Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Всем, кому интересна правда

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Новости > Публикация
Новости

[06.04.2021]

ИНТЕРВЬЮ ВИТАЛИЯ МАНСКОГО

Виталий МАНСКИЙ: российский и латвийский режиссёр документального кино, продюсер, президент фестиваля «Артдокфест» и Национальной премии в области неигрового кино «Лавровая ветвь»

ТЕКСТ, ВИДЕО, КОММЕНТАРИИ

Виталий МАНСКИЙ:


В этом году критики решили вручить премию фильмам Алексея Навального, что, безусловно, является кинематографическим событием года. Это документальный фильм, который посмотрело более 100 миллионов!

Это картина, которая вызвала такой резонанс во всём мире! Столько публикаций! Показы по телевизионным каналам! Вот я в Латвии… У нас первый канал государственный латвийский показывал эту картину, приглашал меня, так сказать, я участвовал в обсуждении этого фильма в эфире первого канала. Я не помню, чтобы в Латвии какие-то документальные фильмы на государственном канале так широко подавались. Поэтому это, конечно же, событие. И как событию этой картинке вручают приз.

                                                  * * *

И всё было бы ничего, если бы Союзом кинематографистов не руководил самый консервативный кинематографист в мире, наверное, потому что как-то даже неловко Михалкова определять рамками Российской Федерации. И для него это абсолютно неприемлемая история, когда вроде бы его крепостные, там под ним что-то предлагают, требуют… Потому что он же не понимает, что люди могут быть свободны и выражать свободные свои, так сказать, суждения по в том числе профессиональным поводам. Раз вы при мне, раз вы в моей гильдии, а я здесь плачу за свет, газ и мою туалеты за свой счёт, значит, вы должны в соответствии с этим вручать призы тем, кого я считаю для себя приемлемым. Ну, приблизительно такая риторика.

И стали давить на критиков. Понятно, есть через кого, потому что, так сказать, есть такие люди… Ну, я не хочу сейчас фамилии называть. Стали давить на критиков, на свободных людей, чтобы они изменили своё решение. Это априори невозможно. Но раз вы не меняете своё решение, тогда я вас лишу права ходить в мои туалеты…

И чего собственно Михалков их лишил? Он их лишил возможности вручить эти премии со сцены Дома кино. Хотя Дом кино не Михалкову принадлежит. Он принадлежит всем членам Союза кинематографистов. Это общественная организация. Критиков там достаточно много. Они имеют право на одно мероприятие один раз в год на сцене этого общего дома. Он сказал: «Пошли вон». Ну, они собственно и сказали да, окей, тогда уходим. Вот всё, что произошло. Не больше, не меньше.

                                                  * * *

Ксения Ларина ― Добрый день! Начинаем программу «Дифирамб». У микрофона Ксения Ларина. У другого микрофона мой сегодняшний гость Виталий Манский, режиссёр-документалист, основатель и президент фестиваля документального кино «Артдокфест». Привет, Виталий!

Виталий Манский ― Да, привет, привет! Привет всем!

К. Ларина ― Конечно же, наш главный повод для встречи — это не секрет. Мы ежегодно встречаемся в таком формате перед началом очередного фестиваля «Артдокфеста», который в этом году в Москве начнется с апреля, если я правильно всё помню. Да?

В. Манский ― Да. У нас был «Артдокфест» в декабре такой, так сказать, сокращённый. Теперь широкий в апреле. И вообще, по-моему, с этой пандемией будем круглогодично делать «Артдокфест» без остановки.

К. Ларина ― Ну, про «Артдокфест» мы будем говорить. Но для начала об актуальных событиях.

В. Манский ― Давай.

К. Ларина ― Во-первых, буквально перед тем, как начать запись нашей передачи, ко мне пришла молния, что Манского оштрафовали на 10 000 рублей за пикет около здания ФСБ, когда Виталий вышел с трусами, извините за выражение, вот в такой вот одиночный пикет в знак протеста против покушение на жизнь Алексея Навального. 10 000 — это много или мало? И за что собственно?

В. Манский ― Да. А ты знаешь, ну, в этой молнии не указано другое более принципиальное обстоятельство, на которое следует обратить внимание. Я, уезжая из Москвы в Ригу, где я постоянно живу и работаю, я оставил нотариальную доверенность на трёх адвокатов, которые должны были как бы представлять мои интересы, и в том числе они делали ходатайство о переносе слушания, точнее пытались делать ходатайство о переносе слушания на момент, когда я приеду в Москву, а это уже скоро произойдёт, коль скоро «Артдокфест» начинается, и я еду, так сказать. И я хотел сам прийти и предстать перед судом.

Но парадокс заключается в том, что адвокатов с нотариальной доверенностью не допустили вообще в здание суда! Не то чтобы рассмотреть их заявления. И что можно говорить вообще о суде, когда суд, судья не допускает адвокатов с доверенностью от, ну, так сказать, преступника или кем я там числюсь в этом процессуальном процессе?..

К. Ларина ― То есть всё заочно произошло? И без участия самого как бы обвиняемого и без участия его адвокатов?

В. Манский ― Да, да. И это куда более симптоматичная штука, она просто, мне кажется, очень точно отражает всё, что происходит… Нет, всё она не отражает. Всё отражает, наверное, только документальное кино, но не то, которое показывают в России по телевизионным каналам, а то, которое идёт на «Артдокфесте». Вот оно как-то старается отражать максимум происходящих процессов. Но в целом это, конечно, какое-то такое неуважение, такой беспредел. И главное, что все понимают, что ни на кого нет управы. Что если ты действуешь вот в рамках некой утверждённой госпарадигмы, ты можешь плевать с высокой колокольни на всё абсолютно! Вот мы знаем, что все сидят по санитарному делу, а Путин собирает просто тысячи людей…

К. Ларина ― 80 000 под завязку — весь стадион «Лужники».

В. Манский ― Да, мы видим эти скриншоты. Но я естественно не занимаюсь мазохизмом, я не смотрю эти трансляции. Но мы видим эти скриншоты. Мы видим эти короткие, так сказать, видео нарезки. Ни одного человека нет в маске! Никакой социальной дистанции! И всё в шоколаде… Ну, просто вот все расчехлились… Всё всем понятно. Вот кто с нами и всё остальное для тех, кто против нас!..

К. Ларина ― Хочу сказать, раз мы начали вот с такого острого политического момента, что имя Алексея Навального сегодня в последнее время звучит в кинематографическом сообществе уже не впервые. Вот мы начали с того, что Виталий Манский проявил такую гражданскую солидарность с Алексеем. Премия «Белый слон», которая учреждена гильдией критиков Союза кинематографистов, как я понимаю, сейчас Виталий мне всё объяснит, потому что я там запуталась, кто кому принадлежит. Важно, что «Белый слон» — это премия критиков, которая присуждается игровому и документальному кино, и в том числе вот в этом году премия критиков решила вручить премию свою в номинации «Событие года» фильмам Алексея Навального, фильмам-расследованиям. И после этого разразился скандал… Что последовало за этим? Какой-то получился раскол. Я очень просила бы Виталия, чтобы он объяснил вообще, что там произошло. Потому, что люди не понимают, что случилось.

В. Манский ― Если это кому-то интересно, я, конечно, коротко объясню ситуацию. Значит, существует национальная премия российской кинокритики и кинопрессы. Она вручается уже 20 с лишним лет. И в принципе как бы она находилась под эгидой гильдии кинокритиков России, которая является составной частью Союза кинематографистов Российской Федерации. В гильдию ходят как члены Союза кинематографистов, так и не члены Союза. И вообще это общественная организация, где никто не получает зарплату. Всё, так сказать, на общественных началах. И эта гильдия вручает свои премии, где премия «Событие года» всегда существовала. Фестиваль «Артдокфест» получал дважды премию «Белый слон» как «Событие года». И получали какие-то видные проекты кинематографические. Это, так сказать, такая абсолютно стандартная, протокольная процедура. В этом году критики решили вручить премию фильмам Алексея Навального, что, безусловно, является кинематографическим событием года.

К. Ларина ― Это кино вообще — то, что делает Алексей Навальный и ФБК (награждён российской властью званием «иностранный агент» за успешную и полезную для страны профессиональную деятельность)?

В. Манский ― Ну, вообще кино — это всё, где 24 кадра в секунду, то есть что движется, звучит — это кино. Ну, одним словом, это кино. И тот общественный интерес, который это кино вызвало, только подчёркивает, что это кино. Есть, конечно, тема развития киноязыка, то есть креативной документалистики. Это всё вопросы другого порядка. И этой картине Навального не вручают премию «Белый слон» как лучшей документальной картине года. Вот скажем, эту премию я получал, Расторгуев получал. Вот «Дикий пляж», который будет на «Артдокфесте», полная версия, вот он получал эту премию как кинематографическая лучшая документальная картина.

Событие — это другое. И кинокритики, профессиональные люди, кстати, не смешивают эти понятия. Они именно формулируют, мы вручаем за событие года. Это документальный фильм, который посмотрело… сколько там миллионов? 100? Я не знаю…

К. Ларина ― Больше, больше 100 миллионов.

В. Манский ― Тут больше 100 миллионов человек. Это ли не, так сказать, кинематографическое событие года?..

К. Ларина ― Событие.

В. Манский ― Картина, которая вызвала такой резонанс во всём мире?! Столько публикаций! Показы по телевизионным каналам! Вот я в Латвии… У нас первый канал государственный латвийский показывал эту картину, приглашал меня, так сказать, я участвовал в обсуждении этого фильма в эфире первого канала. Я не помню, чтобы в Латвии какие-то документальные фильмы на государственном канале так широко подавались. Поэтому это, конечно же, событие. И как событию этой картинке вручают приз.

К. Ларина ― Нет, скажите, ведь фильму «Чайка» «Артдокфест» вручал премию.

В. Манский ― Просто, ведь в принципе фильм «Чайка», который тоже по сути входит в перечень фильмов, снятых командой Навального, в своё время участвовал в конкурсе «Артдоксеть». Это второй по статусу конкурс «Артдокфеста». И получил там главный приз. Это тоже знак того, что это событие, это выделяют люди. Там голосовали тысячи людей в интернете. Они проголосовали за эту картину. Но и всё было бы ничего, если бы Союзом кинематографистов не руководил самый консервативный кинематографист в мире, наверное, потому что как-то даже неловко Михалкова определять рамками Российской Федерации. И для него это абсолютно неприемлемая история, когда вроде бы его крепостные, там под ним что-то предлагают, требуют… Потому что он же не понимает, что люди могут быть свободны и выражать свободные свои, так сказать, суждения по в том числе профессиональным поводам. Раз вы при мне, раз вы в моей гильдии, а я здесь плачу за свет, газ и мою туалеты за свой счёт, значит, вы должны в соответствии с этим вручать призы тем, кого я считаю для себя приемлемым. Ну, приблизительно такая риторика. И стали давить на критиков. Понятно, есть через кого, потому что, так сказать, есть такие люди… Ну, я не хочу сейчас фамилии называть. Стали давить на критиков, на свободных людей, чтобы они изменили своё решение. Это априори невозможно. Но раз вы не меняете своё решение, тогда я вас лишу права ходить в мои туалеты…

К. Ларина ― То есть пошли вон тогда?

В. Манский ― Ну, приблизительно так, потому что чего собственно Михалков их лишил? Он их лишил возможности вручить эти премии со сцены Дома кино. Хотя Дом кино не Михалкову принадлежит. Он принадлежит всем членам Союза кинематографистов. Это общественная организация. Критиков там достаточно много. Они имеют право на одно мероприятие один раз в год на сцене этого общего дома. Он сказал: «Пошли вон». Ну, они собственно и сказали да, окей, тогда уходим. Вот всё, что произошло. Не больше, не меньше.

К. Ларина ― Хочу сказать нашим слушателям, что «Белый слон» — очень уважаемая премия в киносообществе России, поскольку эта премия профессиональная. Это не просто приз зрительских симпатий или приз какого-то жюри. Это именно профессиональная оценка деятельности кинематографистов. Поэтому я уверена, что даже если они будут уже вне крыши Союза кинематографистов, это только, как мне кажется, повысит их статус и их престиж. Я в этом не сомневаюсь.

В. Манский ― Я очень горжусь «Белыми слонами», которых я получил, и как режиссёр, и как продюсер, как директор фестиваля. И, кстати, хочу сказать, что как раз в номинации «Лучший документальный фильм» представлены картины, которые действительно занимаются развитием киноязыка…

К. Ларина ― «Котлован», да?

В. Манский ― «Котлован», например, который в конкурсе «Артдокфест» этого года и будет показан вот сейчас в Москве. «Гунда», которую мы показывали, которая выходит в прокат. И я очень советую пойти посмотреть эту удивительную поэтическую и очень мудрую картину о, так сказать, месте человека на планете Земля через историю свиньи Гунды. Это мощные кинематографические высказывания. Они номинированы в разделе «Лучший фильм года».

К. Ларина ― Ну, вот давайте мы уже тогда перейдём к «Артдокфесту» 2021-го года, который пройдёт в Москве. Но ещё есть два города, которые тоже нас слышат и видят. Это город Санкт-Петербург и Рига.

В. Манский ― Я сейчас… Вот событие этой минуты. Мы наконец-то согласовали всё на свете. И я могу объявить фильм-закрытие фестиваля. Это просто супер-супер новость, и огромное счастье и удовольствие от того, что это всё случилось. Короче говоря, Вера Кричевская сняла фильм про нашу страну через судьбу конкретных двух людей Наташи Синдеевой и её мужа Саша Винокурова. Через историю семьи история страны последнего десятилетия, то есть с момента, когда был придуман свободный optimistic channel — канал «Дождь». И, в общем, и картина называется… Вот её название нельзя произносить в эфире канала…

К. Ларина ― Почему?

В. Манский ― «У нас тоже на английском языке». Это цитата одного из корреспондентов «Дождя», произнесённая во время его работы на…

К. Ларина ― Нафиг такую работу! Да?

В. Манский ― Да, да. Самая цензурная форма — это «нафиг такую работу»! Вот так и называется фильм о Синдеевой. «Нафиг такую работу» — «Fuck this job». Значит, и его премьера состоится в большом зале Дома кино. И слушайте, это 2 часа фильма, которые просто как… Ты всё знаешь. Ты всё понимаешь. Ты где-то был участником этих событий. Смотришь… и понимаешь, что это круче, чем любой триллер или детектив, или что угодно! Фантастически увлекательная, ну, конечно, с комком в горле картина. Вот ею мы закрываемся фестиваль.

К. Ларина ― Я очень рада, что мы сейчас об этом узнали, и об этом узнали наши слушатели, потому что буквально совсем недавно я слушала большое интервью с Наташей Синдеевой и вот как раз вспоминала… тоже подумала о том, что вся её профессиональная жизнь на «Дожде», сначала на «Серебряном дожде», а потом на «Дожде» — это, безусловно, история нашей страны, новейшая история России. И это, знаешь, здорово, что…

В. Манский ― Вот в течение этих двух часов потрясающе интересно! И, ну, и, конечно, так сказать, и все герои придут, и «Дождь» придёт. И я думаю, что все кто хочет, так сказать, ну, нормально потусовать в приличном обществе, вот на закрытии «Артдокфеста».

К. Ларина ― Ну, кстати, вот эта новость, она лишний раз мне лично подтверждает, когда я смотрела какие-то главные события знаковые «Артдокфеста» нынешнего, что этот нынешний фестиваль, не знаю, согласится ли со мной Виталий, он посвящён личностям в истории, как ни крути. Потому что фильм-открытие — это Расторгуев, одна из главных премьер — это Горбачёв Виталия Манского, фильм-закрытие, как сейчас мы узнали, — это Синдеева, Винокуров и «Дождь». Это всё как бы панорама самых ярких личностей сегодняшних современной России, несмотря на то, что там Александра Расторгуева нет в живых уже… почти 3 года, да?

В. Манский ― Но ты знаешь, мне кажется, что это личности сегодняшнего и завтрашнего дня, потому что в принципе, когда Россия станет свободной, как, повторяет Алексей Навальный, именно эти люди будут общепризнанными лидерами, символами и знаками сегодняшнего дня, потому что в официальных медиа они все находится на периферии. В официальных медиа фамилии некоторых людей даже запрещены к произношению. Но как раз Расторгуев со своим глубинным пониманием русской души, со своим жёстким таким по Достоевскому беспощадным, так сказать, вскрытием вот этого вот, так сказать, жизненного пространства, бытия, безусловно, является, может быть, самым ярким режиссёром. И, конечно, его смерть в этой центральноафриканской республике… Но, кстати сказать, вот картина «Расторгуев»…

К. Ларина ― Евгения Астанина, да?

В. Манский ― Да, это вдова Сашина. И, конечно, мы все тут… мы же все варились ещё вчера в одном, так сказать, бульоне. Мы все как бы друг друга знаем, у всех есть своё индивидуальное отношение. И уже, так сказать, есть какие-то мнения, что насколько эта картина почему-то не пошла в эту сторону. Почему она не такая, почему не это, а то? Но в принципе в этой картине мы видим как талантливый, а, может быть, даже гениальный человек на наших глазах умирает. Вот мы не видим в этой картине смерти в ЦАО от рук бандитов, а мы видим, как талант не может встроиться в эту систему координат, установленную в этой стране, в этих обстоятельствах. И он вынужден куда-то встраиваться в какие-то заказные работы, в какие-то необязательные вещи, поиск чего-то. Он мечется, мечется… И это метание его выталкивает, в общем, на мой взгляд, в необязательную для него поездку в Африку, где его и убивают…

И всё это… Всё это, конечно… Да, это картина-открытие. И, казалось бы, открытие предполагает бокал шампанского, но я ещё так, как бы смело об этом говорю не рекламно, потому что в принципе билеты уже на этот сеанс в большом зале разобраны, и люди идут, зная, куда они идут, что идут смотреть. Но я в данном случае говорю о Саше, и о Синдеевой, и вообще об этом факторе личности в истории как понимании будущего дня. Но этому будущему дню нужно предложить некий материал, по которому, так сказать, в России светлого будущего смогут как-то пощупать этих людей. Потому что тот же Горбачёв, я абсолютно убеждён, пусть, так сказать, половина сейчас слушателей отключатся от нашей беседы, как всегда бывает, когда хвалишь Горбачёва…

К. Ларина ― Да, да. Да.

В. Манский ― Но точно будут, вот поверьте, стоять памятники Горбачёву! И в России тоже! Но когда эти памятники поставят, я очень хочу, чтобы за этим холодом этого камня или металла была возможность пощупать и, так сказать, может быть, ну, как-то тактильно ощутить тепло этого человеческого состояния, человеческий грусти, боли, разочарования, которые явствуют в этих общениях с живым Горбачёвым. Слава богу, живым, отпраздновавшим недавно своё 90-летие в стране, которая начинает пересматривать к нему своё отношение, но, в общем, пока всё ещё считает его преступником, предателем и проклинает…

К. Ларина ― Соглашусь и добавлю только, что мне кажется важным, что всё равно человек большого таланта, он всё равно не хозяин своей судьбы, как бы это ни парадоксально звучало. Вот всё-таки моё убеждение таково, потому что вот когда мы вспоминаем Александра Расторгуева, который, конечно же, был документалистом от бога… Это просто настоящий уникальный режиссёр документального кино! И я ещё об этом буду говорить отдельно, масштаб его дарования именно вот в этом… в этом культурном отсеке, он ещё не оценён по-настоящему, потому что по сути не видели-то его кино. Его ж смотрит-то… Это ж не блокбастеры. Правда же? Но с другой стороны, Виталий, мне кажется, что его приход и его метания, как вот вы сказали, они всё-таки связаны не с тем, что он себя искал, и что он не был востребован. Мне кажется, его приход в политическую документалистику, назовём это так, в расследовательскую почти журналистику — это тоже было такой вот, не знаю, судьбой. Вот его туда вело. Давайте вспомним всё-таки его документальный проект «Срок»…

В. Манский ― Нет! Нет!

К. Ларина ― Ну, почему? Ведь фильм «Срок» — это не документалистика в чистом виде. Это всё равно хроника событий.

В. Манский ― Нет! Ксения Ларина, любимая, уважаемая. Нет! Фильм «Срок» очень важный. Он наполнен важной хроникой. Он наполнен многим-многим материалом, который важен для истории. Но фильм «Срок» могли снять тысячи других людей.

К. Ларина ― Не знаю.

В. Манский ― Я вот настаиваю на этом. А фильм «Дикий пляж», фильм «Мамочки», фильм «Чистый четверг» мог снять только и исключительно Александр Расторгуев! И этот фильм «Дикий пляж»… Вот если кто-то не видел этот фильм… Вообще знаешь, если меня спросят, вот у Вас там 100 фильмов на «Артдокфесте», назовите один фильм, который нужно посмотреть. Это фильм «Дикий пляж»! Ему уже, я не помню, сколько лет, 20 лет где-то. И мы показываем каждый год на «Артдокфесте» полную версию. А это 5 часов 40 минут. Это один показ. Мы не показываем этот фильм нигде, потому что он и продюсер фильма и соавтор. Поэтому вот я этим как бы держу этот фильм в руках. Мы нигде его не показываем именно потому, что мы хотим, чтобы этот показ был ритуальным!

Нельзя этот фильм посмотреть 10 минут и отложить, позвонить, пойди там в душ, погулять с собакой… Это ты пришёл, сел в зал и ты смотришь 5 часов 40 минут с одним выходом в туалет или, так сказать, протереть слёзы или что-то такое. И это картина, которую мог снять только один человек. Это человек Александр Расторгуев.

К. Ларина ― Конечно же, вопросы все предвижу, где, какие кинотеатры, какие площадки, как купить билеты и прочее, и прочее.

В. Манский ― Ну, всё очень просто. Как всегда кинотеатр «Октябрь». Почти все залы. Билеты уже… Большинство билетов в кассах. Добавляются сеансы. Мы обновили свой сайт. Очень удобно на сайте в «Расписании» смотришь, там же кнопочку нажимаешь, идёшь к билетам. Кстати, показы не только в Москве, показы и в Петербурге на двух площадках. Это Дом кино и «Лендок», две артхаусные площадки города. Большой зал с нами. В большом зале мы ставим картины, которые как бы имеют, ну, наибольший, как нам кажется, зрительский потенциал.

В этом году, кстати, вспоминаем революции, перестройки. Мы решили в этом году показать картину «Нескучный сад» Вити Гинзбурга. Она тоже там в 1993-ем году вышла в России в прокат, потом исчезла. Удивительный случай — нет фильма у пиратов даже! Просто тогда ещё пиратства не было и не успели украсть. Это картина о сексуальной революции в Советском Союзе, в России, вообще фантастическая… Вроде бы вчера было, а смотришь как, я не знаю, как про какую-то древнюю Грецию. Вот там все молодые ещё, так сказать, революционеры… Там ещё и даже этот… Хирург…

К. Ларина ― Залдостанов, да?

В. Манский ― Да, когда они там этих девочек, которые там устраивают какие-то стриптиз-шоу… В общем, потрясающая картина. Вот решили её в большом зале показать — такой юбилей сексуальной революции. Прекрасная картина «Горожане». Это новая картина. Её премьера была на Берлинале. Девушка режиссёр, уроженка России или Украины, я даже толком не знаю, но живёт в Германии. Это немецкий фильм про жизнь в гаражах. В Берлине вообще невозможно было пробиться на эту картину. Вот мы её тоже решили показать в большом зале. Ну, вообще… И очень много актуального кино. Очень много кино, которое, так сказать, даже немножко так не то, что побаиваемся, но понимаем, что может вызвать какие-то разные отношения зрителей. У нас будет канадская картина «Под одним солнцем». Её производство закончено ровно накануне войны в Карабахе. Она рассказывает об Армении и Карабахе — об Армении, Азербайджане и Карабахе под одним солнцем. Она снимает все стороны. В том числе там очень интересные сцены, как пытаются наладить коммуникацию армян и азербайджанцев эмигранты в Канаде, так сказать, как они пытаются… Ну, в общем, очень важная интересная картина. Кстати, удивительным образом, мне даже не верится, но тут при закрытых границах, тем не менее, к нам приезжают живые настоящие иностранцы, и не только белорусы со своей программой «Живи, Беларусь». Ну, всё-таки как бы тут непонятно, одно государство или два. Но приезжают. И из Израиля приезжает Лина Чаплин со своим подвальным балетом. Это картина о… подвале… В Израиле в подвале российская эмигрантка открыла балетную школу. Кстати, не просто эмигрантка, а, по-моему, она то ли племянница, то ли что-то оператора Рерберга. Потом… из Швейцарии приезжает парень с картиной…

К. Ларина ― А вот меня там заинтересовал… Простите, Виталий. Фильм анимационный «Моя любимая война».

В. Манский ― Это норвежско-латвийская картина. Такой как бы автопортрет девушки о своей жизни, которую она рисует, анимирует, потому что насколько она такая интимная история, её невозможно собрать из хроники. Кстати, картина участвовала в гонке оскаровской и… Ну, нам запрещено говорить, за что мы голосуем. Поэтому не скажу. Но, так сказать, участвовала в гонке. В финальную номинацию не попала. Но у Илзы, режиссёра картины, между прочим, есть этот… «Эмми» как «Лучшая телевизионная картина» за предыдущий фильм. То есть это очень… очень такое серьёзное кино и очень визуально яркое.

К. Ларина ― Но это про советскую Латвию, про советское детство героини. Да?

В. Манский ― Да. Она рождена в Советском Союзе. Она рассказывает историю своей семьи и прорисовывает эту историю. Вообще говоря, ситуация следующая: изначально они все когда снимали этот фильм… Это мой приятель Гунтис Тректерис, продюсер. И он сказал, мы вообще снимали документальный фильм. Но когда мы его сняли, ну, нарисовали, выяснилось, что его вдруг пригласил фестиваль мультипликационный в Анси и вручил гран-при этому фильму. И с того момента мы подумали, а, может быть, это анимационное кино. И стали его как бы продвигать как анимационное и как анимационный фильм, получивший приз в Анси. А это такие Канны анимации мировые, он получил право номинироваться на «Оскар». Вот так документальный фильм как бы был самой жизнью переквалифицирован в анимацию. И у нас он тоже на документальном фестивале идёт всё-таки как анимадок.

К. Ларина ― Понятно. Жюри?

В. Манский ― Жюри. Да. Ну, слушай, вот этот пандемийный год, вся вот эта фигня с этими карантинами… Короче говоря, по идее мы должны были показывать фильмы и уже, так сказать, все должны были знать, кто победил — Грязев или Косаковский, Германика или там Сладковский. Но из-за пандемии мы были вынуждены отменить наш приезд после конкурса. Ведь конкурс «Артдокфест» перенесён из России в Латвию, потому что конкурс «Артдокфест» состоит из всех фильмов, в том числе и тех, которые невозможно показывать в России. Поэтому никто не будет знать, кто победитель. А потом кто захочет, я надеюсь, всё-таки приоткроются границы, приедет…

К. Ларина ― То есть в мае будут подведены итоги уже в Риге, да?

В. Манский ― Победители будут названы 3 мая в Риге. Но в жюри, я скажу это, так сказать, предмет нашей гордости, мы всегда рады за наше жюри. У нас в жюри в этом году Познер, Артемий Троицкий и Дита Риетума, кинокритик, выпускник ВГИКа и глава киноцентра Латвии.

К. Ларина ― Вот тут у меня вопрос. По поводу Диты ничего не скажу. Но скрестить в одном жюри Познера и Троицкого — это надо иметь особые качества отваги и смелости.

В. Манский ― Вообще я считаю, что жюри должны для себя находиться вот эту фестивальную неделю немножечко на сковородке, потому что…

К. Ларина ― Так оно и будет! Это такая будет сковородка, что мало не покажется!

В. Манский ― Пространство какого-то комфорта убаюкивает. Всё-таки должны быть кроме фильмов ещё дополнительные раздражители, которые всех, ну, как-то строят…

К. Ларина ― Я себе не представляю, где вот здесь точки пересечения. Их нет в принципе вообще нигде! Вот я даже не могу себе представить.

В. Манский ― Единственное, что я всегда спрашиваю, когда мы приглашаем жюри. Вот мы как бы первого приглашённого, и это необязательно председатель жюри, но когда уже следующего мы приглашаем, спрашиваем его: вот вы не против? Я не скажу, кого мы пригласили первым, но он был не против того, что будет работать со вторым.

К. Ларина ― Очень интересно, потому что я первый раз вижу такое жюри, когда здесь абсолютно точно не вкус решает и даже непрофессионализм, потому что это настолько разные понимания и профессионализма и что такое кино и что такое не кино, что такое документалистика… Не знаю, но очень интересно, что это жюри решит.

В. Манский ― Я много работаю в жюри сам как член жюри, как председатель жюри на разных международных фестивалях, но ни разу не присутствовал на заседании жюри «Артдокфеста». А более того, я делаю всё, чтобы члены жюри даже не имели возможность со мной обменяться своим каким-то ощущением. То есть я даже не позволяю им заглянуть в мои глаза после фильма. Вот они ходят. Я знаю, что они всегда, кто бы не был, самые уважаемые, самые не нуждающиеся ни в чьём мнении люди, выходя с фильма, смотрят в твои глаза с желанием увидеть, что там… ну, твоё как бы отношение. Я это уже за эти годы просёк. А так как мы часто после фильмов идём куда-нибудь выпивать, я их встречаю всегда, вот поступив взор, чтобы точно не пересечься… Интересно иногда даже постфактум послушать, потому что я не скажу, что я всегда согласен с решением жюри. Но жюри для того и жюри, чтобы оно принимало своё решение, пусть даже и не всегда адекватное… Ты, кстати, у нас была в жюри, по-моему…

К. Ларина ― Да, да, да. Я хотела как раз спросить про конкурс, в котором я была… принимала участие как… член жюри. Это «Артдоксеть». Его нет что ль в этом году?

В. Манский ― Да. И этот конкурс с каждым годом становится всё более актуальным, особенно для России, которая всё больше, так сказать, попадает под всякие цензурные ограничения. А это такой конкурс фильмов, существующих в открытом доступе в интернете. И этот конкурс, кстати, у нас уже завершил свою работу. Мы получили призы в Москве. И тоже жюри было весьма такое яркое по своему составу…

К. Ларина ― А это было в декабре как раз, да?

В. Манский ― Да, это было в декабре. И там Россию представляла Алиса Ганиева, которая много работает на «Эхе». Был чешский режиссёр с одной стороны молодой, с другой стороны уже классик, такой чешский провокатор Филипп Ремунда. Провокатор, потому что у него есть картина «Чешская мечта», когда они сделали рекламную кампанию открытия супермаркета, который на самом деле не существовал, но предлагал за предельно низкие цены. И они убедили Чехию в том, что этот супермаркет будет открыт. И они построили такой огромный баннер, за которым якобы был этот супермаркет, и сняли, как огромные толпы народа бегут в этот супермаркет, чехи… Ну, в общем, такая гиперпровокация. Я не знаю второй такой провокации вообще в документальном кино как вот у Филиппа. И он был у нас в жюри.

Ну, а третьим был как бы выходец изначальный из Советского Союза, а ныне немецкий художник Дмитрий Врубель, чей поцелуй Хонеккера и Брежнева стал символом объединённого Берлина. Вот эти три человека, так сказать, решали судьбу в этом году премии «Артдоксеть».

К. Ларина ― «Артдоксеть». Вопрос от зрителей онлайн-кинотеатра «Артдокфеста». Когда у нас будет возможность посмотреть лучшие фильмы этого года, 2020-21-го года, в том числе и фильм «Горбачёв. Рай»?

В. Манский ― Ну, «Горбачёв. Рай»… С этим очень сложно, потому что большие права у компании… То есть вообще это не российская картина. В этой картине нет российского производства. И права делятся среди участников производства. Но сейчас активно картина продвигается на мировые телевизионные каналы. И картину уже купила и «Аль-Джазира», и японская NHK. И картина будет показываться во Франции и Германии на «Arte». И многие телеканала европейских стран… И вот сейчас принято решение о показе на ВВС в прайме. Ну, и ни одного предложения от России…

К. Ларина ― Понятно.

В. Манский ― Но я думаю, что мы покажем в Москве. Каждый день будет идти в кинотеатре «Октябрь». Будет идти в «Пионере» один сеанс. В Питере два показа. Ну, я думаю, что как-то я добьюсь возможность, ну, хотя бы поставить на платформе «Артдокмедиа». Это онлайн такой проект фестиваля «Артдокфест». И всё-таки люди в России смогут эту картину посмотреть. А потом по истечению времени, ну, может быть, выложим бесплатно. Очень надеюсь, что пираты не буду заниматься робингудством и не будут воровать этот фильм и выкладывать как бы из таких соображений: мы типа за свободу слова. Эта свобода слова тех, кто участвовал в производстве фильма, и отменяет какие-то релизы этой картины. Поэтому всё-таки приходите, легально смотрите в кино и дождитесь легального выхода картины. Ну, так уж…

К. Ларина ― Поняла. Хотела, конечно же, хотела спросить про «Оскар», поскольку вот на этой неделе были уже выложены номинанты short-листа, и мы знаем, что не попали, к сожалению, наши картины. Ни картина Андрея Кончаловского, ни картина «Гунда» Косаковского, которая тоже, как я понимаю, была в long-листе. Напомню нашим слушателям, что Виталий Манский вот с этого года имеет право голосовать как член киноакадемии. Ваши первые впечатления? Во-первых, сколько фильмов вообще Вы посмотрели за всё это время? И вообще как это всё происходит? Какие у Вас впечатления от всего?

В. Манский ― Ну, ты знаешь, вообще этим я только и занимаюсь в течение года. Полгода я смотрю фильмы, которые приходят на «Артдокфест». Потом я сижу, значит, как минимум в течение года там на 50 фестивалях в жюри. Потом я академик «Ники» и украинской академии. Отказался от европейской, потому что понял, что взорвусь. И вот меня, значит, пригласили в эту американскую академию. И я как зануда решил быть честным там и посмотреть всё. Всё посмотреть невозможно. Только документальных фильмов было выдвинуто полнометражных что-то 240 фильмов, короткометражных там 150, их проще смотреть. А ещё игровые, анимационные, в общем, смотрел, не отрываясь. Как бы сказать? Разочарован. Как бы это были фильмы, которые оказались за бортом.

И вот когда называют две картины российские, ну, я бы здесь, конечно, ещё сказал, что всё-таки была картина «Добро пожаловать в Чечню», и она снята полностью в России. И в этом смысле и многое происходило через Латвию в этом фильме. И даже члены нашей команды «Артдокфест» участвовали в съёмках там в различных. Вот я был убеждён, что эта картина не просто окажется в финальный номинации, но она получит «Оскар». Многие ставили на эту картину. Но, к сожалению, она не прошла… Прошли более очевидные какие-то вещи. И вот эта усреднённость, она вот тоже, чёрт возьми, присутствует везде. Она присутствует вне зависимости от того, что «Оскар» — это, казалось бы, небожители, это там вообще… Но вот эта усредненность…

К. Ларина ― А что значит «усредненность»? Что? Осторожность какая-то в высказываниях или в темах, или в чём?

В. Манский ― Вот я скажу так. Ты знаешь, я уже 20 с лишним лет продюсер премии «Лавр». Это премия российского документального кино. И как бы там за годы моего руководства были разные схемы голосования. И, в конечном счёте, мы приняли решение, что каждый из 50 голосующих может выбрать одну картину. А раньше нужно было расставить лучшие картины с первого по восьмое место как в «Оскаре». Выигрывает картина, которая получает наивысший средний балл.

К. Ларина ― А, понятно.

В. Манский ― Вот все поставили там на разные картины, а средний балл у какой-то картины, которая всех устраивает. И вот эта усреднённость выигрывает. Вот у нас как бы всё-таки живое жюри, когда вот мы смотрим глаза в глаза и решаем. Мы там можем воевать, я помню, что в меня там пепельницей запускала одна африканка на одном жюри. Она не соглашалась с моей точки зрения. Но это как бы это живое общение. А вот здесь когда все на листочке проголосовали, сложили, опустили, побеждает усреднённость. Вот мы на «Лавре» вроде бы этого избежали. Так как я молодой член «Оскара», мне некому, так сказать, тут пожаловаться. Я пока вот буду, так сказать, там втираться в доверие, а потом буду делать революцию.

К. Ларина ― А будет ли возможность Вам приехать на церемонию? Вас приглашают как члена киноакадемии? Или в этом году её не будет?

В. Манский ― А её не будет. Да.

К. Ларина ― А! Из-за пандемии.

В. Манский ― Я многих-многих радостей и бонусов нахождения в этой академии не получаю, потому что пандемийный год. Не еду на торжественный ужин в Лондон. Не еду там туда-сюда. Не приглашают меня продюсеры выпить «Просекко», так сказать за успех нашего фильма во всякие рестораны. Сижу чисто бесплатно, смотрю и голосую.

К. Ларина ― Виталь, ещё один вопрос по «Артдокфесту». Я знаю, что каждый год есть свой слоган у фестиваля. А здесь я, может быть, не увидела, не нашла на сайте, или нет девиза фестиваля 21-го года?

В. Манский ― Слушай, у нас в этом году визуальный девиз фестиваля. Он очень точно выражает отношение ко всему происходящему, притом он интернациональный. Он выражает и наше отношение к ковиду и к ограничениям нормальной жизни в Латвии, где проходят «Артдокфест-Рига». Он выражает наше отношение к цензуре, к обнулению, к неуважению, ко всему, что происходит в России. И, в общем, выглядит он как кинопленки, которые намекают на поднятый вверх средний палец руки.

К. Ларина ― Это мы в прошлом году обсуждали. Я помню.

В. Манский ― Вот это он. Так это тот фестиваль и есть. Мы же ещё находимся в заявленном интервале 2020—21. Мы как бы всю программу сейчас просто показываем, потому что мы не могли её показать в пандемию в Москве. Поэтому всё этот прекрасный пальчик выражает…

К. Ларина ― Понятно. Актуальный… актуальный пальчик. Да. И боюсь, что этот пальчик переедет и на следующий год, когда уже, в конце концов, исполнятся все его пожелания…

В. Манский ― Ксюша, ты знаешь, у меня график… Всегда где-то 50 поездок в год у меня. И у меня с мая же всё стоит в поездках. У меня в мае уже 4 поездки на фестивали.

К. Ларина ― Ого-го!

В. Манский ― Варшава, Тель-Авив. Уже, так сказать, вот как бы мы думаем, что жизнь должна быть налажена…

К. Ларина ― Финальная тема. Не могу об этом не сказать, потому что всё-таки очень хочется хороших новостей. И они есть. Виталий Манский и жена его, и коллега, и товарищ, и соратник Наталья Манская вот в эти дни буквально отметили 35-летие свадьбы. Я посмотрела, вот как это называется. Это называется «коралловая свадьба». Я очень хочу поздравить и Виталия, и Наташу. Это вообще просто героическая жизнь. И я сама вот наблюдаю и знаю, что здесь это настоящее товарищество. Это очень-очень редкое чувство семейное, когда ты не просто там влюблён или не влюблён. Да? А когда вы товарищи. И это, конечно, особый ваш дар. С чем я вас и поздравляю.

В. Манский ― Спасибо. И всем желаем счастья в личной жизни.

К. Ларина ― Нет, этого мало. Я хочу, чтобы сказали, в чём секрет семейного счастья.
В чём секрет? Скажите.

В. Манский ― Слушай, я много езжу и даю возможность жене отдыхать от меня. Это первое. Но в пандемийный год мы жили вместе и не развелись. Значит, что-то у нас есть общее. Но мы знаем, что даже если мы разведёмся, мы всё равно будем очень близкими товарищами. Но мы пока не планируем.

К. Ларина ― Ну, хорошо. Большой привет Наталье. Я уверена, что она даже будет слушать нашу программу. И до встречи в зрительном зале!

В. Манский ― Она слушает «Эхо Москвы» и мне пересказывает каждый день. Она возвращается с прогулки с собакой и говорит: «Значит так. Сегодня было вот это, вот это». Пересказывает. Ну, а тебя мы тоже смотрим, потому что суббота. Я же на работу не иду. Включаем и смотрим.

К. Ларина ― Спасибо, дорогой. Обнимаю. И удачи! До встречи!





ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Виталий Манский, преклоняюсь перед вами. Вы единственный вышли в одиночный пикет, когда отравили Алексея и Яна Троянова с подругой. «В тёмные времена хорошо видно светлых людей» Э.М. Ремарк
_______________________________________

Очень уважаю этого человека, Виталия Манского! Его выход с трусами не поддержали россияне, было обидно за него, но он свободный человек! А вот россияне? Сомневаюсь…
_______________________________________

Огромное спасибо, Ксения, за такого изумительного гостя! Виталий, спасибо вам за эфир!
_______________________________________

Кто не смотрел Манского "Свидетели Путина", обязательно сделайте это.
_______________________________________

Год назад посмотрела фильм «В лучах солнца» и до сих пор под впечатлением. Жутко! Манскому респект.
_______________________________________

Виталий, вы огромный фактор нашей жизни, когда мы в страшном негодовании следим за жуткими событиями. Вы один вышли на площадь! На сердце сразу стало легче! Спасибо за моральную поддержку!
_______________________________________

А.П. Чехов писал "Каждое безобразие должно иметь своё приличие". Всё, что происходит сейчас, не укладывается ни в какие рамки!..
_______________________________________

Супер! Получила удовольствие от беседы свободных порядочных людей. Спасибо!
_______________________________________

Лидеры мира и все разумные люди в мире требуют освобождение Алексея Навального и всех политических арестованных!
_______________________________________

Ксения и Виталий, вы Замечательные! Удивительные люди! И нам становится легче пережить, когда рядом с нами вы и всё, о чём мы слушаем, очень понятно и приятно это знать! Самого вам наилучшего!
_______________________________________

Вы правы, господин Манский. Фильм А. Навального есть документальное кино, уже навсегда вошедшее в историю России.
_______________________________________

Заслуга Горбачёва в том, что он не был СКОТОМ И ДУШЕГУБОМ, в отличие от его предшественников и последователей.
_______________________________________

Как же я люблю Артдокфест! Огромная благодарность Виталию за создание и организацию этого чудесного события.
_______________________________________

Спасибо дорогие! Теперь понятно. Мы читали и были за Алексея и его сотрудников за премию, но что там барин Михалков бормотал, совершенно не понятно. Виталий, спасибо!
_______________________________________

Спасибо за вашу программу. Спасибо, Виталий Манский, за ваш взгляд на события. Очень хочется, чтобы достойные люди были депутатами в думе. Два слова про Михалкова. Он стукнул ногой в лицо человека, которого держали с двух сторон. Кто он после этого?
_______________________________________

Подлец, кто же ещё.
_______________________________________

Свободу Навальному и всем репрессированным! Путина в Гаагу!
_______________________________________

Есть реально жёсткое, социальное кино. Вы такое уже давно на своём фестивале не показываете. Ни про Брейвика. Не показали "Маманя и Папаня" из UK. т.е. Мокьюментари и документальный эксплотейшн. Почему вы не приглашаете Уве Бола? Почему есть цензура теперь на острые темы в Европе?
_______________________________________

В природе не существует, наверно, белого слона, как и белой вороны. Но бывают, конечно, исключения и в природе. Навальный абсолютно заслуживает этот приз, который совсем не похож на традиционных кинорежиссёров документальных фильмов. Он точно исключение из общего правила кинематографа, как самодеятельный режиссёр документального фильма.
_______________________________________

Путин разрешил нарушать закон тем, кто его поддерживает, и запретил всё тем, кто его не поддерживает.
_______________________________________

Свободу бесстрашному Алексею Навальному! Свободу всем политзаключённым!
_______________________________________

Таких репрессий в Беларуси не было со времён Сталина. И всё это с одобрения и с поддержкой Путина.
_______________________________________

Ну почему, почему, так люди России критикуют Михаила Горбачёва? На его проявление СССР я жила в Казахстане, мне было 12 лет, но уже тогда у меня был восторг от этой личности! А Раиса Горбачёва для меня первая леди с той поры и по сегодняшний день! Почему я могу встретить лишь в Европе таких же одушевлённых людей, когда речь идёт о Горбачёве? Почему в России уважают больше убийц и вождей, чем гуманных реформаторов?!
_______________________________________

Рядом с памятником Горбачёву нужно установить памятник армянским беженцам из Сумгаита и Баку, пострадавшим от Карабахского конфликта в 1988-1990 г., которых он, как президент, не защитил от резни, а потом и вовсе забыл, потому что вот уже 30 лет люди уходят из жизни бездомными!..
_______________________________________

Суды превратились в подручных силовиков. В Беларуси заводят дело за брюки в цветах БЧБ (нацфлага) и не возбуждают дела по поводу убийства людей силовиками! И Кремль очень даже это поддерживает. Нарышкин прилетал поддержать кровавого упыря Лукашенко. Российские граждане в упор этого не видят. Теперь ощутите фантазии ФСБ и на себе. Путин Вам в дорогу…
_______________________________________

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие новости  другие новости   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Преступления (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Власть (0) > Показуха (0)
  • Нравственность (0)
  • Общество (0) > Культура (0)
  • Персоналии (0) > Горбачёв (0)
  • Судебная система (0) > Беспредел (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 19.04.2021 - ДОВЕДЕНИЕ ДО ВОЙНЫ
  • 19.04.2021 - АМЕРИКА, ЕВРОПА И РОССИЯ
  • 19.04.2021 - В ОДИНОЧЕСТВЕ С ПОБЕДОЙ
  • 18.04.2021 - ТРЕБОВАНИЕ ДЕПУТАТОВ ОТ ПАРТИИ «ЯБЛОКО»
  • 18.04.2021 - УСПЕХИ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА
  • 18.04.2021 - К 20-ЛЕТИЮ ЗАХВАТА НТВ
  • 17.04.2021 - РУКИ ПРОЧЬ ОТ «АРТДОКФЕСТА»
  • 17.04.2021 - СУТЬ СОБЫТИЙ ВОКРУГ ГЕРОЯ
  • 17.04.2021 - РУССКИЙ МИР И ВОЙНА С УКРАИНОЙ
  • 16.04.2021 - В АТМОСФЕРЕ ВОЕННОЙ ИСТЕРИИ
  • 16.04.2021 - УСПЕХИ РФ И США
  • 16.04.2021 - ВЫ ХОТИТЕ И В РОССИИ ЖИТЬ И…
  • 15.04.2021 - КОСА БЕССМЫСЛЕННЫХ ЖЕРТВ
  • 15.04.2021 - ТОЛПА, ТВОРЯЩАЯ САМОСУД
  • 15.04.2021 - ФИГОВЫЙ ЛИСТОЧЕК
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru