое счастье.

     Мария Волькенштейн, президент исследовательской компании Validata:

Произошла революция в том, как молодёжь воспринимает информацию, и как информация на неё влияет. Мало кто из взрослых знает, что такое ГДЗ — готовые домашние задания. А поколение Z, получив домашнее задание, просто вбивает его номер в интернет и переписывает готовое решение. Вся система образования не успевает за революцией, которая происходит с молодёжью. Но парадокс в том, что эта молодёжь фантастически вялая. Сочетание очень странное, но поколение Z — спокойное, конформное и очень милое. У него пропадает различие «свой — чужой». Раньше люди определяли это по музыке, фильмам, книгам, каким-то знакам. Сейчас их нет. У каждого свой чек-лист, их элементы редко совпадают. Они очень индивидуалистичны; субкультуры вымываются, почти пропадают.

     Денис Волков, социолог Аналитического центра Юрия Левады:

В отличие от коллег я занимаюсь количественными исследованиями, это позволяет видеть долгосрочные плавные тренды. И мне кажется, сказанное выше относится не ко всей молодёжи, а к её «интеллигентной» части, к части городского класса. Действительно, произошла революция в пользовании интернетом и соцсетями. Регулярно пользуется у нас интернетом порядка 70% населения, а соцсетями — 60%. Среди молодёжи до 25 лет это практически все. У молодых ещё пару лет назад интернет впервые обогнал ТВ как источник информации.

Однако информированность молодёжи о политических событиях примерно вдвое ниже, чем в старших группах, а интерес к политике меньше. Политика редко входит в её спектр интересов. Даже у Навального в молодёжной среде поддержка выше, чем в среднем, но знают о нём среди молодых меньше (как и о других политиках). Молодёжь не знает ни о сталинских репрессиях, ни о событиях 1990-х. Нет понимания и нет интереса.

Примерно у 40–45% населения нет политических взглядов. У молодых эта цифра доходит до 65%. Наверное, впоследствии их свобода от ТВ скажется, но пока картина мира в целом похожа на картину мира родителей. Рейтинг Путина, оценка присоединения Крыма, отношение к США как к врагу — по всем этим вопросам молодёжь даже превосходит население в целом в консерватизме. Конечно, до них проще дотянуться через соцсети, и мы видим, как Навальный это делает. Но это только начало процесса.

     Любовь Борусяк, доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ:

Различия внутри поколений часто бывают больше, чем между поколениями. Когда говорят о поколении Z, кажется, что мы имеем дело с чем-то цельным. Это не так. Быстро происходят изменения, связанные с жизнью в интернете, всё остальное меняется гораздо медленнее. Даже про клиповое мышление мы говорим уже лет пятнадцать. Ему подвержены все. Нет ни одной ТВ-передачи, которую смотрят целиком, если фильм досмотрели на одну треть — это успех. Обычно смотрят меньше. Дружеские отношения между детьми и родителями — тоже тренд, пока не ставший нормой. А степень конформизма у молодежи во многом зависит от гендерных ролей. Девочкам с детства внушается, что надо быть послушными, мальчики более самостоятельны.

Сейчас молодёжь растёт в условиях гиперопеки: родители испытывают большой страх за детей. Родители 16-летней девочки в интернете обсуждают, можно ли отпустить её ночевать к подруге, и все говорят, что нельзя. Это норма. Четверть века назад такого страха не было. Время ощущается как опасное, родители хотят по возможности дольше оберегать, опекать детей и держать их под своим крылом. В ответ на это одни хотят вырваться из-под опеки, а у других, наоборот, формируется ещё больший конформизм.

     Анна Сорокина, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ:

Мы проводим и количественные опросы, и фокус-группы. Действительно, у поколения Z предельно короткий горизонт планирования: сдать экзамен и выспаться. О том, что будет через 10 лет и далее, они не задумываются, это что-то непредставимое. Политическую повестку молодёжи формируют соцсети: 70% получают новости из «ВКонтакте». Очень распространены иждивенчество и родительская опека.

В этом году на фокус-группы, которые мы собирали в нескольких городах, студенты впервые приходили с родителями. Они боятся, что 20–24-летний «ребёнок» скажет что-то лишнее — даже в условиях анонимного участия… Выбор вуза тоже часто обусловлен родителями. Это поколение очень опекаемо.

Клиповое сознание влияет на отношение к политике. Мы привыкли, что если человек, скажем, выступает за свободу слова и соблюдение прав человека, то он не будет сталинистом. А в рамках фокус-групп студенты могут долго размышлять о том, что в современной России нет демократии, мы ущемлены в правах, интернет цензурируется. Потом мы спрашиваем: каким должен быть идеальный политический лидер? Они отвечают: «Как Сталин. Путину жестокости не хватает, поэтому у нас коррупция»… Добавить к Путину сталинских черт, и ещё, чтобы была демократия — вот наилучший режим…

На наших группах было много студентов, которые состоят в общественных организациях типа «Молодой гвардии Единой России» (МГЕР). В регионах это один из карьерных лифтов. Там эти организации менее политизированы, чем в Москве. Многие студенты, состоящие в МГЕР, с удовольствием пришли на митинг Навального.

Россию в будущем они видят в позитивных красках. Бастион мира, великая возрождающаяся держава. Те, кто за «Крым наш», уверены в великом будущем России и позитивно оценивают Путина. Те, кто против, размышляют о будущем в пессимистичных тонах, но альтернативы Путину не видят. Лишь 2–3% студентов, размышляющих о стране и своей роли в ней, употребляют местоимение «я»: я буду, я сделаю. Остальные думают в терминах «кто-то сделает». Отношение к США как врагу не мешает желанию жить и работать в США и Европе… Для многих это мечта.

     Олег Журавлёв, сотрудник Лаборатории публичной социологии (PS Lab):

Есть большой соблазн увидеть в молодёжи новый субъект политики. Мы видим на фотографиях с митингов много молодых людей, об этом пишут журналисты, потом их слова подхватывают эксперты, рассказывают нам о молодёжи. Думаю, нужно избегать соблазна видеть в молодёжи некую специфическую и однородную группу, которая отличается от старших. Некоторые эксперты уже заявили о «новом субъекте политики» и дали ему характеристики. Однако то, что говорится о молодёжи, можно сказать и обо всех остальных. Короткий горизонт планирования характерен для всех россиян в отличие от жителей других стран, которые планируют свою жизнь на пенсии.

Аполитичность, но также и то, что сейчас политика становится модной, тоже характерно для всех. Якобы противоречие между любовью к демократии и любовью к Сталину мы наблюдаем в самых разных поколениях. Как и индивидуализм, стремление к самовыражению и счастью. Это приметы эпохи, касающиеся разных поколений.

В чём молодёжь действительно отличается — это поведением в интернете. Молодёжь хорошо освоила поиск информации. Также важно, что субкультуры уходят, на их месте вырастают новые механизмы солидарности и противопоставления себя другим. Очень важно, что поколение Z сформировалось и взрослело в новых условиях, в новом контексте.

В середине и даже конце 2000-х годов публичная политика была маргинальной, государство было деполитизированным, выстраивая свою легитимность на аполитичности. Болотная в 2011 году стала первым опытом политизации. Теперь же политика стала фактом общественной жизни. Есть оппозиционеры, среди них популярные культурные деятели. Государство на это тоже ответило политизацией, продемонстрировав, что может не только зарабатывать деньги на нефти, но и присоединять другие территории, устраивать массовые митинги, участвовать в войнах и так далее. Весь этот новый ландшафт говорит о том, что сегодня у молодёжи новые условия взросления. Как они сработают — большой вопрос.


          ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ВАС ПОНИМАЕМ? ВОПРОС К МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ

Ева, студент:
Наши родители всегда говорили: ставь планку выше. А мы говорим: ставь планку ниже. Если у тебя нет ожиданий, ты не сможешь их не оправдать. Это довольно простой подход к жизни. Наши ожидания занижаются ещё и потому, что мы стали более открытыми и допускаем ошибки. Мы знаем, что, даже если ты стараешься, ты не обязательно придёшь к успеху. Это вполне возможная ситуация. Это не значит, что ты неудачник. Не нужно ставить себе цели долететь до Луны, если ты можешь на Земле что-то хорошее сделать. Не нужно ожидать от нас, что мы перевернём мир. Многие хотят «жить для себя». Зачем поступать в университет сразу после окончания школы, если можно несколько лет просто пожить и подумать, чего мы хотим от этого мира. Всё чаще студенты уходят из университета на первом курсе, чтобы подумать, чего они хотят.

Рина, студент:
Говорилось, что наше поколение — конформистское, милое и «няшное». Мне кажется, что ребята моего возраста, скорее, лицемеры, чем конформисты. Наше поколение будет скорее удивлять, чем станет податливым. Друзья, ходившие на митинг, шли с осознанной целью: коррупция — зло, в России всё плохо, и они готовы об этом кричать. Настроение такое: мы терпели, но натерпелись, больше нельзя.

Студент:
Представьте себе студентов, через два года оканчивающих магистратуру в Москве. В общежитии им скажут «до свиданья», и надо где-то жить, а в родной город возвращаться не хочется. Надо работать — отсюда конформистский дискурс. Большинство против того, чтобы ходить на митинги.

Семра, студентка:
Мы не конформисты, а скорее творческие индивидуалисты. Мы открыты к диалогу, и не надо нас называть инертными и вялыми. И на митинг многие выходили потому, что давно наблюдают за протестным движением.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Речь идёт о поколении Z.RU, если я верно понял.
________________________________________

Очень интересная статья, тема интересная и важная.
________________________________________

"Различия внутри поколений часто бывают больше, чем между поколениями. Когда говорят о поколении Z, кажется, что мы имеем дело с чем-то цельным. Это не так." Золотые слова. Собственно этими словами можно было начать и закончить эту статью.
________________________________________

Думаю, правильней было бы ассоциировать "жизнь в интернете" не с поколением, а со временем. Те из 30-40 летних у кого мозги не закостенели, тоже не имеют ни малейших проблем при взаимодействии с интернетом. А кто-то и в более зрелом возрасте наслаждается всеми прелестями 21-го века.
________________________________________

Это поколение не даст себя эксплуатировать, не попадётся на удочку "ты лучший" или "выше, быстрее, сильнее", не будет строить какой-нить очередной –изм, и это радует. Оно снизит потребление. А это копец капитализму. Без спроса капитализм не выживет. Вы делаете вид, что платите, а мы даже не планируем на вас работать, мы даже не делаем вид. Знание языков позволит легко покинуть эту страну, где повышать планку нет смысла, при малейшем напряге.

Я, общаясь с французами, немцами, итальянцами уже давно заметил, что их адаптация к капитализму выражается именно в формировании правильных ценностей, но у них капитализм просто раньше начался. Простая формула: У меня это есть — и я этим удовлетворен. Я не буду тратить свою жизнь на дядю. На эфемерную карьеру и т.д. Я просто живу, и вы не заставите меня на вас пахать. Главная ценность — моя жизнь.

"Мы знаем, что, даже если ты стараешься, ты не обязательно придёшь к успеху". Это значит, что социальные лифты встали. Всё везде схвачено, и если ты не сын (дочь), то…

Тогда люди уходят в жизнь — и это правильный эскапизм, это внутренняя эмиграция. Такое уже было в застой в СССР. А чем кончилось…
________________________________________



ИСТОЧНИК

Борис Грозовский

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Образование (0)
  • Интересное (0)
  • Общество (0) > Молодёжь (0)
  • Общество (0) > Социология (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 15.06.2018 - СТАЛИНИЗМ БЕЗ ФАВОРИТОВ
  • 10.06.2018 - КАК ЖИВЁТСЯ НЕГРАМ В РОССИИ
  • 30.05.2018 - КУЛЬТ НАСИЛИЯ
  • 27.05.2018 - ГЕНРИ ФОРД И ПРОБЛЕМА РОСТА
  • 26.05.2018 - КИМ НЕ ОТКАЖЕТСЯ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
  • 25.05.2018 - УМОМ НУЖНО ВЫДЕЛЯТЬСЯ
  • 25.05.2018 - ОДИНОЧЕСТВО ПОЛУКРОВКИ
  • 15.05.2018 - ТАКАЯ ОЧЕНЬ СУВЕРЕННАЯ СТРАНА
  • 10.05.2018 - СТЫДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
  • 04.05.2018 - МИХАИЛ ГОРБАЧЁВ РЕФОРМАТОР
  • 28.04.2018 - НОВОЕ АБСОЛЮТНО НЕСОВЕТСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ
  • 07.04.2018 - ТРАДИЦИЯ ПОДРЫВНОЙ ПОЛИТИКИ
  • 06.04.2018 - АМНИСТИЯ ПУТЧИСТОВ
  • 04.04.2018 - ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОЖАР
  • 28.03.2018 - РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru