Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[06.07.2018]

ХРУЩЁВ И ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Александр ГНЕЗДИЛОВ: заместитель Председателя партии «ЯБЛОКО», театральный режиссёр, художественный руководитель Творческого объединения «Гнездо»


Александр ГНЕЗДИЛОВ:


Никита Сергеевич Хрущёв был одним из последних руководителей, кто искренне верил в превосходство советской системы над западной, в превосходство социализма, в его способность победить в цивилизационный гонке. И с этой точки зрения, естественно, считал, что отлучение от процесса социалистического строительства — это большое личное несчастье для любого человека.


В. Кара-Мурза ― Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» еженедельная программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. В 1963 году Хрущёв на встрече с интеллигенцией предложил Андрею Вознесенскому уехать из страны. Почему это тогда казалось самым худшим из наказаний? Андрей Вознесенский к тому времени объехал весь мир, напоминает журналист Максим Шевченко:

— Прямо скажем, Андрей Вознесенский — это всё-таки не Василий Стус — украинский поэт. В лагерях он не сидел, по миру он ездил совершенно спокойно, как и Евтушенко, и проблем у него не было с отъездом из страны. Особенно в 60-е годы Вознесенский, по-моему, объехал весь мир, в том числе США, Францию и т.д., и вполне был такой придворный Фёдор Бондарчук своего времени. Конечно, это хороший поэт. У Вознесенского в отличие от Бондарчука, у которого нет ни одного хорошего фильма, были великолепные стихи:

Я Мэрилин, Мэрилин.
Я героиня
самоубийства и героина.
Кому горят мои георгины?..

И так далее. В общем, поэт хороший, и человек хороший. Притом, не хочется про него плохо говорить. Преследования он особого не испытывал, живя в Переделкино, прямо скажем. Я хорошо знал его окружение, поэтому тут что говорить.

В. Кара-Мурза ― Хрущёв оскорбил поэта, считает публицист Леонид Радзиховский:

— Когда Хрущёв орал на Вознесенского, чтобы тот убирался, это не было предложением уехать из Советского Союза, это было просто матерное ругательство, попытка оскорбить Вознесенского. Матерное ругательство не означает указание на то, что твоя мать имела физиологические отношения с таким-то, таким-то человеком. Это просто попытка оскорбить. Вот когда он орал на Вознесенского, это была попытка оскорбить и запугать, никаких мыслей о том, что Вознесенский уедет, естественно, у Хрущёва не было, как и у Вознесенского.

В. Кара-Мурза ― Отъезд из страны не считает разлукой с родиной писатель Дмитрий Глуховский:

— И сегодня многие люди предлагают творческой интеллигенции «валить из страны». По-моему, с таким предложение выступила и Маргарита Симонян, которая сказала: «Хватит ныть, валите отсюда!». Это сказала она в ответ на то, что не всем понравилась презентация новых ракет при помощи роликов десятилетней давности в речи Владимира Путина. До сих пор многим кажется, что «валить» — что-то наихудшее, отлучение от родины, от родной земли, это кажется наихудшим наказанием. Но мир-то здорово поменялся с тех времён. Эти люди, которые предлагают валить другим, сами периодически сваливают.

И может быть, все свалили бы вообще, если бы там кормили так же хорошо, как кормят здесь. В глобальном мире, мне кажется, вообще этот вопрос в цивилизованных странах не стоит. Люди родились в одной стране, пригодились в другой, потом снова вернулись к себе, границы прозрачные, и идёт движение туда-сюда не только финансового капитала, но и человеческого. В то время, наверное, как-то было по-другому. Я не знаю, что двигало Никитой Сергеевичем Хрущёвым. Может быть, он хотел в ссылку отправить Андрея Вознесенского? Но я не думаю, что Андрей Вознесенский сильно расстроился.

В. Кара-Мурза ― Напомню, что гость нашей студии — политик, театральный режиссёр Александр Гнездилов. Александр, в 1963 году Хрущёв на встрече с интеллигенцией предложил Андрею Вознесенскому уехать из страны. Почему это тогда казалось самым худшим из наказаний?

А. Гнездилов ― Я думаю, что тут были два, может быть, три обстоятельства. Первое заключалось в том, что Никита Сергеевич Хрущёв был одним из последних руководителей, кто искренне верил в превосходство советской системы над западной, в превосходство социализма, в его способность победить в цивилизационный гонке. И с этой точки зрения, естественно, считал, что отлучение от процесса социалистического строительства — это большое личное несчастье для любого человека.

Вторая сторона медали заключается в том, что для любого человека отрыв от своей страны, эмиграция — это и душевный, и просто жизненный бытовой стресс, перелом, очень серьёзные трудности. А третья сторона медали заключается в том, что, особенно это относится к тем деятелям культуры, тем деятелям искусства, которые работают с языком. Потому что у живописи язык всё-таки в значительной степени интернациональный. И у музыки — тоже. А когда речь идёт о таких видах искусства, как кино, театр, и в особенности литература, то, естественно, начать работать на другом языке, найти свою аудиторию там достаточно сложно. Тем более что к середине 60-х годов той новой инфраструктуры для эмигрантской литературы, которая будет возникать потом в 70-80-е вокруг Солженицына, вокруг Бродского, вокруг Довлатова и т.д., ещё тогда просто не существовало. Существовали остатки старой, возникшие вокруг послереволюционной волны русской эмиграции. Но как бы они отнеслись к высылке из Советского Союза Вознесенского, далеко не известно.

Вот сейчас вручали «Оскар», и «Оскара» за лучший фильм дали чилийскому фильму «Фантастическая женщина». А наш фильм Звягинцева «Нелюбовь» не получила «Оскара», хотя сама номинация на «Оскар» в числе 5 иностранных фильмов, это большой успех. Но, тем не менее, почему так случилось? Я думаю, что в значительной степени те проблемы, которые отражались в «Нелюбви», сколько бы некоторые кинокритики не говорили об их интернациональности, всё-таки в значительной степени связаны с нашим контекстом. И ощутить значение этого фильма, его мощь, его качество, тот посыл, который в нём заложен, всё-таки киноакадемикам в США сложнее, чем нашему зрителю. В то время, как «Фантастическая женщина» просто по фабуле, по сюжету более внятная интернациональная история, очень достойный фильм, хотя с моей точки зрения, «Нелюбовь» — фильм гораздо более сильный. Но эта точка зрения именно человека внутри страны, который понимает, что собственно в нём показывается.

И в этом смысле необходимость писать либо по-английски, а это совсем другая мелодика языка, это другие сложности просто, либо необходимость переводов. Для поэта Вознесенского, для его творчества, конечно, это был бы сильный и тяжкий удар, потому что как по-английски написать то, что писал он:

«Аллилуйя возлюбленной паре
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали —
Аллилуйя любви, Аллилуйя!
Аллилуйя всем будущим детям»…

Можно ли это выразить по-английски? Можно, я уверен. Может, можно по-другому, но это уже иное. Вот можно, например, чтобы нам лучше это понять, взять иностранного поэта Гейне — немецкого классика, Хайнрих Хайне, как говорят немцы, или Генрих Гейне, как привыкли говорить мы. Взять его классическое стихотворение «Лорелей». Огромное количество переводов на русский: и у Блока, и у современных авторов, и в 19 веке, и все разные. Точно поймать, даже попадая в размер, точно поймать ту силу, почему Гейне и его «Лорелей» — это классика?..

Как перевести на английский язык «Мороз и солнце — день чудесный»? Каждое слово перевести можно, каждую фразу перевести можно. Как перевести это обаяние? Поэтому естественно, что угроза Хрущёва была страшной для Вознесенского и по творческим соображениям, и как считал Хрущёв, и по политическим.


ИСТОЧНИК

В. Кара-Мурза

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Интересное (0)
  • История (0) > Советский период (0)
  • Яблоко (0)
  • Нравственность (0)
  • Общество (0) > Культура (0)
  • Социализм (0) > Менталитет (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 15.07.2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
  • 14.07.2018 - ТАКОЙ СЕКС НАМ НЕ НУЖЕН
  • 12.07.2018 - ПОЧЕМУ ВЛАСТЬ БОИТСЯ ГОВОРИТЬ О РЕПРЕССИЯХ 1937 ГОДА?
  • 11.07.2018 - ВЫЖИВШАЯ ГОЛОВА ДРАКОНА
  • 10.07.2018 - ОГРАБЛЕНЫ И СТРАВЛЕНЫ ДРУГ С ДРУГОМ
  • 09.07.2018 - СОБЯНИН ОПЛАЧИВАЕТ СВОЮ МЭРСКУЮ КАМПАНИЮ ИЗ БЮДЖЕТА
  • 08.07.2018 - ЛЮДСКИЕ ПОРОКИ (ГОРДЫНЯ)
  • 07.07.2018 - МИНИСТРЫ-РЕЦИДИВИСТЫ
  • 07.07.2018 - ПЕНСИОНЕР АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ
  • 06.07.2018 - ИНТЕРВЬЮ ОЛЕГА НАВАЛЬНОГО
  • 05.07.2018 - ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЗЫСХОДНОСТИ
  • 05.07.2018 - БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
  • 04.07.2018 - «ЯБЛОКО» ПРЕДЛОЖИЛО КОМПЛЕКС МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНВАЛИДОВ
  • 04.07.2018 - ЗАЛОЖНИКИ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ
  • 03.07.2018 - РОСТ ЦЕН НА ТОПЛИВО
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru