Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Всем, кому интересна правда

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[14.01.2011]

СИСТЕМА ЗАПОВЕДНИКОВ РОССИИ

Обращение координатора Программы МСоЭС «Природное наследие Северной Евразии» В.А.Бриниха

Анализ поправок (см. мой комментарий) к законопроекту № 97705-5, принятому Государственной Думой в первом чтении и вносящему кардинальные изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (в предлагаемой редакции он называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), позволяет сделать общий вывод о недопустимости его внесения на рассмотрение в Государственную Думу в той редакции, которая в настоящее время рассматривается Минприроды России и Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

С точки зрения Михаила Крейндлина, отражающего мнение Гринпис России, самыми опасными для заповедной системы России являются поправки, связанные с возможностью изменения границ ООПТ за счёт обмена участками и возможностью преобразования заповедников в национальные парки. В какой-то мере я с ним согласен, т.к. в условиях правового нигилизма и коррупции легко допускаются злоупотребления, которые никем не контролируются и за которые никто не отвечает. Но злоупотребления существуют всегда и везде, при любом законе, каким бы совершенным он ни был. Практика всегда расходится с теорией. Моя практика директорства в двух заповедниках и тесные контакты с директорами и сотрудниками ещё десятков других заповедников и нацпарков позволяют судить об ущербности сложившейся ещё в советские времена системы заповедников.

Ущербности в чём? Во-первых, тотальный запрет на пользование хорош тогда, когда имеются возможности для его поддержки. В противном случае тотальный запрет даёт обратный эффект. Сейчас нет ни средств для полноценной охраны ООПТ, ни политических и социально-экономических условий. Во-вторых, практика свидетельствует, что не всегда заповедный режим является гарантом сохранения биологического разнообразия и вообще дикой природы. Кроме обычных нарушений режима, появились и более глобальные негативные воздействия. А при надлежащем исполнении закона природа сохраняется и в национальных парках не хуже, чем в заповедниках. Даже в лихие 90-е годы прошлого века, в условиях беззакония и кризиса государственного управления, нам удалось не только сохранить, но и приумножить заповедную систему России, обогатить её новым опытом. Человеческий фактор важен везде, в том числе и в нашем заповедном деле.

У нас заповедники часто создавались по остаточному принципу: в проект закладывалась одна площадь, а потом, в процессе согласований и уточнений, эта площадь сокращалась в несколько раз. Причём нередко самые лучшие участки оказывались за пределами заповедников, а внутри новосозданных территорий оказывались вырубки, гари, бывшие пашни, деградированные пастбища. Нередко заповедники создавались не там, где «нужно», а там, где «можно» их было создать. Часто бывает ситуация, когда появляется возможность поменять малоценный участок заповедника на более ценный за его границами, но по закону этого сделать нельзя. Так зачем так яростно защищать эти границы?

Другое дело, что нужно разработать надёжные правовые механизмы, позволяющие эффективно защищать заповедный режим даже при изменении заповедных границ.

Понятно, что в случае утверждения поправок в первую очередь будут продвигаться проекты прокладки через заповедники и национальные парки линейных объектов (дорог, трубопроводов и ЛЭП) и проекты горнолыжных курортов. То, против чего мы все боролись все прежние годы. А теперь всё придёт в заповедники, но через рынок – путём обмена участками. Это единственное, что вызывает внутреннее сопротивление и мешает воспринимать эти поправки как объективную реальность нынешних времён.

С преобразованием заповедников в национальные парки – та же история. Боролись всю жизнь против этого, а теперь обидно, что поделать ничего не сможем, если закон примут. Может, тут больше обида за бессмысленную борьбу говорит, нежели реальные угрозы? Ведь живут же в Европе без подобных нашим заповедников и, к примеру, в Азербайджане преобразовывают заповедники в национальные парки, а природа всё та же осталась.

Необходимо обратиться к мировому опыту и принять принципиальное решение о разделении российских заповедников (после выделения тех, которые допустимо преобразовать в национальные парки) на научные и биосферные заповедники (соответственно, категории Ia и Ib согласно классификации Международного союза охраны природы). Первые должны сосредоточиться на научных исследованиях и сохранении видов, а вторые – на сохранении дикой природы и популяризации идей охраны природы, в чем-то сближаясь в этом с национальными парками.

Необходимо законодательно урегулировать вопросы создания и функционирования территорий, имеющих особый международный природоохранный статус, в отношении которых Российская Федерация имеет обязательства и несёт ответственность перед международным сообществом: объекты Всемирного природного наследия и Рамсарские угодья. Не урегулированы в нормативно-правовом отношении также вопросы создания и функционирования таких природоохранных территорий, существующих на территории Российской Федерации, как ключевые орнитологические территории и трансграничные особо охраняемые природные территории.

Cахалинские пихты - Курильский заповедник
Альпийские поляны - Заповедник Кузнецкий Алатау
Мультинское озеро - Катунский заповедник
На реке Нерусса - Заповедник Брянский лес

Заповедная система России на сегодняшний день устарела и совершенно не соответствует ни социально-экономическим реалиям, ни современным научным взглядам. Её безусловно нужно модернизировать. Иначе разложение системы изнутри, что собственно и происходит в настоящее время, не остановить. Это тот случай, когда нам нужно набраться смелости признать кризис заповедной системы России и самой идеи абсолютной заповедности. Она должна быть изменена на идеологию восстановительного природопользования, позволяющую устойчиво использовать природные ресурсы во благо Человека, сохраняя их для будущих поколений.

Во избежание злоупотреблений и просто неграмотного применения правовых норм в практике заповедного дела принципиально важным является максимально широкое участие научной и природоохранной общественности во всех мероприятиях, связанных с созданием и функционированием особо охраняемых природных территорий, изменением их режима и границ, их реорганизации или ликвидации. Привлечение общественности к выработке управленческих решений, максимальная прозрачность процедур принятия решений государственными органами является единственной гарантированной защитой заповедной системы России от разрушения и уничтожения.

В связи с вышеизложенным, предлагаю всем заинтересованным лицам потребовать от Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не выносить на утверждение поправки к законопроекту № 97705-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в предлагаемой редакции. Необходимо потребовать широкого общественного обсуждения законопроекта, внесения в него эффективных антикоррупционных защитных механизмов, а также тех поправок, которые по-настоящему модернизируют заповедную систему, а не подстроят её под сиюминутные нужды и чьи-то корыстные интересы.

В.А.Бриних

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Бюрократизация (0)
  • Власть (0) > Грабёж (0)
  • Научные новости (0) > Охрана природы (0)
  • Экология (0) > Защита животных (0)
  • Экология (0) > Охрана природы (0)
  • Экология (0) > Охрана растений (0)
  • Экология (0) > Проблемы зелёного законодательства (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 21.10.2020 - ЗАПЛАТИТЕ ЗА COVID!
  • 20.10.2020 - ОСОБОЕ МНЕНИЕ ЗАСЕКРЕЧЕНО
  • 19.10.2020 - РАССЛЕДОВАНИЕ ЦЕНТРА АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПАРТИИ «ЯБЛОКО»
  • 18.10.2020 - ПРОСТО «ЛЕПЯТ ГОРБАТОГО»
  • 17.10.2020 - ИЗМЕНИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ
  • 17.10.2020 - СВОБОДА И ВИРУС
  • 16.10.2020 - ЕЩЁ БОЛЬШЕ УКРЕПЛЯЮЩЕЕСЯ САМОДЕРЖАВИЕ…
  • 16.10.2020 - СВОБОДА, ЭКОНОМИКА И ВИРУС
  • 15.10.2020 - ПРЕСТУПЛЕНИЯ РЕЖИМА ПРОДОЛЖАЮТСЯ
  • 15.10.2020 - РОССИЙСКАЯ КОВИД-РЕАЛЬНОСТЬ
  • 14.10.2020 - РЕГИОНЫ РОССИИ: НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  • 14.10.2020 - ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЛАСТЬЮ?
  • 13.10.2020 - ОКАЗАТЬ ПОДДЕРЖКУ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
  • 13.10.2020 - ОТ «ДИКТАТУРЫ ВОЖДЕЙ» К «ДИКТАТУРЕ РЕФЕРЕНТУРЫ»
  • 12.10.2020 - НЕВЕРОЯТНО ДЕШЁВАЯ ЖИЗНЬ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru