Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[17.02.2018]

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И США

Владимир ФРОЛОВ: эксперт по международным отношениям


Владимир ФРОЛОВ:


Основные ошибки были совершены в 2016 году, когда было принято и реализовано не просчитанное по стратегическим последствиям сугубо оперативное решение о вмешательстве в американские выборы. Была катастрофически недооценена болезненность реакции на такие действия не только со стороны американских спецслужб и политического истеблишмента, но и американского общества. Не рассматривалась возможность ответных действий, казалось бы, на «невинный троллинг» в соцсетях, хотя предупреждение директора ЦРУ Джона Бреннана директору ФСБ Александру Бортникову в августе 2016 года должно было насторожить.


Ровно год назад, когда Дональд Трамп произнёс свою инаугурационную речь, в Москве царила эйфория относительно возможного позитивного разворота в российско-американских отношениях. Москва поспешила возложить на уходящую администрацию Обамы всю ответственность за драматическое ухудшение отношений в 2014–2016 годах (умалчивая о своих собственных целенаправленных шагах по свёртыванию важнейших направлений сотрудничества — например, поспешно принятый Закон о приостановке соглашения с США об утилизации оружейного плутония в связи с «недружественными действиями США»).

Считалось, что кризис в отношениях достиг дна после высылки администрацией Обамы российских дипломатов и ареста российской дипсобственности в США в конце декабря 2016-го. Ожидалось, что с новой администрацией Трампа, посылавшего Кремлю во время избирательной кампании сигналы о своём намерении «поладить с Россией», отношения начнутся с чистого листа и быстро восстановятся через заключение прагматичных договорённостей по взаимным интересам.

Год президентства Трампа не оправдал этих оптимистичных ожиданий. Российско-американские отношения не оттолкнулись от дна, а пробили его и продолжили стремительно деградировать. «Коллапс» — такую характеристику российско-американским отношениям дал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.


КОЛЛАПС

При этом ухудшение отношений приобрело качественно иной характер, чем при Обаме. Россия теперь (наряду с Китаем) стратегический противник (adversary) США, что закреплено в новых доктринальных документах администрации Трампа: «Стратегии национальной безопасности» и «Национальной военной стратегии» США. О стратегическом партнёрстве, как при Обаме или Буше-младшем, речь уже не идёт.

Россия теперь не просто источник внешней угрозы, но и фактор внутренней дестабилизации США и других западных демократий, ведущая подрывную деятельность на ослабление американской нации. Противостояние и противоборство между нашими странами начинает приобретать глобальный характер, когда обе стороны стремятся в любой кризисной ситуации работать не на общий результат, а на ослабление геополитических позиций друг друга.

Сохраняющиеся каналы диалога по линии военных и спецслужб лишь минимально достаточны для избежания прямых военных столкновений и обмена информацией о готовящихся терактах. Как отметил посетивший на прошлой неделе Москву президент влиятельного американского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Ричард Хаас, «поразительно, как сузились повестка и содержание отношений, сегодня между нашими странами меньше взаимодействия, чем во времена холодной войны!». Это не то, на что рассчитывал Кремль, приветствуя избрание Дональда Трампа президентом США.

2018-й год не сулит улучшения в связи с вероятными новыми ограничительными действиями США по новому санкционному закону, радикально ограничивающему маневр Трампа в российской политике, а также в связи с электоральными циклами в обеих странах, где разыгрывание «российской» и «американской» карты выглядит неизбежным.

В официальном российском анамнезе причин продолжившейся деградации двусторонних отношений главное место отводится острому внутриполитическому кризису в США вокруг темы российского вмешательства в американские выборы. Трамп выставляется заложником этого кризиса, стреноженным по рукам и ногам Конгрессом и государственной бюрократией, демократами-интриганами, разыгрывающими «русофобскую карту» для торпедирования президентской повестки и реванша за поражение Хиллари Клинтон.

В этой логике от России ничего не зависит, всё предопределено внутриполитической борьбой в США, и следует просто дождаться, когда весь этот кошмар закончится. Как отметил на днях Сергей Лавров, восстановление российско-американских отношений зависит от «способности президента Трампа противостоять откровенно внутриполитическим интригам, направленным прежде всего против него самого, интригам, в которых используется русофобская карта. Мы видим, как все беды сваливают на Россию и играют на внутриполитическом поле в эту русофобскую игру с очень негодными целями. Время тех, кто это затевает, пройдёт, и США осознают, что в их коренных национальных интересах развивать отношения с РФ, в том числе с точки зрения международной безопасности».


ОШИБКИ 2016 ГОДА

Но можно ли говорить о том, что у Москвы совсем не было возможностей, чтобы переломить ситуацию? Были ли предприняты все необходимые и, самое главное, грамотные шаги для улучшения отношений? Правильный ответ — не сильно и пытались. А там, где пытались, предпринятые действия были плохо просчитаны, слабо скоординированы на межведомственном уровне, избыточно эмоциональны, недостаточно содержательны и быстро перечёркивались другими, достаточно конфронтационными шагами для утверждения российского величия. Единой выверенной линии в отношениях с США не было.

Основные ошибки были совершены в 2016 году, когда было принято и реализовано не просчитанное по стратегическим последствиям сугубо оперативное решение о вмешательстве в американские выборы. Была катастрофически недооценена болезненность реакции на такие действия не только со стороны американских спецслужб и политического истеблишмента, но и американского общества. Не рассматривалась возможность ответных действий, казалось бы, на «невинный троллинг» в соцсетях, хотя предупреждение директора ЦРУ Джона Бреннана директору ФСБ Александру Бортникову в августе 2016 года должно было насторожить.

Преувеличивалась угроза со стороны Хиллари Клинтон в рамках бездоказательного тезиса, что с республиканцами всегда проще договориться, чем с демократами. Недооценивалась роль Конгресса в ограничении полномочий президента в области санкционной политики и его возможностей навязывать президенту свою повестку. Предполагалось, что Трамп, придя к власти, просто «закроет тему» российского вмешательства и восстановит отношения с РФ.

При этом, как отмечает Кимберли Мартен из Колумбийского университета, бросается в глаза достаточно тонкое понимание российскими операторами нюансов президентской кампании в США и тем для эффективного манипулирования американским общественным мнением, проявившееся в правильном отборе компромата против Клинтон, тонко рассчитанном времени его вброса и скоординированной с этим кампании в соцсетях. И удивительно, что ответная реакция со стороны Конгресса и американского политического и бюрократического класса в виде новых санкций оказалась для Москвы полной неожиданностью.


УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

В конце 2016 — самом начале 2017 года было небольшое окно возможностей для того, чтобы хотя бы частично нейтрализовать тему «российского вмешательства». Для этого, как правильно отмечает Андрей Кортунов, нужно было продемонстрировать понимание американских озабоченностей (не важно, насколько они были обоснованны), пообещать полное сотрудничество в расследовании, подать операцию как партизанские действия «патриотических хакеров» с одновременными знаковыми кадровыми перестановками (например, в пропагандистском блоке). Путин заговорил об этом слишком поздно на Петербургском экономическом форуме в июне, да и то всего лишь как о «версии» в рамках явно ошибочной снисходительной линии полного отрицания, которая только усилила решимость американцев на новые санкции.

Ошибочной была и реакция на решение администрации Обамы о выдворении 32 российских дипломатов и блокировании российских дипломатических дач в Нью-Йорке и Мэриленде. После известных телефонных переговоров российского посла Кисляка с будущим советником президента по национальной безопасности Майклом Флинном (под прослушкой ФБР) Москва решила воздержаться от зеркального ответа и выдворения американских дипломатов. Это усилило подозрения в наличии тайного сговора между Кремлём и кампанией Трампа, а Флинну, на отношения с которым, похоже, в Москве возлагались определённые надежды, стоило должности.

Правильнее было сразу же провести зеркальные высылки, но не более. Неоправданными в той накалённой атмосфере были и чувствительные контакты посла Кисляка с зятем и советником Трампа Джаредом Кушнером, тем более, вместе с главой подсанкционного ВЭБа Сергеем Горьковым. А уж тайная встреча на Сейшелах директора РФПИ Кирилла Дмитриева с главой частной военной компании Эриком Принцем (братом министра образования в администрации Трампа Бетси Девос) при посредничестве руководства Арабских Эмиратов была какой-то уже партизанщиной.

Москва постоянно выступала с призывами к нормализации отношений с администрацией Трампа и в марте 2017 года передала в Госдепартамент неформальный меморандум (non-paper), содержавший сугубо техническую дорожную карту восстановления разноуровневых контактов по широкой повестке по линии МИДа, Минобороны и разведки, с кульминацией на саммите Трампа и Путина, который Москва предлагала провести в мае 2017 года в третьей стране. Но в документе не было главного — содержательной повестки с демонстрацией какой-то новой гибкости в подходах РФ к ключевым проблемам. В документе делался вид, что никаких причин ухудшения отношений в действиях России не было, а все уступки, как отмечает директор Kissinger Associates Том Грэм, должны последовать со стороны США, что не давало Трампу никаких зацепок для публичной демонстрации успешности своей стратегии на сотрудничество с Россией.

Такой же упущенной возможностью стала и первая личная встреча Путина с Трампом на саммите «двадцатки» в Гамбурге, которая в итоге ускорила ухудшение отношений. Сама встреча прошла нормально, президенты нашли контакт, но, как отмечает Том Грэм, последовавшие сразу же комментарии прессе Путина и Лаврова с намёками, что Трамп якобы принял российские заявления, отрицающие вмешательство в выборы, взорвали ситуацию в Вашингтоне. Странно, что никто не подумал о том, что такие острые заявления сработают против курса на нормализацию отношений.

Важная договорённость о запуске диалога по киберугрозам была тут же торпедирована неловкими высказываниями самого Трампа о формировании «совместной киберкоманды». Встреча в Гамбурге ускорила принятие Конгрессом нового санкционного закона, а Москва ответила на это решением о резком сокращении американского дипломатического присутствия в РФ (непропорциональный ответ с плохо просчитанными последствиями для российских дипмиссий в США, приведший к потере генконсульства в Сан-Франциско).

Начиная с саммита в Гамбурге американцами было обозначено два принципиальных условия для нормализации отношений: урегулирование конфликта в Донбассе с восстановлением суверенитета Украины и снятие претензий относительно российского вмешательства в информационном и кибер-пространстве. По второму пункту Москва почти тут же выступила со смелой, но неподготовленной инициативой — 17 июля в Вашингтоне замглавы МИД РФ Сергей Рябков передал проект соглашения о взаимном невмешательстве во внутренние дела по модели соглашения 1933 года о признании Соединёнными Штатами СССР.

Такой формат был изначально контрпродуктивен, согласовать общее определение «невмешательства» было бы невозможно. Фундаментальные расхождения во взглядах Москвы и Вашингтона на проблемы свободы слова и индивидуальных прав и свобод граждан не позволили бы эффективно обеспечить выполнение такого соглашения. Речь шла о пропагандистском шаге, который дополнительно ставил бы администрацию Трампа в уязвимое для критики положение. Тему надо было тщательно готовить в ходе тайных переговоров по линии спецслужб с согласованием мер доверия, но без обязывающих политических документов.

Инициатива Владимира Путина от 5 сентября 2017 года о миротворческом контингенте ООН для охраны миссии наблюдателей ОБСЕ в Донбассе, пусть и с запозданием, открывала окно возможностей для достойного выхода России из донбасского кризиса и снятия наиболее тяжёлых секторальных санкций ЕС и США. Но для того чтобы она сработала, необходима синхронизация гибкости в вопросе мандата миротворческой миссии с жёсткой дорожной картой выполнения Киевом политических аспектов Минска-2. Канал Сурков — Волкер потенциально может быть более успешным для нормализации отношений с США, чем канал Рябков — Шэннон. Но пока, как свидетельствуют последние высказывания Лаврова, гибкость в российской позиции исчерпана.

Возможно, ошибочным был выбор фигуры нового российского посла в Вашингтоне (точнее, не корректировка принятого ранее решения). Анатолий Антонов — опытный дипломат и блестящий переговорщик по контролю над вооружениями (один из авторов СНВ-3). Однако его сугубо технократический статус в российской власти, очевидный для американцев, не совсем соответствует нынешнему драматическому моменту в отношениях. Наверное, в этих чрезвычайных условиях больше подходила бы кандидатура политического назначенца, имеющего прямой выход на Владимира Путина. Сегодня главная задача в Вашингтоне — восстанавливать доверие и создавать новые каналы общения. Это политическая, а не дипломатическая работа. Что, кстати, понимают в Вашингтоне, направив в Москву «политического тяжеловеса» Хантсмана.

Сегодня вновь заговорили о создании легального российского лобби в США и системы неформального влияния на американскую политику, но это, пожалуй, самый старый «баян» в российско-американских отношениях (такие попытки с 1991 года предпринимались неоднократно с плачевными результатами), на который не стоит тратить время и деньги.


ПУГАЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Беспокоить должна принципиально новая тенденция. Кажется, утрачивается понимание, что стороны нуждаются друг в друге для решения острых глобальных и региональных проблем. Наоборот, укрепляется взгляд, что российско-американское взаимодействие может быть контрпродуктивным, сдерживающим нахождение рабочего решения: проще и эффективнее действовать в обход друг друга, а попытки другой стороны «навязать себя в качестве решения» для последующих разменов следует блокировать.

Именно по такой схеме Москва действует в Сирии, а Вашингтон на Украине (решение о поставках ПТУР «Джавелин», попытка перехвата темы ввода миротворцев ООН в Донбасс), в кризисе вокруг ядерной программы КНДР и вокруг ядерной сделки с Ираном. Тем самым последовательно девальвируется значимость двустороннего взаимодействия (теперь его выгоднее избегать) и сужаются возможности для принципиальных геополитических увязок, торга и размена интересов.

Для Москвы именно противодействие, а не сотрудничество с Вашингтоном может показаться более выигрышной стратегией восстановления позиций России как великой державы. Весь 2017 год показывает, что интересы нормализации отношений с США в практической политике имели подчинённый характер, а конкретные и весьма энергичные действия РФ на международной арене были направлены на подрыв и ослабление позиций США в мире, что не могло не вызывать противодействия Вашингтона.

Эти две цели плохо совместимы между собой притом, что реализуются они зачастую разными ведомствами. Вопрос о более жёсткой координации российской политики в отношении США, включая её информационную составляющую, стоит остро, как никогда.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Всегда чётко, объективно, широко и глубоко. Спасибо!
________________________________________

Задним умом все ямы полны: здесь не доглядели, тут не продумали, там не просчитали. Анализ превосходен. Но синтез прихрамывает, поскольку безальтернативен. Получается, по автору, никакими разумными действиями ничего не изменить.

На самом же деле грамотными поступками можно влиять даже на ЖЕЛАНИЯ оппонента. И здесь у американцев огромное потенциальное (!) преимущество. Залезть в голову одного человека проще, чем в головы нескольких.
________________________________________

Можно долго спорить, кто кого троллил и где и как ошибся. Но события 2014 года очень сильно развели понимание друг друга между США и Россией. Вот только корни этих расхождений настолько глубоки, что пока каждая из сторон не поймёт мотивацию и цели другой — никакого диалога не получится.

Экономического сотрудничества в большом объёме между Россией и штатами нет. И в лозунге "make America great again" можно легко America заменить на Russia. В общем пока особо договариваться не о чем (извините, но не об Украине и Сирии же договариваться…). В общем, ни о каком конструктивном диалоге говорить смысла нет.
________________________________________

«Пока каждая из сторон не поймет мотивацию и цели другой»? Ну почему же не понимают? Вот прямо сейчас заглянул на cnn.com и после пары движений пальцем по экрану смартфона вижу (http://money.cnn.com/2018/01/22/news/economy/russia-putin-economy-election-oil/index.html) извечную физиономию и подзаголовок к ней: Russia faces 6 more years of stagnation under Putin ("Россия на пороге ещё 6 лет стагнации под Путиным").

Чего особенного можно думать о тех, кто по ВВП в 20 раз меньше тебя и в обозримые 6 лет собираются фактически делаться ещё меньше? Некоторое абстрактное сочувствие и только…

Но вот если после этого перескочить на bbc.com, то видно, что Англия, чей ВВП сейчас всего в два раза больше российского, к теме относится менее флегматично (http://www.bbc.com/news/uk-42770208).

Наглядевшись на путинские побрякушки, которые он всем показывал на недавних учениях "Запад", главный генерал британской армии решил, что не худо бы и им тоже стряхнуть пыль со своих танков. Говорит, что нужно больше денег, чтобы привестись в полную готовность и ждать от Путина чего угодно ("Russia could initiate hostilities sooner than expected" — Россия может начать враждебные действия раньше, чем мы ожидаем) и, что "зелёные человечки" далеко не единственное, что Путин может ещё придумать.
________________________________________

От того, что вы почитали на CNN и BBC вы явно не стали экспертом по России. Доводы, у кого ВВП больше и во сколько раз, это конечно хорошо, но очень в "лоб" и не показательны. От того, что в Ираке всё "разворошили" под предлогом химического оружия не "зелёные", а "жёлтые" человечки, суть проблемы не меняется. Или вы будете утверждать, что Саддам Хуссейн был настолько плох, что его нужно было уничтожить любой ценой?

Про Афганистан, в который Штаты вторглись, хотя львиная часть террористов была из Саудовской Аравии, тоже хочу вам напомнить, что ничего хорошего из этого не получилось, вот на днях ни за что 6 или 7 украинских пилотов тупо убили в центре Кабула. Поэтому оставьте сочувствие себе, пригодится.

А вопрос международных отношений — это всё-таки дело дипломатов и экспертных советов. Тем более, что после избрания Трампа я сильно стал сомневаться в профессионализме и беспристрастности того же CNN.
________________________________________

Не прекращающиеся уже достаточное время "тумаки" по Трамповской голове со стороны Конгресса, Дем. партии, СМИ и бОльшей части полит. Истеблишмента США, в конце концов "выбьют" из неё галлюцинации о "волшебной" помощи России в решении штатовских проблем и он, волей-неволей, займётся исполнением своих "злодейско-империалистических" обязанностей. И о России Трамп будет вспоминать только при обсуждении планирования и принятия в отношении неё очередных мер санкционного характера…
________________________________________

Так и будет. И это заслуженно. Вся стратегия автора — всё те же попытки мир на двоих расписать. Ялта не повторится…
________________________________________

Не очень понятны упреки к российской администрации, когда администрация американская в принципе от всего отказывалась и год работала по принципу "что бы ещё повесить на РФ". Формулировки "закона о противодействии…" таковы, что только полная капитуляция по всем пунктам приведёт к исключению из чёрного списка, и то, они ещё подумают, как с Ираном.
________________________________________

Пугающая осведомлённость эксперта по международным отношениям иногда выглядит способом донести позицию одной из сторон до другой, не желающей слушать и неоднократно порицаемой за это автором.

Тайная встреча на Сейшелах, non-paper меморандум, переданный Москвой Госдепартаменту, знание об истинных мотивах действий различных групп, как в Вашингтоне, так и в Москве, — без намеренных утечек подобная информация вряд ли может дойти до обычного эксперта.

С другой стороны, назидательный нарратив о том, что Москве стоило бы сделать, а чего нет, выглядит чем-то большим, нежели отстранёнными размышлениями простого эксперта, зарабатывающего себе на жизнь внимательным просмотром открытых источников.

В пользу таких подозрений говорит подчёркивание автором решающей роли России в исходе американских выборов, в то время как исчезающая ничтожность «российского вмешательства» в них давно доказана математически.

Мнение о значимости действий российской стороны утратило свою популярность в Вашингтоне несколько месяцев назад, а все, кто продолжает на нём настаивать, теперь считаются агентами влияния Москвы, помогающими ей осуществить это влияние вольно или невольно, чего уже и не разберёшь.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Владимир ФРОЛОВ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Власть (0) > Показуха (0)
  • Международные события (0) > Америка (0)
  • Политика (0) > Внешняя политика (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 21.08.2018 - РОССИИ НУЖЕН ПОДЪЁМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
  • 21.08.2018 - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕРРОР
  • 20.08.2018 - АККРЕДИТАЦИЯ ПАРТИИ «ЯБЛОКО» В КАЧЕСТВЕ НЕЗАВИСИМОГО ЭКСПЕРТА
  • 20.08.2018 - ВАЛЮТНЫЙ КРИЗИС В ТУРЦИИ
  • 19.08.2018 - ЗАКОНОМЕРНОЕ БУДУЩЕЕ
  • 19.08.2018 - ОТ ВИНТОВКИ МОСИНА ДО АВТОМАТА КАЛАШНИКОВА
  • 18.08.2018 - ПОБЕДОНОСНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
  • 17.08.2018 - ОПАСНЕЕ ВРАГА
  • 16.08.2018 - ПАДЕНИЕ ГАВАНЫ
  • 15.08.2018 - НУЖНА ЛИ НАМ ЖУРНАЛИСТИКА, ВЫБОРЫ?
  • 14.08.2018 - «ИСКАНДЕРЫ» ЕЩЁ СМЕЮТСЯ?
  • 14.08.2018 - САНКЦИИ — ПОЧЕМУ, ОТКУДА?
  • 13.08.2018 - ПРОБЛЕМЫ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  • 13.08.2018 - ЗАЧЕМ В РОССИИ ПОВЫШАЮТ НДС
  • 12.08.2018 - ЭТО СДЕЛАЛ ПУТИН
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru