Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[15.11.2018]

МОБИЛИЗАЦИЯ ВМЕСТО МОДЕРНИЗАЦИИ

Виктор ЕРОФЕЕВ: писатель


Виктор ЕРОФЕЕВ:


Ведь, раньше же власть предложила: «Давайте догоним Португалию». Ни хрена не догнали. Кстати, Португалия не очень богатая, довольно скромная страна, хотя очень милая. Вот. Но не получилось.

Все стали смеяться в Европе: «Эта большая страна не догоняет Португалию». И, значит, возник элемент презрения. Поэтому тут надо этим, кто презирает, показать атомную бомбу, такую колотушку! То есть, попытка мобилизации вместо модернизации.

А Китай пошёл правильным путём, безусловно. Я имею в виду не политически, а экономически. Политики там тоже какие-то свои… Но я говорю: я был под впечатлением.


М. Наки ― Здравствуйте. Меня зовут Майкл Наки, и сегодня мы с вами услышим особое мнение писателя Виктора Ерофеева. Собственно, начать хотелось бы вот с чего. Буквально два дня назад был большой юбилей у человека, у которого похожая на вашу фамилия, и, собственно, который похож по профессии — у Венедикта Ерофеева. И очень много было сообщений и в СМИ, и каких-то, ну, полуторжественных мероприятий странных, что меня удивило. И, причём, не от каких-то людей, настроенных свободолюбиво, а, вот, у тех, кто, в принципе, для меня не очень соотносится с образом этого писателя и с тем, что и о чём он писал. Вы заметили это или я придумываю?

В. Ерофеев ― Ну, у нас покойников любят, в том числе и те, которые травили при жизни, ну, Высоцкого, например, а потом все объявились в качестве его поклонников. И то же самое с Венедиктом Васильевичем, конечно: его не только не печатали, вообще его не признавали никаким образом — какой он там писатель!.. Впрочем, и Высоцкого так же. Когда травили «Метрополь», говорили, что нашли, кого печатать в «Метрополе» — этого пошляка. Это был 1979-й год, за год до смерти Высоцкого.

Та же самая полная беда была с Венедиктом Васильевичем, гениальным совершенно писателем. Так, я бы сказал, — собирателем русской мечты. Вообще, вот, как раз у Венедикта там та самая Русь, которая пахнет во всех её проявлениях…

И я, наверное, вам скажу, что он гораздо более народен, вот, в том плане не советском, не социалистическом, а именно пушкинском, чем Есенин и даже тот же самый Высоцкий. Потому что он где-то докопался до дна народного сознания, и это сознание на него откликнулось.

Ведь, он же в экспедиции напечатал свою поэму в одном экземпляре, а потом она стала просто бестселлером по всему Советскому Союзу. И, собственно, было понятно из его поэмы гениальной абсолютно (ещё раз повторю), что в Советском Союзе только пьяный человек — трезвый и только трезвый человек, действительно, может быть реально пьяным!.. То есть всё перемешалось. Абсолютно замечательный перевёртыш!

М. Наки ― Это подходит к нынешней ситуации, на ваш взгляд?

В. Ерофеев ― Нет, не подходит. И здесь как раз Венедикт Васильевич не очень работает. Потому что тогда протестное наполнение было связано с тем, что, вот, никогда не увидеть Красную площадь (это такая, прекрасная метафора диссидентства). И вообще отказаться от всего — вообще леность, пьянство, ничегонеделанье — это символ.

Сейчас наоборот, мне кажется, прямо противоположное надо делать — искать те силы, которые могут нас привести к реальной российской цивилизации, которая бы соединила с цивилизациями других стран. В общем, цель, казалось бы, очевидная, только не для тех, кто руководит нами.

Кстати говоря, мы уж совсем такие идеальные однофамильцы, потому что он — В.Ерофеев и я тоже В.Ерофеев. На книжной полке просто не разойдёмся.

М. Наки ― Подождите. Не так уж и очевидна эта цель. Зачем это нужно?

В. Ерофеев ― Ну, дело в том, что мы просто всё так отстаём-отстаём-отстаём, спотыкаемся-спотыкаемся. Но, ведь, всем известно, что тот, кто спотыкается, потом разлетается на части.

М. Наки ― Может быть, не отстаём, может быть, у нас другой путь?

В. Ерофеев ― Ну, это же путь отставания. Другого пути я не вижу здесь. Ну, отстаём, конечно. О чём тут говорить? Отстаём и серьёзно.

Когда-то, я ещё помню, в моей молодости просто люди издевались над китайцами. Просто смешно было. Вот, китайцы… Вчера ко мне пришли две китайские специалистки по русской литературе, пригласили меня выступить в Шанхайском университете. Я увидел, что они просто такие, настоящие роботы будущего. Они говорят так, как роботы, но при этом всё знают наизусть, насквозь! И представить себе, что какие-то такие, вот, значит, эмиссары, филологи ходят по Китаю, даже трудно.

То есть они теперь — величина, они приглашают в Шанхай. И ты уже радуешься, что тебя пригласили куда-то на хорошее, на тёплое и вкусное, и плодотворное место. Всё поменялось.

А мы… Ну, что говорить? Ну, понятно, что отсталость — это уже просто стало банальностью…

М. Наки ― А из-за чего она происходит или произошла, по вашему мнению?

В. Ерофеев ― Я думаю, произошла и происходит она по метафизической причине, что мы по-прежнему остаёмся участком, где проводится негативный эксперимент, чего не надо делать. И это же поразительно! Ведь, каждый раз выбирают наверх самого такого, ну, какую-то падаль такую, начиная со Сталина. А до этого какого-то утописта дурного (Ленина). И с Николаем Вторым тоже была беда, и с Александром Третьим. Ну, просто какая-то вот судьба…

М. Наки ― А подождите. Кто выбирает?

В. Ерофеев ― Я думаю, выбирают какие-то те силы, которые хотят посмотреть и посмеяться. Вот там, наверху.

М. Наки ― Но с такой моделью ничего нельзя сделать.

В. Ерофеев ― Ну, как нельзя? Можно сказать «Ну, хватит уже. Всё. Надоело быть отстоем. Дайте нам какие-то, всё-таки, возможности позитивного опыта». И мне кажется, это абсолютно уже метафизическое пространство. Я говорю, абсолютно не превращая это в метафору. Ну, сколько же можно?..

И когда посмотришь сейчас, кто представляет власть, там, Золотов там, Сечин и всё прочее, ну, ей-богу, это ж надо поискать таких людей вообще! Это же днём с огнём не отыщешь. А вот они тут наверху. Ну, молодцы, конечно.

М. Наки ― А как они там оказались? Есть у вас идеи? Помимо того, что кто-то их поставил.

В. Ерофеев ― А я думаю, что они оказываются там ещё по таким соображениям, что явно, что Главнокомандующий понимает, что Золотов не станет этим самым, президентом, да и никем, потому что он двух слов связать не может.

А те, которые когда-то связывали и хорошо связывали, происходит какая-то деградация вообще. И всё, конечно, становится очень интересно для писателя, потому что писатель, всё-таки, анализируя человеческую натуру, говорит, что, ну, нету дна!.. Вот, ещё будет, может быть, хуже, чем было. И в самом деле, вот доказательства…

Мне кажется, что, в общем, пора как-то, вот, нормальным таким трезвым умом сказать… попросить. Потому что, ну, чего? Выборы покажут, что хотят ещё более каких-то странных людей. Поэтому просто попросить божество и вдохновение, и сказать: «Ну, поменяйте немножко. Дайте нам пожить нормально».

М. Наки ― Ну, помимо божества кто-то может ещё помочь?

В. Ерофеев ― Ну, только чудо, я думаю. То же самое. Вот если говорить серьёзно, на сегодняшний момент только чудо. Ни выборы, ни какие-то бунты народные, ни эти самые какие-то несчастные случаи не помогут. Потому что на несчастный случай можно откликнуться ещё более каким-то несчастным случаем. Не наберёшься этих несчастных случаев.

М. Наки ― Ну, вот, на последнем историческом промежутке многие часто вспоминают в связи с различными годовщинами 1993-й год и прочие. Это, на ваш взгляд, было линейное движение или были проблески?

В. Ерофеев ― Нет, ну, после конца советской власти был какой-то момент. Вот, где-то на уровнен 1987-88 года, что, знаете, как весной вдруг солнце начинает пригревать, и ты чувствуешь на щеке какой-то такой, приятный луч солнца.

Вот, я помню, мы в майский день 1988-го года хоронили Лосева на Ваганьковском кладбище, и, вот, было ощущение такой благости не потому, что хоронили монаха (он был монах), а потому что как-то это связывалось с надеждой на страну. Но очень быстро это всё исчезло… Эта ракета быстро отгорела.

М. Наки ― Вот эта картина, которую вы описали, она касается только того, что внутри страны происходит? Или во внешнем она распространяется?

В. Ерофеев ― Нет, ну, вообще надо сказать, что, видимо, беда не приходит в единственном числе. Надо сказать, что, конечно, американский партнёр Трамп — это, конечно, настоящая эпидемия глупости. Причём, некоторые говорят «Ну, он удачливый такой, он пишет что-то такое». Но дело в том, что глупость бывает иногда удачливая. Но вообще-то… Я с каким-то мистическим настроением смотрю на то, что эта глупость начинает, знаете, прорываться в разных местах, как в каких-то триллерах растут какие-то страшные призраки. И вот эти националистические движения в Европе крайне опасны, мне кажется, для будущего Европы.

М. Наки ― То есть не только Россия — полигон для экспериментов?

В. Ерофеев ― Ну, видимо, эта глупость заразна. Глупость, конечно, заразная, но это не русская глупость, это не глупость Ивана-дурака. Эта глупость уже тоже связана с неправильным использованием демократии, когда демократия превращается в какой-то прямолинейный инструмент. Когда качество переходит в количество и наоборот. Ну, вот, например, большинство, которое проголосовало, и всё!..

На таком же поле и Галилей бы никогда бы не прошёл, ни Коперник, ни Эйнштейн, никто вообще! Всех зарубили бы.

Раньше как-то это балансировали, было довольно интересное построение, что, с одной стороны, был Де Голль, Черчилль, интересные президенты американские, а с другой стороны было волеизъявление. А теперь оказалось волеизъявление, которое вынесло на поверхность какого-то тухлого зверя Трампа и других таких с океана выволокло. И, конечно, на это смотреть как-то грустно, потому что происходит вот что. Происходит, действительно, зарождение реальной опасности большой войны, например. Потому что они могут друг друга не понять — что тутошний, что тамошний, и вообще так долбануть, что все погибнут…

Да ещё при этом тут то рай обещают, то, что все с удовольствием помрут, там, за идею и так далее. То есть это уже тоже не политические лозунги, а абсолютно метафизический такой блеф. И мне кажется, что, в общем, мир довольно опасно подошёл к грани войны. Ведь, даже в сталинские времена (мы все знаем) Советский Союз боролся за мир. Ну, понятно, что он боролся за мир только потому, что американцы были лучше вооружены, и боялся войны. Но он боялся войны! Это не то, что Сталин бы сказал «Да мы все сейчас помрём вообще…».

М. Наки ― Ну, а почему вы так думаете, что именно идея мира как-то превалировала?

В. Ерофеев ― Ну, потому что я знаю это. Ну, просто это моё знание. Дело в том, что тогда было ясно совершенно, что не надо отправлять сразу всех в рай. Во-первых, рая не существовало для большевиков. Во-вторых, была идея, что можно сначала завоевать мир, а потом уже подумать, что с ним делать.

М. Наки ― Но ракеты же размещали?

В. Ерофеев ― Ну, мы сейчас говорим про сталинские времена.

М. Наки ― Что, бомбу придумывали?

В. Ерофеев ― Да, совершенно правильно. А что касается ракет, там, конечно, были тоже навороты определённые. Но всё равно вот такое какое-то далёкое, можно сказать, таёжное было благонамерение не допустить войны. Оно существовало.

Здесь же это такая показуха, которая, в общем, в какой-то момент может, действительно, кончиться тем, что кто-то нажмёт не ту кнопку и всё произойдёт дальше уже автоматически, вот… Теперь уже рай есть официальный, да?

М. Наки ― Там зарезервировано место, судя по всему?

В. Ерофеев ― Да. Почему-то я думаю, что те, кто говорит про рай, там… тоже будут во главе… Опять тот же Путин станет главой рая, а Сечин займёт второе место. И они будут говорить: «Это рай такой». Ну, спасибо, ребята.

М. Наки ― Вы не хотели бы попасть туда?

В. Ерофеев ― Нет, я думаю, что тогда лучше куда-то бежать в католицизм, в чистилище какое-нибудь…

М. Наки ― Ну, вот, а к Трампу-то у вас какие претензии? Не до конца понимаю. Смотрите, с Ким Чен Ыном разрулил…

В. Ерофеев ― У меня нет претензий.

М. Наки ― Нет, вы говорите, что он глупый.

В. Ерофеев ― Дело в том, что глупый — это ещё не значит, что подонок. Я говорю вот о чём. Дело в том, что, на самом деле, мир всё больше и больше превращается в поле эксперимента, потому что человек теряет представление о самом себе. Это не обязательно Трамп. Вообще чем больше вокруг него всяких девайсов… Вот, вокруг вас мало девайсов, но уже тоже девайсы. А у него вокруг огромное количество девайсов, и человек познаёт внешний мир, но плохо познаёт свой собственный. Отсюда зарождается глупость. А когда этого человека выносит наверх, тогда эта глупость становится опасной.

Может, Трамп и симпатичный человек, но, вот, им можно было поставить какого-то поумнее. Тогда бы он рулил получше. Поэтому у меня не то, чтобы претензии к Трампу, у меня претензии к американскому народу, который не разгадал.

А с американским народом какое закулисье? Тот же самый господь бог, который решил поиграть в какие-то странные игры с ними в XXI веке.

М. Наки ― Слушайте, а разве это, ну, что-то новое? Потому что, ну, до середины XX-го века, в принципе, были сплошные войны, противостояния, гонка вооружений. И это всё было вообще обычным делом и не считалось чем-то исключительным.

В. Ерофеев ― Знаете, гонка вооружений на уровне шпаги — это не гонка вооружений на уровне ядерных ракет. До середины XX-го века, прямо сказать, до Второй мировой войны, как вы знаете, не существовало атомной бомбы. А там драться на саблях или даже стрелять из пушек — это одно. Сейчас это совсем другое, и как раз эти бомбы заморозили тему войны. И какое-то время, действительно, была, всё-таки, «Холодная война», а не горячая.

Поэтому сейчас возвращаться к гонке вооружений… Можно сказать, что, конечно, Россия не выдержит, потому что там эта невероятная разница в военных бюджетах. Поэтому я бы посоветовал начинать войну сразу, сейчас. А то потом ещё вообще штанов не будет, и ракеты все заржавеют. Надо начинать завтра.

М. Наки ― Надеюсь, никто вашего совета не послушает, потому что на завтра у меня другие планы.

В. Ерофеев ― Так, а разве план в рай пойти — не план, что ли?

М. Наки ― Это не мой план: вы меня перепутали с Владимиром Владимировичем Путиным на этот раз.

В. Ерофеев ― Ну, хорошо.

М. Наки ― Скажите, пожалуйста. Вот эта ситуация и внешняя, и внутренняя, на ваш взгляд, помимо какого-то вмешательства в ней и чуда… Ну, вот, мы с вами или ещё кто-то — он может что-то нам сделать? Или нам всем просто сесть, успокоиться и надеяться, что, вот, что-то произойдёт?

В. Ерофеев ― Нет, дело в том, что есть, ведь, ещё такое понятие как частная жизнь, да? Есть такое понятие как любовь. Есть ещё такие понятия как книжки, например, и всё прочее. И надо сказать, что это было и в 1952-ом году, и в 1949-ом, когда травили космополитов, и так далее. В общем, тогда просто советские люди, те, кто были поумнее, интеллигенция — они поняли, что вот коммунисты так приговорили нас к такой ужасной жизни, но мы, всё-таки, будем рожать детей и улыбаться, и играть в пинг-понг и так далее. Я имею в виду, нормальные просто какие-то игры, да?

Были, конечно, какие-то иллюзии, надежды, но вот эти надежды стали у нас отнимать, отнимать. И поэтому получилось, что все те, которые считают себя умными и замечательными, они как-то упёрлись с удивлением в то, что происходит. Просто упёрлись и, вот, политизировались…

Но мне кажется, что уж если чудо, так тогда надо оставить чудо творить чудеса, а самим каким-то образом искать ещё отступление, вот такой эскапизм, куда-то бежать в какие-то другие измерения жизни. Понимаете? Вот, я не знаю, вы женаты? Ну, не знаю. Ну, вот, живите с женой, там например, получайте удовольствие.

Я совершенно серьёзно говорю, потому что иначе мы просто сваримся в этом, свихнёмся. Понимаете? Зайти на территорию идиота — это значит, в общем, в принципе, общаться с идиотом.

Знаете, замечательный пушкинский образ. Огромное количество томов выпустили Пушкина к 1937 году. И там описан единственный случай, единственный раз, когда Пушкин начал писать и не дописал. Это был его ответ критике. Он понял, что он попадает на ту территорию, где ему не дадут продохнуть, он уже теряет свой гений, понимаете? И тогда он сказал «Не надо, не буду писать».

И вот здесь тоже не надо заходить на территорию идиотов, не надо эти дуэли принимать…

М. Наки ― Ну, тут проблема появляется, потому что те, кого вы называете идиотами, собственно, от них зависит жизнь тех, кого вы призываете к эскапизму. То есть если ты уходишь от человека, который непосредственно влияет на твою жизнь, то получается, ты проигрываешь.

В. Ерофеев ― Ну, не совсем так. Дело в том, что если брать историю человечества, то никогда не было такого момента, когда был Золотой век. Но при этом всегда были возможности, когда человек мог передохнуть. Даже в коммунальной квартире, где там было 13 семей и в комнате жили за перегородками, всё равно наступал какой-то такой момент, да? И Иван Денисович в своём лагере замечательно был там счастлив один день и так далее.

И мне кажется, тут нужен разумный эскапизм. Это не то, что броситься всем и сказать «Я не хочу заниматься политикой». Нет, конечно, и Навальный прав, делая свои дела, и вообще оппозиции бы хорошо заниматься своим делом.

М. Наки ― То есть Навальному не надо в эскапизм?

В. Ерофеев ― Нет, Навальному не надо… Кстати, Навального я встретил на прогулке тут как-то на Новодевичьем монастыре. Он был с женой и с сыном. И они так были похожи на всех остальных прогуливающихся, я подумал, что вот как раз тот самый человек, который всех бы устроил, потому что он так нормален…

Я стоял, смотрел на озеро. А он так подкрался ко мне сзади, схватил меня за шею и сказал «Сейчас одним писателем будет меньше». Насмешил.

М. Наки ― Жутковатая история, на самом деле. Слушайте, но разве не все вот эти люди, которые приходят к власти в какой-то момент, в начале своего пути были все такими обычными людьми?..

В. Ерофеев ― Ну и Гитлер был обычным мальчиком, и Сталин… Мне, вот, жена вчера показала его фотографию в 10 лет. Он маленький такой, стоит среди школьников. Маленький такой, злющий, но, тем не менее, вроде, мальчишка ничего.

Ну, там, конечно, естественно, что и социальные влияния, и метафизические, и какие угодно выстраивают какие-то свои параметры с тем, чтобы пришёл злодей. Ну, в общем, это злодеи, конечно, рождаются, но пока они маленькие злодеи и можно было их или там утопить, или ещё что-то сделать. А большие злодеи уже вылезают сами по себе.

С другой стороны, конечно, есть предрасположенность, но, всё-таки, не такая, как, скажем, у Лютера или особенно Кальвина, который считал, что вообще нет никакой свободной воли. Есть, безусловно. Безусловно, есть, но мало используемая.

Нет-нет, вы поймите меня правильно. Вот, посмотрите. Вот, значит, Веня Ерофеев, которого я, действительно, очень любил, ценил, общался с ним, вообще была куча недоразумений. Но для меня он реальный гений. Вот, он терпел-терпел это КГБшное православие и что он сделал? Взял и стал католиком! Пошёл в храм Святого Людовика, и Венечка Ерофеев — католик!

М. Наки ― Скажите, пожалуйста, вот, то, что вы описали, некая такая картина власти как опасной, ведущей к чему-то плохому, и не понятно, зачем это делалось (по крайней мере, я не понял). Может быть, у вас есть идея на этот счёт?

В. Ерофеев ― Зачем власть это делает?

М. Наки ― Да.

В. Ерофеев ― А ей ничего другого не остаётся. Экономического нет развития, никаких перспектив, никакой конкуренции…

М. Наки ― И поэтому весь мир в труху?

В. Ерофеев ― Ну, во-первых, рай есть. И с другой стороны, есть блеф, есть попытка мобилизации вместо модернизации. Ну, по-моему, последние 4-5 лет всё так и делают. Ведь, раньше же власть предложила: «Давайте догоним Португалию». Ни хрена не догнали. Кстати, Португалия не очень богатая, довольно скромная страна, хотя очень милая. Вот. Но не получилось.

Все стали смеяться в Европе: «Эта большая страна не догоняет Португалию». И, значит, возник элемент презрения. Поэтому тут надо этим, кто презирает, показать атомную бомбу, такую колотушку и всё. Тут, по-моему, все дороги уже изъезжены.

А Китай пошёл правильным путём, безусловно. Я имею в виду не политически, а экономически. Политики там тоже какие-то свои… Но я говорю, я был под впечатлением. Мне принесли из Германии шапочку для моей, значит, новорожденной девочки. Они шапочки делают для девочки, а меня, вот, в Шанхай приглашают.

М. Наки ― Слушайте, но это всё сопряжено, в частности, с низким уровнем политических свобод, да и обычных, собственно.

В. Ерофеев ― Но я не думаю, что это сопряжено. Это есть какой-то момент, который связан сейчас именно с той ситуацией, которая в Китае существует. Но я, вот, не так давно был в Китае, я не могу сказать, что уж прямо там такое отсутствие свободы.

Я думаю, что на этой дорожке здесь российской… Там сейчас, может, и Белоруссия, правда, отстает у нас по тоталитаризму — надо бы её подстегнуть немножко. Но она как-то выдыхается. А эти двое бегут хорошо. Только бегут-то хорошо, но только одни работают, а другие не очень.

М. Наки ― К нашей свободе слова, к российской. Вот, стало известно, что 22 миллиона наложен штраф на «The New Times», издание Евгении Альбац. И как вам кажется, собственно, почему сейчас и что это значит для журнала, да и для свободы слова?

В. Ерофеев ― Ну, понятно, что просто хотят заткнуть глотку, в общем, свободному журналу. Ну, это будет, наверное, продолжаться. Дай бог, чтобы с «Эхом»-то этого не случилось. Да это понятное дело: когда закручивают гайки, то их невозможно остановить закручивать. То есть они закручиваются и закручиваются. Вот, сейчас выбрали этот журнал. Это, кстати, хороший журнал. Женя молодец, главный редактор она отличный. Ну, дай бог, найдут возможность как-то пережить это несчастье.

М. Наки ― А тут бороться тоже не надо? Тоже в эскапизм?

В. Ерофеев ― Нет, ну, эскапизм — это ведь тоже борьба. Вообще если говорить о культуре… Вот, меня как-то в Германии спросили: «Ерофеев, что такое культура?» Я посмотрел, аудитория большая, думаю, чего толку рассказывать? Я и говорю: «Это борьба с энтропией». Так что эскапизм — это тоже борьба с энтропией. Но и борьба с политическим неверным строем — это тоже борьба с энтропией. Есть же разные формы борьбы. Не думайте, что это призыв только в одну сторону. Вот, если ты эскапизт, может, ты эскапизмом занимаешься в воскресенье, а в понедельник — борись!

М. Наки ― А!

В. Ерофеев ― Конечно. Это не то, что надо сразу взять и бежать.

М. Наки ― То есть можно совмещать? Только главное, по дням?

В. Ерофеев ― Ну, всё зависит от вашего характера. Вы такой недоверчивый по характеру, поэтому у вас не получится ни эскапизма, ни борьбы. Будете между где-то.

М. Наки ― Что поделать?

В. Ерофеев ― Ну, ничего не поделать. Надо совершенствоваться.

М. Наки ― Вы же говорили про культуру. Тут тоже есть интересные некоторые вещи, с ней связанные.

В. Ерофеев ― Давайте.

М. Наки ― С общественной культурой и моралью. Вы, наверное, знаете такое издание «Медуза», достаточно известное?

В. Ерофеев ― Конечно. Хорошее издательство. Вот, их не забьёшь рублем, потому что они вне рублевой зоны.

М. Наки ― Там вот что приключилось — об этом Галина Тимченко написала у себя в Facebook. Там главный редактор Иван Колпаков самоотстранился и, как написала Галина Тимченко, это связано с тем, что было непозволительное поведение (предполагается, он подозревается в этом) в отношении кого-то (она не уточняет кого). И, собственно, до результатов расследования, ну, до Совета директоров в ноябре, который будет решать дальнейшую судьбу, он не будет больше главным редактором — главным редактором будет Галина Тимченко.

В. Ерофеев ― Тоже неплохая кандидатура, кстати говоря.

М. Наки ― Конечно. И проверенная, главное.

В. Ерофеев ― Да.

М. Наки ― При этом Би-Би-Си, например, говорит о том, что речь идёт о харассменте. Я знаю, вы любите эту тему про харассмент.

В. Ерофеев ― Я её не люблю, но мне её навязывают постоянно. Ну, давайте.

М. Наки ― Никто пока не знает. Но Би-Би-Си говорит, что это идёт история о харассменте, а злые языки, скажем, подпольные всяческие СМИ говорят, что произошло что-то на вечеринке, когда главный редактор позволил себе что-то в отношении жены одного из сотрудников.

В. Ерофеев ― Ну, во-первых, надо уточнить, что позволил и какая вечеринка? Если это корпоратив, то это поле карнавала, и во время карнавала начинается Средневековье. Позволялось всё то, что потом не позволялось.

М. Наки ― Слушайте, ну, корпоративы разные бывают. Если все согласились на такой корпоратив…

В. Ерофеев ― Я не знаю насчёт разных корпоративов, я знаю, что каждый корпоратив — это карнавал. Карнавалы разные бывают. Если кто-то там схватил за жопу кого-то, то это не повод ещё устраивать дикий скандал, если это корпоратив. А если, вот, в лифте, это не пространство для карнавала, там, действительно…

М. Наки ― То есть от места действия зависит?

В. Ерофеев ― Ну, от места действия, от руки, от жопы. Тут много от чего зависит. Тут всё надо вместе складывать.

М. Наки ― Ну, на ваш взгляд, вообще должно профессиональное положение как-то быть связано с его поведением вне его профессиональной деятельности?

В. Ерофеев ― Ну, во-первых, он её, наверное, взял за это место как главный редактор, а не просто как эскапист, правда?

М. Наки ― Мы можем только предполагать.

В. Ерофеев ― Ну, я думаю, так. Поэтому, наверное, это, всё-таки, связано. Ну, наверное, в тот момент надо было подумать. Наверное, всё-таки, уже выпили. И всё это должно укладываться в позицию здравого смысла. Если здравый смысл предполагает, что он совершил ошибку, то в соответствии со здравым смыслом надо уходить. А так просто, ну, откуда мы знаем? Там, злые языки, Би-Би-Си. А почему Би-Би-Си там было на этом корпоративе?

М. Наки ― Нет, они со ссылкой на источник в «Медузе».

В. Ерофеев ― Ну да. Ну, в общем, знаете, харассменты бывают и бывают очень жёсткие и неприятные. Они происходят во всём мире. Но, вот, корпоратив — как раз не то место, где надо особенно защищаться… Ну, всё-таки, если кого-то схватили — это не повод для такого скандала. Ну, как это тут? Это же даже не попытка изнасилования. А, может быть, это было шутливо? Как угодно! Я думаю, что его надо восстановить. Хотя Тимченко — она такая замечательная, что, может быть, пусть и остаётся главным редактором.

М. Наки ― Вот там интересный достаточно аспект, который, мне кажется, вообще во всех этих темах про харассмент достаточно актуален. Потому что как только появляется такая информация, как только появляется об этом сообщение, защитники людей, которых обвиняют в харассменте, говорят «Давайте подождём, давайте разберёмся, давайте всё узнаем… и вообще этого человека знаю: он замечательный».

Кто должен быть, ну, арбитром в этих историях? Это же не судебная история. Кому верить? Вот, есть, например, в Госдуме один депутат, и его дело разбирал местный Совет по этике.

В. Ерофеев ― Да, мы знаем, да.

М. Наки ― Да. Вот, нам чьего решения ждать? Чтобы кто разобрался? Совет по этике?

В. Ерофеев ― Понятное дело, что там свои прикрывали своего, и это уже был никакой не Совет по этике, а просто такое прикрытие, такой блиндаж.

Что касается этого случая, опять-таки, дело в том, что вообще отношения между мужчиной и женщиной построены на очень сложных и иногда достаточно противоречивых основаниях. И сама идея влюблённости может показаться кому-то харассментом, сама идея приглашения куда-то почему-то и как-то — тоже может…

Тут главное время, которое диктует свои законы. Вы знаете, в XIX веке (почитайте Бальзака) совершенно спокойно роман начинается с того, что все вообще почётные граждане Парижа любили девочек, там не знаю, какого-то возраста (не будем уточнять сейчас, какого).

М. Наки ― В 19 веке много других норм было. Во всех аспектах.

В. Ерофеев ― Да. Я когда был в Штатах, читал лекции, там как раз был прямо самый конец 1980-х — начало 90-х. Там харассмент был даже резче. То есть, вот, посмотришь глазами — и тут всё, тебя уже выгоняют из преподавательства. Поэтому это немножко как-то даже смягчилось. Всё время меняются человеческие роли, потому что падает человеческая агрессивность в целом в западном мире. И поэтому то, что раньше, казалось, лежит внутри, вылезает наружу.

М. Наки ― Вы приветствуете такую тенденцию?

В. Ерофеев ― Я политическую корректность во многих случаях, конечно, приветствую в смысле того, что, всё-таки, расизм становится вне закона. Я считаю, что тоже вот это хамское поведение женщин, которое продемонстрировал вот этот член Государственной Думе, я считаю, что это отвратительное явление. Но с другой стороны, иногда утрата агрессии превращает и мужчину, и женщину, в общем, надо сказать, в довольно безжизненные существа. Поэтому тут надо, как говорит ваш главный редактор, следить, наблюдать.

М. Наки ― Надо наблюдать.

В. Ерофеев ― Нет, я совершенно не за эти агрессивные методы гендерной жизни. Совсем нет.

М. Наки ― Это было особое мнение писателя Виктора Ерофеева, эфир провёл Майкл Наки. Его запись есть на YouTube-канале «Эха Москвы». Всего доброго.





ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Уже вполне очевидно, что дело наладилось к концу — но власть на трезвомыслящий разговор с народом не пойдёт и, возможно, вовсе не потому, что не хочет — она органически на него неспособна, не умеет она разговаривать, нет у неё для этого интеллектуального потенциала. А и напротив то же самое — к такому разговору неспособен и сам народ, он не выработал структур, которые могли бы взять на себя такую миссию, у него практически нет выразителей его воли.

Это с одной стороны. А с другой стороны — очевидная для всех обстановка, что дальше так жить невозможно. Прямо как по классику: верхи уже не умеют, низы уже не хотят, а никакой другой силы, которая могла бы перехватить инициативу и предотвратить скатывание страны в очередной раздрай и, возможно, мордобой, попросту нет.

Такая вот национальная привычка — мучительно долго запрягаем, а когда, наконец запрягли — абсолютно не знаем куда скакать… И скачем сломя голову куда глаза глядят… И тут уж раздумывать некогда. Боже, избавь страну от её дури хоть в этот раз.
________________________________________

Безусловно, со времён написания Венечкой Ерофеевым поэмы "Москва — Петушки" слишком многое переменилось, хотя по сути своей так и осталось неизменным… Впору писать новую поэму про Россию путинскую "Москва — Путишки"…
________________________________________

Венечка Ерофеев стал католиком. Протестное крещение.
________________________________________

Очень интересно слушать спокойный голос знающего и умного человека. Спасибо за Гостя.
________________________________________

Когда уверен в себе и хорошо образован, действительно, незачем кричать и брызгать слюной. Внимательные слушатели найдутся.
________________________________________

Негоже быть одной веры с врагами свободы и демократии и молиться рядом с ними в одном храме…
________________________________________

«— Откуда в России эта угрюмость?

— Полагаю, от двух причин: во-первых, не будем недооценивать климат. На большей части России он суров, обе столицы пасмурны, ветер и мороз не располагают к доброжелательству. Во-вторых, рабство: без крепостного права Россия жила пятьдесят лет. В СССР господствовал классовый подход, но существует один класс, до определения которого не додумался никакой Маркс. Этот класс — чернь, и главная его особенность та, что в обычное время его не видно. В кризисные, переломные времена он выходит наружу, и тогда оказывается, что черни очень много. Переворот семнадцатого был классической революцией черни — рабов, для которых оптимальным состоянием является рабское, по полной их неспособности ни к какой деятельности, кроме доносительства и угнетения. Этот класс и сегодня влиятелен. Вот чернь — она и есть главный источник недоброжелательства: она ненавидит всех, кто выше, и презирает всех, кто ниже. А просто улыбнуться встречному — это для неё непредставимо»…

«Господи, мы у костра» Интервью Фазиля Искандера Дмитрию Быкову
________________________________________

Наша грубая, примитивная и назойливая пропаганда достигает цели. «Врите, врите — что-нибудь да останется»,— мы взяли это на вооружение. Нет ничего проще управления с позиции силы, особенно когда этой силе ничего не противостоит. Талдычь без конца одно и то же, рассудку вопреки и правде наперекор, и народ, ослабленный страхом, с бациллой рабства в крови, примет эту ложь за истину, большей частью — искренне. Ну а для тех, кто не сразу принял, есть удавка…

Народу и не нужно другого строя. Как испугались в исходе шестидесятых тощего призрака свободы и с какой охотой кинулись назад в камеру, где не надо ничего решать, не надо выбирать, не надо отвечать за свои поступки, где всё отдано надзирателю, а твоё дело жрать, спать, срать, гулять, трепаться о погоде с однокамерниками, мечтать о выпивке и отрабатывать лёгкий, необременительный урок. Воистину — быдло. Был ли когда-нибудь народ настолько покорный, безмозглый, доверчивый, несмотря на все обманы?
1983 Юрий Нагибин. Цитаты.
________________________________________

«Был политэкономический анекдот про четыре фундаментальных противоречия социализма:
1. Все говорят, что всё есть, но ничего нет.
2. Ничего нет, но у всех всё есть.
3. У всех всё есть, но все недовольны.
4. Все недовольны, но голосуют «за» и говорят, что всё есть».
Видимо, состоять из противоречий — российская карма…»
Игнатов Владимир «Биолог»
________________________________________

А мусульмане в Европе его не пугают. Польша — единственная страна в Европе, где не было мусульманских терактов. Сейчас венгры, австрияки и итальянцы, наконец, собрались ограничить иммиграцию и получают по башке от евробюрократов.

Что до Трампа — Обама был худшим президентом за многие годы, клинтонша могла, конечно, его обойти в этом плане, а Трамп — пока лучший президент со времён Рейгана. Это Обама позволил нашему fuhrer влезть в Грузию, Крым и Донбасс, кнопку ПЕРЕГРУЗКА привозил.
________________________________________

Ну да, Трамп дурак? Разберёмся!
• рост ВВП в 2017 году 4,7%;
• создано 4 миллиона новых рабочих мест;
• уровень безработицы минимальный за полвека;
• индекс Dow Johes, состояние фондового рынка +62%, это исторический максимум.
Налоги снижены, потребительский спрос вырос. Это настоящий бум! И это на фоне депрессии, стагнации в России. Так дурак ли Трамп? И кто дурак в самом деле?
________________________________________

Замечательный писатель. Что не исключает его явную левизну. Впрочем, это хроническая болячка интеллектуальной элиты. Он прав, Европа явно дала крен вправо. И это инстинкт самосохранения европейской цивилизации. Я считаю, что сдвиг вправо недостаточен. Но уже сейчас на совершенно умеренных правых обрушились потоки клеветы. И неонацисты и расисты, и правые экстремисты и популисты. Всё это неправда. Но тема слишком обширная.
________________________________________

Тема большая, но нужно сказать очевидное: беда не в поправении Европы, беда в том, что у крайне правых ничего за душой, кроме "Азиаты — вон!" нет. Они прошли в Бундестаг, в Ландтаги и сидят там мёртвым грузом. Сила Европы не в расовой чистоте, а в экономике. Назвать Ерофеева леваком я бы поостерёгся. Леваки к Навальному относятся без симпатии, а Ерофеев ему явно симпатизирует. Навальный же, в миграционном вопросе, типичный правый.
________________________________________

Верно, беда Европы не в поправении. А в том, что недостаточно и неторопливо правеет. Речь не о крайне правых, они вообще на обочине политической жизни и не представлены ни в земельных, ни в федеральном парламентах. Но Вы правы, что тема обширная, а европейское общество расколото.
________________________________________

Сюжет из будущего. Апостол Пётр с ключами перед воротами от рая встречает Путина:

— Раб божий, Владимир, ты зачем угрожал уничтожением мира, который создал не ты, двоечник, а Господь, наш Отец!!?

— Дядя Петя, прости засранца, это же шутка, такой у меня юморок пацанский из подворотни. Это я этих троллил: толстопуза и бизнес — ковбоя с белочкой…

— Ну, что, сын мой, выбирай: или в рай, где будешь смотреть в глаза и общаться с Политковской, Литвиненко, Немцовым, водить хороводы с детьми Беслана и Сирии, петь хвалы Создателю на украинском языке с 10000 украинцами… или ад, где ждут тебя твои кумиры: Чингисхан, Ванька 4, Ленин, Сталин, Гитлер…

— Святой дядя Пётр, мне бы в рай, что Кадыров обещал, с гуриями…

— Не знаю никаких гурий, а девочки из "ПуссиРайот" тебя ждут…
________________________________________

Какой тёплый, улыбчиво-ироничный гуманист, этот Ерофеев! Он, своей прямотой, перевешивает криводушие всех этих золотовых-сечиных-бастрыкиных-володиных-матвиенок. А почему его нет у В.Соловьёва?
________________________________________



ИСТОЧНИК

Майкл Наки

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Военные агрессии (0)
  • Власть (0) > Бюрократизация (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Власть (0) > Показуха (0)
  • Власть (0) > Стратегии и Прогнозы (0)
  • Общество (0) > Оппозиция (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 18.12.2018 - В ЗАЩИТУ КОНСТИТУЦИИ
  • 17.12.2018 - БИЗНЕС НА СЧЁТЧИКЕ
  • 17.12.2018 - ДЕСПОТИЯ СИЛОВИКОВ
  • 16.12.2018 - ПАНИКОВСКИЙ МИРОВОГО МАСШТАБА
  • 16.12.2018 - РАШАГЕЙТ
  • 15.12.2018 - КАК ВЛАСТЬ МАНИПУЛИРУЮТ ВАМИ
  • 15.12.2018 - БЫЛО «ВАШЕ», СТАЛО «НАШЕ»
  • 14.12.2018 - ЗАЯВЛЕНИЕ БЮРО ПАРТИИ «ЯБЛОКО»
  • 14.12.2018 - ИНТЕРВЬЮ МИХАИЛА ХОДОРКОВСКОГО
  • 13.12.2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ГОРОДЕ ВОЛГОГРАДЕ
  • 12.12.2018 - О СОСТОЯНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ
  • 12.12.2018 - НЕИСТРЕБИМАЯ ТРАДИЦИЯ НАСИЛИЯ
  • 12.12.2018 - УМЕЮЩИЕ ЖДАТЬ ПЕРЕСТАЮТ УМЕТЬ ЖДАТЬ
  • 11.12.2018 - УБИТЬ ИНОВЕРЦА
  • 10.12.2018 - ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМПРЕДА ПАРТИИ «ЯБЛОКО» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru