Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[21.08.2018]

РОССИИ НУЖЕН ПОДЪЁМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Александр ГНЕЗДИЛОВ: заместитель Председателя партии «ЯБЛОКО», театральный режиссёр, художественный руководитель Творческого объединения «Гнездо»


Александр ГНЕЗДИЛОВ:


Говоря откровенно, основная проблема бюджетной и налоговой политики в России не в том, что деньги распределяются не так. А в том, что этих денег в принципе очень мало. России нужен подъём национальной экономики, который и сам по себе, и через бюджетную систему даст россиянам рост уровня их жизни.


На прошлой неделе Государственная дума одобрила во втором чтении повышение НДС с 18 до 20%.

На прошлой неделе Министерство финансов направило в Госдуму проект ежегодного программного документа — «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Документ предусматривает, что рост НДС должен приносить 630 миллиардов рублей ежегодно. Кроме того, порядка 11 неналоговых платежей могут до конца 2018 года стать налогами, а возможности регионов предоставлять налоговые льготы предпринимателям предлагается заметно сократить.

Существуют ли альтернативные предложения? У партии «ЯБЛОКО» они есть. О «Новой бюджетной политике», которую предлагает «ЯБЛОКО», много говорилось в ходе специальной общероссийской кампании в октябре-декабре 2017 года. Вкратце напомню, что это:

• пересмотр приоритетов федерального бюджета. Ими должны стать медицина, образование, культура, наука;
• бюджетный федерализм. «ЯБЛОКО» предложило новое распределение налоговых поступлений между центром и регионами — в пользу обустройства жизни на местах;
• третий пункт, вытекающий из двух первых: отказ от ликвидации социальной сферы в регионах, происходящий сейчас под предлогом «оптимизации»;
• настоящая оптимизация в виде сокращения ненужных и неэффективных расходов бюджета. Это, например, и списание другим странам их многомиллиардных долгов, и содержание непризнанных государств на территории СНГ, и расходы на военные действия в Украине и Сирии, и затраты на пропагандистские СМИ, и огромные представительские и пиаровские расходы на затеи вроде фонтана в Грозном.

Тем не менее, говоря откровенно, основная проблема бюджетной и налоговой политики в России не в том даже, что деньги распределяются не так. А в том, что этих денег в принципе очень мало. России нужен подъём национальной экономики, который и сам по себе, и через бюджетную систему даст россиянам рост уровня их жизни.

В чём задача государства? По данным Счётной палаты, нарушения при использовании бюджетных средств достигли в 2017 году почти 2 триллионов рублей (1,865 трлн., чтобы быть точным). Это означает, что государство с таким низким уровнем эффективности не может одно запустить рост экономики при помощи, допустим, инвестиций из бюджета. «Разворуют», говоря обывательским языком.

Задача ремонта и исправления государственной машины, создания современного и эффективного государства в России — не столько бюрократическая, сколько общественная. Усилий сверху хватить не может при любой фамилии президента: слишком велики страна и госаппарат. Эту задачу сдвинут с мёртвой точки активное участие и контроль гражданского общества. Инструменты такого участия и контроля хорошо известны: разделение властей (в том числе сильный парламентаризм и независимый суд), свобода слова и независимые СМИ, свободная работа некоммерческих и неправительственных организаций, свободное, без страха, финансирование различных, в том числе — и оппозиционных, партий. И так далее — вплоть до возможностей спокойно работать независимым социологам.

Пока задача создания эффективного государства не решена в должной степени, лучшее, что может сделать государство для подъёма экономики: создавать условия. Я бы сказал, что в нашей современной ситуации в понятие «условий» входят, прежде всего, две составные части. Первая из них — это стабильность и предсказуемость. Вторая — это возможности и перспективы.

Государство должно гарантировать стабильность в стране и на её границах предсказуемостью своей внутренней и внешней политики. Это означает завершение ненужной для благополучия страны конфронтации с внешним миром. Именно ожесточение этой конфронтации, начиная с 2014 года, принесло нашей стране проблемы в виде падения курса рубля, санкций, антисанкций и так далее. Война с Украиной, Крым и Донбасс тяжким грузом легли на бюджет страны, залезли в карман практически каждого человека, кроме небольшой кучки беспринципных стервятников войны — олигархов, высших чиновников и продажных журналистов. Этот курс должен быть завершён.

Внешнюю и внутреннюю политику следует проводить без резких и внезапных разворотов, чтобы люди могли планировать будущее, не боясь потерять свои деньги из-за очередной авантюры президента, затеянной для поднятия рейтинга и отвлечения общественного внимания от внутренних проблем. Благополучие граждан, их уровень доходов и качество жизни не должны приноситься в жертву корысти людей во власти, их амбициям или искренним идеологическим воззрениям. Создание условий для экономики — не только прямая обязанность профильных ведомств, но и важная задача для таких государственных структур, как, например, Министерство иностранных дел, Совет безопасности, Федеральная служба безопасности, Следственный комитет и Генеральная прокуратура.

Предсказуемость государственной политики и её подчинение экономическим интересам большинства граждан — важнейший фактор для установления атмосферы доверия в стране. Значимость доверия для привлечения инвестиций, для развития экономики и для обустройства достойной жизни десятков миллионов граждан в России — просто невозможно переоценить.

Нужно отметить, что, конечно, доверие — это, помимо прочего, и вопрос персональный. Едва ли оно может восстановиться по отношению к политику, нарушившему взятые на себя международные обязательства. То же верно и в отношении политика, сразу после выборов, приступившего к повышению пенсионного возраста.

Стабильность и предсказуемость политики повлияет на такие важнейшие показатели, как приток инвестиций в страну и, напротив, уменьшение оттока капитала из России. Чистый отток капитала из России в 2017 году превысил 31 миллиард долларов. Он вырос почти вдвое по сравнению с 2016 годом. Рекорд же оттока был установлен в 2014 году: более $152 миллиардов! Это подтверждает моё утверждение о прямой связи внешнеполитического курса руководства страны с положением дел в экономике. Для сравнения: в наиболее благоприятные 2006 и 2007 годы Россия оказывалась даже в плюсе: в нашу страну в те годы пришло 44 и 88 миллиардов долларов соответственно.

Эти цифры показывают: даже если поставить перед собой задачу, не меняя кардинально нынешней экономической системы, просто обеспечить ей стабильность политических условий, Россия может получить дополнительные 50-100-150 миллиардов долларов в свою экономику. Для бюджета это вполне сопоставимо с эффектом от повышения пенсионного возраста или с выручкой от роста НДС.

Неужели правительственные экономисты и финансисты не понимают и не знают этого? Напротив, они прекрасно всё это знают. Но страшно боятся за своё тёплое кресло, которого лишатся, если прямо скажут президенту Путину, что ему следует отказаться от проводимого курса внешней и внутренней политики, а для пущего восстановления доверия у инвесторов к России — просто подать в отставку, вместе со своими ключевыми соратниками-«ястребами», вроде Лаврова, Патрушева и так далее.

Теперь, увидев возможный эффект от установления одной только стабильности, можно обсудить и создание дополнительных возможностей. Опять-таки, ключевыми из них являются такие важнейшие институты, как, например, частная собственность и независимый суд, который предоставит бизнесу честный арбитраж и гарантии от злоупотреблений госчиновников и приближенных к ним лиц. Здесь, например, было бы нужно сказать о воссоздании ликвидированного несколько лет назад Высшего арбитражного суда. Но даже и эти, на самом деле ключевые и решающие вопросы о независимости и компетентности судебной власти, о гарантиях частной собственности (включая и общественное уважение к ней) — я оставлю сейчас в стороне. Обсудим вкратце только фискальную политику, в частности — ставки налогов и сборов.

Общеизвестно: «кризис — время снижать налоги». Но не для всех. Огромные и неэффективные государственные и около-государственные сырьевые кампании и так чувствуют себя неплохо. Зарплаты их топ-менеджеров давно стали притчей во языцех. Налоговые льготы, недоплаченные в бюджет дивиденды, непрофильные активы, недостаточная прозрачность и низкая эффективность — по каждому из пунктов есть, что обсудить.

Поэтому правильной представляется идея Григория Явлинского о необходимости параллельного существования в России двух налоговых (и шире — экономических) режимов в России. Один для бизнеса, который работает с недрами, прежде всего — с нефтью и газом. Второй для всех остальных, тех, кому и должно государство создавать возможности.

В налоговом отношении необходимо — как минимум, гарантировать, что в ближайшие 5-6 лет ключевые налоги (кроме налога на добычу полезных ископаемых — НДПИ) расти не будут. Более того, перспективной представляется идея предложить налогоплательщикам схему под названием «Чем больше — тем меньше». Если по какому-то из трёх основных налогов (подоходному (НДФЛ), на добавленную стоимость (НДС) и на прибыль) собираемость за год выросла больше, чем на «5% + инфляция» — то на будущий год его ставка понижается на 0,5%. То есть: если, допустим, в 2017 году официальная инфляция в России составила 2,5%, а сумма собранного подоходного налога за этот год превысит показатель 2016-го на 7,5% и более, то в 2018 году принимается решение о снижении ставки НДФЛ на 2019 год с 13 до 12,5%.

Таким образом, за один 6-летний президентский срок максимальное снижение всех трёх основных налогов может составить 3% ставки каждого. НДФЛ может снизиться с 13 до 10%, НДС — с 18 до 15%, налог на прибыль — с 20 до 17%. Это мощнейший стимул для уплаты налогов и развития своего бизнеса. При этом, даже в случае максимального снижения ставок трёх налогов, они окажутся выше, чем, например, в Казахстане. Важно, что условием снижения выступает рост фактического объёма собираемого налога, уверенно опережающий инфляцию. Это означает, что снижение ставки не ударит по бюджетным обязательствам, прежде всего социальным. В отношении последних партия «ЯБЛОКО», начиная с 2016 года, предлагает принятие закона о защищённых статьях бюджета, не подлежащих секвестру.

При этом чтобы обеспечить действительный бюджетный федерализм и сильное местное самоуправление на президентских выборах Григорием Явлинским было предложено (https://www.yabloko.ru/regnews/Tatarstan/2017/12/06) новое распределение налогов и акцизов между центром, регионами и муниципалитетами. Так, муниципалитеты должны получать 67% подоходного налога, треть отойдёт регионам. Муниципалитеты должны получить и 60% налога на прибыль (30% — регионам, 10% — федеральному центру). Зато регионы смогут получить немалую долю от НДС. Отчисления от крупного бизнеса по этому налогу будут делиться между субъектами федерации и центром 50/50. Выплаты среднего бизнеса центр, регионы и МСУ поделят почти поровну: 33% / 34% / 33%. А НДС малого бизнеса на 33% пойдёт в регионы и на 67% — на места.

Ещё одно важнейшее предложение, чтобы компенсировать регионам перераспределение доходов в пользу местного самоуправления, — передавать регионам 25% налога на добычу полезных ископаемых. Причём делать это вне зависимости от наличия в том или ином регионе нефтяных и газовых месторождений или штаб-квартир сырьевых компаний (что только усугубило бы и без того значительное региональное неравенство в России). Доступ к доходам от продажи природных ресурсов должен получить каждый гражданин России, поэтому отчисления могут производиться в зависимости от численности населения каждого региона.

В конечном счёте, цель всех этих изменений — не только выполнение регионами всех возложенных на них социальных обязательства и не только сильное и независимое местное самоуправление, возможность людям на местах принимать важные решение и обустраивать комфортную среду для достойной жизни по всей стране. Речь идёт о стимулах для местных и региональных властей бороться за приток населения и за работу на своей территории малого и среднего бизнеса. Это, в том числе, шанс подорвать и коррупционную мотивацию у части региональных и местных чиновников. Поэтому было бы полезно сохранить и даже расширить возможности налогового маневра на региональном уровне.

Одновременно, значение НДПИ для федерального бюджета вынудит правительство строго относиться к уплате положенного в бюджет сырьевыми компаниями. Оно также будет стремиться к увеличению отчислений НДС крупным и средним бизнесом — а это значит, создавать условия для появления той самой добавленной стоимости. В этих условиях возрастает и роль таможенных платежей в федеральный бюджет, то есть, у государства будет усиленная заинтересованность в налаживании отношений с миром, для роста торгового оборота (прежде всего, в восстановлении торговли с ЕС, например, через снятие продовольственного эмбарго).

Наконец, передавая значительную часть налоговых (а также и акцизных сборов) регионам и муниципалитетам, президент и правительство должны будут придавать первостепенное значение не разделу имеющегося пирога, а приращению и умножению национального богатства.

Конечно, такой комплекс мер будет неполным без сдерживания косвенных налогов (например, сборов за капремонт или системы «Платон»). Необходима публичная дискуссия по каждому из таких сборов и обоснованности их ставок. Кроме того, партия «ЯБЛОКО» выступает против запланированного правительством снижения порога беспошлинных онлайн-покупок за рубежом с нынешней 1 тысячи евро до 200 евро с января 2019 года. Вместо этого «ЯБЛОКО» предлагает разрешить параллельный импорт — как важный инструмент контроля за ценами в свободной рыночной конкуренции. Ещё один ключевой вопрос: создание особо благоприятных налоговых режимов для микробизнеса (в том числе — семейных предприятий), ИП и самозанятых.

Суть в том, чтобы каждый мог работать и зарабатывать, применять свои способности, творческие («творить» в широком смысле этого слова — то есть создавать, созидать своим трудом) и предпринимательские (также в широком смысле — как возможность рискнуть и предпринять нечто новое, перспективное, ранее не существовавшее). Экономика не нефти и газа, не трубы и недр, а умов и талантов людей, живущих в России.

Так и слышу злопыхательство, едкие замечания: «Вы в «ЯБЛОКЕ» хорошо устроились! Роль оппозиции ни к чему не обязывает! Поэтому одной рукой обещаете снижение налогов, а другой — защищаете существующий пенсионный возраст и сулите рост социальных расходов, вложений в медицину, образование, науку и культуру!»

Предложения партии «ЯБЛОКО» — не догма. Мы всегда открыты для дискуссий и учёта разных мнений. Но в верности своей базовой социально-либеральной позиции — мы уверены. Экономический рост и социальное развитие в XXI веке — два крыла одной птицы. Нельзя испортить предпринимательский климат и ждать, что хватит денег на пенсии. Нельзя ждать, что в нищей, больной и необразованной стране будут стабильная и благополучная бизнес-среда, надёжная защита частной собственности.

Условия для жизни притягивают к себе и финансовые потоки. Потому деньги и идут из глубинки на Рублёвку, а с Рублёвки — в Лондон. Когда успешные люди в нужном количестве смогут достойно работать и жить в условном Брянске или условном Абакане, когда там будет хорошо жить их жёнам и детям — тогда и накопления этих семей значительной частью останутся по месту заработка, а не поедут с ними на новое место жительства. И этого можно достичь лишь стимулами, условиями, возможностями. Запреты породят новых Корейко и теневую экономику.

Поэтому, во-первых, мы много раз (и в кампании «Время вернуться домой», и в кампании «Новая бюджетная политика», и за их рамками) показывали, где существуют внутри государства гигантские скрытые резервы бюджета — в виде ненужных трат, неэффективных вложений, расходов на заменяющий реальную работу самопиар в СМИ, коррупционных чёрных дыр и так далее. Все эти внутренние резервы государство должно задействовать, чтобы разгрузить предпринимательскую активность от налогового давления, предоставить людям простор для инициативы, возможность за 5-6 лет начать строить новую, несырьевую экономику страны. Экономику, которая освободит Россию и унесёт в прошлое унизительную зависимость от колебаний цен на нефтяных рынках.

Во-вторых, мы для того и предлагаем «Новую бюджетную политику», бюджетный федерализм, чтобы наполнить региональные бюджеты с их социальными обязательствами. Это две стороны одной медали.

В-третьих, например, инвестиции в дороги и мосты в российской глубинке — это сокращение издержек при перевозках. Вложения в медицину, экологию, детский и массовый спорт — это здоровье граждан, их трудоспособность и производительность. Наука и образование — это будущие передовые разработки и технологии. Культура — создание для общества творческого пространства, благоприятный социальный климат, а заодно и развитие такой перспективной отрасли экономики, как туризм, дающий несколько процентов мирового ВВП.

В-четвёртых, снова и снова: нет смысла обсуждать, как поделить наличное количество денег в экономике. «Ведь пряников сладких всегда не хватает на всех», как писал и пел Булат Окуджава. Неужели опять новые «майские указы» будут выполняться, как и прежние: одного сокращаем, чтобы второму повысить зарплату. Отказаться от этой порочной практики нужно за счёт создания институтов современного государства и проведением стабильной и предсказуемой политики в интересах людей. Эти два фактора — основа привлечения инвестиций, которые (и это показывает статистика) куда больше по объёму денежных средств, чем «оптимизация бюджетной сферы» и прочие урезания.

Пусть приходят деньги из-за рубежа, пусть свои остаются в стране и не лежат в кубышке или в носке, а работают, вкладываются в дело, причём средне- и долгосрочное, создающее задел на перспективу.


ИСТОЧНИК

Александр ГНЕЗДИЛОВ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Бюрократизация (0)
  • Власть (0) > Грабёж (0)
  • Власть (0) > Беспредел (0) > Военные агрессии (0)
  • Власть (0) > Коррупция (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Общество (0) > Гражданское общество (0)
  • Политика (0) > Внутренняя политика (0)
  • Экономика (0) > Кризис (0)
  • Экономика (0) > Налоги (0)
  • Экономика (0) > Санкции (0)
  • Яблоко (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 16.11.2018 - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
  • 16.11.2018 - НАША ПОБЕДА В ГИБРИДНОЙ ВОЙНЕ
  • 15.11.2018 - МОБИЛИЗАЦИЯ ВМЕСТО МОДЕРНИЗАЦИИ
  • 15.11.2018 - ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
  • 14.11.2018 - УПРОЩЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ВЕРТИКАЛИ
  • 14.11.2018 - ЗАЧЕМ ПРИХОДИТЬ К СОЛОВЕЦКОМУ КАМНЮ?
  • 13.11.2018 - РЕПРЕССИИ В ТИШИНЕ
  • 13.11.2018 - КОМУ НУЖНА ВОЙНА МЕЖДУ РОССИЕЙ И США?
  • 12.11.2018 - ПРЕДЧУВСТВИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЫ
  • 12.11.2018 - ПОПЫТКА ОСТАНОВИТЬ ИСТОРИЮ
  • 11.11.2018 - ГОСУДАРСТВО ПОСТАВИЛО ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ
  • 11.11.2018 - ГЛОТОК СВОБОДЫ ИЛИ «ПРОКЛЯТЫЕ» ДЕВЯНОСТЫЕ…
  • 10.11.2018 - ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
  • 09.11.2018 - ПАРТИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
  • 09.11.2018 - СУТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru