Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[12.09.2017]

«МЫ ТАКИЕ БЕЛЫЕ И ПУШИСТЫЕ…»

Андрей КУРАЕВ: российский религиозный и общественный деятель, писатель, богослов, философ, публицист, церковный учёный, проповедник и миссионер, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ


Андрей КУРАЕВ:


Для того, чтобы развязать войну, как показывает опыт последних столетий, нужна максимальная демонизация своих противников, расчеловечивание их! Надо их лишить статуса человеческого существа, и тогда уже можно будет Дрезден поливать напалмом или Хиросиму атомными бомбами, или строить концлагеря Бухенвальда. То есть любая война начинается со слов…

Телеящик в эту же сторону работает несколько лет, то есть всячески своими крик-шоу нагнетая истерическую атмосферу в обществе и порождая просто круглогодичное обострение. Это очень опасно.

Это, по сути, означает, что священник превращается в замполита, в комиссара, если в его проповеди звучит: «Мы белые и пушистые, а все вокруг — в дерьме. И все желают нам зла, потому что мы все такие белые, духовные и пушистые идём вперёд». Это крайне примитивная картина мира, на уровне газеты «Правда» 30-х годов.


С.Крючков ― Это программа «Персонально ваш». С нами сегодня здесь, в московской студии дьякон Андрей Кураев. А ведут программу сегодня Андрей Ежов и Станислав Крючков, и звукорежиссер в студии Ольга Рябочкина.

Отец Андрей, много вопросов о политике вокруг церкви и религии, насилии, в смысле столкновении одной силы с другой и религиозных аспектах этого противостояния. Противостояния этого довольного много, об этом новостная повестка свидетельствует. И вот ваш текст, который появился в личном вашем блоге о проповеди патриарха, озаглавлен так: «Клерикализм приравнен к сатанизму и одержимости». На сайте патриархии распечатка текста проповеди. Что вас в ней смутило?

А.Кураев ― Видите ли, вчерашняя проповедь нашего патриарха — это одна из серий, в которой звучит лейтмотив всего этого года — года столетия русской катастрофы, Русской революции. И этот лейтмотив такой, что вот мы сами по себе Святая Русь, а вот враги — враги в основном внешние, не имеющие отношения к церкви, внешние по отношению к России, по отношению русскому народу — они нас соблазнили, разрушили нашу Святую Русь.

То есть крайне примитивная картина мира, на уровне газеты «Правда» 30-х годов: «Мы белые и пушистые, а все вокруг — в дерьме. И все желают нам зла, потому что мы все такие белые, духовные и пушистые идём вперёд» и так далее. Ни малейшей попытки задуматься о том, что в жизни самой России, самой церкви могло привести к такому страшному обвалу, нет.

Я напомню хотя бы один мемуар из воспоминаний генерала Деникина. Он рассказывает про Южный румынский фронт, часть, которой он командует. Это стабильный фронт, в течение всего года движения ни туда, ни сюда нет. И поэтому солдаты, насколько могли, обустроились в окопной своей жизни. До такой степени хорошо, что где-то там, за третьей линии траншей они даже выкопали огромный блиндаж и оборудовали его под походную церковь. И там иконостас был и так далее.

И вот приходят вести об отречении царя-батюшки. И собирается полк этот на своё собрание. Времена более-менее революционные, уже солдаты могут контролировать чуть ли не своих командиров. И решают: А зачем нам этот храм? Такой хороший блиндаж. И проголосовали — сделать там сортир.

И Деникин подчёркивает, что большевиков ещё рядом не было. Так вот, почему уже тогда? Кто это такие были? Ведь это солдаты, не студенты. Солдат — это человек, который на грани жизни и смерти ходит. Потом это отнюдь не кадровые военные, обычные русские мужички, которые были воспеты славянофилами как опора православия, исконной веры и так далее… И вдруг такое отношение к храму, который они своими же руками построили совсем недавно, несколько месяцев назад!

Так почему же вдруг такое отношение у этих солдат сложилось к церкви, и потом выражалась в отношении к священникам? Ведь если посмотреть документы, то, на самом деле, никакого приказа из штаба революции «Бей попов!» не было довольно долго. То есть расправы, которые были в годы Гражданской войны и до середины 20-х — это, скорее, инициатива снизу. Значит, что-то накопилось, значит, что-то было не так.

И это удивительно: вместо того, чтобы задумываться — а христианам это положено по статусу: раз мы проповедуем покаяние, начни с себя, врачуя, исцелися сам. Так вот, того, чтобы задуматься, что мы что-то не так делали, что на нас так смотрели, причём те, кого мы считали нашими защитниками, вот этого в проповеди патриарха нет и близко.

А.Ежов ― Ну, может, такая концепция, она просто обычная, понятная, простая, не требует, как вы уже сказали, излишних мыслей каких-то у паствы?

А.Кураев ― Во-первых, эта простота приводит к тому, что в итоге люди, слушающие такую проповедь, такую концепцию, воспринимают нас самих просто как агитаторов и сторонников примитивизации вообще всей жизни. Это не очень хорошая позиция для XXI века.

Во-вторых, такого рода, как во вчерашней проповеди, прозвучала демонизация своих критиков и оппонентов, дескать, евангелие могут возненавидеть только люди, одержимые бесами… Это очень печальные и опасные слова. Потому что в современном информационном мире, по крайней мере, последние три столетия, войны не ведут просто из-за того, что, знаете, испанское наследие плохо лежит и хочется его прибрать, а обычно придумывается какое-то идеологическое обоснование.

И для этого чтобы развязать войну, а, тем более, довольно тотальную и кровопролитную, как показывает опыт последних столетий, нужна максимальная демонизация своих противников, расчеловечивание их! Надо их лишить статуса человеческого существа, и тогда уже можно будет Дрезден поливать напалмом или Хиросиму атомными бомбами, или строить концлагеря Бухенвальда и так далее. То есть любая война начинается со слов…

С.Крючков ― Извините, говоря о слове патриарха, вы указываете на то, что ему присуща некая тональность, которой, по сути, нет места в XXI веке, назидательная тональность. Готов ли, собственно говоря, святейший, от неё отказываться?

А.Кураев ― Это две разные темы. Всё-таки навязывание такой примитивной картины мира, в которой мы светлые, а нам противостоят, безусловно, тёмные, которые всегда и заведомо неправы, а нас ненавидят только за то, что мы светлые. И поэтому во имя наших светлых идеалов и наших ценностей мы должны нанести смертельный удар по логову врага.

Это очень опасно. Это, по сути, означает, что священник превращается в замполита, в комиссара. Это уголовное преступление разжигания розни. Телеящик в эту же сторону работает несколько лет, то есть всячески своими крик-шоу нагнетая истерическую атмосферу в обществе и порождая просто круглогодичное обострение. Это очень опасная позиция.

И мы уже видим до некоторой степени плоды: появление различных суперправославных активистов, которые уже переходят грань активизима и экстремизма.

Что же касается интонации проповеди, она может быть личностной и здесь, что называется можно не переделать. Но я об этом пишу не для того, чтобы обидеть патриарха, а для того, чтобы попросить остальных людей… Я понимаю, что у нас принято начальнику подражать во всём, начиная с его спортивно-одежных пристрастий, кончая интонацией речи, взгляда, жеста, походки и прочего. Но в данном случае, если вас интересует не только личная карьера, а интересует до какой-то степени судьба церкви в нашей стране, то, может быть, попробовать другие интонации разговора?

С.Крючков ― Патриарху всегда была присуща некая интеллектуальность в своём посыле. И здесь мы свидетельствуем: налицо некий шаг и немалый шаг в сторону.

А.Кураев ― И далеко не первый. То есть это сознательная жертва интеллектом своим и интеллектом своей паствы.

С.Крючков ― В пользу близости, скажем, к той логики «политруков» официальной…

А.Кураев ― А вот дальше я уже не очень понимаю. Или он считает, таким образом, что он, жертвуя своим имиджем в одной части аудитории и жертвуя в каком-то смысле талантливым, действительно разносторонним умом, который когда-то в былые годы мог одну и ту же тему с разных совершенно перспектив воспринимать. Ему очень объёмное видение было присуще. Вот этим жертвует. Ради чего? Ради укрепления как бы своей власти в церковной общине, или это не его решение, а, что называется, установка: «Вот ты должен быть не умнее Киселёва»?..

С.Крючков ― А вот одна из перспектив, свидетелями которой мы уже довольно долго являемся — «Матильда» пресловутая. В Москве отменили показ. Во Владивостоке сегодня начался премьерный показ. Но даже сейчас не это в центре внимание, а активность, непонятно, откуда исходящая достоверно: летят бутылки…

А.Ежов ― Продолжается, так или иначе, какая-то силовая история. Вам, как кажется, власть со временем каким-то образом ответит на это? Не знаю, может быть, показательно накажет, найдёт зачинщиков или, что ли, это не сценарий? Понятно, что прогнозировать действия власти — это, наверное, неблагодарное занятие, но, тем не менее.

А.Кураев ― Я убеждён, что власть рано или поздно на это ответит. Мне лично очень хочется, чтобы патриарх в этом случае власть упредил, чтобы прежде, чем прокуратура постучит в дверь, он попробовал постучать в умы и совесть своей этой паствы. Вот то, что нет до сих пор внятных слов, осаживающих эту истерику вообще и этих акционистов, в частности — вот это очень печально. Это позор, на самом деле.

С.Крючков ― Не хотелось бы обобщать, но, на ваш взгляд, есть основания думать, что к этому причастны радикальные круги определённого крыла в церкви?

А.Кураев ― Нет, всё гораздо хуже. Я полагаю, что моральная ответственность лично на патриархе лежит за эти вещи. То есть не юридическая, никакая не административная, конечно, не уголовная. Но, понимаете, он сделал когда-то свой выбор в 2012-ом году, в тот день, соответственно, когда он дал приказ максимально жёстко реагировать на акцию «Пусек» в храме Христа Спасителя. Он считал, что он за это получит какие-то политические бонусы.

Но это неважно, что он считал. Вот он сделал свой выбор, всячески всеми силами, аппарата, своими связями в госаппарате, медиа и так далее, разгоняя волну истерики в церковных массмедиа и так далее, собирая свой молитвенный митинг у храма Христа Спасителя. В общем, с той поры церковь стала жить в режиме «Не забудем, не простим».

С.Крючков ― Если мы вспомним, когда прозвучало то слово по поводу «Пусси Райот» и что стало основанием для самой акции «Пусси Райот» — встреча президента и патриарха, на которой была высказана поддержка…

А.Кураев ― Как и во вчерашней его проповеди, он отмечает факты чьей-то ненависти к церкви, не ставя вопрос, не интересуясь просто, закрывая тему: а, собственно, причины этой ненависти в чём, откуда? И получается, что «вот мы просто про Нагорную проповедь пришли поговорить, а нас встретили вилами». А, может быть, вы к Нагорной проповеди предъявили какие-то имущественные претензии — к этим крестьянам: «Вот это поле будет теперь наше, а вы теперь будете каждую пятницу работать на отца игумена». Может быть, поэтому крестьяне за вилы взялись, а вовсе не из-за того, что им Нагорная проповедь не понравилось?

Точно так же и здесь. Конечно же, естественно, в патриаршей риторике вы не встретите никакой связки. По сути, действительно, это была ответная акция. Патриарх вышел со своими словами насчёт «раба на галерах», что там, понимаете, величайший руководитель вышел в электоральное поле, открытое электоральной политики за две недели до этого. Ну, «Пуськи» просто нанесли ответный визит: раз вы не замечаете сами границы между религией и политикой, значит, мы считаем, дверь открыта.

С.Крючков ― Стартует новая президентская кампания. Официальный прокат «Матильды» начнётся 26 октября. И возможно ли, что именно этот сюжет станет отправной точкой для последующего нового слова патриарха, в котором он, может быть, выскажет новую политику РПЦ?

А.Кураев ― Всё может быть. Опять же я не знаю, какие там политтехнологи всё это обслуживают, в том числе и действующего президента. Как они будут раскручивать, не знаю. Но вновь говорю, что установка на то, чтобы искать на каждом углу повод для оскорбления, установка на то, чтобы брать у мусульманских экстремистов пример: «А вот в мечети с ними бы сделали то…» и так далее — это ошибка патриархии.

А.Ежов ― А вот, предположим, отыграть назад эту историю получится? Ну, допустим, патриарх выступает с каким-то осуждением происходящего. Это наверняка вызывает справедливые вопросы о представителей той самой радикально настроенной православной, судя по всему, общественности.

А.Кураев ― Это, вы знаете, как с зубной пастой и тюбиком: выдавить легко — отпустить на свободу, — а загнать назад очень тяжело. И для этого недостаточно одного слова, сквозь зубы сказанного и явно под давлением общественного мнения, медиа или там администрации президента. Это нужна постоянная и многолетняя уже работа — напоминать, что быть христианином, это значит, вслушиваться в слова Нагорной проповеди, где совсем иная модель поведения и реакции предлагается!.. То есть затолкать эту пасту в тюбик — это не дело одной проповеди.

С.Крючков ― А осознание того, что джинн уже выпущен, присутствует?

А.Кураев ― Безусловно, да.

С.Крючков ― И в высших церковных кругах, на ваш взгляд, тоже?

А.Кураев ― Да.

С.Крючков ― И какой может быть реакция по сглаживанию последствий того, что джинн оказался на свободе? Очередное заигрывание с властью?

А.Кураев ― Отчасти да. Знаете, это как анекдот про мужика и золотую рыбку, когда он с одной стороны желает с инопланетянами познакомиться. Рыбка говорит: «Это нереально, у ну что ты! Их нет!» — «Ну тогда, чтобы дороги в России были хорошие». Рыбка задумалась и говорит: «Что ты там про инопланетян говорил?»…

Так вот, я не беру в расчёт фантастический сценарий, что произойдёт вдруг истинное христианское покаяние в этих высоких золотых сердцах. Поэтому, будучи в этом смысле реалистом, я полагаю, что, скорее, будет некий нажим из светских инстанций. То есть «ребята, вы создаёте проблемы вместо того, чтобы их решать, вы создаёте точки напряжения в обществе.

С.Крючков ― Но одной из точек этого напряжения является… Поклонская, которая, собственно, стала олицетворением этого крыла радикального не сегодняшний день. И никакого торможения со стороны властей не наблюдается. А какая-то фронда по отношению к этой среде радикалов, условно, среди православного священства существует сегодня? То есть осознают?

А.Кураев ― Осознают, но люди боятся об этом говорить. Боятся публично говорить, писать, потому что совершенно понятно, что за это можно поплатиться. Епископат-то в вертикаль власти встроен…

А.Ежов ― Немного наивный вопрос от нашего слушателя из Оренбурга Егора…

Вот есть такой ресурс, который считается либеральным «Православие и мир». Он считается не патриархийно официальным, а немножко так свободомыслящим. Они опубликовали статью одного из своих читателей и авторов. Илья Аронович Забежинский из Санкт-Петербурга в своей статье просто банальности повторяет. Это текст, набранный из банальностей, что церковь — это про Царствие Божие, а не про политику; и что нельзя всё время говорить, что станешь верующим — и у тебя начнётся хорошая карьера или крепкая семья или ещё что-то. Что такой проституцией не надо заниматься — всё-таки это обман, такая неумная реклама. Они этот текст опубликовали, а через несколько часов сняли. То есть ясно, что не по своему желанию!

Текст хорошо написан. Когда я говорю слово «банальность» — это я не ругаюсь. Потому что когда речь идёт о морализации в богословии, то там, действительно, мир святых банальностей. Это нормально, это хорошо. Банальность — это норма. И этот именно нормальный текст и этически и литературно прекрасно сделанный. Так нет же, его даже этот либеральный ресурс не может себе позволить поместить! Это текст мирянина, заметьте, который сам хотя бы не боится. А представьте себе, что два страха суммируются: страх священника, что ему дадут по башке и страх издательства…

С.Крючков ― Есть ещё страх обывателя. Вот история с бутылкой, брошенной в студию Учителя. Наезд некого человека на гружёном горючим уазике в здании кинотеатра в Екатеринбурге. И вот сегодняшняя история с адвокатом Алексея Учителя с Константином Добрыниным, у офиса которого произошёл поджог двух автомобилей, не принадлежащих, кстати, сотрудникам офиса. Свидетельствует ли это о том, что это условное радикальное крыло как бы выходит из берегов?

А.Кураев ― Почему я говорю о моральной ответственности патриарха? А потому что если начинается серьёзная какая-то идейно-политическая кампания, серьёзная аккредитация, в том числе, и морального курса, то сразу возникает вопрос: а хватит ли у тебя сил контролировать этого маленького дракончика, которого ты пробуешь одомашнить? Поначалу, может быть, это симпатичный щеночек, а вот потом, когда он станет волкодавом, ты с ним справишься или нет?

Вот так и здесь: да, выходит из-под контроля. Но это надо предвидеть, когда ты заводишь дома крокодила или льва, которые все поначалу миленькие и замечательные, на ладошке помещаются. Но надо же хоть чуть-чуть думать вперёд: а потом у тебя хватит сил это обуздать? Особенно у такого человека, патриарха, у которого именно с точки зрения этих радикалов крайне плохой бэкграунд, потому что он в былые годы был и экуменистом и либералом и так далее, и поэтому внутреннего доверия к нему нет. Тем более, твоё слово там будет очень мало значить.

А.Ежов ― А что руководит Натальей Поклонской? Я просто вернусь к вопросу нашего слушателя Егора из Оренбурга. Он пишет: «Вправе ли гражданка Поклонская представлять царя-батюшку на официальном уровне?» Здесь что в основе поступка лежит, как вам кажется?

А.Кураев ― Понятия не имею. Погружаться в её мотивы мне совершенно не хочется. Будем исходить из того, что они вполне честные, не политические, не пиаровские, не политтехнологические. Но, честно говоря, мне кажется, что это уже вопрос к человеку в белой одежде, а не в чёрной…

С.Крючков ― Вы обрисовали ситуацию, которая, собственно, выходит из-под контроля патриарха, тем не менее, формально находясь под этим контролем всецело. И если мы логику перебросим к светской жизни, то здесь есть хотя бы потенциальная возможность решить вопрос на выборах. А вот в церкви-то такой возможности, насколько я понимаю, не присутствует.

А.Кураев ― Я последние годы говорю только одному: «Дяденька Путин, ты посмотри, это ложный союзник. Эта та самая скрепа, которая сама проржавела, и в таком виде, она только, боюсь, принесёт больше проблем, чем решений.

С.Крючков ― Кстати, среди прочего в вашем блоге была опубликована недавно фотография, на которой на одной из служб на литургии патриарх стоит в окружении людей в светском облачении и отнюдь не религиозного образа. Патриарх усилил свою охрану последнее время?

А.Кураев ― По крайней мере, на той службе, которую я комментировал — да. Там появилось не просто четыре «топтуна» с наушниками в ушах, которые из ФСО. Появились ещё и в гораздо большем количестве какие-то бритоголовые мужчины, которые также всю службу стояли такой цепью спиной к иконостасу и бдительно всматривались в лица прихожан. Вообще, такая забота о своей охране и безопасности… И главное, что для неё поводом было? Что однажды, когда он был в Киеве, какая-то «феменка» с голыми сиськами его атаковала. Это страшная угроза, понимаете.

С.Крючков ― А не навязанная ли это свобода? Может быть, это следствие того самого тандема со светской властью?

А.Кураев ― Мне кажется, было бы желание — можно было бы отказаться.

С.Крючков ― Но желания этого нет?

А.Кураев ― Ну, может быть, конечно, что это ещё и статусно так. Это как бы показывает губернаторам: «Видите, вас так не охраняют, а меня охраняют, поэтому я тут главный во время этого визита! Всё должно быть по моему слову». Знаете, в Османской империи, как ни странно, где у нас было принято считать, что христиане были гонимы, Константинопольский патриарх имел в официальной османской иерархии статус трёхбунчужного паши. Это где-то генерал-полковник или генерал армии. Это очень высокий статус. И, конечно, ему, наверное, это в чём-то помогало.

С.Крючков ― Отец Андрей, история противостояния мусульман и буддистов в Мьянме — это религиозный конфликт? Удалось ли вам в этом разобраться? Потому что Верховный комиссар ООН по правам человека назвал конфликт между властями Мьянмы и мусульманским меньшинством книжным примером этнической чистки. Если вы разобрались в этом сюжете для себя, то могут ли потенциально возникнуть очаги подобной напряжённости в нашей стране?

А.Ежов ― Ну, по словам очевидцев кричали участники той стихийной акции в Москве что-то о республиках бурятских в нашей стране, во всяком случае были такие свидетельства.

А.Кураев ― Мы с вами живём не на космической орбитальной станции. Дело в том, что только там, в условиях невесомости можно синтезировать, создать чистые химические вещества в их незамутнённом виде. Всё, что есть в нашей реальной земной, планетарной жизни — всё смешано. И поэтому не существует чистой религиозности, которая не имеет никакого отношения к этническому сознанию, самосознанию человека, к мотивации его, и обратно тоже. Даже атеист и атеистический националист будут, так или иначе, апеллировать к религиозным страницам, символам своего этноса.

Опять же в наших земных условиях не существует абсолютно правых сторон в межэтнических конфликтах, тем более, когда они длятся десятилетиями. Сволочи уже проявили себя и с той и с другой стороны, и погромщики радостно вопили и стреляли с обеих сторон, и при случае, конечно, находили беззащитных жертв, которых радостно во имя своей веры и своего народа уничтожали…

Но сама эта история, конечно, важная. Я был бы очень рад чаще напоминать про неё, вкладывать в уши европейской интеллигенции. Потому что у нас есть какой-то странный миф, что христианство — это ужасная религия, в которой были крестовые походы, инквизиция и насилие, а вот буддизм, индуизм — это такие религии, в которых никогда, ни за что… они такие белые и пушистые. И тут приходится людей просвещать, объяснять, что они так думают просто по той причине, что их сознание слишком европоцентрично.

Знаете, я буквально вчера купил книжку про историю войны. Какое-то западное издание. И чем она меня потрясла — там каждая сама по себе главка чудовищно примитивна, это история войн, сражений. Такое издание вроде для детей, с иллюстрациями. Сначала я был разочарован. Ну, что это такое… Сталинградская битва описана там одной фразой, в отличие от Арденнской, которой посвящён целый разворот. Очень примитивный рассказ.

А потом я стал внимательно читать и решил, нет, я её всё-таки возьму в свою библиотеку. Почему? Потому что половина этой книги — это войны в Африке, в Азии и в Америке, причём до реколонизации. Какие войны были в Юго-Восточной Азии, в Китае и так далее? В общем, массовое сознание мало о них знает. А это хотя бы повод для детей потом будет залезть в интернет и что-то поискать.

Так вот, поскольку наше сознание слишком европоцентрично, обычный человек просто ничего не знает о реальной истории религиозных общин в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии. А раз ничего не знает, то ему кажется, что там нет расхождения между их священными заповедями, текстами и реальными историями этих монашеских общин. И он сразу забывает, что Шаолинь — это монастырь вроде бы. А почему боевые там искусства? Рассказ про войны жёлтошапочных и красношапочных буддистов приводит его в ужас. А если он ещё узнает, что были буддисты типа барона Унгерна, которые приносили людей в жертвы, считая себя буддистами! Об этом пишет, например, знаменитый Овчинников, советский ещё публицист, автор «Ветки сакуры», тогда вообще шок обеспечен.

Вот и в данном случае. Всё-таки это, по-своему, крайне мило с точки зрения университетского религиоведа. Как бы то ни было есть факты, когда буддистское большинство притесняет мусульманское меньшинство. По всей остальной планете обычно наоборот, то есть мусульманские какие-то большинства там, где они в большинстве, они как бы делают не очень сладкой жизнь тех религиозных меньшинств, которые ещё среди них остались.

А здесь наоборот. Вывод какой? Увы, как писал старик Кант, наш знаменитый «калининградский мыслитель», «из того кривого дерева, из которого сделан человек, нельзя сделать ничего прямого», что вполне согласуется с христианской догматикой о природном грехе и всеобщем нашем повреждении. Вот поэтому у меня вот такой пессимистический взгляд на это…

С.Крючков ― «Президент Украины написал письмо Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставить Украине право на создание автокефальной церкви. Украина ждёт от Константинопольского патриарха возврата автокефалии» — так гласят информационные сообщения. На Украине в этом смысле сложная ситуация, и в плане церковной иерархии несколько церквей сразу… Почему светские власти так активно подключились к этому? И какова в целом планы украинских православных иерарахов, если вам они известны, может быть, по своим священническим каналам?

А.Кураев ― Я думаю, что это довольно реалистический сценарий. Он уже обкатан на примере Польши, Финляндии, Эстонии в XX веке. То есть это были территории — ну, может быть, кроме Финляндии и Эстонии — когда Польша как вся Украина и вся Русь были во власти Вселенского патриархата Константинопольского. Потом Москва взяла автокефалию. Сначала взяла её явочным порядком. Через сто лет добилась признания от Константинополя. Ещё через сто лет присоединила к себе Киевскую митрополию.

А вот дальше встал вопрос о границах этой Киевской митрополии. К тому времени она включала в себе и Прибалтику, и Польшу и так далее. Но по мере того, как Российская империя до этих границ доходила, она брала себе и церковные полномочия на этих пространствах.

Дальше опять же наши церковные историки в учебнике по церковной истории Русской православной церкви всегда умалчивают о том, как разрасталась наша церковь вслед за границами империи. Вот, например, Бессарабия — это не варварская страна, и там христиане были до того, как крестили жителей Приднепровья по большому счёту, тем более, Московии. То есть там опять же была своя епархия, своя церковь, и они подчинялись Константинополю. С Константинополем было согласовано, что мы её себе забрали? Нет, не было такого!

Крым. Древнейшая христианская история. По сути, эти епархии были разгромлены только во времена Суворова, когда он исполнял приказ императрицы — всех греков выселить из Крыма. Соответственно, и епископ с ними ушёл из Крыма куда-то на Кубань. И на этом история греческой епархии там кончилась. Опять же без спроса Константинопольской патриархии там насадили свои структуры.

Вот сейчас просто до некоторой степени это нам возвращается. То есть опять же делать вид, что мы такие белые и пушистые, а все только нас обижают — это невозможно! Нам уже много лет…

Дальше. Константинопольский патриарх Варфоломей уже реализовал свою мечту: он провёл, как ему кажется, Всеправославный Собор год назад. Соответственно, теперь у него осталось в запасе только одно великое деяние, которое он может успеть в свои преклонные годы совершить, — это вернуть себе Украину. Ну, себе или же отколоть её от Москвы, что тоже доставит ему огромное удовольствие, не только ему, но и всему остальному православному миру, уверяя вас.

Больших не любят нигде и никогда, в том числе американцев, США не любят, в том числе, в Европе и так далее. Но это, к сожалению, среди православных народов тоже такое есть. Поэтому румыны будут в восторге. Болгары, собственно говоря, тоже особо не почешутся. Весь греческий православный мир, естественно, поддержит Константинополь. Так что вариант вполне-вполне реальный.

А что касается настроения украинского духовенства, оно такое: им Москва не дорога. Для них, скорее, сегодня любые ассоциации с Москвой обременительны. То есть они держатся не за Москву, а за церковную каноничность. Поэтому если появится возможность найти канонически приличный выход ухода от Москвы, они с радостью этим путём пойдут.

А.Ежов ― А вот светские власти, таким образом, входя на связь с Константинополем, рассчитывают подчинить себе церковь как некие начала, идеологический институт?

А.Кураев ― Для начала начнём с того, что это совершенно обычная практика в истории церкви. Я понимаю, что у нас будут писать о том, что это вмешательство в дела церкви. А когда тот же Киев передавали Москве, было письмо от имени государей тогда малолетних, по-моему, тогда Петра и его брата? Опять же это русский царь Борис Годунов требовал установления патриаршества в России и тому подобное.

Да, конечно, это одно из требований. Они не прописаны нигде формально, но понятно, что должны быть некие здесь согласия правительства, определённого общественного мнения, определённого развития церковной культуры в самой стране и её иерархии. Хотите автокефалию на этих условиях? Да, можно её дать.

Здесь некий парадокс состоит в том, что часть этой иерархии не хочет этого, формально автокефалии. Поэтому, получается, что Константинополь с их точки зрения должен дарить свободу тем, кто он ней просит. Митрополит-то Киевский не просит.

С.Крючков ― А если посмотреть на эту историю с привязкой к другому сюжету. 5 сентября Верховная Рада на Украине утвердила новую редакцию закона об образовании, согласно которому уже со следующего года с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств будет, так сказать, будет откорректирован несколько процесс. И к этим национальным меньшинствам отнесены русские, отнесён русский язык. Это что, значит, что это движение не понарошку, оно бытийно, антологично, коренно, и с его последствиями в дальнейшем бороться будет ещё более сложно?

А.Кураев ― В этом, действительно, парадокс Украины, и она ещё долго, очевидно, будет танцевать на этих граблях. То есть те, кто себя на Украине называет демократами и европейцами, на самом деле, бандеровцы и фашисты, нацисты. Это факт. И эта двойная как бы идентичность конфликтует в их душах, мозгах и в реальной жизни.

Господа, вы хотите в Европу? Пожалуйста. Я сам туда хочу. Но вы знаете, в этой самой Европе есть такая провинция, Эльзас и Лотарингия называется. Германия и Франция бодались за неё веками. И сколько войн из-за неё вспыхивало, и сколько раз она переходила туда-сюда. Так вот, если вы поинтересуетесь, какова система школьного образования сейчас в этой части Франции, то там существуют немецкоязычные школы, начиная с начальной до старшей. То есть семья может и выбрать. Да, были периоды, когда и тупые французы запрещали изучать немецкий язык, преподавание на немецком языке запрещали в середине XIX века. В итоге получили, соответственно, капитуляцию великого Наполеона III, опять же переход этих провинций под Германию.

А потом опять же — не менее радостные времена Второй мировой войны, оккупации Франции. Тоже десятки тысяч юношей из Эльзаса и Лотарингии шли служить в вермахт, что, кстати, потом послужило поводом для Мединского считать, что сотни тысяч французов сражались в рядах вермахта. Они не были французами! Они были этническими немцами, просто они до 1940-го года жили на территории Франции, но чувствовали себя под оккупацией в этом вопросе.

Но сейчас-то там всё нормально. И в Швейцарии тоже, пожалуйста, и в Бельгии есть реально многоязычие и реальный выбор языка. Поэтому, чего вы боитесь? А они говорят: «Да, украинский язык не так развит, поэтому, если дать ему равноправие с русским, то украинский исчезнет». Ну, ребята, странно слышать такое мнение о вашем языке. Я более высокого мнения о жизнеспособности украинского языка.

А.Ежов ― Но, получается, что в случае с украинской проблемой это просто вопрос времени. Или всё же решение политиков, решение светских властей?

А.Кураев ― Это решение политиков, да, конечно. Здесь дихлофосом посыпают, чтобы вытраивать родной язык из семей, из жизни, из культуры. Их любимый аргумент: «А у вас в России есть украинские школы? Нет». Я могу свидетельствовать: были попытки в 1990-е годы открыть в Москве украинские школы. И многочисленная украинская диаспора Москвы отказалась от этого.

А.Ежов ― Но при этом история касается не только русского языка, но, насколько я знаю, и венгерского и румынского. Уж о них-то нельзя сказать, что они более распространены на Украине, нежели украинский. Это лично моё мнение.

А.Кураев ― Я думаю, что здесь они, может быть, дообработают, чтобы именно эти евроменьшинства не обижать в своей стране и не порождали конфликты. А вот к русскому языку, я боюсь, будут беспощадны…

С.Крючков ― Давайте перейдём к текучке нашей социально-политической. Голосование прошло накануне по всей стране. В трёх регионах только не голосовали. Вы у себя там в Тропарево, Никулино, насколько я знаю, посетили избирательный участок, оставили свой голос? Какова, вообще, позиция в церковных кругах по поводу участия священников? По поводу возможных призывов к своим прихожанам?

А.Кураев ― В нашем храме никаких призывов не было. Мы честно были вне этих выборов. Другое дело, что, по крайней мере, одна из школ нашего округа не смогла удержаться. По-моему, 1352. Эта школа знаменита тем, что в ней учился патриарх РПЦ, то есть этой Русской пастафарианская церкви. Там мальчик Михаил Самин, кажется. Вот его пару лет назад директриса из этой школы выгоняла. И сейчас же опять в этой школе детям раздавали листовки за «Единую Россию», а, соответственно, партийную группу на местных выборах возглавляла директриса этой школы.

А.Ежов ― Ну, как водится…

А.Кураев ― В классах лежали листовки. Я их видел сам. То есть это информация не из интернета. Да, это было. Но она не прошла. То есть в этом муниципалитете яблочники победили. Причём, подчеркиваю, голосование было не по списку, а за каждую отдельную кандидатуру.

С.Крючков ― Ещё один сюжет конца лета. Вопиющая совершенно история. 30 августа стало известно, что в Санкт-Петербурге умерла 10-летняя девочка с ВИЧ. И якобы приёмный отец её, православный священник, которого многие СМИ называют ВИЧ-диссидентом… Вот ваша позиция в этой связи? Понятно, что тут можно только посочувствовать, но, тем не менее, что такое ВИЧ-диссидентство религиозное, можете пояснить?

А.Кураев ― Эта позиция, озвученная, в частности, устами знаменитого московского священника отца Дмитрия Смирнова о том, что никакого как такового вируса СПИДа не существует, а есть десяток разных болезней, которые зачем-то какие-то нехорошие манипуляторы объединили в одну болезнь, в один диагноз. И поэтому, значит, и лекарства от СПИДа быть не может, а надо искать более конкретную какую-то причину недуга того или иного больного человека.

Конечно, право на сомнение — это великое право. Я не буду сейчас вдаваться в вопросы о том, выявлен вирус СПИДа или не выявлен, есть какие-то реальные методы лечения или нет. То есть, с одной стороны, да, действительно, у пациента, у семьи есть право решать, лечиться или нет, какие методы вмешательства в свой организм разрешать или нет…

С.Крючков ― Но позвольте, взрослый человек и ребёнок десятилетний, он может ответственно решить?

А.Кураев ― Ребенок — нет. Да, это, естественно, решение взрослых. Я говорю про эту норму в законе об основах здравоохранения, что у пациента есть право выбрать и отказаться. И я думаю, что это справедливо. Это важно, как бы нам были симпатичны или несимпатичны те или иные люди. Другой вопрос, что я думаю, что на счёт юридической перспективы преследования — есть она или нет, не знаю. Сложность ещё в том, что это усыновлённая девочка, не совсем родная. С другой стороны, её брали тоже с диагнозами тяжёлыми, то есть некий подвиг со стороны священника тоже был. А вот моральная ответственность, она опять же есть, в том числе, и проповедников этого ВИЧ-диссидентства. Правда, вопрос, кто же их к этой ответственности призовёт?

С.Крючков ― А официальная позиция церкви по этому вопросу есть?

А.Кураев ― Да вроде официально мы признаём формально существование такой болезни. И время от времени организуются какие-то семинары церкви в борьбе со СПИДом, какие-то фестивали.

А.Ежов ― К концу подошло время нашей программы. Я напомню, что персонально ваш сегодня была дьякон Андрей Кураев. Спасибо большое, что были с нами.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Прав Невзоров: истинное лицо любой религии — не благостная умильная мордашка, а зверское рыло человеконенавистничества. И отдельные редкие исключения из этого правила только подтверждают его. Старый как мир принцип — разделяй и властвуй, достиг совершенства исполнения в руках и на языках носителей религиозных культов. Правда, христиане особо и не брешут, говоря, что не мир ИХ принёс, но меч.
________________________________________

Проповеди нашего Патриарха товарища Гундяева таковы, что понятны только ему самому — простые прихожане в них ни хрена не понимают.
________________________________________

Власть не будет ввязываться в историю с "Матильдой" и отдала Бразды правления Мракобесам Крымской Курицы Поклонской. И она, пока, справляется с этой почётной обязанностью.
________________________________________

Дураков всегда много, они страдают от отсутствия настоящего сумасшедшего, который бы их возглавил — вот и они нашли его в лице бесноватой куклы в прокурорском мундире и с депутатским мандатом в кармане. И эта стерва не может не понимать, что она делает, следовательно — действует она не только от своего имени.
________________________________________

Отец Андрей, украинская Диаспора никогда не отказывалась от открытия украинских школ в Москве — просто бывший мэр в кепке "пасечник" Лужков ПЕРЕДУМАЛ.
________________________________________

Как точно подмечено про подчинённых, копирующих повадки начальства! Не буду показывать пальцем.
________________________________________

В Европе все народы имеют право защищать свою культуру. Тем более "титульные". Это не искажение, а именно суть европейских ценностей. Даже ирландцы, чей язык извели чуть менее, чем полностью, это делают, и никто их бандеро- или друидофашистами не обзывает.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Андрей Ежов, Станислав Крючков

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Разжигание розни (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Власть (0) > Клерикализм (0)
  • Общество (0) > Религия (0)
  • Общество (0) > Сотрудничество с властью (0)
  • Политика (0) > Внутренняя политика (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 20.11.2017 - КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ
  • 19.11.2017 - ВРЕМЯ БЕРЕЗОВСКОГО
  • 19.11.2017 - НА САМОМ ДЕЛЕ
  • 18.11.2017 - КОГДА НАМ СТАНЕТ СТРАШНО?
  • 18.11.2017 - ИМИТАЦИЯ ФАРСА
  • 17.11.2017 - МЫ ДОЛЖНЫ РАССКАЗАТЬ МОЛОДЫМ ПРАВДУ
  • 17.11.2017 - ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОЙ БЮРОКРАТИИ
  • 16.11.2017 - ИНТЕРВЬЮ ДЕПУТАТА ПЕРМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ «ЯБЛОКА» НАДЕЖДЫ АГИШЕВОЙ
  • 16.11.2017 - МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ «ДРУЗЕЙ МОСКВЫ»
  • 14.11.2017 - ПОЧЕМУ РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРОВАЛИЛАСЬ
  • 14.11.2017 - ОЧЕРТАНИЯ НАШЕГО БУДУЩЕГО И ЕГО УГРОЗЫ
  • 13.11.2017 - ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРИГОРИЯ ЯВЛИНСКОГО НА РАДИО «ЭХО МОСКВЫ»
  • 12.11.2017 - КАТАСТРОФА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 11.11.2017 - ПОЧЕМУ ВЛАСТНЫЕ ЭЛИТЫ РАЗРУГАЛИСЬ ИЗ-ЗА «МАТИЛЬДЫ»
  • 11.11.2017 - ПОЧЕМУ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ БОИТСЯ ПОДДЕРЖАТЬ НАВАЛЬНОГО И СЕРЕБРЕННИКОВА
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru