Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[29.12.2017]

ИТОГИ 2017 ГОДА. ПОЛИТИКА

Владимир ФРОЛОВ: эксперт по международным отношениям


Владимир ФРОЛОВ:


Разработка Трампа, тупик в Донбассе, дорогая победа в Сирии, отступление в Азии — российская внешняя политика в 2017 году не принесла явных успехов.


Владимир Путин в ходе своей ежегодной пресс-конференции уделил немного времени внешней политике, хотя по его реакции было видно, что именно эта часть работы на президентском посту пока ещё сохраняет для него интерес. Тем не менее, по набору внешнеполитических тем, которые были подняты, и развернутости его ответов можно судить как об основных итогах российской внешней политики в 2017 году, так и планах на 2018-й.

В последнее время принято считать, что после президентских выборов в марте 2018-го начнётся новый цикл в российской внешней политике, в котором следует ожидать пересмотра подходов к её основным направлениям. Возможность «сценария перемен» всегда существует. Но заявления Путина на пресс-конференции и жёсткий доклад министра иностранных дел Сергея Лаврова в ходе правительственного часа в Совете Федерации пока не дают оснований для таких выводов.

Российская внешняя политика в 2017 году вращалась вокруг четырёх основных сюжетов: отношения с США и Западом в целом, Украина и военный конфликт в Донбассе, война в Сирии и российское возвращение на Ближний Восток, северокорейский кризис и отношения с Китаем и Японией. Эти же сюжеты останутся центральными и в 2018 году. Особняком стоит соглашение между Россией и ОПЕК об ограничении добычи нефти, имевшее большое внутриполитическое значение (оно позволило наполнить бюджет через стабилизацию цен на нефть на комфортных уровнях), но до конца или даже до середины 2018 года оно прекратит действовать.


США

В отношениях с США была утрачена стратегическая инициатива на фоне транзита власти и острого внутриполитического кризиса в Америке. Однако Путину удалось сохранить надежду на улучшение отношений в результате дальнейшей «персональной работы» с Дональдом Трампом в условиях, когда свобода действий последнего на российском направлении сильно ограничена скандалом вокруг российского вмешательства в президентские выборы, новым жёстким санкционным законодательством и сдержанным отношением к Москве внешнеполитической команды Трампа. При общем нарастании градуса конфронтации пока всё же удалось избежать такого обмена ударами, за которым ущерб отношениям становился бы необратимым. Масштабное сокращение персонала американских диппредставительств в РФ и закрытие российского генконсульства в Сан-Франциско (как и невозвращение Трампом российских посольских дач), конечно, весьма болезненны для разведывательных операций сторон друг против друга, но всё же это не горячий конфликт.

Тем не менее, в 2018 году обмен «санкционными ударами» продолжится в связи с вступлением в силу 31 января Закона о противодействии врагам США через санкции. Он предусматривает возможность расширения охвата санкциями новых секторов российской экономики и российского госдолга, блокирование новых энергетических проектов и экспортных газопроводов, вторичные санкции на «существенные сделки» с предприятиями российского ВПК. Позиция администрации Трампа на блокирование строительства газопровода «Северный поток – 2» обозначена с предельной чёткостью.

Расширение охвата санкций произошло в 2017 году и в связи с ситуацией вокруг обвинений США в нарушении Россией Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Этот сюжет будет источником конфликта весь 2018 год, и обе стороны, похоже, готовятся к выходу из Договора, спеша возложить ответственность за это друг на друга.

Главной же неприятностью, уже сегодня вызывающей панические настроения в российской элите, станет раздел 241 упомянутого закона, требующий от администрации Трампа так называемого «кремлёвского списка» — «наиболее влиятельных политиков и олигархов в Российской Федерации в зависимости от их близости к режиму и размера их состояния». Речь идёт о постепенном переносе акцента в санкционной политике с секторальных экономических ограничений, наносящих удар по экономике и всем гражданам России, на персонифицированные ограничения в отношении небольшого круга российской элиты и членов их семей. Смысл в том, чтобы обеспечить международную изоляцию наиболее приближённых к Путину людей в расчёте на раскол элит и ослабление поддержки власти.

Насколько реалистичны эти ожидания — отдельный вопрос, но очевидно качественное наращивание санкционного давления на Москву. Предполагается, что в «кремлёвском списке» будет семь категорий политиков и бизнесменов, включая «золотых детей», но сам список будет небольшим — 40–50 человек (кошмарные прогнозы о тысячах и десятках тысяч не более чем провокация). При этом санкции могут и не вводиться, но само присутствие в таком списке фактически равнозначно отключению от американской и европейской банковской системы.

Москва недооценила негативные последствия российского вмешательства в американские выборы для дальнейшего развития отношений (скорее всего, такого анализа на межведомственном уровне не было сделано вообще). Новые санкции приняты Конгрессом именно как ответ на российское вмешательство, и оно определено Вашингтоном сегодня в качестве одного из двух главных препятствий для нормализации отношений (второе — Украина). Без их устранения ослабление санкций невозможно. Москва, тем не менее, продолжает ошибочно считать, как сигнализируют американские спецслужбы, что операция по вмешательству была исключительно успешной как акция влияния. И даже если Трамп пока не может самостоятельно развернуть американскую политику в выгодном России направлении и снять санкции, острейший политический кризис в США и хаос, в который Трамп погружает свою страну и её отношения с союзниками, работают на интересы Москвы, а с самим Трампом можно продолжить работать.

Последнее как раз Путин и делает достаточно успешно. Их первая личная встреча с Трампом на саммите «двадцатки» в Гамбурге в июле и краткий контакт «на ногах» на саммите АТЭС во Вьетнаме (полноформатная встреча, запрошенная самими американцами, была ими же и сорвана из-за невозможности договориться по северокорейской ядерной программе) показали, что на Трампа можно легко влиять, играя на его нарциссизме и восприимчивости к лести. Кремль взялся внимательно читать твиттер Трампа, и Путин на пресс-конференции мог комплиментарно ретранслировать главные месседжи американского президента («российское вмешательство в выборы» выдумано демократами, чтобы оправдать своё поражение и лишить победу Трампа легитимности). Трамп мгновенно ответил на это телефонным звонком.

Звонок Путина Трампу с благодарностью ЦРУ за упреждающую информацию, позволившую предотвратить теракт в Санкт-Петербурге, — это экстраординарный шаг. Такой обмен информацией между спецслужбами не принято предавать огласке (прежде всего из опасений расшифровки источников), и ЦРУ, разумеется, санкции на огласку российской стороне не давало (по стандартному протоколу ЦРУ предоставляет информацию о готовящихся терактах даже странам — противникам США, например Ирану).

Но Путин обнародовал эту информацию (создав когнитивный диссонанс с российским ТВ, где ЦРУ — это партнёр и союзник запрещённого в России ИГИЛ), чтобы создать позитивный фон для Трампа, подтвердить правильность его призывов к тесному сотрудничеству с Россией. Эта цель была достигнута — ответ Белого дома, судя по эмоциональности текста, диктовал лично Трамп. Владимир Путин как настоящий «оперативник в Кремле» (термин советника Трампа по России Фионы Хилл) лично ведёт оперативную разработку самого информированного и влиятельного источника в мире — президента США. Пожелаем ему в 2018 году завершить её «конкретным результатом».


УКРАИНА

К середине 2017 года ситуация вокруг урегулирования в Донбассе и реализации Минских соглашений окончательно зашла в тупик. Стратегический смысл всей донбасской эпопеи был утрачен, ведь даже при буквальном выполнении Минских соглашений Москва не получала главного — контроля над внешней и оборонной политикой Киева, свободой выбора Украиной своей геополитической ориентации. Максимум, на что можно было рассчитывать, — это на два десятка подконтрольных РФ депутатов Верховной рады, не имеющих какого-либо влияния на внешнюю политику страны. Нарастала угроза новых западных санкций в связи с отсутствием прогресса в прекращении боевых действий.

В этих условиях в Москве возобладало здравое стремление перехватить инициативу и приоткрыть дверь для полноценного урегулирования — либо выхода России из Донбасса без потери лица, либо для долгосрочного замораживания конфликта по Приднестровскому сценарию. Именно так на Западе была воспринята инициатива Путина о привлечении миротворческого контингента ООН для охраны миссии наблюдателей ОБСЕ в Донбассе. При некоторой гибкости в определении мандата такой миссии (обеспечение безопасности и организация свободных выборов) в сопряжении с чётким графиком параллельной реализации Киевом политических аспектов Минских соглашений открывается путь к достойному выходу России из донбасского тупика и быстрому снятию наиболее тяжёлых секторальных санкций ЕС и США. Именно полноценное урегулирование в Донбассе выдвинуто Вашингтоном и Брюсселем в качестве главного условия нормализации отношений с Россией, и добиться прогресса здесь при желании можно достаточно быстро.

Пока Москва блокировала возможность расширения мандата миротворческой миссии ООН в Донбассе, рассматривая свою инициативу как способ выиграть время до прояснения внутриполитической ситуации на Украине и наращивания давления Запада на Киев по имплементации политического трека Минска-2. Но в ходе своей пресс-конференции Путин неожиданно заявил, что Россия не против того, чтобы «поставить под международный контроль эту территорию», но для этого «киевским властям нужно договариваться с самим Донбассом». Является ли эта фраза, на которую СМИ не обратили внимания, просто оговоркой или же сигналом о важном изменении в российской позиции, открывающем путь к полноценной миротворческой миссии, урегулированию в Донбассе и нормализации отношений с Западом, станет понятно в 2018 году.


СИРИЯ

В 2017 году Москва завершила основную часть военной операции в Сирии и сфокусировала усилия на достижении политического урегулирования. И это может стать гораздо более сложной задачей. Большой дипломатической удачей Москвы считалось формирование астанинского формата урегулирования с участием Турции и Ирана, ключевых «игроков на земле» в Сирии, с маргинализацией США, ЕС и стран Залива как участников урегулирования. Но к концу года выяснилось, что астанинский формат работает только в российском телевизоре — почти все принятые в его рамках решения, в частности по созданию зон деэскалации, были торпедированы режимом в Дамаске и его иранскими союзниками.

Из всех зон деэскалации работает только одна — на юго-западе, созданная совместно с США и Иорданией вне астанинского формата. В других местах — Восточная Гута, Идлиб, Хомс — Россия стала заложницей провокаций сирийского режима, стремящегося к полной военной победе над оппозицией под прикрытием астанинского формата. По мере усиления позиций Асада в результате успешной российской военной операции влияние Москвы на режим в Дамаске ослабевало, росло лишь влияние Ирана, который и стал главным бенефициаром «победы русского оружия».

В Москве понимают бесперспективность «войны до победного конца» в Сирии и стремятся выйти на реальное политическое урегулирование, предполагающее допуск к власти оппозиции на основе тщательного баланса между различными конфессиональными и этническими группами в Сирии. Такое настоящее урегулирование необходимо Москве для международной легитимации своего вмешательства в сирийский конфликт и международной донорской поддержки послевоенной реконструкции Сирии, без которой «сирийский гамбит» превращается для Москвы в неподъёмный набор обязательств. Но сможет ли Кремль преодолеть жёсткое сопротивление режима Асада, у которого более нет никаких стимулов договариваться о транзите власти, но сохраняется полная поддержка со стороны Ирана, большой вопрос. В 2018 году главным риском и вызовом станет угроза девальвации российской военной победы в Сирии коллапсом политического урегулирования.


СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ, КИТАЙ И ЯПОНИЯ

К концу 2017 года возникла угроза маргинализации России в урегулировании острейшего международного кризиса вокруг северокорейской ядерной и ракетной программы. Москва отказалась от выработки собственного плана урегулирования, встроилась в фарватер Китая, поддержав его пропагандистскую инициативу «двойного замораживания» (ракетно-ядерных испытаний КНДР и американо-южнокорейских военных учений). Возникли странные иллюзии, что появление у КНДР потенциала ядерного сдерживания США будет ограничивать американское влияние в регионе и спровоцирует ослабление оборонительных союзов США с Японией и Южной Кореей. При этом сам Пекин, за спиной Москвы, пошёл на обсуждение с США планов действий по захвату северокорейского ядерного оружия в случае коллапса режима в Пхеньяне. Риски позиционирования в качестве младшего партнёра Пекина в де-факто военном альянсе с Китаем, ограничивающем свободу маневра России в АТР, стали проступать всё более отчётливо.

Впервые Путиным публично обозначена цена подписания мирного договора с Японией с передачей двух островов Южных Курил. Это отказ Японии от распространения на эти острова действия Договора безопасности с США и неразмещение там американских военных баз. Это неприемлемо для Токио, но ещё какое-то время стороны продолжат делать вид, что работают над мирным договором, хотя эта цель уже, видимо, недостижима.

2017-й год завершается появлением подобия общественной дискуссии по вопросам внешней политики, смысл которой сводится к обсуждению необходимой коррекции в тактике и пиар-сопровождении, но не в стратегических целях российской внешней политики. Пока её ведут между собой молодые международники, а не кандидаты в президенты, как это положено в ходе президентской избирательной кампании. Но и это лучше, чем ничего.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Спасибо за отличный обзор!
________________________________________

При всех достоинствах аналитики, автор очевидно сочувствует предмету анализа, хотя местами и намекает, какой кошмар настанет в мире в случае такого успеха.
________________________________________

С 1935 по 1941 гг. Сталин и Молотов вели супер-успешную внешнюю политику СССР. В результате их мощного задела в 41 миллион трупов и разрухи в пол-страны, Громыке и Брежневу стало возможным добиться ещё более впечатляющих успехов на внешне-политическом фронте. На базе этих "успехов" Горбачёв и Шеварднадзе еле успевали отползать потом вплоть до самого Бреста (а их преемники — до Смоленска). Судя по всему, "здоровая" преемственность во внешней политике продолжается полным ходом. Ждём новых головокружительных успехов и побед на этом направлении!
________________________________________

Так в ответ на новые санкции наши умники подсуетятся и начнут, как водится, Воронеж бомбить…
________________________________________

Тупик во всех сферах деятельности путинского режима — таков главный итог уходящего года.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Владимир ФРОЛОВ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Показуха (0)
  • Власть (0) > Путин (0)
  • Власть (0) > Стратегии и Прогнозы (0)
  • Международные события (0) > Украина (0)
  • Международные события (0) > Америка (0)
  • Международные события (0) > Китай (0)
  • Международные события (0) > Япония (0)
  • Международные события (0) > Юго-восточная Азмя (0)
  • Политика (0) > Внешняя политика (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 18.10.2018 - ЧЕКИЗМ ВМЕСТО КОММУНИЗМА
  • 17.10.2018 - ПРОВАЛ РАЗВЕДКИ РФ
  • 16.10.2018 - ОГРАБИЛИ НА РУБЛЬ — ВЕРНУЛИ СЕМЬ КОПЕЕК…
  • 16.10.2018 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РФ
  • 15.10.2018 - РОССИЯ БЛОКИРУЕТ ВВОД МИРОТВОРЦЕВ НА ДОНБАСС
  • 14.10.2018 - ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, МЫ НЕ ХОТЕЛИ?
  • 14.10.2018 - ВИРУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
  • 14.10.2018 - ДИАГНОЗ БОЛЕЗНИ РОССИИ
  • 13.10.2018 - О НОСТАЛЬГИИ ПО ДОНЕЦКУ
  • 11.10.2018 - УВЕЛИЧЕНИЕ ПЕНСИЙ, А НЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА!
  • 11.10.2018 - ИСТОРИЯ НАШЕЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
  • 09.10.2018 - ИНТЕРВЬЮ УЭССА МИТЧЕЛЛА
  • 08.10.2018 - КАК В РОССИИ НЕ БЫТЬ ПРЕДАТЕЛЕМ
  • 08.10.2018 - ПРИСЯГА
  • 07.10.2018 - ВЕЛИЧИЯ ХОЧЕТСЯ?
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru