Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Экономика > Публикация
Экономика

[09.08.2017]

КАК РОССИЯ РАСПОРЯДИЛАСЬ СРЕДСТВАМИ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА

Алексей КУДРИН: российский государственный деятель, министр финансов в российском правительстве с 2000 по 2011 г., главный научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, председатель «Комитета гражданских инициатив»


«В 2018 году траты Резервного фонда сократятся вдвое по сравнению с 2017 годом», — сказал не так давно министр финансов Антон Силуанов. Он, правда, не уточнил, что сам Резервный фонд к концу этого года полностью исчерпается, после чего, в соответствии с только что принятым законом, войдёт в состав Фонда национального благосостояния. Проблема исчерпания Резервного фонда уйдёт в историю вместе с самим фондом. Внешне скучное технократическое решение в полной мере раскрывает суть российской сберегательной политики: было густо, да стало пусто.


РОЖДЕНИЕ ИДЕИ

История российских суверенных фондов началась с ростом мировых цен на нефть в начале 2000-х годов. Исключительная заслуга формирования этих фондов принадлежит лишь одному человеку — на тот момент министру финансов Алексею Кудрину, который начиная с 2002–2003 годов активно продвигал идею создания специального резерва, куда отчислялись бы сверхдоходы от энергетического сектора. Тогда внутри власти разворачивалась «война реформаторов»: ключевые группы влияния, среди которых доминировали либералы, боролись за реформы — административную, пенсионную, налоговую, бюджетную. Основная линия разлома пролегала между условными «партией роста» и «партией стабильности». Первая считала важным использовать нефтепотоки для стимулирования российской экономики (то есть тратить, а не копить), вторая, прежде всего в лице Кудрина, убеждала в необходимости формирования резервов.

Консервативная бюджетная политика Минфина тогда и на протяжении нескольких последующих лет была в фаворе у президента. Убедительности Кудрина содействовал тот факт, что с началом второго президентского срока реформы резко утратили темпы, а затем были и вовсе свёрнуты. Надежд на повышение бюджетной и административной эффективности становилось всё меньше, а денег — всё больше. Наступала эра нефтяного благоденствия: потоки нефтедолларов росли вместе с амбициями друзей Путина, распространявшихся по экономике со своими «проектами века» как сокрушительное цунами.

Кудрин успел до того, как это стихийное бедствие поглотило финансы страны: Стабилизационный фонд был создан в 2004 году. Оборона финансовых ресурсов страны была выстроена по всему периметру: для минимизации лоббистского давления Госдумы появилось «нулевое чтение» при рассмотрении бюджета; для сокращения возможностей ведомственного лоббизма — более жёсткие правила согласования расходов министерств.

Таким образом, с начала в 2004 году сверхдоходы бюджета изымались в Стабфонд, и это позволяло стерилизовать излишнюю денежную ликвидность в период высоких цен на основные товары российского экспорта. Использовать средства фонда предполагалось исключительно в периоды неблагоприятной мировой конъюнктуры в целях финансирования бюджетного дефицита. В качестве модели брался норвежский опыт: власти этой скандинавской страны в 1990 году создали Государственный нефтяной фонд, который функционировал так же, как пенсионный. Там накапливались нефтедоллары для финансирования пенсий в будущем, а также для снижения инфляционного риска. К 1999 году в фонде было накоплено $26 млрд. (18% норвежского ВВП). В 2006-м он был переименовал в Пенсионный, а на конец 2016 года его объём составлял около $878 млрд. (что превышает в два раза ВВП страны!). Он стал крупнейшим в мире.


НАША ОБЩАЯ ПЕНСИЯ

В России, однако, начали за здравие, а кончили за упокой. В 2006 году Кудрин продавил важное решение — разделение Стабфонда на Резервный и Фонд будущих поколений. Резервный фонд становился своего рода преемником Стабфонда по своим функциям — он и выполнял роль финансовой подушки на случай кризиса. Фонд будущих поколений должен был финансироваться из разницы между превышением доходов от нефтегазового сектора и отчислениями в Резервный фонд.

Решение о разделении было политическим: на фоне продолжающегося взлёта мировых цен на нефть Минфин пытался сделать копилку в копилке. В Резервный фонд, игравший роль главной, неприкосновенной копилки, перешла большая часть средств — $125 млрд. из $156 млрд., что было в Стабфонде на начало 2008 года. Остальное досталось Фонду национального благосостояния (так был переименован Фонд будущих поколений, что, кстати, символично: отсутствие в названии слов «будущих поколений» развязывало руки тем, кто хотел бы потратить деньги, не дожидаясь прихода этих людей будущего).

Собственно, хитрая идея Минфина заключалась в том, чтобы аккумулировать значительную часть нефтепотоков именно в Резервном фонде, а ФНБ формировался бы по остаточному принципу. Но нестабильность мировых цен на нефть привела к тому, что ресурсы Резервного фонда, легко проедаемые в кризисы 2008–2009 и 2014–2016 годов, таяли, а ФНБ — скорее росли. Резервный фонд, как и полагалось, был использован в кризис с началом падения мировых цен на нефть начиная с 2014 года: на конец 2017 года там не останется ничего (на 1 июля было $16,7 млрд.). Совокупный же объём ФНБ на середину 2017 года составил $74,2 млрд.

При этом ФНБ с политической точки зрения имел двойное предназначение: одно — для элит, второе — для народа. В глазах элиты это был ресурс развития. Средства фонда были использованы для строительства олимпийских объектов в Сочи (через ВЭБ) и других долгосрочных инфраструктурных проектов. В 2015 году было принято решение использовать средства ФНБ для докапитализации российских банков, финансирования строительства БАМа и Транссиба, газового проекта «Новатэка» Ямал-СПГ, «Росатома» и ЦКАД. Всего было решено выделить на это 800 млрд. рублей (из 5,1 трлн. рублей на тот момент). На средства ФНБ посягали и другие влиятельные игроки, но безуспешно: например, «Роснефть» в 2014 году просила «всего-навсего» $42 млрд., то есть половину фонда, но получила отказ.

Для народа продвигалось совсем другое предназначение фонда — как пенсионного. В 2007 году, когда Путин объявил о переименовании Фонда будущих поколений в Фонд национального благосостояния, он позиционировался именно как пенсионный. Тогда же было объявлено о грандиозной программе софинансирования пенсий: на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина на его персональный накопительный счёт в Пенсионном фонде государство должно было добавить ещё тысячу рублей. Программа прекратила своё существование 1 января 2014 года, но своё пенсионное реноме, не имеющее, правда, никакого отношения к реальности, в публичном пространстве фонд сохранял, несмотря ни на что.

Поэтому, когда встал вопрос, что делать с иссякающим Резервным фондом, Госдума и Счётная палата на первый план выдвинули именно пенсионное предназначение ФНБ, потребовав, чтобы не ФНБ вливался в Резервный фонд, а наоборот. Идея присоединения ФНБ к Резервному была названа в июне Минфином и была включена в бюджетный законопроект к первому чтению. Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров говорил, что сохранение ФНБ — абсолютный приоритет, так как он служит гарантией для пенсионеров. Неплохой живой щит для аппетитов госкорпораций.


ОСТАТКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Математическое правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» в данной ситуации утрачивает свою силу, потому что проблема, как сливать два фонда, оказалась совершенно не технической, ибо их изначальное предназначение разное. Если ФНБ включается в Резервный, значит, формируется кубышка на будущее, та самая подушка безопасности, которая составляет неприкосновенный запас. То есть средства ФНБ стали бы тем самым НЗ.

Если же Резервный фонд сливается в ФНБ, то кубышка на случай кризиса прекращает своё существование, оставляя место исключительно для фонда на текущие инфраструктурно-пенсионные расходы. При этом, конечно, новому фонду перейдёт функция резервирования. Но проблема в том, что, во-первых, копить резервы будет непросто (цена на нефть остаётся низкой и может упасть ещё ниже), а во-вторых, государственные корпорации и предвыборная кампания Путина будут требовать ресурсов.

Таким образом, сейчас речь совершенно не идёт о возвращении к Стабилизационному фонду, который по своему функционалу был близок к Резервному. Речь идёт именно о ликвидации главной кубышки, наряду с которой остаётся ФНБ, который призван копить и тратить одновременно. А это уже не имеет ничего общего с изначальной норвежской моделью, где суверенный фонд раскупорили лишь в 2016 году. При этом важный нюанс — в Норвегии с 1990 года существовал запрет на финансирование бюджетного дефицита (копить так копить), за исключением средств, получаемых от доходов фонда (примерно 4%). Когда в 2016 году было впервые принято решение направить на финансирование бюджета $5 млрд., это сразу вызвало волнения о судьбе фонда.

Почему у норвежцев получилось, а у России нет? В России в 2017 году ненефтегазовый дефицит бюджета составляет около 8,4%, или 7,7 трлн. рублей, что на 3 трлн. превышает средства ФНБ и Резервного фонда, вместе взятых. Для финансирования этого ненефтяного дефицита 5,7 трлн. рублей поступают из нефтегазовых доходов, идущих напрямую в бюджет, минуя фонды. Из этого следует главный вывод — никакой стратегической политики в России по сбережению нефтедоходов нет и, возможно, не будет, равно как и понимания необходимости снижать зависимость от энергетической конъюнктуры. Страна быстро проедает свои запасы, пополнять которые без нового скачка нефтяных цен будет неоткуда.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Можно как угодно относиться к этим фондам и Кудрину. Но неоспоримым является факт, что кризис 2008 года успешно погасили, по крайней мере краткосрочно, именно благодаря им.
________________________________________

В принципе, вся новейшая история описывается одним словом — "просрали"…
________________________________________

Маленькая деталь: просрали мы с вами, а дружки гаранта только приобрели…
________________________________________

Резервный фонд и ФНБ — это ещё не всё. Есть ещё Фонд полковника Захарченко, Ролдугинский фонд им. Страдивари и многие другие.
________________________________________

На самом деле и нефть, и газ — это разведка, добыча, транспортировка — вполне себе высокотехнологичные отрасли в наше время. Представление, что "проковыряй дырку в земле — и бабло само потечёт" — сильно упрощённое. Проблема в другом, себестоимость российского сырья (добыча + транспортировка) гораздо выше, чем в Персидском заливе и даже Норвегии. При этом на душу населения в России добывается гораздо меньше, чем там. Поэтому и не может РФ существовать только на доходы от добычи сырья.
________________________________________

Будете смеяться, но даже в добыче Россия сильно зависит от западных технологий. Погуглите про каротаж скважин и кто их делает.
________________________________________

Ну, да. Только американцы.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Татьяна СТАНОВАЯ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Бюрократизация (0)
  • Власть (0) > Грабёж (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Проблемы энергетики (0) > Нефтянка (0)
  • Экономика (0) > Кризис (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 11.12.2017 - «ЯБЛОКО» ВЫДВИНУЛО ИСТОРИКА ЮРИЯ ДМИТРИЕВА НА ЗВАНИЕ ЛАУРЕАТА ГОДА КАРЕЛИИ
  • 11.12.2017 - РОССИЯН ПУГАЮТ СЛУХИ О РУТЕНИИ-106
  • 10.12.2017 - ОСТАНОВИТЬ МРАКОБЕСИЕ
  • 10.12.2017 - ПОЧЕМУ ВЛАСТЬ НЕ БОРЕТСЯ С ПРАВОСЛАВНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ?
  • 09.12.2017 - Я САМ, КОГДА НА ДУМУ НАСМОТРЮСЬ, СЕБЯ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ УВАЖАЮ…
  • 09.12.2017 - ПАТРИОТИЗМ ИЛИ ЭКСТРЕМИЗМ
  • 08.12.2017 - НЕПОРОЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
  • 08.12.2017 - «ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЛО»
  • 07.12.2017 - НАТАЛЬЯ КАЛИНИНА ЗАНЯЛА ВТОРОЕ МЕСТО ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ «СМИРОТВОРЕЦ»
  • 07.12.2017 - ПУТИН СДЕЛАЛ «ПОДАРОК» ИЗБИРАТЕЛЯМ
  • 06.12.2017 - РЫЦАРИ МОЧИ И КИНЖАЛА
  • 06.12.2017 - ОПЫТ НЕСОГЛАСИЯ
  • 05.12.2017 - СКРЕПЫ, ОБОРОТНИ И ВИДЕОКАМЕРЫ
  • 05.12.2017 - КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ
  • 04.12.2017 - ЗАЯВЛЕНИЕ ТАТАРСТАНСКОГО «ЯБЛОКА»
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru