Олег КАШИН: русский политический журналист, публицист, обозреватель и писатель, ведущий программы «Кашин.Гуру» на телеканале «Дождь» и авторской колонки в издании Republic
ТЕКСТ, ВИДЕО, КОММЕНТАРИИ
Олег КАШИН:
Оглядываясь на этот год, понятно, что пандемия, понятно, что особые условия, но всё же, действительно, все публичные появления нашего президента, даже чоканье шампанским с Никитой Михалковым — это окошко на экране президентского телевизора.
И, наверное, человек в этом окошке не может уже полностью участвовать в управлении государством. Наверное, гораздо более влиятельны те люди, которые отвечают за подключение Путина к телевизору. И здесь бы я, наверное, тоже подумал: а кто за это отвечает, кто этот человек, который втыкает эти штекеры в компьютер Путина?
* * *
Этот вопрос «Кто рядом с Путиным, кто за это отвечает?» возник в прошлом году, когда президент вдруг резко и радикально вплоть до погружения в архивы увлёкся темой Второй мировой войны. Я не сразу сообразил — память как бы тоже уже подводит, — но, тем не менее, мы помним, кто был тем публичным государственным деятелем, который ещё 10 лет назад первым начал бороться против так называемой фальсификации истории и даже создал комиссию. Это тогдашний глава администрации президента Сергей Нарышкин.
И теперь, Нарышкин на коне, причём на таком коне, который несвойственен начальнику СВР. Когда СВР руководил Фрадов, мы его не видели вообще и никогда. Он не выступал, не комментировал, не ездил. То есть ездил, наверное, но, по крайней мере, не публично. Теперь Нарышкин — полноправный герой новостей. Нарышкин то, Нарышкин сё. Нарышкин поехал к Лукашенко. Нарышкин прокомментировал дело Сафронова. В общем, какой-то такой, топовый силовик.
Я бы сказал, не дай бог, если Нарышкин станет нашим новым президентом после 24-го года, потому что проявляется именно такая нетипичная для тайного деятеля государства активность, причём активность очень часто бредовая. Например, им те же события в Белоруссии или то же отравление Навального комментировано так, как, наверное, уместно комментировать в телепередаче Владимира Соловьёва, условно говоря, а серьёзный человек, начальник разведки должен более серьёзно относиться.
И вот представим себе, что рядом с Путиным новый фаворит, собственно, Нарышкин, который, наверное, как-то не вполне адекватен — вот, может быть, в этом дело, может быть, он и отвечает за президентский штекер, который соединяет образ президента с окружающим миром.
Но на самом деле ощущение, что Путина в этом году уже почти нет, родилось не вчера, не после выступления на клубе Валдай, а в течение всего периода и карантинного и докарантинного и, между прочим, обнуленческого, поскольку конституционная реформа производит впечатление не то, которое было запланировано в январском послании Путина. Потом всё куда-то делось. В общем, кто вспоминает о поправках к Конституции, об обнулении? По-моему, никто вообще…
Но, тем не менее, обнуление-то есть. Мне кажется, что рановато Путина списываете со счетов. Ему как минимум ещё до 24-го года с нами оставаться. А потом, если всё будет так, как предсказывают не очень оптимистичные эксперты, его впереди может быть, ждёт ещё парочка сроков.
Но ещё раз спросим: сколько реального Путина в том, что происходит сегодня? Сколько Путина в отравлении Навального? Сколько Путина в этих новых, уже не карантинных, а таких уже, посткарантинных мерах? Сколько Путина, допустим, в карабахской войне? Он говорит что по несколько раз в день созванивается с Пашиняном и Алиевым, но тоже видим самоустранение России, которая была до сих пор гарантом безопасности Армении. И ОДКБ, по сути, на наших глазах умерло, превратилось в виртуальную сущность, поскольку мы видим, что вовлечения России в такие сюжеты по большому счёту нет.
Поэтому да, Путин может быть сколько угодно — поскольку мы понимаем, что о своём здоровье и продолжительности жизни он заботится. Но каково его реального участие в происходящем в стране? Такое ощущение, что абсолютно минимальное, практически нулевое.
Может, он просто показывает, что всё так, по сути, должно быть, что вот есть ведомство, которое ответственно за какие-то дела, за решение каких-то вопросов. А он просто это, в общем, контролирует и вмешивается, если нужно Навального отправить в Германию или ещё какая-то нештатная ситуация, тогда он может снизойти. А так, ну, вот у вас полно разных организаций — вот пусть они все этим занимаются.
Ещё, наверное, начиная с начала нулевых у всех политологов был в моде тезис, что Путину нравится роль такого верховного модератора конфликтов, а стандартный ответ на любой вопрос: «Решайте сами». Но здесь мы опираемся на самое показательное, что было в последние месяцы — отравление Навального, когда, действительно, Путин оставил это всё в распоряжение каких-то служб. И вот каждый занимается, чем хочет. Получается, наверное, какая-то ерунда.
Насколько управляемо Российское государство — этот вопрос остаётся повисшим. И я не думаю, что мы можем получить на него достоверный ответ сегодня, если вспомним, как Дмитрий Песков, который как бы является голосом Путина в публичном пространстве, месяц или два месяца назад публично отвергал участие Путина в судьбе Навального. Теперь, когда Путин об этом заговорил, оказывается, Песков прямо публично солгал. И Пескову приходится как-то маневрировать, что «вот я говорил про это, а не про это» и так далее. То есть не всё в порядке у них очевидно. Но тоже этот непорядок.
Конечно, не первый раз расходятся слова Пескова с тем, что он говорил в другой момент. Такое уже было. Сам Путин говорил, что «Песков там пургу какую-то несёт. Я вообще не слежу за тем, что он говорит, он себе что-то выдумал и сам потом рассказывает». Но по логике прямая ложь, когда глядя в глаза, говоришь на чёрное — белое, всё-таки не очень хороший признак даже для пресс-секретаря.
Вообще в стране начинается какой-то бардак, все ведомства работают, как сами хотят, и никому не подчиняются. Мишустина сейчас в последнее время стало много. Вчера он врачей, например, награждал — прямо такой предвыборный ролик: Мишустин вручает медаль врачу, который лично его спасал. Собянин то возникает, то исчезает как главный по коронавирусу, а потом выясняется, что не главный и нигде его нет.
Министр обороны, между прочим, Шойгу при всей как бы популярности и желании часто мелькать всюду на пике военного конфликта с участием ближайшего союзника России Армении просто исчез, не было никакого Шойгу. Потом — бабах! Оказалось, он художественную книгу написал. Вот был занят, пока российских союзников расстреливали из беспилотников. Такая полуанархия продолжается не первый месяц, возможно, не первый год. И если вы услышали меня так, что я предлагаю как-то паниковать или ждать перемен, — да нет, на самом деле в этом хаосе можно жить сколько угодно. Я думаю, что будет у нас эфир через 10 лет — тоже будем говорить: С Путиным что-то не то, Путин куда-то исчез. Такое естественное агрегатное состояние, но вот как-то приспособились с этим жить.
Вертикаль на самом деле, наверное, всё-таки преувеличена как явление. Скорее можно говорить, что элементы системы валяются на земле — им просто некуда падать. И так уже не первый год.
Есть классический пример кадровой политики Путина. Когда ещё Анатолий Собчак проиграл выборы, губернатором стал Владимир Яковлев, они с Путиным чуть ли публично обзывались всякими нехорошими словами. И вот Путин пришёл к власти в 2000-ом году, и Яковлев как бы в его руках. Вот теперь он с Яковлевым может делать всё, что угодно: посадить, сослать, организовать ему — как написала Маргарита Симоньян — «если бы мы хотели отравить Навального, его бы сбила машина» — гениальное выражение. Но только через три года после своего прихода к власти он передвинул Яковлева из губернаторов Петербурга в министры, потом ещё куда-то, ещё куда-то — такая затухающая карьера. И где-то лет через 10 Яковлев исчез.
Такие сроки у Путина, такой шаг в кадровой политике. В чём его опять же нельзя упрекнуть — в том, что он проштрафившегося политика как-то уничтожает немедленно.
Да, наверное, опыт работы Путина в КГБ СССР наложил тяжёлый отпечаток на российскую власть путинского периода: именно избыточная, причём до карикатурности, закрытость, секретность и обилие таких отвлечённых маневров, когда нам, может быть, даже эти имена — Ткачёв, Королёв — вбрасывают, чтобы мы о них думали, а на самом деле их просто не существует, а на самом деле всем рулит какой-то человек совершенно другой, с незасвеченной нигде фамилией…
Вот когда назначали в Кремле начальника управления по борьбе с коррупцией по имени Олег Плохой, я в глубине души думаю, что они просто придумали такое имя, придумали такого человека, чтобы нас потроллить, чтобы мы боялись или верили в Олега Плохого, а на самом деле никакого Олега Плохого не существует.
Это даже не конспирология, я думаю, это пелевинщина. На самом деле, по-моему, стало общим местом говорить, что мы живём в таком плохом романе Пелевина, тем более, что хороших он давно не писал.
А дальше что? Возможна и оттепель. И об этом тоже нужно думать с надеждой и терпением, что ли. И представим себе, что ближайшие Х лет до окончательного ухода Владимира Путина Алексей Навальный проживёт в Германии, наберётся сил и опыта в европейском истеблишменте, а потом вернётся и возглавит Российскую Федерацию. Почему бы и нет? Давайте думать об этом.
Вот Северная Осетия помнит о Беслане, а мы 1 сентября идём в школу, и 3 сентября у нас вообще теперь, как известно, День победы на японским милитаризмом. И с «Норд-Остом» то же самое. Это же главные вехи этих 20 лет. А на самом деле кроме «Курска», «Норд-Оста» и Беслана такого масштаба национальной беды и не было. И очевидно, что российская власть и персонально — тоже не скажу Владимира Путина, — а люди, создающие нам образ Владимира Путина, очевидно, не хотели бы, чтобы эти базовые точки были главными в том пунктире, который мы проводим из 2000-го года в 2020-й.
Поэтому да, память стала способом сопротивления буквально! Если ты помнишь — значит, ты не согласен с властью! Поэтому, конечно, мы все помним про 2002 год, помним эти дни. 23-е была среда, вечер. Захватали. 26-го в субботу был штурм. Всем вечная память, кто тогда погиб.
Может, властям и было бы лучше как-то на официальном уровне показывать, что они тоже помнят, чтобы эта память не становилась каким-то актом сопротивления. Но тогда придётся показывать нам того Владимира Путина, которого нам показывать не любят, а именно растерянного, наверное, или принимающего непростые решения, о которых он в каком-то из своих агиографических фильмах рассказывал. Потому что, действительно, эти три эпизода — «Курск», «Норд-Ост» и Беслан, — чем они объединены? По крайней мере, тем, что в первые дни или часы трагедии общество оказывалось лицом к лицу с бедой как-то без участия власти…
То есть вот то «мы» коллективное российское, в нём как бы никакого Путина не было. Мы смотрели в глаза беде, в глаза смерти и на самом деле жили без власти какие-то дни и часы, по крайней мере, какое-то время жили. И это, наверное, невыносимо для Кремля, который остался неизменным с того периода. Поскольку всё ещё живы и современники и участники, то просто лучше замалчивать. Тем более, что «Норд-Ост» был, очевидно — а как иначе сказать? — эпизодом второй чеченской войны. А сами чеченские войны тоже у нас выведены за пределы официальной памяти. Поскольку как же так? Мы не воевали с чеченцами никогда, как известно, а, наоборот, совместно с чеченским народом под руководством Ахмат-Хаджи Кадырова дали отпор международному терроризму!..
В этом двоемыслии нет места для реальной национальной истории. Поэтому здесь, я думаю, совершенно естественно, никаких больших траурных мероприятий или каких-то фильмов по федеральным каналам нет. Я представил это и с ужасом думаю, как это подавать на телевидении? То есть, как здорово, что погибли более 100 заложников и все террористы? Не думаю. Всё-таки я думаю, что в любой следующей России, в которой власть уже будем менее отягощена собственным участием в этих событиях, и «Курск» и «Норд-Ост» и Беслан будут базовыми точками новейшей истории, когда и памятники, и названия улиц, и кино, и главы в учебниках будут более правдоподобными. Поэтому здесь как раз вопрос времени.
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
Кашин молодец, по крайней-мере имеет смелость не примыкать к тусовкам. Он равноудалён, как от "кремлёвских", так и от "либералов".
________________________________________
Более всех уважаю Кашина за его умение лучше всех излагать и анализировать, не только происходящие процессы в гниющем путинском режиме, но и также лучше других выворачивать подлость либеральной тусовки. Респект журналисту.
________________________________________
Всё-таки ветер с Темзы хорошо проветривает мозги. За сорок минут лишь однажды пахнуло онучей, да и то, слегка, когда Навального помянули. Да и то, это просто личное.
________________________________________
Странный Кашин стал. Или и был…
________________________________________
Я вот тоже ещё с комсомольских времён (в комсомол пришлось вступать из-за того, что в стройотряд некомсомольцев не брали) пытаюсь понять, как может Правда быть комсомольской?
________________________________________
Все знают этих неустанно трудящихся В. Путина и И. Сечина. Вот, для дальнейшего обеспечения вождям нужных удобств и комфортов и приходится выдумывать всякие новые ухищрения. Вот для чего, например, постоянно неустанно разрабатывать всё новые и новые средства массового умерщвления всех негодных? Казалось бы, зачем? Вполне достаточно расстрельных рвов и многоярусных виселиц, на которых можно было вешать одним махом аж по 250 и даже больше казнимых.
Нет, оказывается, все эти зрелища пагубно и разрушительно воздействовали на тонкую ранимую уязвимую психику палачей и карателей, бедняги спивались и плакали навзрыд, злостно уклоняясь от участия в массовых экзекуциях.
________________________________________
И этот лондонский сиделец будет нас учить жить?
________________________________________
А эта ольгинская шушера сами себе лайки проставляют… Весь этот путинский курятник с этим малохудожественным кудахтаньем прихожинских петриков-пустоемеличей сильно напоминает многие рецепты д-ра Й. Геббельса. Да, этого следовало ожидать. Путинизм в панике. Волна репрессий нарастает. Чисто профилактические санации: кого чайком попотчевать, кого из ВШЭ выпереть, кого по "дадинской" статеечке упечь на двушечку.
________________________________________
Какой-то непрерывный конкурс мерзавцев в Путистане. И такая же логика подстраивающихся журналюг. Обнулёныш, видите ли, не виноват в отравлении оппозиционера, т.к. ему давно уже на всё плевать. И вообще это не его уровень… Кабы это обнулёныш делал, он бы траванул пол-Питера, не меньше…
________________________________________
Интересно, кто так ловко отравил Навального, что тот, во-первых, остался жив, а во-вторых, его известность и популярность взлетела до небес?!
________________________________________
Я думаю многие наши "политики" обзавидовались уже. Кара-мурзу 2 раза травили, а тут с первого раза… и в "дамках"!..
________________________________________
Если бы Обнулёныш не был причастен к отравлению Алексея Навального, то его действия должны были быть прямо противоположными — т.е. в гневе приказал срочно возбудить уголовное дело и провести тщательное расследование. О ходе следствия докладывать лично ему…
________________________________________
Иногда, бывает, что "зло" не дорабатывает… Бывает такое чувство, оно противно самому сознанию, но в данном случае, претензии к "злу" обоснованны — халтура!
________________________________________