Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Проблемы образования > Публикация
Проблемы образования

[06.02.2013]

КОНСЕРВАТИЗМ — ЭТО РЕАКЦИЯ НА ПРОГРЕСС

Рассуждения Евгения Ясина о перспективах развития образования и цивилизации

И.МЕРКУЛОВА: Добрый день. "Дневной разворот". Алексей Соломин и Ирина Меркулова в студии. В этом часе — Евгений Григорьевич Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики. Президент Путин подписал закон об образовании. Вы читали, знакомы с текстом?

Е.ЯСИН: Я знаком в целом с дискуссией, которая шла вокруг этого. Надо сказать, что у меня отношение сложное. Естественно, что различные люди, различные органы печати выбирают позицию более однозначную, чем заслуживает этот закон по-своему содержанию. Есть определённые моменты, абсолютно реакционные — на этот счёт у меня никаких сомнений нет.

И.МЕРКУЛОВА: Например, какие?

Е.ЯСИН: Вот я слышал по радио о том, что у детей ухудшились условия для получения привилегий в школах, что усложняет их поступление в ВУЗы. Если это так, то это неправильно. Как сказать правильно? Жизнь сложна. Может быть вам не нравится Путин, вы не согласны с его политикой во многих отношениях, как и я... Скажем, я принципиально не согласен с его политикой в политической области. Я имею в виду судьбу демократии и то, как развиваются события в этой сфере. Но это не значит, что и в других областях Путин неправ. Например, в образовании. Тем более, считать, что если Путин подписал, значит, закон плохой — так нельзя. Там сложные моменты, но самое главное, мы должны понимать следующие обстоятельства: всё равно советская реформа образования нуждается в серьёзной перестройке. И если многие наши граждане считают, что раньше было лучше, у нас выработались такие добрые, хорошие отношения между учителями и учениками, и у нас было всё в порядке в ВУЗах — они ошибаются!

Мы нуждаемся в очень радикальной перестройке образования: главным образом, в повышении требовательности. Ну а теперь представьте себе: вы обращаетесь к людям с законом, который призван обеспечить повышение требовательности к преподавателям, ВУЗам, школам, ученикам и абитуриентам. Ну и что вы полагаете, что будет всеобщее одобрение этого дела? Нет, не будет! Но я приведу только несколько примеров в этом качестве. Ужасный шум вокруг ЕГЭ уже в значительной степени прошёл. Сказать, что ЕГЭ уже добился каких-то успехов и убедил всех людей в том, что это какое-то полезное дело, нельзя. Но моя позиция такая: необходимо национальное тестирование, которое принято во всех развитых странах, которое призвано добиться равенства условий для тех, кто поступает в ВУЗы. Независимо от состоятельности, независимо от размера взятки, а зависимо только от того, каковы способности поступающего и как он подготовлен.

И.МЕРКУЛОВА: Только во всём мире, Евгений Григорьевич, не знали, что, допустим, в Дагестане, в Чечне или ещё в какой-то кавказской республике есть люди, которые получают 100 баллов, и есть условные москвичи, которые никогда не получат 100 баллов!

Е.ЯСИН: Вот мы умудряемся у себя в Высшей школе экономики таких всё равно не принимать. Это трудность, но она связана с поликультурностью нашей страны и с тем, что федеральное законодательство не во всех регионах имеет равное значение. Но, тем не менее, мы рассчитываем всех приучать к тому, что должен быть определённый порядок, это необходимо. И нужно сказать, что если вы обратитесь к тому, что такое цивилизация, то вы согласитесь с тем, что нарастание цивилизации обусловлено вот такими трудностями, когда вы должны соглашаться с повышением требовательности со стороны общества к себе и к созданию неких новых качеств, которые улучшают структуру всего общества. От этого нельзя никак отделаться, понимаете?! Поэтому, скажем, такой порядок, при котором бы были жесткие условия приема, надо обеспечивать.

И здесь очень важно обратить внимание на одно обстоятельство: на то, что есть сторона, которая связана с качеством закона. И многие считают (я слышал даже такой разговор), что Путин нарочно стремится разрушить российское образование, как бы продаться для того, чтобы американские империалисты имели возможность легче справиться с нашей страной. На меня в связи с тем, что я получил орден из рук Путина, сыплется масса обвинений, что, дескать, я нарушил некие обязательства и утратил чистоту репутации и так далее. Я рискую ещё больше усилить эти нападки на меня, но, тем не менее, поскольку у меня нет никаких стремлений к завоеванию власти или каких-то особых позиций, я просто хочу сказать: ребята, ну не надо говорить глупости, нет этого. И то, что мы не можем добиться с помощью ЕГЭ нынешнего — это в основном из-за реакции людей, которые находятся в плену старых представлений. Даже очень образованные интеллигенты, даже специалисты в области образования говорят вещи, которые не согласуются с теми проблемами, которые нам нужно решать.

Возьмём другой вопрос. Сейчас ситуация осложнилась со списками плохих ВУЗов, которые выделил министр образования или какая-то комиссия. Все боятся, что сейчас позакрывают все ВУЗы, которые на самом деле совершенно хорошие. При этом путают, предположим, РГГУ — Российский гуманитарный университет и РГТЭУ — Торгово-промышленный университет во главе с Бабуриным. Я просто хочу обратить ваше внимание: дорогие коллеги, было бы лучше, если бы отсев конкурентоспособных ВУЗов, университетов производился в конкурентной борьбе, в рыночных условиях. Потому что, по крайней мере, вы знаете, что эти рыночные условия никто не формирует, они сами формируются.

А.СОЛОМИН: А по каким показателям это определять? По количеству выпускников, нобелевских лауреатов или как?

Е.ЯСИН: Сколько людей пришло поступать в этот ВУЗ.

А.СОЛОМИН: По популярности?

Е.ЯСИН: Популярности, да. И сколько они принесли денег. Потому что в своё время, когда первый раз вносился проект закона об образовании, там было положение о ГИФО. Расшифровываю: государственное именное финансовое обязательство. Ты сдал экзамен, ты получил в качестве права (как свидетельство твоего права) свою стипендию, какую-то сумму, которую ты принесёшь в университет, который на этом выиграет. Собственно, финансы университета формируются теми студентами, которые к нему приходят и приносят эти деньги. Причём они должны быть дифференцированы: кто лучше, тот приносит больше. Значит, это не сделано. Это положение было вычеркнуто. Но в результате (казалось бы) этого упрощения получилось, что решение относительно закрытия неэффективных вузов должен принимать министр!

Но он, конечно, с административной точки зрения может руководствоваться не теми критериями! У нас был объективный критерий, и мы его выкинули! Там, конечно, были свои трудности, в жизни ничего не бывает бесплатно. Но я глубоко убеждён, что конкурентная борьба между ВУЗами, где побеждает и больше выигрывает тот ВУЗ, который имеет лучшую репутацию, где нет взяток, где есть высокая требовательность, где люди после окончания ВУЗа имеют доступ к хорошей работе, потому что ценится его диплом, — это, по-моему, стоит того, чтобы на это пойти. Мы сделали уступки, мы упростили задачу, мы как-то так немножко решили, что она может быть решена попроще. Сейчас это всё вылезает.

Последнее, что я хочу сказать: дипломы о высшем образовании должны давать сами ВУЗы. Никакие не государственные комиссии! Дипломы должны цениться! Вы скажете, что, в конце концов, можно раскрыть диплом и посмотреть, от какого он вуза, и пускай там указано "государственный". Нет! Это такая мелочь, которая играет важную роль!

А.СОЛОМИН: Но это же поставит под удар развитие малых городов, например, где существуют свои ВУЗы.

И.МЕРКУЛОВА: Нет, ну а потом степень доверия к государственным дипломам выше, наверно, чем к непонятной какой-то бумажке.

Е.ЯСИН: А с моей точки зрения, если вы на всех дипломах написали слово "государственный", вы нанесли ущерб государству, его авторитету, его роли. На самом деле за это дело отвечают те администраторы и те преподаватели, которые учат в данном университете! И таких университетов по стране должно быть столько, сколько есть высококачественных преподавателей. А если у вас не хватает преподавателей, не хватает профессоров, то решайте эту проблему!

И.МЕРКУЛОВА: Ну, тогда останется один МГУ и ещё несколько ВУЗов...

Е.ЯСИН: Нет. Мы сделаем так: сразу всё чистить не будем, но потом можно искать некоторые другие ходы. Например, известно, что на Западе существует понятие технического бакалавриата. Считается, что это высшее образование, но по старым нашим советским понятиям — это диплом советского технического института. Хотя я сам вам говорю: я кончал строительный институт в Одессе. Уровень подготовки там, в техническом ВУЗе, был выше, чем на экономическом факультете Московского государственного университета. И я понимал, что я или выучу и буду знать, либо я не гожусь для той работы, которую должен выполнять.

Мы отстаём в этом отношении от ВУЗов. Решать вопрос о выживании малых городов посредством того, чтобы давать там возможность существовать плохим ВУЗам, которые дают плохое образование, — поверьте, это плохой ход! Делайте технические бакалавриаты. Не тянете на это, делайте лицеи, которые дают возможность людям остановиться на каком-то уровне образования, например, мастера или квалифицированного рабочего, или продвигаться дальше. Иначе вы просто подрываете саму основу образования!

Сегодня, с моей точки зрения, образование — это один из стержней, на котором покоится современная экономика, современная культура. Если вы не создаёте некий интеллектуальный креативный класс, который выходит из этих ВУЗов, вы не способны соответствовать требованиям инновационного общества. И тогда на стране можно поставить крест. Качество образования вы должны доказывать в конкурентной борьбе не только внутри страны, но и в мире! Вот и всё!

А.СОЛОМИН: Тяжело.

Е.ЯСИН: Таки-да, как говорят в Одессе.

И.МЕРКУЛОВА: Спасибо большое. Это Евгений Григорьевич Ясин — научный руководитель Высшей школы экономики. Мы завершаем на этом "Дневной разворот". Алексей Соломин, Ирина Меркулова.

ИСТОЧНИК

Евгений ЯСИН

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Образование (0)
  • Власть (0) > Стратегии и Прогнозы (0)
  • Общество (0) > Проблемы науки (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 17.07.2018 - ПОТЕРЯВШИЕ БУДУЩЕЕ
  • 15.07.2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
  • 12.07.2018 - РЕВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  • 11.07.2018 - ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
  • 05.07.2018 - ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЗЫСХОДНОСТИ
  • 03.07.2018 - РОСТ ЦЕН НА ТОПЛИВО
  • 03.07.2018 - ПРАЗДНИК НЕПОСЛУШАНИЯ
  • 01.07.2018 - АРМИЯ РЕЗЕРВА
  • 01.07.2018 - КАК ПОНИМАТЬ МИГРАЦИЮ
  • 28.06.2018 - ЭКОНОМИКА АБСУРДА
  • 25.06.2018 - СИТУАЦИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
  • 19.06.2018 - ДВА ГОДА НА ДОЖИТИЕ
  • 18.06.2018 - САНКЦИИ НА СПРОС
  • 18.06.2018 - НОВЫЙ ВИТОК ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ
  • 16.06.2018 - ИНТЕРВЬЮ ИГОРЯ НИКОЛАЕВА
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru