Алексей ЛИХАЧЁВ: российский государственный деятель, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с 2016 года, доктор экономических наук
ВИДЕО, КОММЕНТАРИИ
Алексей ЛИХАЧЁВ:
Литва, страна в недавнем прошлом ядерная, закрыла Игналину, одну из лучших станций. Это колоссальная ошибка литовского правительства!
Понятно, что это решение было принято под давлением. Тем не менее, это была самая эффективная по коэффициенту используемой мощности станция в мире, с огромным будущим! И Литва тогда была одним из самых больших недоэкспортёров электроэнергии. Теперь она превратилась в самого крупного покупателя электроэнергии.
О чернобыльской аварии. Ведь авария произошла на территории Украинской ССР, и облако, которое пришло в южные районы тогдашней РФСФР и в Белоруссии, где люди страдали одинаково. На ликвидацию, потом на стройку, на восстановление саркофага, восстановление работающих станций поехали добровольцами люди в основном из Центральной части Советского Союза. Это были атомщики, работники Курчатовского института, Минсредмаша. Но и армянские специалисты, и специалисты Литвы принимали в этом участие. Это был действительно всесоюзный подвиг. Я совершенно не стесняюсь этих слов. Это был всесоюзный подвиг!
Три блока были запущены буквально в течение 6 месяцев! И как в равной степени пострадали союзные народы и союзные республики, также в равной степени они проявили героизм и такую самоотверженность.
Любая катастрофа никогда не является следствием одной причины. Одна действительно носила конструкционный характер, связанный с конструкцией стержней защиты. Их окончания были полыми, что привело к тем секундам задержки, которые позволили разогнать реакцию на вроде бы почти выключенном реакторе. То есть и эта конкретная технологическая недоработка теперь устранена.
Но самое главное — именно после Чернобыля появился так называемый принцип культуры безопасности. И сейчас это первое, главное и неотъемлемое условие нашей деятельности. Это выполнения всех требований — как российской безопасности, так и международной с учётом ещё и фукусимских событий.
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
Нормально всё, чётко, по делу, с пониманием вопроса. Хороший руководитель, я лично так считаю.
________________________________________
Рассказывает, как будто он глава Средмаша. Но науку они давно сбросили М. Ковальчуку, а все их стройки основаны на разработках ещё советских времён.
________________________________________
Побольше таких гостей на Эхе, интересный формат получается. Разговор из разных миров, про атомку вообще актуально, не у многих отраслей у нас в стране есть что рассказать (молчу про роскосмос).
________________________________________
Ничего не рассказал про текущий статус в разработках и инжиниринге. Как завершилась ФЦП НТП, которая до 2020? Проект ЗЯТЦ быстрых реакторов с пирохимическим замыканием, лежащий в основе этой ФЦП, реанимируется? Стоит ли мне и моим бывшим коллегам подумывать о возвращении в задачи Росатома по пирохимии из других отраслей, куда мы временно ушли?
________________________________________
Вы с Вашими коллегами явно оптимисты, если рассматриваете возможность вернуться. Я таким задором, к сожалению, похвастать не могу. Нервы жаль, а жизнь — одна.
________________________________________
Станция у А.Лихачёва — «брат». В этой парадигме ядерный реактор должен быть у него «сестрой». Блок — мать. Ячейка — племянник. И так далее. Учёные это называют «лингвистическим трансвестизмом», как одно из проявлений «лингвистического идиотизма».
Видят все давно и говорят:
«Станция — наглядный младший брат!»
А по сути своего нутра
Наш Росатом — старшая сестра!
Ей её годов совсем не дашь!
Пудрится, наводит макияж!
Станция, с похмелья и небрит,
Сплюнет и трубою задымит!
________________________________________
Вот и кончились советские годы —
Время подвигов, надежд и открытий!
А издержки — загрязненье природы:
Всюду стронций, цезий, торий, рубидий!
________________________________________
Росатом в надёжных руках! Впервые за долгое время усну без кошмаров.
________________________________________