Всем, кому интересна правда

[08.02.2012]

РОССИЙСКИЕ ПОЛЯРНИКИ ВЗЯЛИ ПЕРВЫЕ ПРОБЫ ИЗ РЕЛИКТОВОГО ОЗЕРА "ВОСТОК"

Российские учёные достигли реликтовых вод подлёдного озера Восток, изолированных в Антарктиде от земной экосистемы на протяжении сотен тысяч лет.

Первые пробы — уже в лаборатории. Удалось "зачерпнуть" около сорока литров жидкости, но пока её доставали из скважины — а это длинный путь почти в 4 километра — вода успела замёрзнуть.

Впрочем, для чистоты эксперимента это даже лучше — так меньше шансов на попадания в пробы земных бактерий. О первых результатах исследований пока ничего не сообщают.

Напомним, главное, что интересует учёных — это есть ли жизнь в изолированном озере Восток, и действуют ли там привычные законы эволюции. До сих пор открытым остаётся вопрос о возрасте озера: минимум четыреста тысяч, а может, и миллион лет.

Оно могло появиться вследствие трения многокилометрового ледника о поверхность Земли. Ледник начал таять, к тому же от высокого давления лёд превращается в воду при более низкой температуре: те, кто помнит из школьной программы законы термодинамики, поймут.

Другая гипотеза предполагает, что озеро было всегда, а когда похолодало, материк сместился к полюсу, стал покрываться коркой льда. За сотни тысяч лет ледяной покров достиг почти четырёх километров и изолировал воду от холодного воздуха.

Антарктическое подлёдное озеро Восток не спешит открывать перед учёными свои тайны. В первых пробах воды, которые уже изучаются в лабораториях, бактерий почти не обнаружено. А те, что есть, — вполне обычные, земные, "налипшие" на образцы уже на поверхности. Впрочем, до дна озера, а именно там, по прогнозам учёных, может быть жизнь, ещё полкилометра. Как добраться туда — новая задача для учёных. Причём, велика вероятность, что и на глубине абсолютно ничего не найдётся.

Научный мир ждёт сенсаций. Через девять месяцев учёные "разбурят" лёд из знаменитой теперь на весь мир антарктической скважины и отправят образец застывшей реликтовой воды геохимикам и микробиологам, чтобы ответить на главный вопрос: есть ли жизнь в глубинах Востока?

"Вряд ли что-то мы там обнаружим сверхъестественное. За четыре миллиарда лет существования жизни это сверхъестественное бы проявилось", — уверен директор Института микробиологии имени С.Н. Виноградского, член-корреспондент РАН Валерий Гальченко.

Но ожидания подлёдного чуда всё равно накрывают учёных с головой. Победу России в антарктической гонке в эти дни обсуждают в Европе.

Специалисты российского Института арктических исследований подтвердили 8 февраля, что они действительно пробили ледовый покров и достигли озера Восток.

Да они сделали это! Они стали первыми людьми, кто проник в среду, скрытую подо льдом Антарктики, и это настоящий технологический прорыв.

Исследователи уже получили образцы замёрзшей воды озера Восток. Количество бактерий в нём минимально. Лёд, расположенный выше, содержит пузырьки воздуха, который накапливался там в течение миллионов лет и может быть токсичен для организмов, возможно обитавших в озере. Если это так, то озеро Восток — единственное место на земле, где есть вода, но нет жизни.

Но это для многих учёных как раз совсем неочевидно. Толщина воды под скважиной 600 метров. Давление — 400 атмосфер. Однако жизнь нашли и в более глубокой Марианской впадине. Жизнь не убьют ни подлёдные минус два градуса, ни отсутствие света. Зато способен уничтожить агрессивный кислород — в озере его тысяча триста миллиграммов на литр. В такой среде известные на Земле организмы жить не могут.

Но ведь там, где Солнце последний раз видели ещё в миоценовую эпоху, возможна внеземная жизнь. Этих ещё доселе невиданных земными глазами обитателей подводных глубин уже нарекли оксигенофилами за большую любовь к кислороду. Эти бактерии, несмотря на любовь к кислороду, появились, однако, ещё в докислородную эпоху.

Учёные верят: больше всего шансов обнаружить оксигенофилов у донного грунта и в осадочных породах. Но за те 15 миллионов лет, что Восток потерял связь с внешним миром, бактерии могли не только выжить, но эволюционировать в какие угодно формы жизни. Учёные, склонные к катастрофическому мироощущению, ждут теперь воплощения самых кошмарных голливудских сценариев.

"Вредных микроорганизмов там не будет. Это я точно могу сказать, потому что там нет организмов, на которые они могли бы нападать. Поэтому сохраниться они не могут", — пояснил Валерий Гальченко.

Реальное проникновение в озеро произойдёт в следующем году.

На обычном миллиметровом тросе для ловли рыбы в озеро опустят транспортировочный модуль с исследовательскими зондами. Поверхность зондов обработают гамма-излучением и озоном. На зондах установят видеокамеру кругового обзора и два лазера, работающие на разных длинах волн. Они станут искать в воде любые молекулы, вплоть до аминокислот.

Если это получится, значит, жизнь в озере есть. Или, по крайней мере, была. И ещё учёные не сомневаются, — воду из озера можно смело пить. По вкусу и шипучести она должна напоминать минералку с газом. И при этом вполне безопасна, несмотря на возможное присутствие в ней загадочных и не исследованных пока оксигенофилов.

Озеро Восток в Антарктиде, скрытое под четырёхкилометровой толщей льда, является уникальной водной экосистемой, которая была изолирована от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. Его изучение играет огромную роль в исследовании изменений климата в последние тысячелетия.

Бурение скважины к озеру началось ещё в 1970-х годах, когда о существовании озера, открытого в 1996 году, ещё не было известно. Первоначально целью учёных были палеоклиматические исследования. Бурение скважины к озеру, открытому в 1996 году, было приостановлено в 1998 году до разработки технологии, предотвращающей его загрязнение. В 2006 году после восьмилетнего перерыва бурение было возобновлено.

Технология взятия проб предусматривает, что в момент проникновения в озеро давление воды в нём вытолкнет на 30-40 метров вверх по скважине столб лёгкой заливочной жидкости, состоящей из фреона и керосина. Затем вода в скважине замёрзнет, и в декабре 2012 года учёные вернутся, чтобы выбурить "свежезамёрзшую" озёрную воду и получить свежие образцы воды, по которым можно судить о химическом составе озера и его возможных обитателях.

По данным учёных, последние сотни метров ледника, сквозь который шла скважина, действительно представляют собой замёрзшую озёрную воду, однако из-за того, что она замерзает крайне медленно — по 1 сантиметру в год — судить по ней о самом озере нельзя, для этого нужна "свежезамороженная" вода.

Учёные отмечают, что условия в озере таковы, что существовать в нём могут только крайне экзотические организмы, которые сейчас неизвестны науке. Концентрация кислорода в воде озера настолько высока, что её не могут выдержать никакие известные бактерии. Кроме устойчивости к кислороду, потенциальные обитатели озера должны выдерживать высокое давление, низкие температуры, а также должны уметь обходиться без солнечного света.

Однако в верхних слоях озера, скорее всего, не будет обнаружено живых организмов, вероятнее всего они могут обитать в придонных слоях и в толще осадочных пород.

• Научные новости (0) > Палентология (0)

• 27.09.2020 - ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КОВИДЕ СЕГОДНЯ
  • 10.08.2020 - БУДЕТ ЛИ ВТОРАЯ ВОЛНА КОРОНАВИРУСА?
  • 06.06.2020 - ЗЕМЛЯ ОТ НАС УСТАЛА?
  • 11.05.2020 - ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ О КОРОНАВИРУСЕ
  • 01.05.2020 - КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА
  • 24.04.2020 - КОТОМОДЕЛЬ?
  • 11.04.2020 - КОРОНАВИРУС — ФАКТЫ И ФЕЙКИ
  • 05.04.2020 - БЫЛА ЛИ ЭПИДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА БИОЛОГИЧЕСКОЙ АТАКОЙ?
  • 07.11.2019 - ОБ ЭМОЦИЯХ ЖИВОТНЫХ