Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Культура > Публикация
Культура

[30.06.2018]

ОПАСНЫЕ ИНОСТРАНЦЫ 1957–2018 ГОДОВ


ЧМ-2018 МОСКВА

Как и зачем в России воспроизводится архаичный страх чужого и эксплуатируется снова и снова? Когда-то у такого страха было своё эволюционное предназначение — он заставлял держаться своей группы и помогать ей и только ей, а не пытаться смешиваться с чужаками. Этот страх объяснял на понятных примерах, что чужое сообщество — это «не-люди», они другие, они другое едят, по-другому размножаются и ценности у них тоже другие. В конечном итоге такой страх помогал консолидировать свою группу.

Человечество во время своей социальной эволюции всеми силами старалось и старается преодолеть «консервирующую» силу такого страха. Но в ситуации, когда все другие возможности контроля над интересами и развитием своего общества исчерпаны и есть ощущение внутренней социальной нестабильности, единственный аргумент, который остаётся у представителей власти — это наказ избегать общения с людьми из внешнего мира просто потому, что они не такие, как мы. Как сказала Тамара Плетнева: «Я не националист, но тем не менее». Страх перед «чужаком» родился сильно раньше, чем появилось понятие нации.


Накануне чемпионата мира по футболу депутаты (и не только) начали предупреждать россиян о тех опасностях, с которыми они могут столкнуться: иностранцы хотят угостить детей сигаретами с наркотиком (по мнению директора одной московской школы), заразить наших ребят опасными болезнями, и, наконец, способствовать появлению в нашей стране большого количества детишек «иной расы» (по мнению председателя комиссии Госдумы по делам семьи Тамары Плетневой).

Можно, конечно, весело смеяться над такими высказываниями и их авторами, а можно попытаться разобраться — откуда берутся такие представления?

Вот перед нами два высказывания чиновников перед началом крупнейших в государстве мероприятий с участием иностранцев:

— Надо быть аккуратными нашим гражданам, общаясь с болельщиками других стран. Надо предохраняться во всех отношениях. Это может быть и посуда, и средства личной гигиены <…> Подарки принимать: жвачки, сигареты; вот это вот наше русское трёхкратное целование-обнимание, на брудершафт с одного стакана, одну сигарету, трубка мира… Вот от этого я бы предостерёг <…> Вопрос в том, что, может, кто-то будет это делать диверсионно или умышленно. Мы же не знаем, на фоне обострений психических у наших западных партнёров, что у них в голове. Может, какие-то виды наркотических средств будут распространять.

И:

— Есть слухи, что завезут инфекционные заболевания, начали проводить прививку. В то же время было четыре случая каких-то уколов совершено в магазинах, когда девушка стояла в очереди за продуктами, подходит человек, в руку делает укол. Пострадавшие находятся в больнице, состояние их хорошее. Это делается врагами, чтобы создать панику вместо торжества.

Эти два высказывания содержательно почти ничем друг от друга не отличаются. Но первая цитата — из интервью зампредседателя думского комитета по обороне Александра Шерина от 13 июня 2018 года, а второй текст — фрагмент речи, которую в 1957 году на заседании Московского горкома произнесла первый секретарь Екатерина Фурцева. Именно она отвечала за проведение в Москве Фестиваля молодёжи и студентов.


«БУДУТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРИВЕЗУТ АМПУЛЫ С ЧУМНОЙ БАКТЕРИЕЙ»

Международный фестиваль был первым мероприятием такого рода. По тем временам это было что-то невероятное — после смерти Сталина, репрессий, голода, страха в Москве вдруг появляются «другие люди» — десятки тысяч иностранцев, с которыми можно вместе смотреть кино, концерты и разговаривать, разговаривать, разговаривать. В столице специально покрасили все заборы в зелёный цвет, поставили унитазы вместо дырок в студенческих общежитиях и стали продавать красиво оформленную еду.

При этом партийное руководство предполагало, что советских людей надо всё-таки аккуратно сдерживать от участия в этом безумстве. Сначала, как записал в своём дневнике литературовед Ромэн Назиров, «Москва больше присутствовала, чем участвовала в Фестивале. Кордоны милиции, отделяющей толпу от “inostrancov” во время шествий и манифестации, ещё удерживали порядок». Но через несколько дней «фестивальное мельничное колесо набрало разгону. Милиция бессильно опустила руки при виде наводнения семи, или сколько там, миллионов жителей Москвы».

Бесконтрольное братание советских людей с иностранцами не могло не вызывать тревоги (или даже паники) среди партийных руководителей. Среди студентов и молодёжи со всего мира им виделись диверсанты и шпионы, которые будут подло убивать наших людей. Именно поэтому Екатерина Фурцева, будущий всесильный министр культуры СССР, а в 1957-ом — секретарь горкома, перед началом фестиваля предупреждает московских коллег о возможных провокациях «иностранцев со шприцом». Её высказывания резонировали со слухами, о которых мы знаем из советских писем 1957 года: «В Москве всем делают противочумные прививки, ибо среди участников фестиваля (наши думают) будут люди, которые привезут ампулы с чумной бактерией».

Образ иностранца, стремящегося заразить советского гражданина всякими болезнями, «причём максимально подлым образом, под видом дружбы», связан с началом Холодной войны. Вопрос в том, почему именно пробирки и шприцы становятся оружием тайного агента?

В 1952 году, в разгар Корейской войны, советская пресса наперегонки публикует рассказы о жертвах империалистов: о бомбах, из которых при падении вылетают зараженные чумой мухи, или о прививках тифа под видом медицинской помощи. С точки зрения советской пропаганды, американские войска вели не традиционную контактную войну, но войну ещё более страшную — убивали бактериологическим оружием с большой дистанции. Поэтому не стоит удивляться, что именно в 1952 году в СССР появляются слухи о колорадском жуке, личинки которого в ампулах сбрасывают с самолётов американцы, чтобы лишить советских граждан урожая, или о зараженных игрушках, которые тоже разбрасывают с самолёта всё те же американцы, чтобы советские дети болели.

В 1953 году образ врага дополняется. В январе начинается печально известное «дело врачей». Медицинских светил, среди которых было много евреев, обвиняли в том, что они, являясь «сионистскими наймитами», «британскими агентами» и агентами вообще всех разведок, убили Жданова и покушались на членов Политбюро и даже на товарища Сталина. Населению подробно разъясняли смысл передовицы в «Правде», в результате чего началась массовая паника, изначально активно поддерживаемая и направляемая партийными органами. Паника привела к тому, что люди сначала подозревали врачей в местных больницах и поликлиниках в том, что они «под видом прививок хотят убивать наших детей», потом отказывались от приёма лекарств и вообще от медицинской помощи (например, посещаемость больницы № 1 в Свердловске упала в два раза по сравнению с предыдущим годом).

Закономерным образом дело дошло до погромов в больницах. Остановила эту панику только смерть Сталина. Но образ социального и этнического «чужого», стремящегося к массовым убийствами и использующего для этого, как правило, медицинские инструменты, уже закрепился в советской культуре, и особенно — в риторике советских руководителей. Неудивительно, что четыре года спустя именно такой образ врага воспроизводит Фурцева в своём напутствии московскому горкому.

В эпоху Брежнева образ иностранца, отравляющего наших граждан, эксплуатировался неоднократно, причём с совершенно разными целями. Американские джинсы, зараженные импортными же паразитами, в устах комсомольского вожака были примером идеологической диверсии, а с точки зрения уборщицы, которая не могла купить джинсы в подворотне за 100 рублей для своей дочки, такой рассказ был отличным способом объяснить, зачем их не надо приобретать.

Циркуляция текстов об американцах, отравляющих жвачки, джинсы и сладости, стала гораздо более интенсивной в преддверии Олимпиады-80, когда советский человек снова, как в 1957 году, должен был столкнуться с наплывом иностранных гостей и множеством вещей, которые они с собою привезут. Однако их содержание к 1980 году значительно эволюционировало.


«У НИХ ВСЯКИЕ ЛИЧИНКИ ПОД КОЖЕЙ»

В отличие от идеологических страшилок 50-х годов, где враг нападал на нас с инфекционным оружием, или 70-х — когда предлагал опасный дар, во время Олимпиады, когда личный контакт со великим множеством иностранцев был неминуем, актуализируется новый тип страха, крайне архаичный по своей природе. В основе этого страха — представления о разнице между «нами» и «ими» на физиологическом уровне. Например, представитель чужого этноса плохо пахнет, или является носителем специфических болезней.

Накануне Олимпиады-80 неясная тревога перед вторжением чужаков окончательно трансформировалась в массовое убеждение, что ожидаемые иностранные гости — носители невиданных инфекций: про это говорили буквально все. Такие рассказы были наполнены наукообразными утверждениями с использованием медицинской терминологии и логики: рассказывали о «вирусах», «микробах», «инфекциях» и «страшных венерических заболеваниях» иностранцев. «Помню, как (перед Олимпиадой) обсуждали на работе вопрос об усилении гигиены! Чаще мыть руки, не пить газировку из автоматов», — говорит один из наших респондентов. По Москве бродили слухи о том, что иностранцы завезли собачью болезнь «олимпийку», а от ношения американских джинсов развивается бесплодие или специальный «джинсовый дерматит».

Во время Олимпиады-80 страшный чужой, представляющий опасность, поскольку он другой по своей природе – это прежде всего «негр». Многие москвичи, поделившиеся с нами воспоминаниями, рассказывали о своих опасениях во время Олимпиады, что контакт с «неграми» чреват тяжелыми венерическими или кожными болезнями, включая проказу и сифилис. Такие истории они слышали от друзей, родителей, учителей и инструкторов в райкоме. И школьникам, и взрослым объясняли: «Не имей дела с африканскими неграми, у них всякие личинки под кожей – чуть ли не национальная гордость».


Москвичи встречают гостей из Южной Америки во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и
студентов, 1957 год. Фото: Иван Шагин / РИА Новости

Самый большой страх 1980 года — это рассказы о намеренном заражении советских людей венерическими заболеваниями через привлекательные предметы общественного пользования, например, через автоматы с газированной водой. Виталий, который был подростком во время Олимпиады, рассказывал, как он слышал, что «в стакане у автомата с газировкой ранним утром (4–5 утра) мыл член негр». Московский историк, фиксировавший в своём дневнике события первых дней Олимпиады, описал панику в Москве: «Около одного из автоматов газированной воды задержали негра, который копался в нём (внутри)». Отравление воды, проведённое таким образом, привело к закрытию станции метро Таганская (согласно слухам).

И, наконец, представление о возможности заразиться через личный контакт привело к появлению в олимпийской Москве слухов о мерах, которые предпринимает советское правительство для защиты граждан от личного контакта с иностранцами: «Продавцам в магазинах выдадут тонкие прозрачные перчатки, которые почти не видны на руках, чтобы не заразиться от иностранцев. Вещь, которую смотрел иностранец, надо будет после этого взять пинцетом и отложить» (дневник москвича 1980 года).

Итак, опасный чужой, с которым близко познакомились советские люди в 1957 году, вмешивался в нашу жизнь разными способами. Иностранец, представляющий собой вожделенный, технологически развитый, но опасный Запад, вредил с помощью бактериологического оружия (колорадский жук) или опасного дара (отравленные жвачки и джинсы). Иностранец, представляющий собой «другую расу», вредил через выделения своего тела (что характерно, в некоторых случаях даже и не желая этого).

Советское руководство ждало подобной опасности от иностранных участников спортивных соревнований и фестивалей и всегда было готово ограничить контакты советских людей с потенциальными врагами, пока в 1985 году Михаил Горбачёв (поражённый, по словам помощника, разговорами об опасных иностранцах) на очередном совещании, посвящённом международному молодёжному фестивалю в СССР, не прекратил эту традицию: «Значение прямых контактов иностранцев с советскими людьми [очень важно для формирования] правильных представлений о нас. Не надо бояться — пусть ездят как можно больше» (дневниковая запись помощника Горбачёва М. Черняева от 27 августа 1985 года).


ЧУЖОЙ: ВОЗВРАЩЕНИЕ

Казалось, эти страхи ушли вместе с распадом СССР. И действительно, наша исследовательская группа почти не фиксировала их во время Олимпиады 2014 года. Однако в последние четыре года они снова становятся актуальными. Вот только два примера — оба, что характерно, произошли в школах. Весной 2018 года директор одной московской школы заявил, что приезжающие на чемпионат мира американцы будут раздавать детям сигареты с наркотиком, и потребовал от родителей вывезти детей из Москвы на время чемпионата. А в одном небольшом городке русского севера, куда весной и летом приезжает много иностранных туристов осмотреть известный монастырь, произошёл маленький родительский бунт. Дело в том, что, кроме монастыря, туристов водили в местную школу, где они общались со школьниками и даже их фотографировали. Родители попросили запретить иностранцам фотографировать детей и даже общаться с ними: «мало ли какую заразу они передадут».

Но вот приходит чемпионат мира по футболу, и снова, как в 1957 и в 1980 году, россиянам грозит личный контакт не с группой туристов в 20 человек, а с сотнями тысяч иностранцев. Представители Госдумы снова транслируют на публику те самые два типа страха, теперь уже переставшие быть латентными. Кстати, возраст спикеров никакой роли в трансляции страхов не играет. И Тамара Плетнёва, родившаяся в 1947 году, и Александр Шерин, появившийся на свет в 1977-ом, берут на себя патерналистскую функцию и объясняют языком «советских угроз» населению России, что опасен именно дружеский контакт с иностранцем, и неважно, принимаешь ли ты от него сигарету или пьёшь с ним кофе.

Почему эти два типа страха всплывают сейчас и эксплуатируются снова и снова? Когда-то у такого страха было своё эволюционное предназначение — он заставлял держаться своей группы и помогать ей и только ей, а не пытаться смешиваться с чужаками. Этот страх объяснял на понятных примерах, что чужое сообщество — это «не-люди», они другие, они другое едят, по-другому размножаются и ценности у них тоже другие. В конечном итоге такой страх помогал консолидировать свою группу.

Человечество во время своей социальной эволюции всеми силами старалось и старается преодолеть «консервирующую» силу такого страха. Но в ситуации, когда все другие возможности контроля над интересами и развитием своего общества исчерпаны и есть ощущение внутренней социальной нестабильности, единственный аргумент, который остаётся у представителей власти — это наказ избегать общения с людьми из внешнего мира просто потому, что они не такие, как мы. Как сказала Тамара Плетнева: «Я не националист, но тем не менее». Страх перед «чужаком» родился сильно раньше, чем появилось понятие нации.



В статье использованы результаты антропологического исследования Александры Архиповой и Анны Кирзюк — данные опросов и интервью с москвичами.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Мне кажется этот "феномен" не заслуживает особого внимания — эволюционный атавизм, страх маленького закрытого социума перед явлениями "иного", "незнакомого", "ненашего" и латентная агрессия против него совершенно не новы. И воспроизводятся в каждом поколении — во время взросления мы все переживаем этот эволюционный этап трайбализма ("городские" — "деревенские", "москвичи" — "приезжие, лимита", "5-й микрорайон" — "13-й микрорайон", "мясо" — "мусор" — "кони"… можете продолжить).

Это всего-навсего примитивная стадия само-идентификации. Примитивная — потому что "самость" ценна не сама по себе, а как антипод чего-то "чужого". Наиболее маргинальные противопоставления мы практически все изживаем в процессе взросления и социализации, но на каком-то уровне это часто остаётся, и в моменты кризиса или стресса вот так выскакивает. Плетнёва на самом деле права, она демонстрирует не расизм и не национализм как таковые, а неуверенность локального социума под стрессом. Или она нашла какой-то способ использовать этот атавизм своей аудитории. С практической точки зрения стоило бы заморачиваться, например, о том, что у нас самих, без всякого импорта, заболеваемость СПИДом на уровне "юга от Сахары"…
________________________________________

Не помню, закрывали Таганку или нет. Но в дни, когда узнали о смерти Высоцкого, казалось, вся Москва рванула к театру. Толпа начинала образовываться ещё на платформе, перемещаясь на эскалатор и лентой вокруг театра. Пожалуй, это было первое массовое несанкционированное мероприятие в Москве. Правда, в дни олимпиады 1980-го никого не задерживали и не разгоняли. Только до этого зачистили город от бомжей и прочих нежелательных элементов, ограничили въезд для граждан из провинции, приезжающих в город за едой. Милиционеры были необычайно приветливы и выглядели очень нарядно в белых рубашках. Однако власти публично не призывали отказаться от контактов с иностранцами. Может, тогда ещё стеснялись свою глупость и "нутряной" страх напоказ выставлять.
________________________________________

Гроб на колёсиках, чёрная рука и прочее. Почему такое не упоминается в "угрозах" от иностранцев? Всё страшнее от того, какие "особо одарённые" принимают законы. А нам потом по ним жить…
________________________________________

Ну ладно в советское время, когда не было интернета, слухи ходили совершенно дикие (кстати, к вопросу о самом лучшем образовании в советской школе). Но сейчас этот бред слушать вообще нет никаких сил. Мне вот интересно, а как же всякие жёны и дети депутатов и министров живут в странах, представителям которых хлебом не корми, дай только русского отравить?..
________________________________________

Жёны и дети привиты от всех зараз и ядов, что очень дорого стоит и недоступно остальному населению.
________________________________________

Так ведь и почти два века назад во время холерных бунтов прежде всего убивали немцев-аптекарей, считая их отравителями.
________________________________________

По любому поводу найдутся высказывания пары-тройки невменяемых депутатов. Не стоит это рассматривать как мейнстрим. Хотя конечно грустно.
________________________________________

Там шпионки с крепким телом,
Ты их в дверь — они в окно.
Говори, что с "этим делом"
мы покончили давно.

В.С. Высоцкий
________________________________________

Спасибо! Подборка панических слухов из 1980 года — это замечательно! Непонятно только, смеяться или грустить.
________________________________________

Мало того, что мракобесие, так ещё и вотум недоверия целому букету наших защитников: "какие-то виды наркотических средств будут распространять" — читай "граница не на замке, ввезти в таможенную зону РФ наркотики легко, погранслужба КГБ и таможня бездельники; в МВД и нацгвардии лодыри и тунеядцы не ловят конкурентов распространителей; в самом КГБ и СВР не предвидели и не смогли помешать вот этой всей русофобии агентов госдепа"…
________________________________________

Ну, это всё равно что в рекламе логику искать. Она же работает на уровне инстинктов и создаваемых ассоциативных связей. И весьма эффективна даже в самых высокоразвитых странах и слоях общества, невзирая на всю свою нелепость.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Александра Архипова

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Власть (0) > Показуха (0)
  • Власть (0) > Цензура (0)
  • Интересное (0)
  • Общество (0) > Ксенофобия (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 20.09.2018 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ BELLINGCAT
  • 19.09.2018 - «ЯБЛОКО» ТРЕБУЕТ ОТПРАВИТЬ ЗОЛОТОВА В ОТСТАВКУ
  • 19.09.2018 - ИТОГИ СЕНТЯБРЬСКИХ ВЫБОРОВ
  • 18.09.2018 - ЗАМПРЕД «ЯБЛОКА» НИКОЛАЙ РЫБАКОВ НА «РАДИО СВОБОДА»
  • 18.09.2018 - НАРОД И ПАРТИЯ ЕДИНЫ?
  • 16.09.2018 - ЭКОНОМИКА СЧАСТЬЯ
  • 15.09.2018 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
  • 15.09.2018 - ЭТО ПРАВДА?
  • 14.09.2018 - ПРЕКРАТИТЬ ПРАКТИКУ ПРОВОКАЦИЙ
  • 14.09.2018 - КТО ВИНОВАТ В НАШЕЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЕ
  • 14.09.2018 - ЭТО НЕ ОФИЦЕРСКАЯ ЧЕСТЬ
  • 13.09.2018 - ОДИНОЧНАЯ «ДУЭЛЬ» ЗОЛОТОВА
  • 13.09.2018 - ВЕНСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБСЕ
  • 12.09.2018 - МИТИНГИ ПРОТИВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
  • 12.09.2018 - СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ О БЕНЕФИЦИАРАХ ПРОВОДИМОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru