[02.01.2018]

10 ГЛАВНЫХ ОТКРЫТИЙ ГОДА В БИОЛОГИИ

Заведующий кафедрой биологической эволюции в МГУ, автор научно-популярного бестселлера «Эволюция человека» Александр Марков рассказал о самых важных исследованиях 2017 года в этой сфере.

В эволюционной биологии происходит много открытий: бурно развивающаяся палеогенетика уточняет наши представления о происхождении видов, а секвенирование генов современных людей позволило доказать, что сейчас идёт отрицательный отбор по генам.

1. 80% МУТАЦИЙ РЕБЁНОК ПОЛУЧАЕТ ОТ ОТЦА

В связи с быстрым развитием и удешевлением методов секвенирования у учёных появилась возможность проводить исследования, основанные на сотнях, даже тысячах полных геномов людей; изучать мутагенез человека, сравнивая полные геномы родителей и их потомков. Обычно учёными берутся тройки — мама, папа и их ребёнок. При изучении их геномов становится ясно, какие новые мутации возникли у потомства.

В ходе беспрецедентного по масштабу исследования, проведённого в Исландии, учёные проанализировали более 1500 троек и уточнили темп появления мутаций у новорожденных. Оказалось, что каждый новорожденный получает в среднем 70 новых мутаций, которых не было у родителей. Из них 80% приносит сперматозоид, и только 20% — яйцеклетка. То есть большую часть своего мутационного груза ребёнок получает от отца. При этом подтвердилась зависимость числа новых мутаций от возраста отца: каждый год его жизни прибавляет потомству в среднем 1,5 мутации. Большинство новых мутаций нейтральные, но в целом они скорее вредят умственному и физическому здоровью.

Ранее считалось, что возраст матери в этом плане вообще не важен. Это связано с тем, что клетки — предшественники сперматозоидов постоянно делятся, а яйцеклетки окончательно формируются на внутриутробной стадии развития. Однако оказалось, что мутации в яйцеклетках также накапливаются с возрастом, так как ДНК повреждается не только при клеточном делении, но и при длительном хранении. Учёные выяснили, что каждый год жизни матери обходится потомству в 0,37 дополнительной мутации.

2. ОБРАЗОВАННЫЕ ЛЮДИ ХУЖЕ РАЗМНОЖАЮТСЯ

Появились неопровержимые генетические доказательства того, что в современном обществе идёт отрицательный отбор по генам, которые способствуют высокому уровню образования и интеллекта и даже хорошему физическому здоровью. Этот вывод был сделан в результате ещё одного масштабного исследования в Исландии, в котором приняли участие 110 тысяч жителей страны.

Эволюция современного человечества направлена в сторону генетической деградации, которая пока компенсируется социально-культурным развитием. Отрицательный отбор по «генам образования» шёл весь XX век. Трудно говорить, происходило ли это раньше. Однако есть данные, что примерно до середины XIX века больше детей в среднем, как правило, имели люди с высоким экономическим, социальным, образовательным статусом. Ситуация изменилась во второй половине XIX века. При этом мы не можем уверенно утверждать, что у людей с высоким статусом раньше, когда общество было более стратифицированным, были лучшие гены, чем у людей с низким статусом. Про XX век мы это знаем наверняка.

Если так пойдёт и дальше, средний балл IQ в популяции будет снижаться на три балла за столетие. Вроде бы немного, но если тенденция растянется на тысячу лет, то это уже минус 30 баллов — катастрофическое отупение и развал цивилизации.

3. ВЫЯСНЕНА ПРИРОДА СНА

Почему все животные, имеющие нервную систему, вынуждены значительную часть жизни проводить в неэффективном и уязвимом состоянии? Зачем вообще нужен сон? На этот счёт есть огромное количество теорий и гипотез. Новейшие исследования убедительно подтверждают теорию синаптического гомеостаза.

Согласно теории, во время бодрствования мы усваиваем новый опыт за счёт усиления синаптической проводимости. Но проводимость не может расти бесконечно, поэтому понадобился сон — отключение животного на достаточно долгое время, когда информация от рецепторов не поступает. Нервная система должна регулярно переходить в режим «офлайн», это позволяет избирательно ослабить перевозбужденные синапсы, аккуратно отделяя при этом важную информацию от неважной. Таким образом, мы приблизились к пониманию эволюционной и физиологической природы сна.

4. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР У ВЬЮРКОВ

Супруги Розмари и Питер Грант с 1973 по 2012 год проводили по шесть месяцев в году на островах Галапагосского архипелага, наблюдая за вьюрками — фактически за тем, как работает естественный отбор в реальном времени. Ими получена масса данных, которые уже попали во все учебники. Последнее на сегодня исследование было опубликовано в ноябре журналом Science.

Родоначальниками нового вида стали две самки из местной популяции среднего земляного вьюрка и залётный самец большого кактусового земляного вьюрка с острова Эспаньола, расположенного в 100 км к юго-востоку. Всё их потомство скрещивалось только друг с другом. У этих вьюрков быстро сформировались своя песня и пропорции клювов, что говорит о том, что они заняли определённую экологическую нишу, аккуратно вписавшись в ряды уже имеющихся вьюрков. По большинству формальных критериев они заслуживают выделения в отдельный вид, который процветает, несмотря на инбридинг. Очень красивое исследование видообразования в реальном времени.

5. ЭВОЛЮЦИЯ НЕПРЕДСКАЗУЕМА

Долгосрочный эксперимент на бактериях E.coli американского биолога Ричарда Ленски был поставлен, чтобы в лабораторных условиях понаблюдать за эволюционными процессами — мутациями и отбором. Эксперимент считается одним из крупнейших в истории: последние 30 лет учёные пристально следят за эволюцией более 68 тысяч поколений E.coli — это примерно равно наблюдениям за ходом человеческой эволюции в течение миллиона лет.

Учёные ожидали, что, скорее всего, в таких условиях бактерии быстро приспособятся, и наступит стазис — неопределённо долгое стабильное существование в оптимальном состоянии. Оказалось, всё гораздо сложнее и интереснее: по крайней мере в 9 из 12 популяций произошла удивительная вещь — экологическая диверсификация. То есть бактерии в этих простейших условиях ухитрились как-то поделить экологические ниши, использовать ресурсы друг друга и сосуществовать в одной колбе. Из монокультуры само собой сформировалось многовидовое сообщество — потрясающий неожиданный результат, показывающий, что эволюция гораздо более интересный и не такой предсказуемый процесс, как мы думали раньше.

6. НАЙДЕНЫ ПРЕДКИ ЭУКАРИОТ

В 2015 году учёными были открыты локиархеи — неизвестная ранее группа архей, близкая к эукариотам. Затем был обнаружен надтип, который был назван «асгард». В эту группу, помимо описанных ранее локиархей и торархей, вошли два новых типа: одинархеи и хеймдалльархеи (скандинавская мифология, как видите, играет не последнюю роль в биологии).

Интересны асгардархеи тем, что фактически оказались недостающим звеном между прокариотами и эукариотами. Проблема происхождения эукариот всегда оставалась одной из самых трудных в эволюционной биологии, ведь эукариотическая клетка гораздо сложнее по своему строению, чем прокариотическая. Асгардархеи восполняют эту брешь. Выяснилось, что в геномах асгардархей закодировано множество белков, ранее считавшихся характерными только для эукариот.

К сожалению, никто пока не видел асгардархей под микроскопом, но геномные данные указывают на более сложную организацию их клеток по сравнению с обычными прокариотами. У них явно есть сложный цитоскелет, они умеют из своей клеточной мембраны делать пузырьки и в них транспортировать вещества по клетке — это, как считалось ранее, также присуще только эукариотам.

Это открытие в целом подтвердило, что эукариоты произошли от архей. Пропасть между прокариотической и эукариотической клетками после этого открытия уже не выглядит непреодолимой. Это очень большой шаг вперёд в понимании эволюции жизни на Земле.

7. ОХОТНИКИ ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА ИЗБЕГАЛИ ИНЦЕСТА

В 2017 году продолжается бурное развитие палеогенетики. Были обнародованы результаты секвенирования полных геномов четырёх индивидов, живших около 34 тысяч лет назад в Сунгире — стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Выяснилось, что эти люди принадлежали к довольно крупной популяции (200–500 человек), при этом они не состояли в близком родстве.

Таким образом, уже тогда, в верхнем палеолите, люди существовали не крошечными разрозненными группками, где все были друг другу родственниками, а большим племенем. Группы охотников на мамонтов были компактными, их члены общались между собой, переходили из группы в группу, избегали инцеста, у них была сложная социальная организация. То есть социальная структура и репродуктивное поведение сунгирцев были примерно такими же, как у современных охотников-собирателей.

8. НОВЫЙ ВИД ПРИМИТИВНЫХ ЛЮДЕЙ

Недавно в пещере Райзинг-Стар (ЮАР) были найдены кости неизвестного ранее вида примитивных людей, получившего название Homo naledi. Если бы эволюция шла линейно, можно было бы предположить, что возраст этих находок примерно такой же, как у обезьяноподобных Homo habilis, то есть 1,5–2 млн. лет. Возраст Homo naledi долгое время не удавалось установить, а когда учёные смогли это сделать, они были весьма удивлены: эти люди жили на Земле всего 330–230 тысяч лет назад, одновременно с гораздо более продвинутыми представителями человеческого рода (ранние неандертальцы, ранние представители сапиентной эволюционной линии). Находка дополняет общую картину эволюции: она шла неравномерно. Это не революция в науке, но интересная деталь, уточняющая наше представление об антропогенезе.

9. ЭВОЛЮЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ С ЛИЦА

Палеолитическое местонахождение Джебель-Ирхуд (Марокко) было открыто ещё в 1960-х, там были обнаружены кости людей, и только сейчас удалось, наконец, определить их возраст. Он неожиданно оказался очень большим: примерно 315 тысяч лет. Таким образом, людей из Джебель Ирхуд можно считать ранними представителями сапиентной эволюционной линии.

По находкам становится ясно, что эволюционные изменения сначала затрагивали лицевой отдел, а уже потом менялась форма черепной коробки. Кроме того, датировка находок показывает, что процесс становления нашего вида не был ограничен только Восточной Африкой, как многие до сих пор думали, но охватывал более обширные территории, включая северо-запад Африки.

10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ КОШЕК

Известно, что домашняя кошка происходит от дикого кота, у которого очень много подвидов и весьма широкий ареал обитания. Большой международный коллектив генетиков, проанализировав ДНК 352 древних археологических кошек со всего света, уточнил, от какого именно подвида дикого кота. Как выяснилось, от африканского степного кота, который обитает в Северной Африке и Юго-Западной Азии. А вот европейский кот, иногда встречающийся в лесах, не внёс вклад в генофонд домашней кошки.

Одомашнивание кошек началось ещё в неолите и шло параллельно на Ближнем Востоке и в Египте. Поэтому большинство современных домашних кошек принадлежит либо к египетским, либо к ближневосточным митохондриальным линиям. Впрочем, довольно долго кошек не удавалось приручить по-настоящему. Они уже были союзниками человека, защищая запасы еды от грызунов, но оставались дикими и агрессивными. Перелом произошёл в античный период, по-видимому, в Египте, возможно, в первом тысячелетии до нашей эры. По всей видимости, древние египтяне достигли неожиданного успеха в одомашнивании кошек и вывели породу, которая стала очень популярной. Примерно в это время домашние кошки впервые появляются в древнеегипетской живописи: животное традиционно изображали под стулом, на котором сидит женщина.

Широкое расселение домашних кошек по Старому Свету началось в античный период и ускорилось в Средние века. При этом изначально люди отбирали кошек только по поведенческим признакам, а гены, влияющие на внешний вид, стали подвергаться отбору лишь в последние несколько веков. Исходный вариант окраски домашней кошки был как у африканского степного кота — ненавязчиво полосатый. Этим кошки радикально отличаются от лошадей, которых стали отбирать по окраске с самого начала одомашнивания.

ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Спасибо. У Маркова потрясающе интересные книги и статьи.

Спасибо! Очень познавательно.
________________________________________

Только Маркова вчера пересматривал, а тут такой текст. Спасибо.
________________________________________

Вот можно же писать интересные обзоры. Отлично!
________________________________________

У меня на экране телефона помещается только верхняя часть морды питекантропа. Так вот, мне показалось, что это карикатура на Мутко.
________________________________________

Не обижайте всуе питекантропа, отца нашего.
________________________________________

Поверить, что случайно из химических веществ возникли простейшие живые организмы, которые случайно эволюционировали во всё многообразие видов (внутривидовая эволюция у вьюрков и т.п. — это совсем про другое), случайно из всего этого возник человек с любовью к музыке, совестью, творчеством и т.п. (что никак не нужно с точки зрения эволюции) — это, наверное, и есть эмпирическое доказательство умственной деградации хомо сапиенс, с чего автор и начал статью.
________________________________________

Ну, это старый (и главный) и аргумент креационистов: Как такой бесконечно сложный и тонко устроенный мир, со всеми этими бактериями, растениями, животными и включая даже людей (с их бесконечными проявлениями, характерами, способностями, талантами) мог возникнуть случайно или как-то так сам по себе? Абсурд! Противоречит любому здравому смыслу! Значит те, кто это говорят — полные идиоты!

Но это старый и бесконечно заезженный спор. Поищите, например, в google по ключевому слову "креационизм" и найдёте всё, что на эту тему можно сказать и придумать (нового, я думаю, уже никто ничего не родит).

Главные тезис примерно такой: Креацианизм противоречит науке. Хотите пользоваться благами современной цивилизации: такими как электричество, автомобили, самолёты? Тогда извольте принять, что всё это базируется на науке (физике, математике и т.д.) А наука есть единое целое. Если из неё следует, что есть электрический ток и как его получать и как летает самолёт, то точно так же из этого же самого следует и радиоуглеродный анализ и датирование окаменелостей (что животные, чьи это кости, жили сотни миллионов лет назад), а следовательно и эволюция жизни на Земле, и происхождение солнечной системы, химических элементов, галактики, вселенной, элементарных частиц, атомной бомбы и т.д. и т.п. Вы не можете просто так взять и выкинуть что-нибудь из здания науки, то что вам не нравится. Короче, верите в электричество и самолёты, пользуетесь ими? Тогда извольте верить и в эволюцию!

Хотите верить при этом ещё и в бога, тогда придумайте (или найдите в вашей религии аргументы) зачем бог устроил эволюцию, стохастические (случайные) процессы, квантовую механику и всё прочее. Тогда с вашим креационизмом будут лады. (А на досуге прикиньте, зачем бог вообще весь этот огород городил, да так, чтобы его там вроде как и не было? И зачем Вам вообще нужен такой бог?)
________________________________________

Умственная деградация хомо-сапиенсов — это печально… Но как там сказано в оригинальном исследовании, основной вклад тут вносят слишком продвинутые женщины, которые рожают меньше детей. Но продвинутые мужчины, надо думать, виноваты существенно меньше. С постепенным разрыхлением института брака у таких мужчин будет больше возможностей распространять свои гены. Уже сейчас, если посмотреть на всяческих успешных деятелей (политиков, бизнесменов, артистов и т.д.), то у них типично за их жизненную карьеру по нескольку семей (две, по меньшей мере), и в каждой такой семье по крайней мере по ребёнку. В общем, весьма многодетные папаши получаются. Так что схема всё та же: интеллект + активность --> высокий статус + много денег --> много жён --> много детей.

Ну а если и это не будет работать, то тогда вероятно человечество, в конечном счёте, распадётся на подвиды. Люди типично тянутся к равным. Уже сейчас трудно построить отношения, когда говорить практически не о чем (например, его интересуют абстрактные темы, а её исключительно бытовуха в радиусе одного километра). Раньше, когда возможности поиска были ограничены только теми, с кем в личный контакт свели исключительно случайные житейские обстоятельства, то из таких и приходилось выбирать — иначе, можно было провыбираться всю жизнь (если сам слишком умный, то вероятность по случаю встретить эквивалентную пару была мизерной). А сейчас вот (и к сожалению очень недавно) появился интернет и всяческие социальные сети, где разыскивать редкостных людей и знакомиться с ними стало значительно проще. Я думаю, это будет способствовать новым путям естественного отбора и эволюции в сторону интеллектуальной фрагментации хомо-сапиенсов (даже несмотря на низкую плодовитость тех, у кого слишком много мозгов).
________________________________________

Rocket science не даёт ответа на вопрос: Зачем нам это всё? И многие другие. Но стремиться к этому (лучшему пониманию, объяснению и развитию технологий), конечно, надо. Вопрос веры в Бога здесь второстепенный, мне кажется.
________________________________________

Верно. Обычно, обо всём, что есть и происходит, мы всегда можем спросить "почему?", или то же самое более пространно: "Откуда оно взялось?". Такой вопрос всегда имеет смысл, потому что в мире действует причинность. А вот вопрос "зачем?" — это исключительно людской вопрос, потому что люди интуитивно во всём пытаются увидеть смысл, какую-то цель. Однако, для большинства природных феноменов "зачем?" — совершенно бессмысленный вопрос.
________________________________________

Так зачем бог устроил эволюцию?

1. Мы имеем науку, потому что из неё получаются многие удобные в нашей жизни вещи.

2. Однако из той же самой науки следует кое-что ещё, что некоторым не нравится, например, теория (или лучше сказать факт) эволюции.

3. И отказаться от эволюции мы теперь не можем, так как тогда пришлось бы отказаться от науки вообще, а значит и от всяких очень полезных и замечательных вещей.

4. Однако эволюция вроде как противоречит концепции бога, который всё создал. Таким образом, если кто-то хочет одновременно пользоваться всеми благами науки, и верить в бога, то им понадобится эти два (противоречащих друг другу) понятия каким-то образом совместить, то есть признать, что бог всё создал не непосредственно, а через эволюцию. То есть сначала бог сделал эволюцию, потом удалился, и дальше оно всё стало раскручивать само собой. Тогда вроде как всё встанет на свои места и будет совместимо с наукой.

Но проблема с таким объяснением в том, что как-то непонятно, зачем богу понадобилось делать такой сложный крюк, чтобы всё создать? И куда он теперь удалился? А также, какое он имеет отношение ко всему, что происходит сейчас? И вообще, как-то всё это плохо совместимо с тем, что говорят всяческие традиционные религии. В общем, сплошные вопросы... людские вопросы вокруг концепций, которые также порождены людьми в более ранние времена (для объяснения всё того же мира).
________________________________________

Так ведь учёные выяснили, что "эволюция непредсказуема"…
________________________________________

А если пойти почитать, что действительно учёные сказали?

"In our study we found that even though the E. coli populations in our experiment have been evolving in a very simple environment for a long time, they are still adapting to their environment," says one of the research team, Mike McDonald, from Monash University in Australia.

"In other words the fit get fitter. But the established theory tells us that adaptation should have stopped by now since there should be a «fitness peak» that the E.coli should have reached ... our work shows that this is not the case."

One potential explanation McDonald puts forward is that, as the E. coli evolve, they also change their environment, which in turn drives further adaptation. Recent studies indicate, for humans at least, that might be the case.

ИСТОЧНИК

Денис Шлянцев

• Научные новости (0) > Палентология (0)

• 14.09.2018 - КТО ВИНОВАТ В НАШЕЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЕ
  • 13.09.2018 - ВЕНСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБСЕ
  • 15.08.2018 - НУЖНА ЛИ НАМ ЖУРНАЛИСТИКА, ВЫБОРЫ?
  • 12.08.2018 - ЗА ДРУЖБУ С АМЕРИКОЙ