Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Культура > Публикация
Культура

[17.06.2018]

АТАКА НА КАРТИНУ РЕПИНА

Олег КАШИН: российский телеведущий, российский политический журналист и писатель, ведущий авторской программы «Кашин. Гуру» на телеканале «Дождь» с сентября 2015 года


Олег КАШИН:


Картины Репина известны всем с детства, Репин — наш культурный код, а Ивана Грозного в этом коде нет, его нет даже на памятнике тысячелетию России в Великом Новгороде, и вообще до Потомского Ивану Грозному памятников не ставили. Без Ивана Грозного Россия возможна, без Репина — нет.


Три года назад директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с другими руководителями московских музеев подписала открытое письмо с требованием наказать активистов движения «Божья воля», повредивших на выставке в Манеже несколько скульптур Вадима Сидура. Трегулова и её коллеги требовали защитить Манеж от вандалов, потому что иначе «ни один музей в нашей стране не будет застрахован от погрома людьми, считающими себя вправе поднимать руку на то, что является культурным достоянием общества и государства». Теперь самое время вспомнить это мрачноватое предсказание — спустя три года после него человек, называющий себя поклонником Ивана Грозного, уже в ведомстве самой Трегуловой, в Третьяковке напал на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» — полотно повреждено, вандал задержан, комментаторы рассуждают об атмосфере ненависти.

2018 год закончится ещё нескоро, но в историю отечественного музейного дела он уже вошёл и стоит теперь через запятую с 1985 годом, когда в Эрмитаже вандал облил серной кислотой «Данаю» Рембрандта. Ранжировать преступления — последнее дело, но атака на «Ивана Грозного» всё же больше напоминает трёхлетней давности атаку на Сидура, а не историю с «Данаей». Рембрандт в Эрмитаже висел двести лет, не вызывая никаких споров и конфликтов, а сюжет с убийством сына Ивана Грозного — наоборот, вечнозелёная тема исторических и политических дискуссий, обострившихся в последние годы, как считается, с подачи бывшего орловского губернатора Вадима Потомского, который открыл в Орле памятник Ивану Грозному и настаивал на том, что Иван-младший умер сам по дороге из Москвы в Петербург.

О том, что Иван Грозный не убивал своего сына и был оклеветан врагами, говорил и Владимир Путин. Даже если воронежец Игорь Подпорин, разорвавший картину Репина, действительно, как он утверждает, выпил водки и утратил контроль над своими действиями, эти действия невозможно отделить от контекста — человек не просто напал на картину, а включился в большой спор по её поводу, то есть поступил не как музейный сумасшедший, а как «православный активист» того типа, который так хорошо знаком всему московскому художественному сообществу — такие люди ходят по спектаклям и выставкам, срывают их, портят работы художников, и их визиты, кажется, уже проходят по категории обязательных рисков для любого художественного мероприятия. Просто до сих пор в зоне риска находилось исключительно современное искусство, а тут — чуть ли не первое посягательство на национальную классику.

Классика бесспорнее Репина — только иконы. Репин, если ориентироваться на аукционы — самый дорогой русский реалист. Репину стоит памятник около Третьяковки. Картины Репина известны всем с детства, Репин — наш культурный код, а Ивана Грозного в этом коде нет, его нет даже на памятнике тысячелетию России в Великом Новгороде, и вообще до Потомского Ивану Грозному памятников не ставили. Без Ивана Грозного Россия возможна, без Репина — нет.


Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына

Три года назад Зельфира Трегулова и её коллеги требовали строго наказать вандалов, испортивших работы Вадима Сидура. Формальный ответ музейному сообществу дал суд, фактически никак не наказавший активистов «Божьей воли» — они были оштрафованы на тысячу рублей каждый, а лидер движения Дмитрий Цорионов-Энтео получил десять суток административного ареста. Демонстративно мягкое наказание — куда уж более понятный сигнал, но удивительное дело, именно после того мягкого наказания история «Божьей воли» и лично православного активиста Энтео закончилась. Не было больше ни разбитых скульптур, ни сорванных спектаклей, ни порванных футболок — вся активность, на протяжении нескольких лет шокировавшая и пугавшая интеллигенцию, остановилась и сошла на нет.

Фильм Кирилла Серебренникова «Ученик», фактически посвящённый Энтео, вышел всего через несколько месяцев после погрома в Манеже, но обличительный пафос оказался запоздалым — Энтео смотрел кино о себе уже как отошедший от дел тихий пенсионер, и уже совсем немного времени оставалось до его превращения в нынешнего Энтео, соратника и друга Марии Алёхиной из Pussy Riot, человека, попадающего в полицию совсем не за православный активизм. Может быть, из чьих-нибудь мемуаров мы узнаем, что на самом деле случилось с движением «Божья воля» осенью 2015 года. Сейчас можно только гадать, какое негласное наказание прилагалось к формальному решению суда, и кто (патриархия, администрация президента, ФСБ?) провёл тогда с Энтео работу, остановившую его блистательную активистскую карьеру, благодаря которой он в начале десятых стал едва ли не самой яркой публичной фигурой в ультралоялистском секторе уличной политики. Очевидно, разгром выставки Сидура был переходом какой-то грани (что-то похожее случилось чуть позже с «Офицерами России», наскандалившими на выставке Джока Стерджеса и тоже сошедшими после этого на нет), кто охраняет эту грань, мы не знаем — но точно не суд.

В сюжете с атакой на картину Репина действительно очень просто выстроить вот эту цепочку — нападения православных и патриотических активистов на множество выставок начиная с «Осторожно, религия», поощряемая государством архаизация во всех сферах, в том числе или даже прежде всего в культуре, загадочная реабилитация Ивана Грозного, общая радикализация нравов и всё такое. Но, когда в центре сюжета неуравновешенный человек с неопределёнными мотивациями, любой конкретный вывод по поводу его преступления будет заведомо манипулятивным. Да, надругательство над классическим полотном — самый удобный аргумент в споре о пределах борьбы за «духовные скрепы», но удобные аргументы тем и плохи, что всё их удобство, как правило, обусловлено многими натяжками и допущениями. Воронежскому вандалу никто не мешает при очередном допросе заявить, что он напал не на Репина, а именно на Ивана Грозного, потому что тот был кровавым царём и душегубом — изменит ли это что-нибудь? Разумеется, нет.

Единственный факт, который есть в этом сюжете — повреждение картины, всё остальное так или иначе — лирика, злоупотреблять которой было бы нечестно. Напал бы Подпорин на картину, если бы губернатор Потомский не поставил Ивану Грозному памятник и если бы православные и патриотические активисты не приучили общество к тому, что врываться на выставки и спектакли в порядке вещей? Душа вандала — потёмки, и точного ответа не знает никто.

Но вопрос о вандале можно задать и иначе. Человек, испортивший тридцать лет назад «Данаю», пронёс в Эрмитаж склянку с серной кислотой. Вандал, повредивший картину Репина, ничего с собой не приносил. Орудие нападения стояло прямо перед картиной — массивные металлические столбики, к которым привязана веревка, ограждающая висящую картину от приближения вплотную. Непосредственные повреждения картине Репину нанесло стекло, которым была закрыта картина. Подпорин разбил стекло ограждающим столбиком, осколки порезали картину.

И, собственно, вопрос: смог бы вандал испортить шедевр Репина, если бы перед этим шедевром не были поставлены металлические столбики? Смог бы он повредить картину, если бы она была закрыта не обычным, а вандалоустойчивым стеклом? И, наконец, кто отвечает за установку этих столбиков и стёкол — православный активист Энтео, бывший губернатор Потомский, царь Иван Грозный, сын его Иван или директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова? Вообще-то директор — все вопросы к ней. Её поставили беречь национальное достояние, она не сберегла, хотя виновата атмосфера ненависти.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Если музей общедоступный, то реальная перспектива только одна — все ценные/спорные полотна сканировать 1:1, в зал под рамку выставляется принт на пластике, оригинал холста хранится в запаснике. Простодушные "посетители", коих большинство, не отличат — тем более, можно будет столбики с верёвочкой оставить — чтобы не залезали ближе метра и не совали нос.
________________________________________

«Без Ивана Грозного Россия возможна, без Репина — нет». К сожалению, всё наоборот. И не в школах и памятниках дело.
________________________________________

Так Репин — оппозиция? Или свой?
________________________________________

Нужно проводить планомерную и повсеместную профилакту снижения агрессивности граждан. Проводить комплексный анализ действий, приводящих к росту агрессии и непонимания, выявлять группы риска с активной агрессивной задумкой. Это позволит добиться нам потрясающего рывка в области снижения агрессии и увеличения проявлений симпатии и любви всеми ко всему. Только объединив усилия, встав плечом к плечу, и честно сказав себе, что это наша страна, и нам некуда отступать, мы сможем сдвинуть беспомощный страх в правильном направлении.
________________________________________

А может просто попробовать поднять уровень жизни, а заодно перестать накачивать обитателей данной территории агрессией? А то всякие исследования и анализ чего-то там — это как тушить пожар мочой. Хотя о чём это я?.. Ведь тогда население того гляди и думать начнёт!.. И брать ответственность на себя… А потом и лодку шатать начнёт!..
________________________________________

Молиться, поститься, слушать радио "Радонеж", ждать отскока нефтяных цен… Так победим, и наступит российское благоденствие…
________________________________________

При всём уважении к творчеству Репина эта картина политически ангажирована изначально. Этакое фрондёрство перед царизмом. Первым запретил её показывать Александр III, т.к. историю убийства уже тогда не считали достоверной, а уровня сплетни, ну и, конечно, картина, как поклёп на царские устои. Поэтому не надо лепить из неё шедевр, у таких вызывающих картин судьба такая же: вызывать ответную негативную реакцию. Впрочем, это касается всех таких картин, когда пишут не ради искусства, а потроллить ради.
________________________________________

По этой логике в зоне риска находятся все изображения (картины, иконы, скульптуры) воскресения Христа. Как исторически недостоверные с точки зрения как минимум атеистов, иудеем, буддистов… Мы настолько впали в архаику, что не в состоянии рассматривать искусство вне рамок какой-либо идеологии? И шедевры теперь — это только то, что вписывается в некую идеологическую парадигму? А всё остальное можно (или нужно) собрать да сжечь? Так это уже было много раз, и объяснялось точно так же. Хочется думать, что синдром Поклонской ещё не передаётся воздушно-капельным путём…
________________________________________

На месте Ивана мог быть Николай-2.
________________________________________

В таком случае как атеист я должен считать недостоверной и провокационной и сцену страшного суда. Помимо всего прочего, эта фантазия пугает моего малолетнего внука. Мне начать с нашей местной церкви или сразу с Сикстинской капеллы? Не могу понять, какая версия меня больше "провоцирует"… Или может для начала просто мимо пройти, не оскорбляясь в чувствах и не поддаваясь на "провокации"? Тем более на тему "события", которое якобы будет. Да и на тему события, которое произошло или не произошло, 437 лет назад. Это что, форма агрессивного эскейпизма? Тогда лучше уж в Doom, что-ли…
________________________________________

А ещё в залах Третьяковки висят огнетушители. И если бы он по картине ударил огнетушителем, то на сто процентов виноват начальник пожарной охраны?..
________________________________________



ИСТОЧНИК

Олег КАШИН

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Разжигание розни (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Власть (0) > Цензура (0)
  • Общество (0) > Ксенофобия (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 16.11.2018 - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
  • 16.11.2018 - НАША ПОБЕДА В ГИБРИДНОЙ ВОЙНЕ
  • 15.11.2018 - МОБИЛИЗАЦИЯ ВМЕСТО МОДЕРНИЗАЦИИ
  • 15.11.2018 - ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  • 14.11.2018 - УПРОЩЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ВЕРТИКАЛИ
  • 14.11.2018 - ЗАЧЕМ ПРИХОДИТЬ К СОЛОВЕЦКОМУ КАМНЮ?
  • 13.11.2018 - РЕПРЕССИИ В ТИШИНЕ
  • 13.11.2018 - КОМУ НУЖНА ВОЙНА МЕЖДУ РОССИЕЙ И США?
  • 12.11.2018 - ПРЕДЧУВСТВИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЫ
  • 12.11.2018 - ПОПЫТКА ОСТАНОВИТЬ ИСТОРИЮ
  • 11.11.2018 - ГОСУДАРСТВО ПОСТАВИЛО ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ
  • 10.11.2018 - ИНТЕРВЬЮ ВЛАДИМИРА СОРОКИНА
  • 10.11.2018 - ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
  • 09.11.2018 - ПАРТИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
  • 09.11.2018 - СУТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru