Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Всем, кому интересна правда

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[25.11.2020]

ТОРЖЕСТВО ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

Владимир ПАСТУХОВ: политолог, публицист и юрист, старший научный сотрудник Университетского колледжа Лондона; консультант юридической компании «FD Advisory LLP»; доктор политических наук, доктор юридических наук, член Международной коллегии адвокатов

ТЕКСТ, КОММЕНТАРИИ

Владимир ПАСТУХОВ:


2019-й стал для России годом растерзанного правосудия и торжества правового нигилизма во всех возможных его проявлениях. Русская лента новостей — сплошная полицейская хроника.

Других новостей в России как будто и нет. Аресты людей и аресты имущества, аресты виновных и аресты невиновных, аресты тех, кто только что сам арестовывал, и аресты тех, кто протестовал против этих арестов, аресты тех, кто мимо шёл, и тех, кто смотрел на идущих мимо…

Как это ново и как это одновременно знакомо… У русской цивилизации очередной приступ острой правовой недостаточности.

                                                  * * *


ТРЕЩИНА В ПРАВОВОМ ФУНДАМЕНТЕ

Каждый день прошедшего года множил примеры бессмысленного и беспощадного полицейского произвола, в просторечии называемого «беспределом». Повсеместно, от Москвы до самых до окраин, людей задерживали по обвинениям, основанным на сфальсифицированных доказательствах, суды над задержанными превращались в комедию-фарс, местами переходящую в мистерию-буфф, итогом которой, тем не менее, почти всегда становился обвинительный приговор, вынесенный на основании неправовых законов, очевидная неконституционность которых очевидна всем, кроме Конституционного суда.

Все хоть сколько-нибудь независимые от власти издания превратились в летописцев террора, ведущих бесконечную хронику изощрённого надругательства над правом.
Но я хочу обратить внимание не на конкретные факты произвола, а на их политическое значение, попытаться посмотреть на складывающуюся в стране ситуацию в самом широком философском и историческом смысле. Эта статья не о подробностях, а о тенденции. Кто ищет подробностей, пусть перейдёт в раздел расследований, откроет на любой странице и читает до конца.

Внимание тех, кто обеспокоен сегодня состоянием современной российской государственности, сосредоточено в основном на многочисленных трещинах, покрывших её роскошный некогда фасад. Много пламенных слов было сказано в защиту независимости суда, ещё больше было произнесено гневных речей, изобличающих коррупцию и произвол русской Фемиды, а также бессмысленную суровость русских законов.

Проблема, однако, состоит в том, что все эти трещины являются лишь следствием повреждений в самом фундаменте и несущих конструкциях российского права, не видимых снаружи. Поэтому даже, если бы каким-то чудом чья-то умелая рука смогла бы замазать трещины на фасаде, это уже не спасло бы ситуацию.

Российское право нуждается в глубокой реконструкции, о масштабах которой подавляющая часть даже критически настроенных по отношению к режиму обывателей не имеет представления.


ПОТЕРПЕВШАЯ РОССИЯ

Когда речь заходит о государственном произволе, на первый план выходит боль. Боль нравственная, в первую очередь; в крайних проявлениях — боль физическая. Боль испытывают отдельные люди — жертвы произвола. Но, помимо них, в этой истории есть ещё одна потерпевшая сторона, статус которой не прописан ни в одном в кодексе — это Россия, то есть все мы как единое целое. Более того, Россия в этой истории, возможно, является главной жертвой.

2019-й год стал годом перехода государства от скрытого террора, дозировано практиковавшегося с середины «нулевых», к открытому и откровенному террору, пока ещё не массовому, а точечному.

Это не столько количественные, сколько качественные изменения, имеющие долгосрочные последствия для судеб России в XXI веке. Произвол убивает людей, конечно, но не только их. Он в первую очередь бьёт по культуре. Если русское гражданское общество не сумеет быстро и эффективно провести операцию «исторический анти-террор», нынешние поколения, возможно, окажутся «последними могиканами» русской цивилизации.

Мы все являемся свидетелями необычного преступления — умышленного и преднамеренного убийства национальной культуры, осуществляемого по предварительному сговору организованной группой лиц из корыстных побуждений. Увы, такого состава преступления нет в уголовном кодексе, и привлечь за это к уголовной ответственности никого нельзя. Но это не снимает со всех соучастников этого преступления политической и исторической ответственности перед будущими поколениями России.


ПРАВО КАК СКРЕПА

Люди, которые смотрят на развёртывающийся вширь и вглубь государственный произвол как на досадную, но второстепенную проблему (разумеется, я не имею сейчас ввиду тех, кто приветствует этот произвол либо по недомыслию, либо потому, что сам является его бенефициаром), не принимают в расчёт того важного обстоятельства, что право и правопорядок в целом являются важнейшей «социальной аминокислотой» в цепочке воспроизводства культуры. При её дефиците происходит торможение всех нормальных социальных процессов, что постепенно приводит к полной культурной деградации общества, за которой следует цивилизационный коллапс.

Сегодня много пишут и говорят об угрозах России. Тут и внешняя агрессия, и внутренняя «цветная революция», и экологическая катастрофа, и технологическое увядание, и Бог весть что ещё. Но самые высокие шансы погибнуть Россия имеет именно вследствие размывания её «культурного капитала» в условиях террора. Любая цивилизация, в том числе русская, является замком, выстроенным на песке в устье реки истории. Тысячелетиями река русской культуры несла в бурном потоке своих вод песчинки правового сознания и порядка, которые, несмотря на все исторические паводки, намыли пусть и шаткий, но относительно устойчивый фундамент русской цивилизации. Чтобы создать этот фундамент, требуются многие тысячелетия, а вот разрушить его можно за пару десятилетий.

Право не принято рассматривать как социальную и историческую категорию, а между тем, оно в первую очередь ею и является. Право — важнейший элемент культуры и индикатор эмансипации общества от стихийных сил природы. В некотором смысле культура более уязвима, чем человек. Демографический урон можно в большинстве случаев возместить, культурный урон, как правило, необратим. При этом право, в свою очередь, является наиболее уязвимой и нестабильной частью культуры.

Будучи функционально соединительной тканью любой культуры, право и есть настоящая, а не вымышленная скрепа, на которой держится стабильность общества. Это утверждение вовсе не является частью либерально-демократической мифологии, как многим могут возразить. В древнем Китае не было ни либерализма, ни демократии, но архитекторы китайской государственности (так же как и философы любой античной культуры) знали — только то государство, где правят законы, а не люди, может рассчитывать на стабильность.


ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПРАВА

На обывательском уровне бытует представление о праве как о чём-то, что люди создают по своему усмотрению: хорошие люди при этом создают хорошее право, а плохие — плохое. На самом деле это глубокое заблуждение. И не потому, что хорошие люди могут создавать плохое право и наоборот, а потому, что люди не создают права, никакого — ни плохого, ни хорошего.

Право существует объективно, оно не зависит от воли людей, как не зависят от них законы природы.

Формула «править должны не люди, а законы» имеет гораздо более глубокий смысл, чем многие полагают. Как правило, её интерпретируют в том духе, что все равны перед законом: нижние и верхние классы общества, герои и толпа, принцы и нищие, и даже верховный властитель, будь он царь, император, президент или генсек. Это верно, но это не вся правда. Суть в ином — люди любые, «право имеющие» или «твари дрожащие», не властны над правом, они не создают право, а лишь облекают объективно и независимо от них существующее право в законную форму.

Причина обывательского заблуждения насчёт права кроется в том, что в своей повседневной жизни обыватель с правом не пересекается. Он знаком только с его «агентом по связям с общественностью» — законом. Большинство людей так и остаётся до конца своей жизни убеждено в том, что этот «агент» — то есть, закон — и есть право. В этом нет ничего удивительного, люди часто и в менее запутанных случаях принимают форму за содержание. И только в нестандартных, как правило, экстремальных обстоятельствах человек начинает ощущать разницу между законом и правом.

Законы пишутся людьми и соответственно бывают плохими и хорошими. Потенциально всегда возможно возникновение ситуации, когда закон есть, а права в нём нет!.. Такие законы-пустышки, не содержащие права, называются «неправовыми законами».

Право, в отличие от законов, объективно и от людей никак не зависит. Люди не придумывают право, а устанавливают его присутствие или отсутствие в каждом конкретном случае с помощью специальных инструментов. Эти инструменты и составляют тот скрытый от глаз фундамент правовой системы, который сегодня стремительно разрушается в России.


СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВОСУДИЕ

Вопрос о том, что есть сущность права, человечество ставит перед собой с античных времён, и, по правде сказать, с тех же пор на него существует чёткий ответ. Содержанием права является справедливость. Что не справедливо — то не право!

Право является практической стороной справедливости, посредством которой она реализует себя. Право как воплощение справедливости является той нерушимой стеной, которая отделяет самое примитивное человеческое сообщества от самого развитого стада приматов.

Однако же само по себе знание того, что справедливость составляет содержание права, мало что даёт человеку в практическом плане, потому что у каждого отдельного человека, также как и каждого сословия или класса, существует своё собственное субъективное представление о справедливости.

Обществу нужен был инструмент, при помощи которого люди в каждом конкретном случае могли бы устанавливать объективную, не зависящую от чьей бы то ни было индивидуальной воли справедливость. Таким инструментом является правосудие.

В самом общем виде правосудие — это ритуал, набор строгих и предельно формализованных алгоритмов (протоколов), неукоснительное соблюдение которых позволяет произвести «очистку» права от всего субъективного, избавить его от влияния любой индивидуальной воли. На то, чтобы выработать эти алгоритмы, у человечества ушли тысячелетия. А для обслуживания этой системы необходима каста «жрецов» — юридическое сословие, прошедшее специальную подготовку и обладающее специальным профессиональным правовым сознанием.

Таким образом, объективность права проявляет себя через справедливость и правосудие, осуществляемое специально обученными и уполномоченными людьми.
Всё это было известно ещё блаженному Августину, который писал, что государство без справедливости и правосудия является ничем иным как большой шайкой разбойников.
Так оно и случилось в России семьсот лет спустя…


МУМИФИЦИРОВАННОЕ ПРАВО

В некотором смысле символом современного российского права является Ленин в Мавзолее. Величественный саркофаг, жёлтая пергаментная кожа, иллюзия жизни, а внутри — ничего. Эту пустоту сегодня можно заполнить чем угодно!..

Русское право сегодня можно назвать в некотором смысле слова самым «свободным», потому что каждый чиновник волен интерпретировать содержание любого российского закона так, как ему хочется и как ему выгодно. При этом в зависимости от времени и контекста возможны самые разные толкования одного и того же закона, также один и тот же закон может быть по-разному применён или не применён по отношению к разным людям и ситуациям. Одинаковые поступки разных лиц становятся в России зачастую основанием для получения госнаград одними и приговоров другими.


Фото: РИА Новости

Русское право потеряло качество формальной определённости, без чего право перестаёт быть объективным и превращается в эстафетную палочку произвола, переходящую из одной сильной руки в другую. Беспардонное «процессуальное хулиганство», как назвал фривольное обращение с буквой закона в своё время Генри Резник, за полтора десятилетия разложения правовой ткани превратилось в злобный «юридический троллинг». Любому закону в любой момент в правоприменительной практике может быть придан любой смысл — и не один!

Владение юридической техникой как профессиональный навык потеряло актуальность. Ему на смену пришло «юридическое остроумие». Следователи, прокуроры, судьи, депутаты и все сопричастные к «убийству права» соревнуются между собой в том, кто придумает более извращённое и издевательское применение правовых принципов и втиснет больше «правовой ваты» в чучело законности…

Сегодня главное в России — не законность, а правоподобность. Сами законы уже заранее адаптируются под эти новые потребности правоприменения. Не в том беда, что они содержат в себе неконституционные смыслы, а в том, что они конструируются таким образом, чтобы вмещать в себя бесконечное количество смыслов, словно «резиновые квартиры» для мигрантов.

Новое российское законодательство очень похоже на то стратегическое «супероружие», которое Путин некоторое время назад презентовал Федеральному собранию. Оно способно бесконечно долго летать над Россией, меняя юридический вектор, скорость и высоту, и никто не знает, в какой момент и на чью голову оно свалится…

Декларируемые цели законотворчества потеряли всякую ценность, так как значение имеют только цели, которые преследуют те, кто хочет воспользоваться этими законами как инструментом экономической или политической борьбы.

Один из наиболее глубоких философов европейского права — Бергман, ещё успевший прочесть лекции в горбачёвской России, — считал, что важнейшим элементом западной правовой системы является возникновение особого профессионального сословия юристов и системы их подготовки (юридического образования). В России возникновение этого сословия связано с Александровской Судебной реформой 1864 года, и с тех пор оно развивалось, пережив даже эпоху «Большого террора». Но не сегодняшний день…

Ещё в самом начале новой эпохи, когда тенденции только заявили о себе, я в статье «Крысы» (это был как раз первый год предыдущего двенадцатилетнего цикла) дал краткую характеристику новой генерации «правоедов».


«КРЫСЫ» ВМЕСТО ЮРИСТОВ

«Коридоры судов и присутственных мест заполнили серые личности с тусклыми лицами и бегающими глазами. Они снуют стаями от двери к двери, куда-то заскакивают, что-то вынюхивают, кому-то заносят, кого-то выносят. Заходят тихо, уходят быстро, появляются неожиданно, но уже в другом месте. Они достаточно молоды, страшно деловиты и очень довольны собой.

Они обладают уникальной способностью лгать, они всеядны, предприимчивы и, как кажется, практически лишены страха. Нет такой бумаги, которую они ни изобразили бы вам за деньги. Нет такой дыры, куда бы они не воткнули эту бумагу за ещё большие деньги…

Стряпчие — люди в правовом смысле (да и не только в нём одном) глубоко невежественные. Закона они по-настоящему не знают и тем более не понимают. В то же время — это люди поверхностно «нахватанные», знающие азы, умеющие ловко жонглировать терминами. По-своему они очень изобретательны, умеют эффективно воспользоваться теми несуразностями и пробелами, которыми так богато сегодняшнее российское законодательство».

За прошедшие двенадцать лет крысы вытеснили юристов. Теперь крысы шаркают по паркету коридоров власти, а юристы живут в подполье.

За каких-то два десятилетия Россия проделала правовую инволюцию, достаточную для того, чтобы до фундамента разобрать здание, на постройку которого в России ушло более 150 лет, и вернуться в эпоху стряпчих.

В правовом смысле положение выглядит гораздо более тяжёлым и однозначным, чем в худшие советские времена. Тогда во всём была двойственность. Советский режим был откровенно террористическим, но в его недрах сохранялась правовая традиция, развитие которой шаг за шагом привело к идее «социалистического правового государства».

Сегодня во всём присутствует однозначность. Постсоветский режим является латентно террористическим, но в его топке уничтожаются остатки правовой традиции. Нить правовой культуры порвана; ещё несколько таких лет, и русская цивилизация не будет подлежать восстановлению ни с помощью демократии, ни с помощью диктатуры.


ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ПРАВО

Это, безусловно, дно. Но есть и хорошая новость — это твёрдое дно. В том смысле, что дальше падать некуда, и нет даже надежды, что снизу постучат. Надежду даёт очевидность и осязаемость угрозы. За последние два года террор и беспредел вышли далеко за пределы властной «зоны комфорта», перестали быть уделом предпринимателей и политических активистов. Сегодня — это общее дело в прямом и переносном смыслах этого слова. Это может коснуться буквально каждого, а, значит, это может стать общей платформой.

Новое качество кризиса состоит в том, что вопросы права и вопрос демократии перестали быть в России парной темой. Восстановление правосудия в России является сегодня condicio sine qua non (условие, без которого не обойтись) выживания для любой политической модели.

При нынешнем уровне правовой деградации «духоподъёмная империя» Дугина и Проханова обречена также, как и «Россия будущего» Навального или «парламентская республика» Ходорковского.

При сохранении имеющихся тенденций нет будущего ни у Медведева с Собяниным, ни у Грефа с Шуваловым, оно есть только у людей «дикого поля», живущих в парадигме разбойничьей шайки, о которой писал Августин, — но и то ненадолго.

А значит, вопрос о праве, то есть о справедливости и правосудии, можно вывести за скобки как «общее дело» для всех, кто, имея разные, зачастую противоположные политические идеалы и экономические интересы, тем не менее, желают сохранения русской цивилизации.

В практическом плане это означает возвращение требования формирования «правового государства» на первую позицию политической повестки дня. Не демократия и права человека, хоть это вещи и взаимосвязанные, а именно лозунг «правового государства» должен стать для России лозунгом третьего десятилетия XXI века. Право может и должно стать не разделяющим, а объединяющим началом национального возрождения.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

За последние 20 лет о независимости и справедливости мы можем только мечтать. Беспредел власти во всём! При таком правительстве только хорошо и обильно на полях растёт бурьян, количество нищих, безработных уже 34 млн. Уровень жизни на 84 месте. Зато увеличивается доходы олигархов. Как жить дальше?
_______________________________________

Великолепно! Очень мелко, до невидимых нервных волокон разжёваны (как для плебса, так и для посвящённых) внутренне-субстанционные связи системы "право —государство — закон". Абсолютный резонанс — истина во всех инстанциях.

Одно весьма спорное место — в части твердыни дна. Оно оставалось бы монолитом, если бы данные факты признавались и озвучивались хотя бы кем-нибудь из собственных светил правовой мысли и находили бы своё понимание и применение. А так — простор для гос. фантазии ещё достаточно обширен (дно хоть и хрупкое, но оно далекооо не одинарное…
_______________________________________

1. С автором трудно не согласиться в том, что серьёзная реформа правовой системы в России необходима, но для этого не стоило писать столько слов без ссылок на исторические примеры и мнения учёных и юристов.

2. Писать про естественное право ("объективность права" в терминах автора), ссылаясь только на Блаженного Августина, жившего в 4-5 веках (а не 700 лет назад) и считавшего источником права и справедливости Бога, а источником зла — свободную волю человека, несерьёзно.

3. Важность процессуального права и юридического образования отрицать трудно, но это ещё не позволяет считать их единственным гарантом справедливости. На сталинских судилищах с процессуальной точки зрения всё было идеально.

4. Правовая система не может существовать отдельно от общества, и, следовательно, отражает его пороки — коррупцию, правовой нигилизм, кумовство и прочее. Поэтому, сколько не строй правовое государство, и не переписывай законы, без серьёзных общественных изменений всё вернётся на круги своя.
_______________________________________

Закон и право — не синонимы. Законы могут нарушать определённые права, например. Особенно законы, которые власть имеет возможность принимать просто потому что так хочет, ни перед кем и ни за что не отвечая и не отчитываясь. Такие законы, назовём их «законы второго сорта» — это чьи-то произвольные хотелки, распечатанные на хорошей бумаге и обёрнутые в обложку, на которой написано «закон».

Я тоже могу написать закон. Но чей закон будет исполняться в реальности? Тот, на чьей стороне сила. А в РФ единственный источник силы — это силовые структуры. Мои хотелки, даже изложенные в виде закона, никого не заинтересует. А хотелки Кадырова, например, даже не изложенные в виде закона, заинтересуют, как минимум там, где за ним сила, то есть на территории его республики. За пределами его республики его сила слабеет, но там действуют другие хотелки других людей, тоже иногда сформулированные в виде закона, а иногда нет, но на самом деле это неважно. Пока законы в РФ — это законы второго сорта, то есть чьи-то персональные или корпоративные хотелки, в конечном итоге всё решает тупая физическая сила. Разве не так? А вы говорите — правоохранительная система. В упор не вижу никакой правоохранительной системы.
_______________________________________

Чем тяжелее труд, тем меньше времени и желания на культуру. Поэтому и протесты сейчас явно культурнее. Хотя, хорошо это или нет, решит время.
_______________________________________

Всё верно. Только как это делать в условиях всеобщего недоверия людей друг к другу и, как следствие, всех вместе — к власти? Или иными словами при почти полном отсутствии социального капитала, что, по моему глубокому убеждению, и является главным тормозом всего и вся в нашей стране.

Как материализуется эта духовная категория в обыденной жизни, можно показать на конкретных примерах. Подъезжаем на автобусе к границе с сопредельным государством. На российской стороне паспорта контролируют перед основным офисом, затем непосредственно на нём, а потом постановку штампа о пересечении границы просматривает очередной прапорщик при выходе из зоны контроля. Недоверие (а речь здесь идёт о недоверии друг другу внутри пограничного ведомства) материализуется в две лишних бюджетных должности со всем положенным им содержанием.

Другой пример ещё более показателен и трагикомичен: из разговора со спасателями на одном из сочинских пляжей узнаём, что премиальные им положены только за выловленные трупы…
_______________________________________

Можно долго философствовать на правовую тему, но всё можно объяснить проще. Есть главное отличие западного, комфортного для проживания людей мира и современной Россией. В Западном мире есть закон, который обязателен для всех и во всём. Уже в СССР начали жить по-другому: есть закон, он для народа, партийная элита ему не подчиняется. Современная Россия пошла ещё дальше, сохранив неподвластную закону элиту. Она перенесла эти свои правила и на международный уровень: мы как хотим, так и будем делать, плевать нам на ваши правила. И всё это происходит с бурного одобрения большинства народа. Посему можно долго разглагольствовать о праве, законе и прочих подобных вещах, но запроса на это нет, поэтому тут ничего не изменится. Нет понимания, что комфортная жизнь — это жизнь по правилам для всех и всегда, и не важно право ли это на свободу слова, международных договорённостей или необходимость соблюдения правил на дороге, правил безопасности и т.д.
_______________________________________

Что "Россия — неправовое государство изначально", можно бы и согласиться с этим, если бы не было примеров обратного, когда адвокаты в начале века отстаивали права и простых людей и революционеров. Приговоры смягчались или отменялись вовсе. Даже в Советской России уже с 60-х годов вопросы прав граждан (исключая политических) решались, в основном, справедливо и профессионально. Разумеется, советские законы во многом имели партийную составляющую. В 70-е партийных боссов старались не трогать, коррупция не расследовалась. Возможно, именно тогда правовая система начала покрываться трещинами.
_______________________________________

Содержание права — справедливость. Государственный строй может меняться, законы могут меняться, но алгоритм техники — главное. Пример — Германия 1940-х гг. Законы были чудовищны, но алгоритм оставался нетронутым. А в России произошла, как пишет Пастухов, правовая инволюция — потеря юридической техники, убитая объективность, предельная субъективность: каждый чиновник толкует содержание любого закона, как ему хочется, как ему ВЫГОДНО. Система алгоритмов утеряна. Разрушен фундамент цивилизации. Фактически, наступает хаос (в котором о культуре и речи быть не может). Дно ли это? Вот тут вопрос в ощущениях. Часть общества понимает, что хаос подходит к стадии необратимости, а другая часть уже живёт в состоянии одичания, вне цивилизации. Можно ли остановить энтропию? Есть ли для этого силы и воля?
_______________________________________

Впервые за годы прочитал не просто качественную статью политолога (не обязательно В.Пастухова), познавательную и всё расставляющую по своим местам, а анализ и прогноз, наполненные глубочайшим философским смыслом! По-моему, это приговор обществу не меньший, чем приговор государству. Я имею в виду не гражданское общество, а пресловутые 84%. Нужно ли этому "обществу" правосудие как инструмент для измерения объективной справедливости, если его не волнует сама справедливость? И так ли очевидна и осязаема угроза государственного террора для него (общества в кавычках)? Надежда (как и пишет автор) на гражданское общество. Что именно оно восстановит порушенное право, спасёт и русскую культуру и русскую цивилизацию. Но и здесь я, как дилетант, вижу коллапс уже сейчас. Слишком не равны силы, нет реальных механизмов для осуществления этого. Прочитав статью, мой личный вывод: Мы находимся в начале того самого конца. Тенденция к саморазрушению и самоуничтожению государства Россия налицо…
_______________________________________



ИСТОЧНИК

Владимир ПАСТУХОВ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Преступления (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Власть (0) > Показуха (0)
  • Власть (0) > Цензура (0)
  • Нравственность (0)
  • Политика (0) > Внутренняя политика (0)
  • Судебная система (0) > Беспредел (0)
  • Судебная система (0) > Юридический анализ (0)
  • Судебная система (0) > Правоприменение (0)
  • Шедевры публицистики (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 15.01.2021 - ФИАСКО ОПТИМИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНЫ
  • 14.01.2021 - РЕЧЬ ТАТЬЯНЫ НАГИБИНОЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ
  • 13.01.2021 - ПУТИНСКАЯ ЕЖОВЩИНА
  • 13.01.2021 - СЛОВО ГОДА
  • 13.01.2021 - АСОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
  • 12.01.2021 - КРЕПОСТЬ, ОСАЖДЁННАЯ ИЗНУТРИ
  • 12.01.2021 - ЧТО ЗНАЧИТ, БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ?
  • 12.01.2021 - ТРАДИЦИЯ ПОДВОДИТЬ ИТОГИ
  • 11.01.2021 - ОБСУЖДЕНИЕ ЦИКЛА СТАТЕЙ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭНТРОПИЯ»
  • 11.01.2021 - ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮРОКРАТИЕЙ
  • 11.01.2021 - В РОССИИ ЧУДОВИЩНЫЙ УРОВЕНЬ НЕРАВЕНСТВА
  • 10.01.2021 - ЗАЯВЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО «ЯБЛОКА»
  • 10.01.2021 - КУЛЬТ НАСИЛИЯ В ОТВЕТ НА НАСИЛИЕ
  • 10.01.2021 - ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ПУТИНУ
  • 09.01.2021 - ОБСУЖДЕНИЕ ЦИКЛА СТАТЕЙ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭНТРОПИЯ»
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru