Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Всем, кому интересна правда

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[07.04.2019]

МАГИЯ ПРОПАГАНДЫ

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: российский литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель


Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ:


Пять лет пропаганды. Как российское общество из модерна провалилось в архаику. Пропаганда сегодня изучается как этический вызов миру. Это привело на Западе к обсуждению и поиску новой этики.


Российская пропаганда, какой мы её знаем, началась пять лет назад и имела практическую цель: противостоять влиянию украинского Майдана. Эта риторика поначалу содержала в себе элементы пропаганды времён Второй мировой («каратели» и прочее), затем сместилась к языку холодной войны (разделение на «мы» и «они», «Запад» как обобщённая угроза). Продолжают поражать тут два аспекта. Во-первых, то, что эту схему приняла большая часть российского общества (которое относительно недавно, казалось бы, отвергло пропаганду в её советском варианте).

Во-вторых, исполнители. Мы можем предполагать, что часть пропагандистов «просто делают свою работу», им «нужно кормить семью и отдавать кредиты». Но невозможно не считаться с тем, что основные её акторы — эксперты, политологи и телеведущие — находят в заданных идеологических рамках что-то своё, близкое сердцу, черпая вдохновение и даже видя в этом своеобразную «свободу».

Конечно, пропаганда — это, прежде всего, упрощение картины мира, это снимает с человека груз экзистенциальной ответственности. Слово «геополитика» означает избавление человека от обязанности принимать решение о себе, делать этический выбор. Геополитика сообщает человеку, что все фундаментальные решения уже приняты за него — автоматически, раз и навсегда — самой историей, географией, судьбой (как замечал Ролан Барт, когда в газете пишут «так пожелала сама судьба», это нужно переводить «так захотело французское правительство»).

Но даже это не даёт ответа на вопрос: почему миллионы людей в России в XXI веке добровольно согласились с однобокой и навязанной картиной мира (мы — добро, остальные — зло)? Возможно, сила воздействия пропаганды в том, что она содержит в себе какую-то ещё более фундаментальную, неназываемую, но подразумеваемую «глубинную» идею, которая к тому же совпала с общими процессами в мире. Коротко эту идею можно назвать отказом от современности, от прогресса, от общества модернити.


МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Когда вы слушаете бесконечные пропагандистские беседы, вы невольно спрашиваете себя: к какому устному жанру это ближе всего? Это напоминает магические практики — заклинание, заговор, попытки с помощью слов материализовать желаемое. Десятки людей каждый день, годами, повторяют одни и те же проклятия — в надежде, что они сбудутся. В первую очередь они по-прежнему касаются Украины: «киевский тупик», несостоявшееся государство, пародия на страну и так далее. Владимир Паперный в своей знаменитой книге описывает важную примету «культуры два», называя её вслед за Лотманом и Успенским мифологическим мышлением: «…отождествление названия и называемого, изображения и изображаемого, слова и его значения. Культура 2 как будто верит, что если нечто произнести вслух, то оно сбудется».

Сегодня в пропагандистском эфире представлены все конспирологии и фобии мира; всё подземное и катакомбное, все достоевские подвалы человечества, кажется, собраны в одном месте и глаголят, перекрикивая друга. Всё это многообразие сходится только в одном — в отрицании самой идеи модерна, человеческого прогресса.

Даже прославление «советского прошлого» на самом деле является скрытой формой борьбы с ним. Советское общество, конечно, было тоталитарным — но при этом формально модернистским. Оно настаивало на универсальности и всемирности своей идеологии, было обращено в будущее («наша цель — коммунизм»); многие черты советской этики пересекались с универсальными ценностями. Сегодня пропаганда последовательно изгоняет именно модернистские основания советской идеологии: таких слов как «интернационализм», «гуманизм», «борьба за мир» и «дружба народов» вы не услышите из уст любителей советского — они высмеивают эти постулаты как слабость советской власти. Пощады нет даже феминизму — хотя там обязательно при этом оговорятся, что его родина — СССР.

Мощное, по всем направлениям опрокидывание общества в архаику — генеральное направление пропаганды сегодня выглядит именно так.


ТОЧКА УДОВОЛЬСТВИЯ

Поначалу эта «подморозка» имела, впрочем, чисто практические резоны. Как мы помним, медведевские реформы назывались модернизацией и закончились в 2012 году массовыми протестами, которые сильно напугали власть. Главным их символом была даже не численность, не активность граждан — а сам «язык Болотной», язык тех самых искромётных и многочисленных самодельных плакатов. На языке этих плакатов заговорило само рождавшееся российское общество эпохи модернити. И именно в этом власть увидела главную опасность: новый язык означал появление нового сознания — секулярного, универсального, возрождение социальной ответственности и неравнодушия. В противовес языку Болотной был вскоре найден язык антимодерна — условного «уралвагонзавода», — который, конечно, является в большой степени искусственной конструкцией. Но это изобретение сработало. Язык пропаганды в общем-то и вырос из этого сгущения, просто стилистика в 2014 году была доведена до совершенства.

Центральным моментом пропаганды до сих пор является язык символического насилия — феномен «грязной речи». Другим её стержнем стал особый смех-глумление, смех подпольного достоевского человека: всяческое уничижение оппонентов, чаще всего «западных политиков». «Блогеры высмеяли» Порошенко, Меркель, Макрона — за пять лет целый новый жанр сложился в России. Но и язык насилия, и язык насмешки породили в итоге нечто большее — мировоззрение, способ коммуникации и даже своего рода философию отказа от мира.

Секрет пропаганды в том, что она нащупала точку удовольствия: человеку приносит облегчение освобождение от сдерживающих механизмов культуры, приличий, о чём писал ещё Фрейд; вот почему пропагандистам нравится повторять одно и то же часами, днями, годами. Впрочем, о самом главном пропаганда говорит не прямо, а намёком, вовлекая тем самым слушателей и зрителей в коллективную игру: Теодор Адорно называл это в «Тоталитарном характере» подмигиванием, а в русской культуре это принято называть двойной моралью. Однако и эта культура намёка сегодня вырывается из-под контроля и грозит перейти в «новую искренность», начинает бить по своим: «макарошки везде стоят одинаково», «государство не просило вас рожать» и так далее.


КОНЕЦ МИРА

Концепция «краха западного мира» — ещё один императив пропаганды — чуть сложнее: она является удивительным соединением советского марксизма и эсхатологии. Согласно главному постулату советской идеологии, «железные законы исторического развития» обещали неизбежный крах капитализма. Однако вместо этого рухнул советский проект. Обещаемый сегодня пропагандой «крах Запада» по форме напоминает советские догмы, подкреплённые теперь эсхатологией (согласно «законам истории», цивилизации, которые сильно вырвались вперёд, будут неизбежно «наказаны» — заодно ещё и в отместку за «развал СССР»).

На каком-то этапе архаические мотивы пропаганды стали доминировать: этот процесс, похоже, стал неконтролируемым и покатился по инерции. Отказ от современности в одном повлёк за собой и архаизацию во всех других областях: например, тезис о «крахе эпохи Просвещения» уже не кажется экзотикой и звучит довольно часто в речах идеологов. Пропаганда превратилась в глобальную проповедь неверия в человека, разочарования в человечестве, заигрывания с худшими его инстинктами; «человек перестал жить настоящей жизнью» — говорят те, кто каждый день создаёт поддельную жизнь в эфире, приводя в качестве примера «настоящего» бытия ситуацию войны или другие страдания, выпадающие на долю человечества. Мазохизм пропаганды выражается в её навязчивом стремлении к самоуничтожению — она проговаривается об этом каждый раз, когда заводит разговор о «ядерном пепле».

Очень быстро отказ от цивилизации перешёл и на бытовой уровень. Обычный разговор сегодня на пропагандистской радиостанции о том, что дальнейший технический прогресс бессмысленен или от него будет только хуже (особенную озабоченность вызывают гаджеты — они «крадут» наше время и жизнь). Вещий страх перед интернетом, который «испортил человека»; высмеивание нелепых научных открытий (знаменитые «британские учёные») превращается в насмешку над наукой вообще. Конечно, пропаганда испортила и массовый экономический вкус: под словом «реальная экономика» здесь понимают «фабрики и заводы», противопоставляя их «виртуальной экономике» Запада.


ПРОПАГАНДА И НОВАЯ ЭТИКА

Нельзя не заметить, что все эти постулаты совпали по времени и с мировыми консервативными трендами. Но там, на Западе, это воспринималось лишь как один из вариантов будущего и уж ни в коем случае не как «неизбежный». Даже если бы Россия, допустим, и могла претендовать на звание лидера нового консерватизма, это было бы невозможно в силу самой стилистики пропаганды — грубого и безальтернативного навязывания собственной «окончательной» правоты. Поэтому пропаганда сегодня понимается в западном мире не просто как покушение на идею либерализма, но на саму универсальную этику; её главная цель — «размыть границы между добром и злом», как верно заметил журналист Guardian. Это, кстати, самое удивительное раздвоение пропаганды: она утверждает себя в качестве абсолютного добра — и одновременно настаивает на относительности понятий добра и зла (постправда).

Как это диалектически уживается — загадка. Вероятно, как писал тот же Паперный, это выглядит так: в мире абсолютного Добра, где пребывает культура 2, никакого зла не существует вовсе. Оно вынесено вовне, в отдельный мир, который и называется «Запад» — и там, на территории зла, как раз «всё позволено», поскольку там всё изначально неправильно (и неправедно).

Но попытка размыть границы между добром и злом сработала парадоксально: это заставило Европу и Америку вспомнить об этике, вернуть её в центр общественного внимания. Каждый второй голливудский фильм сегодня — не важно, боевик или комедия — это решение этической проблемы. #MeToo — это разговор именно об этике. Разговор о ценностях стал важной частью западного дискурса.

Поразительная параллель: как советский проект невольно стал катализатором процессов социальной защиты трудящихся на Западе, так и пропаганда подтолкнула мир сегодня к обсуждению этических вопросов. Пропаганда сегодня изучается именно как этический вызов миру — это привело в итоге к обсуждению и поиску новой этики. Она, конечно, будет сложнее, чем прежде, но всё-таки что-то подсказывает, что добро и зло там останутся на своих местах.

Пропаганда, направленная вовне, больнее всего ударила по самой России. Потакая худшему, она отбросила многомиллионное общество на много шагов назад — в до-модерн, в архаику, искусственно конструируя опять тот самый «глубинный» народ. А это на самом деле означает: топтание на месте, отказ от современности, от развития, от мира — не впервые, надо заметить, и опять — на годы, на десятилетия? В любом случае это будет иметь глубокие и печальные последствия, от которых общество ещё нескоро оправится.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

К сожалению, самым действенным средством против пропаганды есть такая же пропаганда. В сегодняшних реалиях на нормальное просвещение может просто не хватить времени.
________________________________________

Вспоминается советский анекдот: в Питере перед праздником ВОСР на фасаде Артиллерийской академии появился огромный лозунг "Наша цель — коммунизм". Эти "люди модерна" в терминологии автора в большинстве своём тем или иным образом страну покинули. Надо ждать, когда появится новое поколение, а страну закроют как СССР. Тогда, возможно, возникнет очередной ГКЧП. Иначе "глубинный народ" легко переварит любую "новую этику".
________________________________________

Только у меня в голове вертится слово фашизм для обозначения всего перечисленного? Советский большевизм в итоге стал фашизмом. А может быть, внутри себя всегда им и был? Большевикам не удалось захватить будущее. Прекрасно, тогда будущего не будет ни для кого. Вот и вся эволюция советского тоталитаризма в исполнении Путина и компании…
________________________________________

Содержательно. Это больше похоже на ультра-консерватизм типа Франко-Салазара-Пиночета, а из собственно фашизма взяты отдельные "технологические" элементы, не из идейной близости, а просто фашисты первые их изобрели и применили. Но чем дольше эти технологии применяются, тем больше вытесняют то, что изначально было содержанием — о чём собственно и статья.
________________________________________

Прелестная статья! Всё точно подмечено и лаконично изложено. Спасибо.
________________________________________

"Только у меня в голове вертится слово фашизм для обозначения всего перечисленного?" Нет, не только у Вас. Сейчас уже у многих. А кое у кого оно завертелось намного раньше.

Вот письмо гениального учёного, лауреата Нобелевской премии, академика Ивана Павлова, направленное в декабре 1934 года правительству СССР: "Вы напрасно верите в мировую революцию. Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До вашей революции фашизма не было. Ведь только политическим младенцам Временного правительства было мало двух ваших репетиций перед Вашим Октябрьским торжеством. Все остальные правительства вовсе не желают видеть у себя то, что было и есть у нас, и, конечно, вовремя догадываются применить для предупреждения этого то, чем пользовались и пользуетесь Вы, — террором и насилием. Разве это не видно всякому зрячему?"
________________________________________

Согласен с автором. То, что произошло с нами в России, это возвращение к неофеодализму и фашистской по духу идеологии, которая отрицает и буржуазные, и социалистические идеи, как модернистские. Архаика, ложь, лицемерие, преклонение перед тиранами и оправдание вседозволенности властителя выдаётся за возвращение к скрепам общества, а председатель Конституционного суда даже стал писать об ошибочности отказа от крепостного права… В общем у них это получилось: рабство — это свобода.

Врать не запретишь, жить не по лжи не заставишь. Но самое печальное, что пропаганда архаики нашла отклик в сердцах большинства наших сограждан. Оказывается, ещё в СССР к этому приучили.
________________________________________

Да все элементы фашизма налицо: вождизм, национализм, ура-патриотизм, псевдо демократия и правовой нигилизм (отсутствие реального парламента, гражданских свобод, разделения властей, нарушение конституции).
________________________________________

Очень многие поддержали выводы Павлова. Сталинизм и был высшей формой фашизма. Причём доминировал социальный нацизм, но и антисемитизмом не брезговали.
________________________________________

Советский проект в разрезе напоминал "потёмкинскую деревню", в своей основе он был глубоко архаичный, но с толку сбивал популистский модернистский фасад. Свобода и гласность снесли румяна, и средневековье попёрло во все щели…

Уже в самом начале 90-х, начав кровопролитные войны в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане, Югославии, Чечне, где участвовали не только казаки, добровольцы, но и армейские части, мы показали, что имперская матрица никуда не делась, и она будет по прежнему определять суть происходящих в России процессов. В 1999-ом Ельцин уже попросил Клинтона отдать ему всю Европу. Собственно именно непотопляемая имперская идея в первую очередь, подмяв под себя экономику, сформировала к началу века новую изголодавшуюся опричнину.
________________________________________

Содержательная и по врачебному безжалостная статья. Диагноз поставлен, но что делать? Быть может избавиться от скелетов прошлого? Нам навязывают сначала дискурс о параллелях с Германией 30-х и последовавших за ними невыносимых 40-х. Затем достают ржавые скрижали холодной войны и обещают десятилетия этой бессмысленной жвачки. И мы мыслим в этих категориях, и при "историческом" подходе всё вроде хуже некуда. Беспросветная архаика давящей пеленой навязывается нам.

Но ничего страшного в этом предопределённом историческом ренессансе нет. Дракон смешон, потому что он смертен. Уйдут эти контуженные русские ребята 50-х годов рождения, и модерн непременно придёт в Светлую Россию будущего. И он уже наступил, ведь мы ждём этого не на нарах, а вполне себе комфортно. Пропаганда беснуется только в ящике, на Демонстрацию ходить не нужно, и доносы писать не нужно. Войны не будет. Мне не жалко денег, которые они у меня крадут. Засуньте пушки себе в зад! Радугу похитить НЕЛЬЗЯ!
________________________________________

Браво! Тот случай, когда комментарий цепляет сильнее статьи, не умоляя заслуг её автора (спасибо и Вам, Андрей). На мгновение и я ощутил эту Радугу. Постараюсь сохранить её внутри. С ней легче.
________________________________________

Хотелось бы, конечно, верить… Но как старому атеисту хотелось бы и уточнить. Что есть в этом понимании «модерн»? То есть может быть так, что пока мы тут все опасаемся (или не опасаемся) «пушек», на смену «архаике» условного Пескова Димы придёт «модерн» условной Песковой Лизы? Иначе говоря — условный модерн. Суверенный. Обёртка изменится, а содержание останется.
________________________________________

Есть ощущение, что это точка зрения только лишь читателей, которых меньше, чем было недовольных строем в СССР. Ну и какой тогда от этого знания толк, если всем остальным — кайфово и они несутся с увеличивающейся скоростью навстречу бетонной стене?
________________________________________

Статья искренняя, не поверхностная, но присоединиться к тем 97,5%, которые разделяют высказанную в ней точку зрения, я не могу. Кстати, никто из тех 2,5%, которые этой точке зрения не симпатизируют, почему-то ей не оппонирует в комментариях — не потому ли, что не хотят уподобляться условному «Вячеславу Ковтуну» на ЦТ? Ведь реакция этой аудитории на чуждую точку зрения, увы, недалеко ушла от аналогичной реакции со стороны аудитории ЦТ (справедливости ради, здесь атмосфера нетерпимости всё же не такая жёсткая, но лишь совсем чуть-чуть). И да, правы наблюдатели: процент условных «модернистов» в населении «большой России», вероятно порядка тех же самых 2.5%, что и процент несогласных с идеологией «модерна» здесь. Но 2,5% — это вовсе не какая-то там статистическая погрешность, это АУДИТОРИЯ, достойная того, чтобы быть услышанной… однако для этого надо ГОВОРИТЬ с противоположной частью «зала».

Теперь по существу рассматриваемого вопроса:
1. Перестал ли человек «жить настоящей жизнью»? Да нет, пока не перестал, но многие опасаются. Причём опасаются вовсе не представители «глубинного народа», которые по большому счёту ещё и не попробовали материального комфорта жизни в условиях цивилизации «модерна», а как раз-таки представители интеллигенции, которые уже вполне в этих условиях обжились и вдруг… срываются куда-то в глушь, в деревню, в фермеры или даже в учителя, да ещё вместе с жёнами, с детьми, лишив этих самых детей всех благ цивилизации! Вы вообще представляете, ЧТО должно быть у человека в душе, КАК он должен бояться, чтобы так вот шарахнуться? И ведь это они не от государства бегут, поскольку бегут туда, где им уже НИКТО из близких по духу людей не поможет (не дотянутся), а от «местных» можно ждать лишь насмешек да травли. При этом я об заклад готов побиться, что и религиозные мотивы тут не главное, хотя и встречаются иногда.

2. Парадигма бесконечного и безграничного прогресса — технологического, нравственного, да вообще любого — которая столь горячо обсуждается здесь в комментариях, увы, обходит стороной ограниченность нашей планеты. И можно сколько угодно грезить о колониях на Марсе, Луне или Титане, можно даже построить одну-две таких колонии, спустив на это десятилетний ВВП средней европейской страны, но странно видеть в этом выход для людей, не сумевших как-то обустроить свою собственную планету. Стоит просто задуматься о том, что вожделенный ежегодный 7% рост мировой экономики (как в Китае) в течение ближайших 100 лет приведёт к ТЫСЯЧЕКРАТНОМУ увеличению техногенной нагрузки на планету, с которым она и сейчас уже неважно справляется. И никакие гаджеты справиться с этим не помогут.

3. «Вещий страх перед Интернетом» не имел бы под собой особых оснований, если бы люди могли контролировать своё поведение. Но даже большинство взрослого населения, увы, не может (что уж тут говорить о пятилетних детях — тот самый возраст, начиная с которого они начинают к нему приобщаться). Более того, даже те взрослые, которые вполне себя контролируют, начинают ощущать на себе всё возрастающее давление информационного фона, которое за последние 10-15 лет увеличилось в 10-15 раз, а пределы у человеческой психики тоже существуют.

4. Противопоставление реальной экономики (заводы, фабрики, фермы, транспорт) и экономики виртуальной (офисы, брэнды, реклама, банкинг, интеллектуальная собственность и т.п.) тоже не лишено смысла. При этом я вовсе не хочу сказать, что офисы и банки не нужны — просто существующий тренд вытеснения реальной экономики в страны третьего мира на фоне концентрации всех виртуальных функций в странах Запада не может не вызывать именно той реакции, которую он и вызывает у аудитории ЦТ (я вовсе не отношусь к типовой аудитории ЦТ, но проработал 8 лет в одной английской фирме и знаю, о чём говорю).

5. Пропаганда, безусловно, пользуется всеми страхами и опасениями массовой российской аудитории перед «модерном», причём пользуется достаточно беспардонно, зачастую разворачивая общественное мнение не в лучшую сторону. Это, однако, никак не означает, что САМИ эти страхи и опасения беспочвенны. А те 2,5%, которые должны были бы задуматься над этими страхами и опасениями (которые даже и в словах-то толком не выражены), попытаться найти какие-то конструктивные альтернативы и разъяснить их этой аудитории, к сожалению, замыкаются в своей «башне из слоновой кости», предпочитая, ничтоже сумняшеся, просто оплёвывать эту пропаганду, да и аудиторию заодно.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Психология (0) > Ксенофобия (0)
  • Психология (0) > Манипуляция сознанием (0)
  • Фашизм (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 08.09.2019 - НЕДЕЛЯ ПЕЧАЛЬНОЙ ГОДОВЩИНЫ
  • 05.09.2019 - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ «ЯБЛОКА» НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
  • 01.09.2019 - КАК ЖИТЬ В ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМАХ
  • 31.08.2019 - НЕЛЕГИТИМНАЯ ВЛАСТЬ
  • 30.08.2019 - КАРАТЕЛИ ВСЕГДА В МАСКАХ
  • 29.08.2019 - ПЕРВЫЙ ОПЫТ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ С СУДОМ
  • 28.08.2019 - ЗА ЧТО БОРОТЬСЯ?
  • 25.08.2019 - СТРИПТИЗ ВОКРУГ ДУБИНКИ
  • 23.08.2019 - ВСЁ СКРЫТЬ, ВСЕХ ОБМАНУТЬ…
  • 22.08.2019 - «БУРЕВЕСТНИК» ВЫХОДИТ ИЗ ТУМАНА
  • 20.08.2019 - РАЗБУДИТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРЫЙ АНТИФАШИЗМ
  • 17.08.2019 - БОЛЬШОЕ ТЕЛЕФОННОЕ ДЕЛО
  • 09.08.2019 - ОБРАЩЕНИЕ ЛЬВА ШЛОСБЕРГА
  • 07.08.2019 - ПРАВДА О ГРУЗИИ
  • 07.08.2019 - ГРУЗИЯ — РОССИЯ: ОПЯТЬ ТУПИК?
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru