Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Всем, кому интересна правда

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[03.01.2021]

«ШВЕДСКАЯ СЕМЬЯ» НА КИТАЙСКИЙ МАНЕР

Сергей РЫБАЧУК: журналист, китаист

ТЕКСТ, ИЛЛЮСТРАЦИИ, КОММЕНТАРИИ

Сергей РЫБАЧУК:


Новый вид брака появился в Поднебесной. «Раздельный брак» в Китае носит уникальный национальный характер — он обусловлен бурно меняющимися условиями экономической и социальной жизни страны, а также нарастающими противоречиями между семейными традициями и последствиями «политики одного ребёнка». Распространится ли он по всему миру?

                                                  * * *

В последнее время в китайских медиа не утихают споры о набирающей популярность новой форме семейного союза — так называемом «раздельном браке» (или — в дословном переводе — двустороннем браке). На первый взгляд, такой союз во многом напоминает распространённый в Швеции вид супружества särbo, при котором партнёры живут порознь и проводят время вместе только в выходные, праздники или другие обозначенные дни.

Однако в Китае это явление носит уникальный национальный характер — оно обусловлено бурно меняющимися условиями экономической и социальной жизни страны, а также нарастающими противоречиями между семейными традициями и последствиями «политики одного ребёнка».


БЕЗ ОБРУЧАЛЬНЫХ КОЛЕЦ И КВАРТИРНОГО ВОПРОСА

Китайцы, состоящие в «раздельном браке» или лично знакомые с подобными союзами, по-разному описывают особенности жизни таких семей. Если попытаться соотнести их истории, складывается следующая картина.

Парень и девушка, только начавшие работать после университета и продолжающие жить с родителями, желают создать семью и завести детей. Но они не готовы к свадьбе и совместной жизни: на первое не хватает денег, а на второе — уверенности в себе и партнёре. Тогда молодая пара договаривается о «раздельном браке», который подразумевает следующую последовательность действий:

• молодожёны расписываются в ЗАГСе, отказываясь от свадьбы и сопровождающих её обычаев;

• супруги заводят двух детей — первому ребёнку дают фамилию отца, а второму — фамилию матери;

• новая семья живёт раздельно — муж с первенцем у своих родителей, а жена со вторым ребёнком у своих родителей;

• все члены семьи видятся несколько раз в неделю в оговоренные дни, а дети могут периодически проживать то с отцом, то с матерью;

• муж и жена имеют общий семейный бюджет, а в первые годы им активно помогают родители, благодаря чему супруги могут не бросать работу.

Такой необычный союз невозможен без двух важных условий: во-первых, чтобы поддерживать постоянное общение, семьи мужа и жены должны жить недалеко друг от друга — хотя бы в границах одного города. Во-вторых, предполагается, что родители молодожёнов одобряют брак, ведь на них возлагается дополнительная финансовая и эмоциональная ноша.

Но, несмотря на эти ограничения, всё больше молодых китайцев находят привлекательным именно этот способ строительства семьи. Каковы его преимущества и недостатки по сравнению с традиционным видом брака?


ФИНАНСОВАЯ ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ

Самые очевидные — материальные преимущества. При вступлении в брак мужчине не нужно покупать обручальные кольца и платить выкуп за невесту, а женщине — готовить приданое, чего обычно требуют китайские традиции. Кроме того, в зажиточных семьях принято покупать молодожёнам квартиру, хотя чаще всего невеста на первое время переезжает в родительский дом жениха, а потом они уже самостоятельно снимают жильё.

Больше всего в новой форме супружества заинтересованы родители невесты, так как обычно они полностью оплачивают свадьбу. Сэкономленные средства семьи жениха и невесты тратят на обустройство детских комнат и подготовку к родам. А уже после рождения двух детей, когда муж и жена разъезжаются по своим домам, родители активно помогают им деньгами и заботятся о внуках. Благодаря такой помощи молодожёны могут не так сильно беспокоиться о зарплатах и продолжать свои карьеры. Одно только решение этих сугубо житейских вопросов уже привлекает китайскую молодёжь к «раздельному браку».

Немаловажна и психологическая сторона вопроса. В традиционных браках после свадьбы невеста в большинстве случаев переезжает к жениху. Родители жены остаются одни и нередко страдают от одиночества. В этом контексте можно сказать, что «раздельный брак» гармонизирует социальные роли мужа, жены и их родителей в системе семейных взаимоотношений. Родня жены получает столько же внимания, сколько и родня мужа. А сама женщина получает такие же возможности в карьерном плане, что и мужчина.

Таким образом, супруги полностью разделяют между собой все обязанности: заработок денег, воспитание детей и уход за родителями, что делает этот вид брака более равноправным. Не стоит также забывать про символичность и значимость фамилии в китайской культуре: если раньше только отец мог давать фамилию своим детям, то теперь такая возможность появилась и у матери.


ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ

Главный недостаток «раздельного брака» заключается в первую очередь в незрелости такого союза. Хотя полноценная свадьба и отдельное жильё требуют больших и порой неоправданных трат, такие трудности закаляют супружескую пару. Если муж и жена проходят эти жизненные испытания и заводят ребёнка, опираясь преимущественно на собственные силы, можно с большей уверенностью утверждать, что эта семья не распадётся. Осознавая все сложности этого пути, молодые люди серьёзнее относятся к отношениям и не торопятся заводить семью.

Продолжая жить с родителями после рождения детей, молодожёны так по-настоящему и не входят во взрослую жизнь. Инфантильность молодых родителей, в свою очередь, угрожает будущему детей, так как в «раздельном браке» мужу и жене намного легче развестись, не «привязываясь» друг к другу с помощью радостей и горестей совместной жизни. Только в 2019 году, согласно данным Министерства гражданской администрации, в Китае было подано 4,15 млн. заявлений на развод, при том что официально зарегистрировали свой брак только 9,47 млн. китайцев. Количество разводов в Китае растёт из года в год, и в случае популяризации «раздельных браков» можно ожидать, что эта тенденция будет только усугубляться.


Фото: pixabay.com

Кроме того, сам факт существующих договорённостей о фамилиях, обменах детьми между семьями и встречах по определённым дням ставит под вопрос искренность, эмоциональную сторону такого союза. Он во многом напоминает договорной брак китайской старины, когда родители выбирали вторую половину своим детям, руководствуясь только состоянием и социальным статусом другой семьи. Современные китайские родители же, с одной стороны, боятся потерять внимание своих детей, а с другой, желают как можно раньше начать нянчить внуков. По это причине зачастую в «раздельном браке» заинтересованы не столько молодожёны, сколько их родители, которые и подталкивают ещё не повзрослевших отпрысков к преждевременному союзу.

Наибольшая опасность такого вида супружества состоит в потенциально нездоровой атмосфере, в которой растут дети. Из-за того, что дети только периодически видятся со вторым родителем, эмоциональная связь между ними не столь крепка, как в традиционной семье. Существуют опасения, что постоянное общение с бабушкой и дедушкой, с которыми дети проводят больше времени, чем с родителями, а также полное равноправие отца и матери могут сказаться на их понимании социальных ролей в семье. «Раздельный брак» также не исключает возможного конфликта между родителями отца и матери, которые могут больше любить и заботиться о ребёнке с их фамилией.


ПОСЛЕ «ПОЛИТИКИ ОДНОГО РЕБЁНКА»

Плюсы и минусы «раздельного брака» только частично объясняют рост популярности нового вида супружества в Китае. Главные причины появления такого семейного союза кроются в двух важных противоборствующих социально-политических и экономических явлениях, которые хорошо описывают прошлое и настоящее КНР.
Специализирующаяся на социологии культуры преподавательница Университета Фудань Чжао Чунь-лань уже давно исследует явление «раздельных браков» в Китае. В эфире Китайского национального радио (CNR) она рассказала, что такие союзы стали появляться в 2011 году, когда Компартия Китая начала смягчать «политику одного ребёнка» на юге страны (контроль рождаемости существовал в стране с 1980 по 2016 год).

Во-первых, «политика одного ребёнка» и резкий рост продолжительности жизни ускорили «старение» страны. В 2019-ом люди в возрасте 65 лет и старше составляли 12,6% от всего населения Китая (176 млн. человек), ожидается, что через два года этот показатель увеличится до 14%. В то же время уровень рождаемости в КНР постоянно снижается, и политики теперь наоборот призывают молодые семьи заводить больше детей. Однако сегодня эти призывы обращены к поколению 1980-х и 1990-х, которое имеет отличный от их родителей взгляд на семью. Практически все представители этого поколения были одним ребёнком в семье в эпоху политики реформ и открытости, когда уровень жизни китайцев стремительно улучшался. Китайские родители, привыкшие окружать детей максимальной заботой, направляли всю свою любовь на одного ребёнка, в результате чего сильно его баловали вплоть до совершеннолетия.

В итоге в КНР выросло целое поколение довольно инфантильных и эгоистичных молодых людей, которые остаются жить с родителями даже после университета и сильно зависят от них в финансовом и эмоциональном плане. Новая молодёжь нехотя заводит семьи, а тем более детей, предпочитая реализовывать себя в работе или учёбе.
Тогда родители и предлагают им компромисс — «раздельный брак», в котором они могут не кардинально менять свой образ жизни, как в традиционном браке, но делать определённые шаги к созданию новой семьи.

Это решение выгодно не только родителям и их детям, но государству в целом, так как новый вид супружества подразумевает рождение двух детей. В связи с этим ожидается, что, если «раздельный брак» продолжит набирать популярность, китайские власти по примеру Швеции закрепят его на юридическом уровне для «омоложения страны».


МЕСТО СОПРИКОСНОВЕНИЯ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО

Как отмечает Чжао Чунь-лань и интернет-пользователи, на сегодняшний день «раздельный брак» в основном встречается только на востоке Китая — в провинциях Чжэцзян и Цзянсу, а также в расположенном между ними Шанхае. Это традиционно самый богатый регион Китая после южного Гуандуна, где высокий уровень жизни наблюдается не только в городах, но и в сёлах, сохранивших своё влияние на социальную структуру провинций. Именно в деревнях сегодня и распространяется новый вид семейного союза.

Так, например, 70–80% молодожёнов Водяной деревни, расположенной к западу от города Ханчжоу, в 5 км от знаменитого индустриального парка Alibaba, состоят в «раздельном браке». Этому есть своё объяснение, которое и помогает сложить пазл этого необычного социального явления. Всё дело в том, что в сельских районах Восточного Китая сформировалась особая зона, где столкнулись прошлое и настоящее — развитая клановая система и экономико-технологический центр страны.

«Раздельный брак» представляет собой не что иное, как традиционный способ кланового самовыживания в современных реалиях. Население восточно-китайской деревни обычно представлено несколькими крупными семьями-кланами, некоторые из которых ведут свой род ещё из древности. Для таких семей продолжение рода даже сегодня остаётся одной из главных целей в жизни, и «политика одного ребёнка» вызывала в этих деревнях большие конфликты. Учитывая вымирание деревни и сокращение сельского населения — всемирный тренд, не обошедший стороной и Китай, — кланы напрямую заинтересованы в том, чтобы новая молодёжь рожала детей и возвращалась из городов в сёла. В попытках приспособиться к новым условиям они и придумали новый вид супружества, удовлетворяющий интересы молодожёнов и их родителей, а также дающий надежду на сохранение и даже развитие деревни.

В XXI веке кланы, а точнее, их прообразы, ни в коем случае не заставляют молодых людей жениться в угоду деревне. Обычно молодые люди сами находят себе пару, и родители только подсказывают им заключить «раздельный брак», объясняя все преимущества такого союза и обещая помощь в уходе за детьми. А чаще всего молодожёны, воспитанные в духе «политики одного ребёнка», сами не прочь оставлять детей вместе с родителями и продолжать работать в городе, приезжая несколько раз в неделю в деревню к семье. Таким образом, «раздельные браки» стали своеобразным ответом китайской старины на вызовы современности.


ПРОГРЕСС ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ?

Объясняя структуру нового семейного союза, младший научный сотрудник Чжэцзянской академии социальных наук Мо Янь-цин справедливо указывает, что изменение формы брака является результатом изменения объективных обстоятельств. «Раздельный брак» сложно однозначно охарактеризовать как прогресс в системе семейных взаимоотношений в Китае, принимая во внимание все вышеописанные минусы.

Чжао Чунь-лань, Мо Янь-цин и другие социологи сходятся во мнении, что реальные результаты и последствия новых союзов мы сможем увидеть только через несколько лет, когда супругам предстоит выполнять свою часть договора и заботиться о престарелых родителях. Нередко договоры между супругами в таких браках подразумевают, что в какой-то момент они полностью встанут на ноги, купят собственное жильё и, наконец, съедут от родителей.

Как они будут жить самостоятельно, без родительской помощи вместе с двумя уже подросшими детьми и смогут ли стать полноценной ячейкой общества, — вопрос времени. Тем не менее, это явление стало одним из самых обсуждаемых в китайских соцсетях и СМИ, и не стоит удивляться, что в скором будущем «раздельные браки» распространятся по всей Поднебесной.

А учитывая тот факт, что аналогичные проблемы с падением рождаемости и старением населения испытывают соседние Япония и Корея, а также страны Европы и США, возможно, новый вид брака найдёт поклонников по всему миру.


ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Так это же есть ничто иное, как возвращение к родовому строю! В принципе это нормально. Скорее индивидуальная семья — это отклонение от естественной нормы, потому что большую часть своей истории люди жили родами, а не семьями. Для людей это естественно.
_______________________________________

По всему миру 25-летние такие. Не съезжают, в брак вступают поздно.
_______________________________________

У меня коллега так живёт, он с одним ребёнком, жена (китаянка) — в Китае с другим. Правда, там причины немного другие, не как в статье.
_______________________________________

Всё понятно и просто. Материальное диктует духовному. Холодильник ВСЕГДА побеждает телевизор. Читал я как-то чукотского писателя Юрия Рытхэу «Сон в начале тумана» как канадские моряки-китобои бросили умирать своего товарища, потерявшего руки. И его выходила женщина-чукча и взяла к себе… вторым мужем. И, собственно, книга про взаимоотношения в такой семье. И ничего странного в «чукотской семье» для чукчей нет.

Причина проста. Большая смертность женщин по сравнению с мужской смертностью. Чукчи жили в начале XX века в каменном веке, в первобытно-общинном строе. Без бань и ванных. В тундре и деревьев-то нет. Баню не построишь. А океан не просто так называется Северный Ледовитый. Купаться в нём и летом невозможно. Поэтому понятно, какой был уровень гигиены и какой уровень смертности женщин при родах. И если в племени на условных 100 мужчин репродуктивного возраста имеется 50 фертильных женщин, то иного и быть не может. И для них это норма. Окружающая среда диктует условия выживания.

И китайцы просто выживают, как могут. Как заметил один из читателей, если в крупных мегаполисах Китая жильё дороже в 4 раза, чем в Нью-Йорке, какой выбор у народа? И не дай то Бог, если наша экономика станет похожа на китайскую, тогда и мы будем жить «китайским браком»…
_______________________________________

Человек, его психика, выдуманные человеком социальные нормы в области брака и в области секса, невероятны пластичны. Меня однажды (конец 80-х) наш общий приятель познакомил с парнем, отсидевшим три года за то, что позвал друзей посмотреть с ним «Греческую смоковницу». Наш разговор происходил рядом с кинотеатром, на котором висела афиша «Греческой смоковницы». Человек не мог понять, за что ему сломали жизнь.
_______________________________________

Такая форма семьи предпочтительнее, чем в случае несовершеннолетних детей, оставленных на попечение старших родственников, пока родители работают в крупных городах и навещают детей раз в год. Смотрела фильм о таких детях в сельской местности в Китае https://www.youtube.com/watch?v=7IQH2HIVspg.

В Москве я часто встречаю женщин из Киргизии, Молдовы, Украины, работающих нянями, сиделками, помощницами по дому, продавцами, оставивших своих детей на попечение бабушек. А как живут семьи многочисленных вахтовиков в России? Похоже, что иметь традиционную семью просто не все могут себе позволить.
_______________________________________

Интересная статья, однозначно, но не рассмотрен вопрос побега от ответственности, а он тут не последнее место занимает. Не заводить детей и не жить вместе из-за того, что нет своего жилья — скорее отмаза, чем причина. Да и тема эгоизма тоже не раскрыта. И более широко — тема мотивации. Ну не нужно влюблённому человеку ничего, кроме как возвращаться вечером домой к своей половинке и заботиться о ней. В общем, мотивация уплывает куда-то в сторону личного комфорта и материальных благ.
_______________________________________

Интересная статья. Спасибо! Правда, критика брачного союза меня удивляет: разве традиционные брачные союзы разводами не заканчиваются? А разве квартирный вопрос не стоит остро? Ну и разве бабушки не присматривают за детьми в наших семьях только для того, чтобы их родители могли заработать?

Стандарты традиционной семьи очень высоки, им соответствовать сложно. Попробуй-ка и доход приносить, и квартиру купить, и двух детей и себя хорошо обуть/одеть, а если ещё присмотр за детьми на неработающей маме, а ещё горные лыжи зимой, море летом — это очень, очень большая денежная нагрузка на семью: без кредитов и не вытянуть...

Да, это хорошо, что старшее поколение выражает свою поддержку и заинтересованность в том, чтобы их потомки жили лучше. Это хорошо, что у бабушек и дедушек есть деньги помогать детям и внукам, хуже было бы, если бы им и на себя не хватало. Что касается молодых, то хорошо, что для психологического равновесия нужны и любовь, и отношения: неужели это хуже ситуации, когда денег на свадьбу нет, и молодые вообще о стабильных отношениях не думают, а незапланированные беременности откуда-то всё равно берутся, а у молодой мамы — ни отношений, ни мужа, ни папы для нерождённого, ни жилья, ни денег, и если ещё и её родители не помогают — ну тогда вообще крах всего... это лучше что ли?
_______________________________________

Непонятно, как такая форма брака отразится на детях, как отличается мироощущение и воспитание детей, живущих с отцом и с матерью, но нужен длительный период наблюдения, чтобы делать выводы.
_______________________________________

Да никак не отразится, большая доля детей вообще без отца растёт, и ничего. Дети проще всех воспримут новую норму, я бы за предков скорее волновался.
_______________________________________


ИСТОЧНИК

Сергей РЫБАЧУК

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Интересное (0)
  • Международные события (0) > Китай (0)
  • Общество (0) > Социология (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 13.01.2021 - СЛОВО ГОДА
  • 13.01.2021 - АСОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
  • 12.01.2021 - ЧТО ЗНАЧИТ, БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ?
  • 11.01.2021 - В РОССИИ ЧУДОВИЩНЫЙ УРОВЕНЬ НЕРАВЕНСТВА
  • 10.01.2021 - КУЛЬТ НАСИЛИЯ В ОТВЕТ НА НАСИЛИЕ
  • 10.01.2021 - ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ПУТИНУ
  • 09.01.2021 - ОБСУЖДЕНИЕ ЦИКЛА СТАТЕЙ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭНТРОПИЯ»
  • 09.01.2021 - НА МИРОВОЙ ОБОЧИНЕ
  • 08.01.2021 - ГНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  • 08.01.2021 - ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
  • 07.01.2021 - ОБСУЖДЕНИЕ ЦИКЛА СТАТЕЙ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭНТРОПИЯ»
  • 07.01.2021 - УСПЕХИ БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСОМ В МОСКВЕ
  • 05.01.2021 - ОБСУЖДЕНИЕ ЦИКЛА СТАТЕЙ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭНТРОПИЯ»
  • 05.01.2021 - О КРОВНОЙ МЕСТИ НА КАВКАЗЕ
  • 05.01.2021 - РЕПУТАЦИЯ СТРАНЫ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru