"ЯБЛОКО" : Волгоградская область. :: Экология :: УЧЁБА ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ :: Версия для печати :: Официальный сайт регионального отделения партии

Адрес сервера: http://volgograd.yabloko.ru/index.phtml
Адрес страницы: http://volgograd.yabloko.ru/education/index.phtml?id=3491


[16.08.2013]

УЧЁБА ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

В стране всё более сужается возможность получения реального образования

Если информация о том, что некоторые правительственные структуры вынашивают идею отмены учебных отпусков для студентов заочников и вечерников, окажется правдой, то это вряд ли уж слишком сильно ухудшит то положение с условиями для учебы, как очников, так и заочников, которое уже есть.

Просто потому, что эти отпуска, оставшиеся в законодательстве от советского времени, на практике работодатель в большинстве случаев и так уже не предоставляет. За исключением сугубо государственных учреждений, работодатели просто внятно дают понять работникам, что если они хотят работать в данной фирме, им не надо просить таких отпусков. В лучшем случае дают возможность в сессионное время получить отпуск за свой счёт либо очередной оплачиваемый.

Вообще, это давно замеченная манера российской власти последних десятилетий — она сначала не исполняет законодательство сама и создаёт условия для неисполнения его другими субъектами, а потом объявляет: "Так оно же всё равно не действует! Давайте уж отменим неработающие законы!".

Так было, в частности, в случае с "монетизацией льгот" и во многих других. А вообще эта ситуация описана ещё в "Записках о кошачьем городе" Шэ Лао. Там, скажем, начинают жители города употреблять наркотики — а власть, вместо борьбы с наркоманией, объявляет: "Растёт количество нарушений закона. Отменим закон, запрещающий их употребление — не будет и нарушений". Кончилось всё это для города довольно печально. Как и для режима горбачёвщины, так же любившей забавляться этим приёмом.

Причём среди доводов для отмены учебных отпусков представители власти называют предельно абсурдные: например, ссылаются на то, что некой крупной корпорации пришлось оплачивать непрофильное хореографическое обучение для своих сотрудников.

Ну и что? Если корпорация хочет оплачивать профильное обучение в целях подготовки для себя профессиональных кадров, она не учебные отпуска должна давать сотрудникам, она должна брать перспективных из их числа и направлять на платную учёбу за свой счёт на дневном отделении.

Предоставление платного отпуска вечернику или заочнику — это не программа подготовки кадров для данной корпорации, это реализация конституционного права гражданина России на образование — за которое, в частности, должен платить и работодатель негосударственной сферы.

Откуда в стране возьмётся технологический прорыв, если всё больше и больше будет сужаться реальная возможность получения реального образования? А этот процесс уже идёт в стране. Выпускники школ подготовлены всё хуже и хуже. А когда чудаковатому министру образования Фурсенко (никогда не работавшему в сфере образования) объясняют, что нововведения лишь разрушают то лучшее, что ранее было и в старой русской императорской, и в советской системе образования, он заявляет: "Так ведь всё равно советская школа разрушена! Давайте проводить наши реформы!". То есть действует по тому же принципу — сначала разрушает на деле, а потом предлагает разрушение узаконить.

Более того, по данным исследования ВЦИОМ, вполне лояльного власти центра, почти 50 % студентов начинают работать уже во время учебы в институте. Можно предположить, что здесь имеется даже определённое лукавство: 50 % не начинают работать, а уже работают во время учебы. Разница в том, что в последнем случае реально начинают работать почти все: если на первых курсах работающих ещё мало, то к старшим во многих вузах работают почти все.

Отличие работающего студента дневного отделения от студента-вечерника в том, что если для второго всё же предполагается разведение работы и учёбы — днём работает и вечером учится при ряде льгот в рамках рабочего режима и формально существующем праве на учебный отпуск, то работающий дневник заведомо никаких льгот не имеет и учиться формально должен именно в рабочее время.

Если ему удаётся работать вечером, значит, он не готовит задания к семинарам и не работает в библиотеке. Если работает днём, значит, откровенно прогуливает основные занятия.

Негосударственные вузы с этим бороться просто бессильны: если они начнут оценивать учёбу студента адекватно, придётся их отчислять, то есть терять оплачивающих учёбу клиентов, идти на заведомые и серьёзные материальные потери.

Государственные вузы пытаются этому противодействовать, вводя, в частности, систему оценки знаний, требующих постоянного присутствия на семинарах. Но тогда учёба в вузе по технологии опускается до уровня школьной — проверка на уроке домашнего задания на уровне "выучил — не выучил", а необходимое для вуза право студента самому организовывать свои усилия в течение семестра оказывается нереализованным. С другой же стороны, в силу массовости явления и здесь ему противостоять не удаётся в полной мере.

Довод "Да, я не выучил. Потому что работал!" становится универсальным. И в том случае, когда студент действительно работал, и в том, когда он просто просидел это время в баре. Теоретически, даже если он работал, это его не оправдывает. И в ответ на эту фразу преподаватель должен был бы сказать "Успешной работы. Но только без того, чтобы числится в нашем вузе", поставить неуд и запустить механизм отчисления. Всё равно работающий студент-дневник на самом деле в большинстве случаев никогда и ничего не выучит.

Но даже выводя за скобки специфические возникающие в этом положении ситуации, преподаватель, который и сам получает гроши, понимает, насколько существующие условия отличаются от того положения, в котором он сам находился во время своей учёбы.

Ведь основное отличие студента современного, если он не выходец из социальной группы, где родители берутся полностью покрывать его текущие потребности во время учёбы, или если он просто не хочет оказываться в финансовой зависимости от родителей в силу юношеских комплексов и фобий, заключается в том, что при всей не великости советской студенческой стипендии на неё всё же можно было прожить (пусть и достаточно стеснённо), тогда как на современную стипендию студент прожить практически не может.

Советская студенческая стипендия составляла 30-40 рублей. Нынешняя ещё недавно была равна 400 рублей. Потом выросла до 600 и в последнее время составляла 1000 рублей. Если сравнивать в долларовом исчислении, советская составляла около 50-70 долларов — сегодня это было бы от 1200 до 1300 рублей: уже больше сегодняшней тысячи. Однако в последние годы, в связи с особенностями изменения структуры цен и падающим долларом (не забудем, что в реальной покупательной способности в России в последние лет пять доллар упал примерно в два раза, то есть сегодняшний доллар — это не более полудоллара 70-80-х гг., того, который стоил 60 копеек), это исчисление стало более чем ненадёжным.

По большому счёту, твёрдый "брежневский" рубль — это примерно 150 рублей нашего времени. В любом случае — не менее ста, но в целом действительно тяготеет к 150. Значит, студенческая стипендия в 30 рублей сегодня была бы адекватна 4500 рублям. А в 45 рублей — повышенная — примерно 7000 рублей.

Это — действительно та цифра, при которой студент, во всяком случае, имел бы возможность жить, сосредоточившись на учёбе.

Конечно, кто-то всё равно шёл бы на подработку — но именно на подработку, как шли на неё студенты советского времени. Но это была бы подработка к уровню, достаточному для жизни, как и тогда это была подработка именно к имеющемуся невысокому, но минимально достаточному уровню.

И разница здесь заключалась бы в том, что это было бы реализацией выбора — подрабатывать и жить лучше, или не подрабатывать и жить на минимум, но освобождать время для учёбы, тогда как сегодня у студента такого выбора нет — он не может не работать, если не остаётся на иждивении родителей, если те имеют ещё возможность его содержать.

И при такой стипендии — в 4500-7000 — преподаватель имеет полное право сказать студенту, заявившему как причину незнания свою работу — "Коллега, это Ваши проблемы, меня это не интересует", а сейчас он этого сказать не может — потому что знает, что студент не имеет выбора — работать или не работать во время своей учёбы на дневном отделении.

Государство наносит удар по образованию, вынуждая студента вместо учебы зарабатывать себе деньги на пропитание. Предприниматели наносят удар по образованию, отказывая студентам-вечерникам в оплачиваемых учебных отпусках и лоббируя перед государством узаконивание своего беззакония.

А вместе они делают общее дело: обрекают страну на исчезновение квалифицированных кадров, если они не являются выходцами из элитарных и материально высоко обеспеченных семей.

То есть, по существу, современная образовательная практика, отношение к молодёжи в этой сфере, по сути, оказывается формой классовой сегрегации, запрета на полноценное образование для определённых классовых и социальных групп.

Наряду с идиотизмом "Болонской системы", ЕГЭ, тестовыми методиками и прочими безграмотными новациями экспериментаторов в области образования, эта практика в конечном счёте ведёт к тому, чтобы лишить страну массовых высококвалифицированных кадров, оставив в качестве "образования" систему слегка обученных лиц инструктивного труда, неспособных ни к модернизации производства, ни к научным открытиями, ни к созданиям новых видов техники.

А главное, чего в общем-то не хотят понять властные кураторы образования в России: что учиться надо не по совместительству, а в качестве основного занятия. А для обеспечения такой возможности (если мы признаем, что студент — всё-таки тоже человек) его денежное содержание, положенное ему государством, должно быть таким, чтобы он мог учиться в качестве основного занятия в этот период своей жизни. А если уж обстоятельства лишили его такой возможности и он вынужден работать и учиться вечером, то государство должно ему гарантировать время и возможность для полноценной учёбы в таком формате.

И стоит заметить, что названная цифра — 4500-7000 рублей — это, по большому счёту, лишь немного больше уровня, признанного в стране уровнем прожиточного минимума. Или власть полагает, что для студента этот минимум не рассматривается в качестве такового?


ИСТОЧНИК

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ

Ссылки по теме:

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Бюрократизация
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=22
  • Власть (0) > Грабёж
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=23
  • Власть (0) > Манипуляции
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=24
  • Власть (0) > Образование
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=27
  • Власть (0) > Показуха
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=29
  • Власть (0) > Правительство
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=129
  • Власть (0) > Стратегии и Прогнозы
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=37
  • Общество (0) > Культура
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=53
  • Общество (0) > Молодёжь
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=54
  • Общество (0) > Проблемы науки
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=146
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 24.04.2018 - ДОЛОЙ САМОДЕРЖАВИЕ!
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6284
  • 24.04.2018 - ПОЛИТИКА КОНФРОНТАЦИИ С ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6283
  • 23.04.2018 - УЗУРПАЦИЯ ВЛАСТИ — ЭТО ТУПИК
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6282
  • 23.04.2018 - БЛОКИРОВКА БУДУЩЕГО
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6281
  • 22.04.2018 - КОРПОРАЦИЯ В ЗАПАДНЕ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6279
  • 22.04.2018 - МИНОТАВР И ЕГО ЛАБИРИНТ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6278
  • 22.04.2018 - ЛИЦЕМЕРИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6280
  • 21.04.2018 - МАФИОЗНО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6276
  • 21.04.2018 - СЛУЦКИЙ VS ЖУРНАЛИСТКИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6277
  • 20.04.2018 - ГОСУДАРСТВО ВЫЖИВАЮЩИХ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6274
  • 20.04.2018 - ПОЧЕМУ ГАЙДАР, А НЕ ЯВЛИНСКИЙ?
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6275
  • 18.04.2018 - ЧТОБЫ ВСЕ ПОМНИЛИ, ЧТО МЫ — ЛЮДИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6270
  • 18.04.2018 - ТРИУМФ ПЕДОФИЛИИ В РФ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6269
  • 17.04.2018 - ЭМИЛИЯ СЛАБУНОВА В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6268
  • 17.04.2018 - ЗАКОН ОБ "ОТВЕТНЫХ САНКЦИЯХ" И ЧЕМ ОН ГРОЗИТ РОССИИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6267