Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[03.10.2018]

О СНОСЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Александр ГНЕЗДИЛОВ: заместитель Председателя партии «ЯБЛОКО», театральный режиссёр, художественный руководитель Творческого объединения «Гнездо»


Александр ГНЕЗДИЛОВ:


Конечно, взрыв храма Христа Спасителя был чудовищной акцией большевиков в политике государственного атеизма, хотя и далеко не самой чудовищной. Самой чудовищной была, конечно, расправа над людьми, расправа над верующими, расправа над священниками просто за их взгляды, за их убеждения. Безлюдные, по сути, казни и убийства.


В. Кара-Мурза ― Здравствуйте, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» еженедельная программа «Грани недели», в студии Владимир Кара-Мурза. В июле 1931 года было вынесено постановление о сносе храма Христа Спасителя. Свой собственный опыт помнит журналист Орхан Джемаль:

— Я помню свое детство, «бархатный застой» как называется. И я первый раз пошёл в церковь, тогда у меня просто к православной возник интерес. Возник, потому что перед Пасхой вдруг учителя решили произвести со школьниками профилактическую беседу о том, как нехорошо ходить на религиозные праздники. Говорили, что там всё равно будут люди, которые будут смотреть, кто пришёл, и вы не сможете это скрыть, даже если поймёте, что не надо было ходить, не губите свои комсомольские карьеры…

Тогда я подумал, что надо пойти, посмотреть, что это такое. Интересно. То есть, если где-то на что-то наезжают, кого-то бьют, то всегда возникает вопрос — что происходит, выяснить, присмотреться. Я думаю, что такую популярность церкви в такой интеллигентской среде позднего Советского Союза, так называемого церковного диссидентства — движения, сформировавшееся вокруг меня, Дудко — это как раз результат гонения на церковь.

В. Кара-Мурза ― Храм Христа Спасителя — одна из главных жертв коммунистов, считает журналист Николай Усков:

— С точки зрения борьбы с религией, наверное, коммунисты поступали, может быть, и правильно — они разрушили главный символ Московского православия. Хорошо, что им не пришло в голову Успенский собор, например, разрушить. Всё-таки храм Христа Спасителя при всей его значимости, конечно, это не памятник истории и культуры в той же степени, как Успенский собор или Собор Василия Блаженного. Был же план — снести Собор Василия Блаженного, например. Хорошо, что они этой малой кровью ограничились. Мне кажется, что для российской культуры это был бы сильнейший удар, потому что религия, так или иначе, часть нашей идентичности — нравится нам эта религия или не нравится.

И, конечно, уничтожение религии, я считаю, в общем большой русской катастрофой, потому что изменился городской ландшафт и сельский очень сильно изменился, люди одичали, конечно. Потому что какая-то работа с их душами перестала вестись, или велась уже совершенно по-другому. И то, что церковь была насильно изгнана из общественного дискурса — это, скорее, большой минус для истории России ХХ века. Хотя мы все понимаем, что церковь, слившаяся с российской империей, конечно, была заложницей во многом и судьбы российской империи.

В. Кара-Мурза ― Иронически относится к нынешнему двойнику храма журналист Максим Шевченко:

— На месте храма Христа Спасителя был бассейн. Я, честно говоря, рассчитывал, что, восстанавливая храм, можно было бы и бассейн в Москве построить — открытый, публичный, каким был бассейн «Москва». Храм Зураба Константиновича Церетели, украшенный его литьём неплохой, он даже красивый во многом. Ну, такое было настроение у людей — церковь синодальную воспринимали как подразделение, как филиал, как министерство государства имперского, романовского, и поэтому многие русские люди так относились, к сожалению, к православной церкви. Поэтому многие и воспринимали церкви не как произведение искусства, а как офисы министерства пропаганды. Поэтому, идя в новую жизнь, русские люди в 20-30-е годы совершили много радикальных и ошибочных поступков. Ну, молодость всегда радикальна. А это была молодая нация.

Подчеркну, именно в России это было. В Грузии это было совсем не так, например, — как просто к подразделению пропаганды той ненавистной империи, которая ушла в прошлое. Кстати, знаете ли вы, кто спас грузинские церкви от разрушения? Лаврентий Павлович Берия. В 1935 году он написал записку на имя Сталина, на имя ЦК о том, что грузинские церкви Джвари или Мцхета являются исключительными памятниками архитектуры и культуры. И было специальное решение о том, что древние церкви, вот именно там, и на Кавказе не ломать. И их никто не трогал.

В. Кара-Мурза ― Религия надолго ушла в подполье, констатирует политолог Андрей Колесников:

— Конечно, от этого было больше вреда, и эта катакомбная религиозная активность получила фактически статус диссидентской. И потом это серьёзно отлилось советской власти, когда она немножко ослабила вожжи. Ну, и конечно, с точки зрения вреда массовому сознанию — это было серьёзное отравляющее действие для мозгов и душ людей.

В. Кара-Мурза ― Борьба с религией несла режиму, несомненно, пользу, считает публицист Леонид Радзиховский:

— Естественно, пользу, это же люди-конформисты. Когда что-то запрещают, малое количество возмущается, а подавляющее большинство принимает. Аналогично когда что-то разрешается, малое количество недовольно, а большинство всегда согласно. Поэтому практически почти всегда решения начальства, какими бы они ни были, одобряет большинство. Иногда это огромное подавляющее большинство, иногда это относительное большинство. Но случаев, чтобы чёткие решения начальства большинство не поддерживало, я, честно говоря, почти не знаю. А уж тем более, если такое начальство как Сталин, как советское начальство, где, сами понимаете, не забалуешь…

В. Кара-Мурза ― Напомню, что гость нашей студии — политик, театральный режиссёр Александр Гнездилов. Александр, в 1931 году в этот день был вынесено постановление о сносе храма Христа Спасителя. Чего больше — пользы или вреда это принесло антирелигиозной пропаганде?

Александр ГНЕЗДИЛОВ — Мне, конечно, несколько затруднительно комментировать антирелигиозную пропаганду в Советском Союзе, пользу для неё и вред для неё. Поскольку я, честно говоря, думаю, что любое принуждение в вопросах свободы совести, любое принуждение в вопросах религии, в любом случае, наносит вред обществу — идёт ли речь о принудительном атеизме или о принудительном внедрении какой-либо религии, о навязывании человеку какой-либо религии. В любом случае это насилие над душой человека, и ничего хорошего в этом быть не может. Поэтому, конечно, взрыв храма Христа Спасителя был чудовищной акцией большевиков в политике государственного атеизма, хотя и далеко не самой чудовищной. Самой чудовищной была, конечно, расправа над людьми, расправа над верующими, расправа над священниками просто за их взгляды, за их убеждения. Безлюдные, по сути, казни и убийства.

Ещё более отвратительным, чем снос храма Христа Спасителя, я бы мог назвать уничтожение целого ряда выдающихся памятников предшествующих столетий, например уничтожение в Кремле собора Спаса на Бору — это древнейшая церковь Кремля, древнейшая из тех, чьи фотографии дошли до наших дней. Она была основана ещё в 1330 году при Иване Калите, и её уничтожение большевиками — это, конечно, страшная культурная утрата для России. Тем не менее, конечно, и снос храма Христа Спасителя одобрять невозможно, поскольку это уничтожение знаменитой, выдающейся постройки. Другое дело, что если пытаться от этих моральных соображений немножко отрешиться, смотреть на дело глазами большевиков, то да, это уничтожение было очень символической, очень показательной акцией. Это как раз пример одной из самых ярких акций, показывающей серьёзность намерений в духе «до основания, а затем «мы наш новый мир построим»…

Хотя, как мы знаем, Дворец съездов, который планировалось построить по проекту Иофана после сноса храма Христа Спасителя, так и не был построен. С другой стороны, был построен бассейн «Москва» — круглосуточный, огромный, один из самых больших в мире, работавший под открытым небом, и который в этом смысле был символом Москвы, не менее, а может быть, даже и более ярким, чем храм Христа Спасителя. Поэтому я, конечно, испытываю некоторую ностальгию по бассейну «Москва», по возможности вообще увидеть его и воспользоваться, поскольку его снесли, когда я был ещё ребёнком — я в нём ни разу не был, но я его видел. И это, конечно, сохранившиеся фотографии, и эти фотографии впечатляют.

Тем не менее, эта политика государственного атеизма не могла принести результат, несмотря ни на какие демонстративные варварские акции, и не принесла, в конечном счёте. И те люди, для кого было по-настоящему важно православие, пронесли его сквозь гонения. А те люди, для которых по-настоящему важен атеизм, тоже пронесут его сквозь гонения, даже если их будут как в Средние века сжигать на кострах, всячески бороться с вольнодумием и вольномыслием.

А те люди, которые просто приспосабливаются к обстоятельствам — они в Российской империи были верующими, потом в Советском Союзе стали атеистами, а теперь — снова верующими. Они так и будут примыкать к более господствующей культурной тенденции до тех пор, пока мы не создадим по-настоящему свободное пространство для индивидуального религиозного выбора каждого человека.


ИСТОЧНИК

В. Кара-Мурза

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Террор (0)
  • Власть (0) > Показуха (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • История (0) > Советский период (0)
  • Общество (0) > Религия (0)
  • Социализм (0) > Преступления (0)
  • Яблоко (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 17.10.2018 - ПРОВАЛ РАЗВЕДКИ РФ
  • 16.10.2018 -
  • 15.10.2018 - ОТЧЁТНО-ВЫБОРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО «ЯБЛОКА»
  • 14.10.2018 - ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, МЫ НЕ ХОТЕЛИ?
  • 14.10.2018 - ВИРУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
  • 14.10.2018 - ДИАГНОЗ БОЛЕЗНИ РОССИИ
  • 13.10.2018 - КОНСЕРВАТИВНО-АВТОРИТАРНАЯ…
  • 12.10.2018 - НЕОБХОДИМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА
  • 11.10.2018 - УВЕЛИЧЕНИЕ ПЕНСИЙ, А НЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА!
  • 11.10.2018 - ИСТОРИЯ НАШЕЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
  • 10.10.2018 - СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ СЕНЦОВА
  • 10.10.2018 - 500 ДЕЛ ПО ЭКСТРЕМИЗМУ
  • 09.10.2018 - УЧАСТИЕ СССР В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  • 09.10.2018 - ИНТЕРВЬЮ УЭССА МИТЧЕЛЛА
  • 08.10.2018 - КАК В РОССИИ НЕ БЫТЬ ПРЕДАТЕЛЕМ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru