[17.03.2011]

НАКОНЕЦ-ТО УЧЕНЫЕ УЗНАЛИ, ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ КАСТЫ!

Ранее Индия, жители которой составляют почти одну шестую часть населения планеты, не присутствовала в каких бы то ни было значимых генетических исследованиях.

Американские и индийские ученые провели самое масштабное исследование ДНК граждан Индии, которых раньше отчего-то обходили стороной. Исследователи из индийского Центра клеточной и молекулярной биологии (CCMB), медицинской школы Гарварда (США) и института Броуд в Бостоне (США) обнаружили множество новых фактов, связанных с происхождением индийского народа и эволюцией его генофонда, а также приоткрыли завесу тайны над появлением каст.

Учёные проанализировали около 560 тысяч генетических маркеров, которые были вычленены из ДНК 132 человек, представляющих 25 различных групп индийцев. Генетики собрали материал таким образом, чтобы были представлены 13 штатов Индии, все шесть языковых групп, а также различные касты и племенные группы.

В статье, опубликованной в журнале Nature, генетики рассказали, что все индийцы произошли от двух древних сильно отличающихся друг от друга групп предков.

— Различные индийцы унаследовали от 40 до 80 процентов генов от популяции, которую мы назвали "Северные индийские предки" (Ancestral North Indians — ANI). Они в свою очередь были чем-то похожи на жителей Ближнего Востока, Средней Азии и Европы. Вторая группа прародителей индийцев была названа нами — Южные индийские предки (Ancestral South Indians — ASI), эти люди не были похожи ни на один народ, проживающий за пределами Индии, — говорит один из авторов работы доцент Дэвид Рейх.

В ходе исследования выяснилось, что представителям высших каст, а также людям, говорящим на индоевропейских языках, таких как хинди, досталось больше генов "северных предков". У остальных преобладали южные корни, а наиболее "южными" оказались коренные жители Андаманских островов, архипелага, расположенного в Индийском океане.

Андаманцы (коих на сегодняшний день осталось всего несколько сотен) генетически схожи только с Южными индийскими предками, то есть не имеют "вмешательства" северной группы.

— Андаманцы — уникальный народ, — говорит в пресс-релизе института Броуд математик Ник Паттерсон.

— Если мы разберёмся в их происхождении, то сможем больше узнать о южной группе предков индийцев. Она отделилась от евразийцев несколько десятков тысяч лет назад, — добавляет профессор Лалхи Сингх, бывший директор CCMB.

Сразу за массовым смешением ANI и ASI последовал период долгой тысячелетней изоляции отдельных групп. В результате современных индийцев сложно охарактеризовать как нечто единое целое: при общей своей схожести они будто поделены на национальности, например, как европейцы.

Однако если в Европе различия диктовались географическими особенностями, то в Индии они связаны всё с тем же разделением на касты. Даже когда люди проживали в одном городе или деревне, они могли очень долгое время не вступать друг с другом в браки и практически не "перемешиваться".

— Наши данные не позволили отличить представителей племён от представителей каст, мы не нашли никакого систематического разделения. Это может означать, что касты в своё время произошли именно от древних племён, — рассказывает ведущий исследователь Кумарасами Тхангарай из CCMB.

А это, в свою очередь, опровергает теорию о том, что разделение на касты было "изобретением" британского колониального режима. Получается, что традиция гораздо старше (речь о тысячах лет).

Учёные считают, что новые данные позволят побороть многие генетические заболевания, которые встречаются именно у индийцев. Большинство современных жителей страны произошли от небольшого количества людей (на языке науки это называется "эффектом основателя"), а затем были генетически изолированы друг от друга. Именно поэтому у индийцев куда больше вероятность появления генетических нарушений, чем у большинства других народов мира.

По материалам сайта membrana.ru