Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Всем, кому интересна правда

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Проблемы образования > Публикация
Проблемы образования

[16.05.2019]

КАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

Эмилия СЛАБУНОВА: председатель партии «ЯБЛОКО», депутат Законодательного собрания республики Карелия, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук



Эмилия СЛАБУНОВА:


Государству на словах — современное и конкурентоспособное, а на деле — дешёвое и обеспечивающее лояльность всех его участников по отношению к нынешней власти. Обществу важно, чтобы школа не на словах, а на деле обеспечивала конкурентоспособность страны, а также не забывала о воспитании.

Бизнес хотел бы видеть будущих работников компетентными, открытыми к новому и обучаемыми. Родители мечтают для своих детей о качественном образовании, обеспечивающем жизненный успех, в безопасных условиях и с минимальным участием семьи. Детям важно, чтобы в школу хотелось идти, было в ней интересно и всё по-доброму, с пониманием их возможностей и особенностей. Педагоги хотят избавиться от бедности, перегруженности и бюрократии, переживают за статус профессии, ибо во всём этом они чувствуют неуважение к себе.

Преодолеть пороки и сделать российское образование воплощением этого социального заказа не так и трудно. Нужна политическая воля и несколько шагов. Воля к чему, спросите вы. В первую очередь — к уважению ребёнка. Уважать ребёнка — это принимать его таким, какой он есть, со всеми особенностями, возможностями, талантами и проблемами, создавать условия для его развития. Основных таких условий, на мой взгляд, три.


ШКОЛА СТАНОВЛЕНИЯ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ

Первое — насыщенная, интересная, вариативная, открытая образовательная среда. Разнообразные предметы, спецкурсы и кружки, профили и специализации, проекты и экспедиции, а для них мастерские, лаборатории, студии, медиацентры, детские технопарки, теплицы, обсерватории, стадионы и бассейны. А в них — современное оборудование и средства обучения, гибкое расписание, грамотная организация учебных помещений и современная эстетика. В школе всё должно быть самое современное и передовое. Школа всегда должна быть местом завтрашнего дня.



Вариативность и насыщенность очень важны потому, что создают главный инструмент личностного развития — большое поле выбора и возможность выбирать сообразно своим талантам, особенностям и интересам. Выбор является мощным мотором личностного развития и созидает свободного человека. В бедной и жёстко структурированной среде нет возможностей для самоопределения, обретения опыта свободы и потребности в свободе. В богатом поле выбора нет нужды придумывать индивидуальные образовательные маршруты для ученика: он сам его проложит и обретёт через это свою индивидуальность. Только так можно подготовить школьника к жизни в постоянно меняющемся мире, развить способность действовать в ситуации неопределённости, научить самого “определять неопределённость”, трансформировать ситуацию в соответствии со своими ценностями.


БЕЗ СВОБОДНОГО УЧИТЕЛЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВОБОДНОЙ ШКОЛЫ

Проектирование и создание таких сред требует высокого профессионализма педагогов и это второе важное условие. Профессиональные педагоги не обязательно любят детей, но обязательно их уважают, видя в каждом его потенциал, и обязательно любят свою профессию, а значит, способны создать зону ближайшего развития для ребёнка, в которой раскрывается его потенциал. Чтобы педагоги в школе были такими, им важно чувствовать уважение к себе. А для этого нужно доверять учителям и создать условия для их спокойной работы.

Государственный диплом должен быть таким мандатом доверия, то есть избавлять педагога от бесконечных последующих проверок и подтверждений. Не на словах, а на деле следует прекратить бюрократизацию школы: “эффективные контракты”, избыточную отчётность, бесконечные изменения порядка аттестации и прочее. Главным показателем профессионализма учителя являются результаты его учеников. Критерии оценки деятельности педагогов могут и должны быть абсолютно простые и прозрачные. Их может быть всего три: обучение, воспитание, инновации. На соответствие занимаемой должности учитель показывает достижение учебных результатов в рамках показателей.

Для получения первой категории — внеурочная/воспитательная работа: руководит проектной или исследовательской работой учеников, ведёт предметный кружок, дискуссионный клуб, экскурсии, экспедиции и пр. Для получения высшей категории необходимо проявить себя в инновационной деятельности: разработке новых методик, приёмов, программ, учебных материалов. Все показатели должны определяться не чиновниками, а самим учительским сообществом через саморегулируемые организации.

А самое главное — у учителя должна быть возможность самому постоянно учиться. Установленный факт, что в достижении качества образования определяющими являются два фактора. Один из них — качество преподавания (о другом чуть позже). Повышение квалификации учителей, развитие их компетенций требует серьёзных вложений. Для этого следует существенно укрепить региональные институты развития образования/повышения квалификации и восстановить муниципальные методические службы, которые пали жертвами оптимизации во многих регионах. Возможности современных технологий позволяют создать сервисную службу поддержки педагога с доставкой на дом — в личный электронный кабинет. Помнится, когда страна готовилась к переходу на ныне действующие государственные образовательные стандарты, обещалось чуть ли не индивидуальное сопровождение на соответствующем портале, но все обещания были забыты сразу после утверждения стандартов.

У уважаемых властью педагогов заработная плата позволяет им достойно жить, работая на одну ставку, иметь достаточно времени для саморазвития и качественного отдыха. Заработную плату учителям на уровне средней по региону следует установить на ставку (18 часов), а не на физическое лицо, работающее на полторы-две ставки, и расчёт средней зарплаты вести без учёта администраторов, только в своей профессиональной группе. И это на первом этапе, а далее должен быть график её повышения в процентном выражении к средней зарплате по региону. Не более чем за пять лет, она должна быть доведена до 200% от среднего регионального значения.

Оклад педагога изначально не имеет права быть ниже двойного прожиточного минимума. Только так можно будет уберечь учителя от изнуряющих перегрузок и обеспечить условия для саморазвития. Стыдно читать публикации в бурятских газетах о том, что наши учителя массово уезжают на заработки в Монголию, отмечая, что в четыре раза более высокая зарплата, культ учителя в стране и высокий престиж профессии позволяет им чувствовать себя нужными и востребованными специалистами.

Свободный и уважаемый учитель очень быстро обретёт те новые роли, которые требует от него время: станет навигатором в море знаний, модератором в мире компетенций, тьютором, сопровождающим личностный рост. Учитель, которому доверяют, и вокруг себя создаёт тот уклад школьной жизни, который характеризуется открытостью, уважением, доверием, доброжелательностью и бережностью друг к другу. Диалог и умение слышать, совместные дела и принятие важнейших решений отличают такую школу, о которой и мечтают дети. Такая школа в большей мере застрахована от тех актов агрессии, примеров которых всё больше приносит каждый грядущий день.


ЭНЕРГИЯ СЕМЬИ ДЛЯ ЛЮБВИ К РЕБЁНКУ

Третье важное для развития ребёнка условие — любящие, понимающие, компетентные родители. Родителям нужно помогать: организовать консультирование, родительские университеты, антикризисные центры, повышать психологическую и педагогическую грамотность. Всё это важно для достижения мира и согласия в семьях, взаимопонимания.

Нужна серьёзная инфраструктура поддержки семьи: возможность оставить ребёнка в школе полного дня после уроков, отправить в детские центры, лагеря, экспедиции на каникулах, пригласить няню/гувернантку на период командировки или болезни.

А самое главное, семью нужно избавить от бедности и неустроенности, создать условия для достижения ею достойного уровня жизни, который бы позволил освободить время для общения с детьми. У родителей должны оставаться силы любить ребёнка. Любовь требует много энергии. Этой энергией питается развитие ребёнка.



Уважение к ребёнку, уважение к педагогу, уважение к родителям, воплощённые через политику в сфере образования — это те важные условия, при наличии которых не будут первоклассники драться с психологами на переменах, дети-маугли останутся персонажами книжек, а не жителями столичных городов. Это условия, которые позволят обеспечить жизненный успех свободных граждан, приращение человеческого капитала, развитие и конкурентоспособность страны, компетентных работников, реально сильное государство.

Государство, стремящееся обрести реальную силу, силу жизни, измеряемую уровнем и качеством жизни своих граждан, долей отечественной экономики в мировой, а не мнимую, представленную количеством ядерных боеголовок, силу смерти, по-другому управляет сферой образования.


УПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЫ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

При всех высокопарных словах чиновников, образование в России остаётся «обслуживающей» отраслью ресурсоориентированной экономики. Понимание, что конкуренция за будущее разворачивается именно в сфере образования, отсутствует в чиновничьем сознании. Нет внятной стратегии развития системы образования. И это понятно — стратегии нет у страны. Проводимые изменения не обсуждаются ни с профессиональным сообществом, ни с родительским, ни тем более с ученическим. Управление системой нацелено не на содержание и качество преподавания, а на способы контроля, что и привело к крайней степени бюрократизации школы.

Главными критериями при отборе управленцев всех уровней от директора школы до федерального министра являются лояльность и беспрекословное исполнение решений свыше, а отнюдь не профессионализм и достижения. Усилиями недальновидных и равнодушных чиновников школа институционально истощается: в ней не создаются внутренние правила — они привносятся извне, исчезает ролевое содержание — ученики не учатся, а отбывают повинность, учителя не учат, а проводят уроки. Такое управление толкает школу в архаику. Она становится местом воспроизводства прошлого, а не местом завтрашнего дня.

Качество управления является, наряду с качеством преподавания, вторым фактором, определяющим качество образования. В системе управления образованием России очень многое должно стать иным: от госполитики до управленческих действий рядовых чиновников и директоров школ. В этой новой политике нет места оптимизации, уничтожающей сельские школы и принуждающей детей трястись по разбитым дорогам либо жить в пришкольных интернатах, а есть приоритет образования в бюджете, создание новых образовательных институтов, адекватных требованиям и возможностям времени. Эта политика строит открытые образовательные системы, обеспечивает ребёнку большое поле выбора, приветствует самостоятельность и академические свободы, строит общение на основе диалога и полилога, принимает решения на основе обратной связи, генерирует инновации, доверяет профессионалам, создаёт атмосферу свободы и творчества. Без свободной школы невозможно построить современное сильное государство и богатую страну.

Государства, которые наращивают свою конкурентоспособность, тратят на образование не менее 5% ВВП. Достаточно посмотреть на лидеров мировых рейтингов по экономике и расходам на образование, чтобы убедиться в том, что это одни и те же страны. Наши расходы на пике в 2014 году составляли 4,1% от ВВП, после этого снизились до 3,54% в 2018 г, из них расходы на общее образование составили лишь 1,42%. Следует заметить, что действующая Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая Правительством РФ в 2008 году, предполагает увеличение общих расходов на образование до 7% ВВП в 2020 году. Ещё одно невыполненное обещание в копилку. Структура российского бюджета ярко демонстрирует приоритеты бюджетной политики сегодняшней власти и отсутствие образования среди них.


КАК ИЗБАВИТЬ ШКОЛУ ОТ ПОБОРОВ

Но проблема не только в этом. Финансовые основы жизни российской школы нуждаются в скорейшем и существенном пересмотре. Есть парадокс, известный, может быть, не всем. Образование — одна из самых массовых услуг в нашей стране. Но при этом никто не знает, сколько она реально стоит, хотя десять лет назад страна перешла на подушевой принцип финансирования в образовании, и в каждом регионе существует такой норматив на ученика. Как так получилось?

По закону государственные образовательные стандарты устанавливаются на федеральном уровне. А вот обязанность обеспечить гарантии по реализации этих стандартов ложится уже на регионы. Регионы в условиях дефицитных бюджетов вспоминают родной до боли принцип остаточного финансирования: всё, что могут насобирать на образование по своим финансовым сусекам, делят на количество детей в регионе, и получают местный норматив финансирования. Некоторой рамкой являются лишь требования майских указов президента по зарплате педагогов и требования надзорных органов обеспечить детей бесплатными учебниками, соблюдение которых достигается всевозможными ухищрениями и не всегда.

В результате, подушевые нормативы в регионах различаются в разы: в одном он может составлять 20 тысяч рублей на ребёнка, а в другом — 80 тысяч. Получается, что право ребёнка на качественное образование зависит от региона, в котором он живёт. При этом педагоги и администраторы школ выполняют одинаковую государственную задачу и несут одинаковую ответственность за достижение установленных государством результатов, и на экзаменах с них спросят со всех одинаково. Но финансовые условия у них были разные. Пакет заданий на ЕГЭ не будет в четыре раза легче там, где финансовый норматив в четыре раза меньше. Конечно, это несправедливо. Именно поэтому школа вынуждена обращаться за помощью к родителям. И возникает проблема так называемых школьных поборов.

Как можно исправить ситуацию? Следует, наконец, посчитать, сколько же стоит реализация государственного образовательного стандарта в расчёте на детскую душу с учётом требуемых стандартом и велениями времени условий. Установить научно обоснованный норматив и прописать его в законе в виде формулы под каждый вид и направленность программ. В нём должны быть учтены и кадровое обеспечение (сколько психологов, социальных педагогов, тьюторов, библиотекарей и других специалистов должно приходиться на какое количество детей) с установленными базовыми окладами, и учебники с учётом износа и сменяемости, и цифровая среда, и лабораторное оборудование с учётом амортизации, и повышение квалификации педагогов и многое другое, что требуется законом и государственным стандартом.

Ниже этого обоснованного норматива ни один регион страны не должен иметь права опуститься при финансировании школ своего региона. Если в региональном бюджете средств недостаточно, должны включаться механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности, и регион должен получить недостающие средства. Регион, имеющий возможность финансировать школы сверх этого минимального норматива, сможет это сделать и тем самым получит конкурентное преимущество.

Только так можно обеспечить детям равные права на получение образования, педагогам — равные условия для решения важной государственной задачи, семьи школьников избавить от поборов. Так мы добьёмся и качественного образования, и единства образовательного пространства страны. Гарантии должны быть не только провозглашены, но и реально обеспечены!

Сделать это — вопрос политической воли. Законопроект о внесении соответствующих изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» я вносила через Законодательное Собрание Республики Карелия в Государственную Думу ещё прошлого созыва. Парламенты двадцати регионов его поддержали. Профильный думский комитет рассмотрел его весной 2016 года и со словами «правильно ставите вопрос, но ведь денег нет» рекомендовал его отклонить. Такой мотивировкой своего решения председатель комитета Вячеслав Никонов фактически признал, что образование недофинансируется.

Трудно согласиться с тем, что денег у нас в стране нет, глядя на структуру бюджета, размеры коррупционных хищений и масштабы теневой экономики. Но даже если и так, то тем более общество имеет право знать, сколько на самом деле стоит качественное образование, которое прописано в стандартах, и сколько средств реально сейчас на него выделяется. А также имеет право знать, когда власть приведёт реальные расходы в соответствие с требуемой планкой. 15 миллионов 600 тысяч российских школьников, их родители и граждане, переживающие за конкурентоспособность и величие своей страны, имеют право знать, в какой мере обеспечивается данное конституционное право юных граждан.


ВЕТХИЕ ШКОЛЫ БЫВАЮТ ТОЛЬКО В ВЕТХОМ ГОСУДАРСТВЕ

Показателем отношения российской власти к образованию является состояние школ. Хоть и говорил Дмитрий Медведев, будучи президентом, в своей национальной инициативе «Наша новая школа», что «школа не должна быть ветхой», преодолеть ветхость не удалось. 4400 школ или 10,7% из общего их числа требуют капитального ремонта. 5% школ не имеют водопровода, а 20,6% (каждая пятая!) — центрального отопления. Количество школ без тёплых туалетов, названное министром образования О. Васильевой на совещании по подготовке к началу текущего учебного года, заставляет взглянуть на календарь, чтобы убедиться, в каком времени мы живём. После этого же совещания страна узнала, что 2 миллиона 210 тысяч школьников России учатся во вторую смену (за один год их число увеличилось на 330 тысяч человек), а 10 тысяч — в третью смену.

В какой ещё великой державе можно найти такое явление, как обучение в две или три смены?! А так учатся более 30% школьников Чечни и Тывы, более 20% Дагестана, Ингушетии, Бурятии, Краснодарского, Пермского и Забайкальского краев, Иркутской, Томской, Новосибирской, Амурской, Сахалинской, Курганской, Челябинской и других областей. Только в 14 субъектах РФ доля обучающихся во вторую смену составляет менее 5%. Без принятия экстренных мер эта проблема будет надвигаться по нарастающей. Особенно циничным на этом фоне выглядит Указ Президента РФ об объявлении в России Десятилетия детства. Происходит это при том, что страна получает дополнительные нефтегазовые доходы, исполняет в 2018 году бюджет с профицитом и принимает на 2019 год также профицитный бюджет. Да и сокращение расходов на бюрократию, правоохранительные органы и военные цели, на которые у нас уходит половина бюджета, помогло бы решению проблемы.



В преддверии Дня защиты детей 2018 г. я отметила в обращении Владимиру Путину, что 2,74 трлн. рублей нефтегазовых доходов, которые государство планирует (на тот момент) получить, сопоставимы со всем бюджетом, запланированным на создание новых мест в учебных заведениях и их ремонт до 2025 года. Вместо того чтобы складировать дополнительные доходы в Фонде Национального Благосостояния, нужно решать важнейшую социальную задачу — обеспечить детей современными школами. Только при этом условии возможен заявленный прорыв.

Ответ не удивил пониманием остроты и важности проблемы. В нём напомнили, что строительство школ — это полномочия региональных властей и органов местного самоуправления, а федеральные власти лишь содействуют им в этом софинансированием, насколько денег хватает. А их, конечно, не хватает. Поэтому хоть субъекты и заявились на строительство в 2018 году 227 школ на 148 837 мест, им согласованы заявки лишь на 69 мощностью 55 734 места. На 2019-2020 регионами заявлена потребность в строительстве 465 объектов на 294 993 места, из них одобрены лишь 81 школа на 66 842 места.

В преддверии Дня знаний, начала 2018-19 учебного года, в разгар подготовки бюджета на 2019 год я обратилась к первым лицам, определяющим судьбу бюджета страны — Д. Медведеву, В. Матвиенко и В. Володину с призывом внести в проект бюджета необходимые поправки, которые позволят решить проблему вторых смен с учётом растущих потребностей регионов. Почти 2 трлн. руб. профицита в бюджете текущего года нашли бы достойное применение в формировании школы как места будущего. Ответы явились очередной констатацией имеющейся проблемы, перечислением действий власти, замалчиванием наших предложений.

Но уже через три месяца Вячеслав Никонов, председатель комитета Госдумы по образованию и науке, заявил: «Я абсолютно уверен, что задача избавиться от второй смены к 2025 году, озвученная в послании президента достигнута не будет. За три года мы отдалились от решения этой цели. Если мы будем строить по 28 школ в год и по 100 тысяч мест, то решим эту задачу к 22 веку». Следует заметить, что в 2018 году получено 4,26 трлн. руб. дополнительных (подчёркиваю — дополнительных (!) в связи с повышением цены нефтегазовых доходов. Это существенно больше, чем консолидированный бюджет всего российского образования, включая дошкольное, общее и высшее, который в 2018 г. был равен 3,66 трлн. руб. Это в три раза большая сумма, чем та, что была потрачена на всё школьное образование в прошедшем году — 1,47 трлн. руб.


ДЛЯ ШКОЛЫ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ НУЖНА ПОЛИТИКА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Очевидно, что при таких подходах проблемы в образовании будут только накапливаться, оно будет стагнировать и обеспечивать лишь воспроизводство архаики. Именно поэтому я считаю, что российские налогоплательщики могут и должны требовать, чтобы за их налоги их дети получили современное образование в достойных условиях. И партия «ЯБЛОКО» этого требует!

Для того, чтобы школа стала местом завтрашнего дня, нужна политика завтрашнего дня! Приходите в политику, чтобы делать её современной и человечной! Приходите в партию «ЯБЛОКО», для которой образование является ценностью и основой уважительного отношения к человеку и будущему страны!


ИСТОЧНИК

Эмилия СЛАБУНОВА

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Бюрократизация (0)
  • Власть (0) > Грабёж (0)
  • Власть (0) > Правительство (0)
  • Власть (0) > Стратегии и Прогнозы (0)
  • Нравственность (0)
  • Общество (0) > Гражданское общество (0)
  • Общество (0) > Культура (0)
  • Общество (0) > Социология (0)
  • Политика (0) > Внутренняя политика (0)
  • Яблоко (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 22.05.2019 - ЗАЯВЛЕНИЕ БЮРО ПАРТИИ «ЯБЛОКО»
  • 22.05.2019 - О ТРАГЕДИИ С СУПЕРДЖЕТОМ
  • 21.05.2019 - КЛУБ СОЛИДАРНОСТИ ДИКТАТОРОВ
  • 21.05.2019 - СОСЛОВНАЯ КОРРУПЦИОННАЯ СИСТЕМА
  • 20.05.2019 - ОТНОШЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ ПУТИНА К ЛЮДЯМ
  • 19.05.2019 - СТАЛИН В МАССОВОМ СОЗНАНИИ
  • 18.05.2019 - ВСПОМИНАЯ О ЧЕРНОБЫЛЕ
  • 17.05.2019 - ПУТЬ К МИРУ НА ДОНБАССЕ
  • 17.05.2019 - ПОЛИТИКА МАКСИМАЛЬНО НАВРЕДИТЬ
  • 16.05.2019 - ШКОЛЫ, ГДЕ УЧАТ НА ПРЕЗИДЕНТОВ
  • 15.05.2019 - ПОЧЕМУ ДЕМОКРАТИЯ НЕ ПРИЖИЛАСЬ В РОССИИ?
  • 15.05.2019 - НА ЧТО СПОСОБНА КУЛЬТУРА?
  • 14.05.2019 - О ДИСТАНЦИОННОМ ГОЛОСОВАНИИ
  • 14.05.2019 - БУДУЩЕЕ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ И РФ
  • 13.05.2019 - КАК СОЗДАВАЛОСЬ «ЯБЛОКО»
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru