Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[13.10.2018]

О НОСТАЛЬГИИ ПО ДОНЕЦКУ

Владимир ЛИВШИЦ: известный донецкий режиссёр, создатель камерных театров «Окраина», «Пятое колесо», а также моноТеатра Владимира Лившица


Владимир ЛИВШИЦ:


Я бродил, узнавая и не узнавая свой родной город. Больше всего поразила его пустынность. Пусто. Пустой город. Мёртвый. Как в фильмах про апокалипсис… Самое большое потрясение — как это? Город, в котором жизнь бурлила, который существовал в бешеном темпе… Просто раньше не обращал на это внимание, нам казалось, что только в таком ритме может жить Донецк, и что это обычное, привычное состояние. А тут — бабах, и пустота… Только увидев нынешний Донецк можно реально осознать, каким мощным был наш город до 2014 года.

Интервью с известным донецким режиссёром Владимиром Лившицем, который сейчас живёт в Израиле, но много времени проводит и в Украине. Иноверью ведёт Лариса ЛИСНЯК, РПД «Донецкие новости».


НАЖАТЬ DELETE

Вы уехали из Донецка ещё до войны…

— Да, из-за проблем со здоровьем супруги в декабре 2012 году мы выехали в Израиль на лечение, не зная, задержимся ли мы там — всё зависело от того, возьмутся ли медики за наш случай. Но после мы собирались вернуться в Донецк.

Театр «Пятое колесо» продолжал работать, держал репертуар, ездил на фестивали. Я же, поддерживая с ребятами постоянную связь, искал пьесы для новых спектаклей, чтобы, вернувшись, можно было сразу начать работу.

Конец 2013-го — Майдан. Начало 2014-го — аннексия Крыма, затем в мае — их «референдум». А нам последняя операция в Израиле была назначена на сентябрь. И я так посчитал, что после реабилитационного периода 2015-й мы точно должны уже встречать дома.

А тут 5 июля в Донецк вошёл Гиркин, мои сыновья с семьями сразу выехали. Выехали, как и все, с летними вещами, полагая, что к осени вернутся. А потом случился август 2014-го, Иловайск, вторжение на юге — Мариуполь… И всё…

Что сейчас связывает с Донецком?

— Наши все выехали. Никого там не осталось. Только родные могилы… Друзья? Да, есть. Есть друзья, которые хоть и придерживаются иных взглядов, но наше общение в течение десятилетий для меня многое значит. Все мы меняемся, думаю, и их мысли в сравнении с 2014 годом тоже. По крайней мере, мы договорились, что эту тему мы не трогаем. Говорим, в основном, о семьях, детях… Но много и тех, с которыми я прекратил общение. Полностью.

Многие ли Вас «удивили»? От которых Вы просто не ожидали, что они поддержат «ДНР»?

— Не могу сказать, что многие, но такие люди были. Но в отношении них я для себя вопрос закрыл. Однозначно. Их пришлось просто удалить — нажать Delete. Но сколько бы ты этот Delete не нажимал, ты всё равно понимаешь, что это же всё часть тебя, часть твоей жизни, которую невозможно удалить из памяти…

А Вы вообще ностальгируете по Донецку? Вот я, например, нет…

— А я — безумно! Ты выехала в 2016 году и через всё «это» прошла. Ты видела, как менялся город, люди. Весь этот мрак, который привёл к тому, что Донецк представляет собой сейчас. У меня же город остался в памяти даже не на уровне начала лета 2014-го (как у многих переселенцев), а в состоянии 2012 года.

И когда ты говоришь, что у тебя нет ностальгии по Донецку, — это по городу, который застала ты. Я же ностальгирую по своему Донецку, тому Донецку. И этот шлейф вот тут даже стоит (обхватывает рукой горло), давит, перехватывает…

В Донецке со дня отъезда были?

— С 2012 года не был. Но этим июнем на три дня всё-таки приехал. И мне этого хватило. Ни с кем не встречался, никому не звонил. Я бродил, узнавая и не узнавая свой родной город. Больше всего поразила его пустынность. Пусто. Пустой город. Мёртвый. Как в фильмах про апокалипсис…

Некоторые местные жители бы с Вами не согласились. Утверждают, что город полон людей, сплошные пробки в час пик…

— Эти «пробки» я видел. В субботу часа в четыре дня я вышел на проспект Ильича, возле Кальмиуса. Всегда по проспекту от площади Ленина поток транспорта шёл на Левый берег. А тут — одна-две машины…

Пошёл на остановку троллейбуса. Поймал себя на мысли, что я даже не знаю, сколько сейчас стоит проезд. Решил в киоске купить талончик. На витрине стоят сигареты, среди них две красные пачки — «Прима Ностальгия», в стиле советской ядрёной «Примы» за 16 копеек, только на одной пачке — Ленин, на другой — Сталин. Увидев это, мне было уже не до талончиков.

Сел в троллейбус. В салоне три человека. Суббота, ещё не вечер… А всего три человека!.. Единственный участок, где действительно много людей, — это всего два квартала на бульваре Пушкина — от драматического до оперного театра. Просто здесь много детских площадок, аттракционы, кафе и рестораны…

На каждом шагу билборды, с которых товарищ Захарченко поздравляет с Днём химика, с Днём библиотекаря, с Днём медицинского работника, с Днём победы, с Днём «республики»… Сплошные праздники.

Случайно встретил нескольких бывших знакомых. Например, прежнего своего студента, коллегу по драмтеатру… Интересно, что никто у меня не спрашивал — где я сейчас, как я, и при этом никто не рассказывал, как он живёт. Не интересуются, уже не принято, наверно. А скорее, боятся интересоваться, по принципу — меньше знаешь…

В 19 часов город пуст. Совсем. Редкие машины едут по центральной улице Артёма. На конечных остановках — ни трамваев, ни троллейбусов, ни одного пассажира. Из-за комендантского часа в это время общественный транспорт уже практически не ходит.

Самое большое потрясение — как это? Город, в котором жизнь бурлила, который существовал в бешеном темпе… Просто раньше не обращал на это внимание, нам казалось, что только в таком ритме может жить Донецк, и что это обычное, привычное состояние. А тут — бабах, и пустота… Только увидев нынешний Донецк можно реально осознать, каким мощным был наш город до 2014 года.

Побывал на Мушкетовском (кладбище, — прим. ред.), у своих, прибрал на могилах, положил цветочки, рассказал про нас, про жизнь нашу. И подумал: хорошо, что не видят они, что с любимым городом случилось.


ТЕАТР ПО ОБЕ СТОРОНЫ ЛИНИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ

Интересуетесь театральной жизнью нынешнего Донецка?

— Не пристально. Драмтеатр сейчас весь из себя такой пафосный, и репертуар изменился, и на гастроли по России катаются. Там остались бывшие мои коллеги, с которыми я работал в муздраме. Многие остались по ряду причин. Актёр должен играть, ты должен быть в обойме. Не знаю, смогли бы они найти себя на подконтрольной Украине территории. Ведущие актёры выехали, их сразу «порасхватали» по театрам. Зато оставшимся освободились места, у них появилась возможность продвинуться со вторых ролей, для кого-то — вообще получать роли. Это пусть и обывательские, но вполне понятные причины.

Безусловно, там появилась группа людей, которые «тельняшки рвут» за эту «дыру». Многие занимают такую пророссийскую позицию, воспевая и прогибаясь. У Шварца есть пьеса «Дракон». В финале, уже победив Дракона, Ланселот приходит к Генриху и спрашивает: почему ты так себя вёл? — А нас так учили. — Так всех учили, но почему ты оказался лучшим учеником?

Я понимаю, ситуации могут быть самые разные. И оказавшись в новых условиях, не каждый человек способен бросить всё — в плане быта, нажитого, корней — и уехать. Для этого тоже нужна определённая смелость и позиция.

Как говорится, каждый выбирает по себе. Поэтому никого не хочу осуждать за то, что он остался там, или вернулся. У меня такое ощущение, что там сейчас вовсю работает «стокгольмский синдром». Со страшной силой. Я разговаривал с некоторыми людьми, вроде они всё понимают, но в ответ: да-да, но посмотри — вот то-то делают, вот то-то сделали, жить можно…

А что происходит в театральной жизни подконтрольной Украине части Донбасса? Всё-таки, самые крупные областные театры до войны находились в Донецке и Луганске.

— Что у нас получается. Макеевский областной ТЮЗ остался там, Донецкий (теперь уже без слова «украинский») музыкально-драматический и «Донбасс Опера» — там. В Луганске был русский драматический театр и украинский музыкально-драматический театр. Кукольные театры. Филармонии.

Сейчас в Донецкой области центр театральной жизни переместился в Мариуполь, где был свой большой театр. Официально называется Донецкий академический областной драматический театр. Но там, насколько мне известно, сложная ситуация, есть проблемы. А где их нет? Театр вообще без проблем жить не может! :)

В Луганской области театральная, как и административная, столица — Северодонецк. Ещё задолго до войны в Северодонецке был свой городской драмтеатр. Хороший, авангардистский, раскрученный. Дольше всех его возглавлял Олег Александров. Я видел их спектакли. Были очень интересные работы. Например, я у них Платонова видел («Путешествие в открытом сердце» по мотивам романа Андрея Платонова «Чевенгур», — прим. ред.). Но проблема этого театра заключалась в том, что у них (в отличие от Мариуполя) не было своего помещения, в прежнем здании ещё в 2001-ом произошёл пожар. К тому же ещё задолго до событий 2014 года Александров уехал в Москву. Сейчас этого театра уже нет.

В то же время, после 2014 года несколько человек, которые работали в Луганском академическом украинском музыкально-драматическом театре, смогли вывезти из уже оккупированного Луганска основные документы и печать. Это позволило перерегистрировать театр на подконтрольной территории, в Северодонецке. И здесь возрождённую Луганскую муздраму вновь возглавил Владимир Московченко.

Но в Северодонецке сейчас практически вся новая труппа (из Луганска переехали всего несколько человек), в том числе, в неё влились артисты из прежнего городского драмтеатра. Но проблема с помещением оставалась. В итоге, полтора года ремонта старого здания кинотеатра, и вот год назад в Северодонецке открыли новый театр — Луганский академический украинский музыкально-драматический. Я как раз в конце этого сентября там был. Здание не просто отреставрировали, а внутри перестроили именно под театр. Сейчас здесь есть сцена, зал на 400 мест, оборудование, костюмерный цех. Каждая гримёрка (пусть там и тесновато), на минуточку, со своим санузлом и душевой кабинкой! Огромная во всём этом заслуга директора театра Сергея Дорофеева.

Есть помещение, есть труппа, теперь вопрос — репертуар. Ведь Северодонецк — не такой большой город, а значит — не так много зрителей. Казалось бы, второй раз на один и тот же спектакль человек уже не пойдёт. Ан нет — ходят, говорят, и по два, по три раза на полюбившиеся спектакли. Сейчас в репертуаре уже более 20-ти спектаклей. И на выпуске ещё три постановки.

Но актёрам, конечно, тяжело. Есть переселенцы, просто приехавшие из иных городов (труппа молодая, их набирали по конкурсу), живут на съёмных квартирах. А Северодонецк, как-никак, теперь областной центр, и цены на то же жильё и вообще «на жизнь» здесь выросли.

Как изменился репертуар на свободной части Донбасса? Было опасение, что театры могут «скатиться» в пафосный патриотизм — на всех героев наденут вышиванки и дадут флажки в руки…

— Нет-нет. Здесь даже вопрос не в самом репертуаре, а в подходе к нему, в его подаче. Вот тот же Луганский украинский драматический работает исключительно на украинском языке, но так было и до войны в Луганске. Ставят как современные пьесы, так и классику. Но классику можно поставить по-разному. Владимир Московченко подходит к классике очень интересно, с позиции «сьогодення». Например, он поставил «Конотопскую ведьму» — вроде бы, классика, но в оригинальных рэп-ритмах, жанр определён как рэп-бурлеск. Также у них в репертуаре очень интересная работа «За двумя зайцами». И «Маклена Граса» есть.

Но есть и современная драматургия. Например, спектакль по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Лавина». Замечательная пьеса, шикарный сюжет: некое небольшое поселение между гор, в котором все говорят шепотом, так как может сойти лавина, и тут начинает рожать женщина… И спектакль решён потрясающе, даже чисто визуально — у них у всех огромные уши, как у зайцев, так сказать, в силу обстоятельств развившийся орган…

Спектакль «Станция», современный украинский автор Александр Витер — добротный, хороший сюр. Некая станция, на которую попадает человек, и уже выехать оттуда не может. Есть, конечно, и репертуар для детей. Театр ездит с гастролями по центральной и западной Украине, там с удивлением узнавали, что оказывается, на востоке страны есть театры, которые работают на украинском языке.

Кроме всего, в конце сентября в Северодонецке прошёл первый всеукраинский театральный фестиваль «свiтОгляд». На базе театра неделю выступали коллективы из разных областей страны. Например, театр из Херсона привёз «Лісову пісню», которую они играют в лесу, в самом настоящем лесу — с огнями, с водой, опрыскивая и поливая зрителей. Закрывал фестиваль «Дикий театр» из Киева — совершенно авангардный коллектив, который, говоря молодёжным языком, сейчас в трэнде.

Можно ли говорить, что сейчас центр театральной жизни подконтрольной части Донбасса сместился с Донецкой области в Луганскую?

— Если говорить о востоке, наверное — да. Но так буквально понимать тоже не стоит. Потому что это всё вынужденная ситуация, а не в связи с каким-то «эволюционным развитием». И как будет дальше — тоже ещё не ясно. Никто не знает, когда закончится эта беда на Донбассе, когда те же театры вернутся (и вернутся ли…), и что будет после возвращения. Взять тот же Донецк, там же так и останутся люди, в том числе в труппе театров, которые с «ДНРовскими тряпками» бегали. Но дай Бог, чтобы в том же Северодонецке сохранился нынешний высокий театральный уровень.


ЧТОБЫ СПЕКТАКЛЬ ЖИЛ, ЕГО НУЖНО ИГРАТЬ

Как Вы оказались в Северодонецке?

— В качестве гостя фестиваля «свiтОгляд». Я играл свой моноспектакль «Иллюстрация». Кстати, которому в следующем году будет 10 лет. На фестивале один из журналистов меня спросил, почему этот спектакль держится так долго? Наверное, он по прежнему актуален, потому что он о том, как люди бросают, теряют всё, уезжают куда-то в неизвестность, и что на это у всех свои причины.

Сколько спектаклей в репертуаре моноТеатра Владимира Лившица?

— Уже шесть, готовится седьмой и ещё несколько на подходе. Из последних постановок в 2015-ом я выпустил «Жизнь прекрасна!» по повести Ромена Роллана «Кола Брюньон», а в прошлом году — «Спектакль на завтра» о Януше Корчаке. Также я поиграл Пушкина — «Маленькие комедии» — один играл всех, но это было в качестве эксперимента.

А в 2016 году с волонтёрами поставил композицию, связанную с 75-летием трагедии Бабьего Яра. Я в эти дни был в Киеве, посещал мероприятия, много сделал фотографий, видео, углубился в тему. Вернулся в Израиль, закончил сценарий — и выпустил спектакль. Мы его там сыграли несколько раз, и сейчас я хочу его намного трансформировать, чтобы перевести в жанр монотеатра и играть его, как спектакль-документ.

В портфеле лежит ещё несколько пьес. Но проблема не в том, чтобы сделать. Проблема в том — где играть. Чтобы спектакль жил, его нужно играть. Например, в Израиле русскоязычная зрительская аудитория достаточно специфична — в основном, это люди довольно преклонных лет. А молодёжи не до этого, они ассимилируются, уходят в иную культуру, у них свои заботы. Тем более монотеатр — весьма специфическая форма. Например, я «Иллюстрацию играю почти два часа... Ну, кто это выдержит?! :)



Думаю, в ближайшее время завершу постановку по рассказу Анатолия Крыма «Письмо Богу», а спектакль будет называться «Один из овца твоего стада». Прекрасный материал, качественная литература (я, практически, не работаю с драматургией, в основном — с прозой, хотя, конечно, есть очень интересные монопьесы: так что и они — объект моего внимания), но сейчас я застопорился, так как к этому материалу крайне трудно найти материальную среду, в которой он будет существовать на сцене. Например, в «Спектакле на завтра» я придумал и чемодан, из которого достаются игрушки, бумага, колокольчик, телефон. На сцене опять же стульчики, на которых «сидят» фотографии воспитанников Януша Корчака. «Жизнь прекрасна!» как осень жизни, как подведение итогов — сбор «урожая» жизни, через фрукты.

А в «Один из овца твоего стада» хочется максимальной лаконичности, вплоть до того, что сесть и просто рассказать эту историю. Не разукрашивая её. Потому что история даже где-то анекдотичная. Действие происходит в Украине, 1946-47 год, послевоенное село. У Дины Рубиной мне понравился рассказ, я его также для себя отложил. Есть материал, который я условно называю «Собаки-2» — это три рассказа о собаках и их хозяевах. Например, старики не могут уехать к детям за границу, потому что не могут оставить свою собаку. Рассказ «Брут» как фашисты забрали немецкую овчарку, натаскали её на заключённых, и она не узнала свою хозяйку в концлагере. Ещё один — шоферюга, к которому прибилась чёрная дворняга, которую он назвал Сарра, которую он считает причиной своих бед. Заглядываюсь на поэму любимого мною Семена Кирсанова «Сказание про царя Макса-Емельяна…». Но посмотрим, что из всего этого выйдет.

Когда всё закончится, планируете возвращаться в Донецк?

— Это, наверное, самый непростой вопрос. Не понятно, когда это всё закончится…

А по Вашим ощущениям — когда?

— Я очень этого жду. По моим ощущениям… Я настроен оптимистично. Не может это всё долго тянуться! Страшно думать, что это может продлиться ещё на столько же, на пять лет ещё. Но страшно и другое: что за это время там вырастет новое поколение, кому в 2014-ом было 5-6 лет, они будут уже взрослыми людьми, и совершенно отравленными. Поэтому очень больно. Больно и страшно.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Сколько разрушенных судеб! Россияне даже не осознают, что это их страна виновата, это их страна сеет горе и разруху. Вина есть и некоторой части местного населения — продажных манкуртов, для которых такие понятия, как совесть и порядочность полностью отсутствуют, как говорится, были бы деньги. И в основном это понаехавшие из России. А потом вдруг в них проснулась ностальгия по исторической родине, и они решили притащить свою родину уродину вместе с "русским миром", с удмуртско-марийско-коми-чувашско-бурятским менталитетом в Украину, на Донбасс. Вместо того, чтобы собрать чемоданы и уехать на историческую родину, они притащили всю свою срань на Донбасс, да и по-другому они не умеют, ведь тогда это будет не "русский", если он будет делать, как все нормальные люди во всём мире. "Русскому" надо вокруг себя нагадить так, чтобы другим было невозможно жить.


ИСТОЧНИК

Лариса ЛИСНЯК

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Военные агрессии (0)
  • Международные события (0) > Украина (0)
  • Нравственность (0)
  • Общество (0) > Культура (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 15.11.2018 - МОБИЛИЗАЦИЯ ВМЕСТО МОДЕРНИЗАЦИИ
  • 14.11.2018 - «ПАПУ РАССТРЕЛЯЛИ В ДЕКАБРЕ 1937 ГОДА»
  • 14.11.2018 - ЗАЧЕМ ПРИХОДИТЬ К СОЛОВЕЦКОМУ КАМНЮ?
  • 13.11.2018 - РЕПРЕССИИ В ТИШИНЕ
  • 13.11.2018 - КОМУ НУЖНА ВОЙНА МЕЖДУ РОССИЕЙ И США?
  • 12.11.2018 - ПРЕДЧУВСТВИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЫ
  • 11.11.2018 - ГЛОТОК СВОБОДЫ ИЛИ «ПРОКЛЯТЫЕ» ДЕВЯНОСТЫЕ…
  • 10.11.2018 - ИНТЕРВЬЮ ВЛАДИМИРА СОРОКИНА
  • 10.11.2018 - ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
  • 09.11.2018 - ПАРТИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
  • 09.11.2018 - СУТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ
  • 08.11.2018 - СЕКРЕТЫ КОНСТИТУЦИИ
  • 07.11.2018 - НЕ РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ!
  • 06.11.2018 - ГЕРОИЗАЦИЯ УБИЙСТВА
  • 06.11.2018 - ПОРА ПОДУМАТЬ О ЛЮДЯХ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru