"ЯБЛОКО" : Волгоградская область. :: Новости :: ТОЛПА И ЛИЧНОСТЬ (1) :: Версия для печати :: Официальный сайт регионального отделения партии

Адрес сервера: http://volgograd.yabloko.ru/index.phtml
Адрес страницы: http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=576


[13.02.2010]

ТОЛПА И ЛИЧНОСТЬ (1)

Семинар по психологии (По материалам книги Гладышева С.А. «Как выжить в толпе и остаться самим собой»)

ВВЕДЕНИЕ

В результате действия психологических механизмов общество оказывается разделённым на сплочённую толпу и разрозненных маргиналов, составляющих в совокупности малозначимое меньшинство. Психологические механизмы и индивидуальные характеристики людей таковы, что если это человек толпы, то где бы он ни оказался, в какую бы ограниченную группу людей он ни попал бы, везде он будет искать толпу, с которой можно было бы слиться.

Маргиналы – это индивиды, по какой-либо причине выделившиеся из какого-либо коллектива. С одной стороны, это отщепенцы, аутсайдеры, с другой – независимые самостоятельные, часто одарённые личности.

Нет, я не лидер, не трибун,
с толпой взаимно мы прохладны;
те, кто рожден вести табун,
должны быть сами очень стадны.
(Игорь Губерман)

Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов.
(Томас Карлейль)

МЕХАНИЗМ ДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА НА ТОЛПУ И МАРГИНАЛОВ

Основным механизмом является естественный механизм группирования наиболее похожих друг на друга людей. Эти члены общества, объединившись в группу, составляющую его большинство, устанавливают групповые ценности и нормы поведения. Затем, используя свою силу большинства, группа начинает распространять свои правила и на других членов общества, которые до поры до времени оставались психологически независимыми. Большинство принуждает одиночек строго исполнять свои групповые нормы поведения и ценности, превращая их в законы всего общества. Однако давление новообразованная толпа оказывает не только на тех, кто оказался на её границе или за её пределами (отсюда и происхождение слова «маргинал» – латинское слово «margo» переводится как «край, граница», которое обозначает человека, находящегося на периферии социальной структуры общества), но и на каждого своего члена. Любой человек, желающий гармонично слиться с массой, должен отдать ей часть своей личностной и поведенческой свободы.

Это оказывается психологически неприемлемым для некоторых членов общества, которые по своей сути не являются ярко выраженными оригиналами, но хотели бы сохранить свою личностную свободу. Таких людей толпа может из-за их сопротивления групповому давлению вытолкнуть на периферию общества, в результате чего они становятся вынужденными маргиналами, присоединяясь к числу истинных маргиналов. Последними оказываются те первичные маргиналы, которые оказали сопротивление давлению толпы ради сохранения своей инакости. Однако не все первичные маргиналы оказываются способны на это, и какая-то их часть вливается в толпу, предав свою изначальную сущность. Таких людей можно назвать сломленными или нереализованными маргиналами.

Вдобавок к этому в толпе среди её членов возникает психологическая реакция на групповое подавление индивидуального своеобразия. В результате этого некоторые люди, являющиеся по духу и сути членами толпы, проявляют протестное поведение, эпатируя окружающих подчёркнутым пренебрежением к групповым нормам и ценностям. Однако настоящими маргиналами они не являются, так как психологически остаются зависимыми от толпы. Их можно назвать псевдомаргиналами (или ложными маргиналами).

Таким образом, общество изначально делится на ядро и первичных маргиналов. (Отличным примером первичного маргинала является андерсеновский Гадкий утёнок, который и рад был бы органично влиться в стаю, да «фэйсом» не вышел.) После такой изначальной дифференциации общества в его ядре начинают действовать групповые механизмы, приводящие это срединное большинство к сплачиванию и формированию у него единых норм и ценностей, разделяемых каждым членом группы. На основании отношения членов общества к этим групповым нормам и ценностям ядра появляется деление на «чужих» и «своих». Если первичный маргинал не склонен воспринимать групповые нормы ядра как свои собственные и предпочтёт сохранить свою независимую позицию, толпа признает его «чужим» со всеми вытекающими из этого последствиями.

Так, например, происходит экспансия толпы на жизненное пространство маргиналов: «Это лес деревни, и вы не имеете права в нём рубить себе дрова. Или селитесь в деревне и подчиняйтесь нашим законам, или убирайтесь отсюда подальше!» И это при том, что маргинал всю свою жизнь чувствовал себя в этом лесу как дома. Толпа вообще склонна признавать «своей собственностью («сферой интересов») любое пространство, куда она только может дотянуться и в котором видит хоть какую-то для себя пользу. И то, что в этом жизненном пространстве существует ещё кто-то, не входящий в толпу, её нисколько не интересует.

Помимо естественных первичных маргиналов, возможно формирование вынужденных отщепенцев, когда человек, исходно оказавшийся в ядре общества, ради сохранения свободы своей личности предпочитает выделиться из формирующейся толпы. Примером такого выбора может послужить судьба Александра Галича, жизнь которого разделяется на две абсолютно непохожие половины. Вначале он был известен как успешный элитарный творческий интеллигент, обласканный советской властью. Но после того как цензура за короткий период времени «зарубила» три его талантливые, но несколько вольнодумные пьесы, он выбрал для себя позицию откровенного маргинала, предпочтя жизнь свободного, пусть и подпольного, барда подгонке своего творчества в идеологические рамки власти толпы.

К вынужденной маргинализации человека может подталкивать и роль, отводимая ему в толпе её лидерами. В любой группе всегда складывается какая-то иерархия, и кому-то неизбежно достаётся недостойное место. Не желающие мириться с таким положением, но не обладающие достаточным влиянием для повышения своего места в иерархии также становятся вынужденными маргиналами.

Дополнительно к этому можно упомянуть и действие таких психологических факторов дифференциации общества на толпу и маргиналов, как искажение восприятия «чужих» «своими» и подтверждающее поведение первых этого противопоставления. Говоря простым языком, получается, что люди толпы воспринимают непохожего на них человека необъективно. Это приводит к тому, что в их поведении появляется некоторое предубеждение против такого оригинала, которое заставляет его нервничать, «дергаться», подтверждая тем самым предположения толпы о своей «ненормальности». В «Социальной психологии» Дэвида Майерса описаны эксперименты, из которых следует, что если мы в человеке видим что-то необычное, то воспринимать дальнейшее его поведение будем необъек¬тивно.

Так, например, «студентам предлагали просмотреть видеозапись читающего человека. Они смотрели с большим вниманием, когда об этом человеке сообщалось нечто необычное: что он — пациент онкологической клиники, гомосексуалист или миллионер. В этих случаях испытуемые обнаруживали у него такие особенности, которым другие наблюдатели, не получавшие дополнительной информации, не придавали значения; в результате оценки испытуемых выглядели преувеличенными». Вдобавок к этому такая необъективность усиливается эффектом подтверждающего поведения. Когда человек ощущает себя чем-то отличающимся от окружающих и уверен в том, что они обращают на это внимание, его поведение часто становится неестественным, что только усиливает восприятие людьми его необычности. В итоге чуждость маргинала толпе воспринимается её членами субъективно значительно сильнее, чем есть для этого объективное основание.

* * *

Кому-то может показаться, что людей, которые здесь названы маргиналами, в обществе принято называть аутсайдерами. Это спорная точка зрения, так как несмотря на схожесть этих терминов с идентичностью этих понятий согласиться нельзя. Потому что в обществе аутсайдерами привыкли называть отстающих, последних, неудачников, вкладывая в это понятие пренебрежительно-презрительное отношение окружающих. Тем самым делается акцент на нахождение человека на одной стороне общества – сзади по отношению к направлению его движения. Маргиналы же в равной степени могут быть и впереди, и по бокам. Именно поэтому целесообразнее использовать менее затасканное и не столь испорченное негативным контекстом слово. Хотя, следует признать, что и слово «маргинал» уже начинают использовать совершенно не к месту, называя им различных экстремистов, любителей эпатажа или откровенных отбросов общества. Для того чтобы избежать подобной путаницы, следует помнить, что настоящий маргинал не выносит двух состояний: находиться в толпе и следовать какой-либо моде.

Поэтому называть какого-нибудь экстравагантного человека, не вылезающего из различных богемных тусовок и меняющего свою форму и содержание вслед за изменением моды на эпатаж – вчера он был панком, сегодня анархист, а завтра станет геем, – будет неверно. Этот человек является типичным человеком толпы, нуждающимся в её атмосфере как в наркотике, а его непохожесть на окружающих ни о чём не говорит. Либо он ориентируется на толпу эпатажных личностей, подражая им, либо на толпу обывателей, противопоставляя себя ей. В любом случае внутренний мир и внешнее обличье такого человека определяется какой-либо толпой. Истинный же маргинал является таким, какой он есть, независимо от существующей в толпе моды. Иногда мода толпы меняется так, что маргинала по внешности оказывается трудно от неё отличить, но это совпадение – исключительно временное явление, так как толпа вслед за изменчивой модой и дальше будет дрейфовать, а маргинал где был, там и останется. Правда, и маргиналы тоже меняются по жизни, но эти перемены обусловлены законами развития их неповторимых личностей, а не влиянием окружающей толпы.

Так что мы имеем два независимых друг от друга дрейфа — моды толпы и вкусов маргинала, которые могут время от времени и пересекаться. Маргинала уместно сравнить с кошкой, которая гуляет сама по себе.

* * *

Этот материал может оказаться полезным значительно большему количеству членов нашего общества, чем это может показаться на первый взгляд. Если истинных маргиналов в обществе не так уж и много (несколько процентов), то к ним добавляются вынужденные маргиналы – вполне обычные, но свободолюбивые люди. А это ещё несколько процентов населения. Они смогут найти здесь как объяснение своим проблемам во взаимоотношениях с другими людьми, так и ценные советы, способные сгладить конфликтность их жизни.

Кроме этих двух групп психологически сильных людей, есть ещё сломленные и нереализованные маргиналы, которые и рады были бы проявить своё индивидуальное своеобразие, но либо не решаются на это, либо делают это деструктивно (алкоголь, наркотики и другие виды саморазрушения), либо просто не знают, как это можно было бы сделать без чрезмерного напряжения своих сил и отношений с окружающими людьми. Доля этой группы людей в обществе составляет 5 – 10 %.

И, наконец, ложные маргиналы. Если кому-то из них надоел показной эпатаж ради привлечения внимания к себе окружающих людей и он начинает чувствовать в себе силы и желание освободить свою личность от психологических цепей толпы, то здесь он найдет рецепты, как это сделать.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Гладышев С.А.

Ссылки по теме:

ТЕМЫ:

  • Психология
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=121
  • Экология (0) > Защита здоровья
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=85
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 22.11.2020 - ЭКОАКТИВИЗМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8488
  • 21.11.2020 - ОБРАЩЕНИЕ ОМСКОГО «ЯБЛОКА» К ГУБЕРНАТОРУ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8483
  • 21.11.2020 - ЗАГАДОЧНЫЙ РОСТ СМЕРТНОСТИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8484
  • 21.11.2020 - РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ НУЖНА КИСЛОРОДНАЯ ПОДУШКА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8485
  • 17.11.2020 - ВВОЗ «УРАНОВЫХ ХВОСТОВ»
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8471
  • 17.11.2020 - ПУТЕШСТВУЯ ПО АМЕРИКЕ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8475
  • 14.11.2020 - МЕДИЦИНА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8457
  • 13.11.2020 - ГДЕ ПРОХОДИТ ГРАНЬ ВАРВАРСТВА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8480
  • 10.11.2020 - АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8458
  • 07.11.2020 - ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО КРЫМА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8446
  • 05.11.2020 - ОБ ИНЦИДЕНТЕ СО «СКОРЫМИ»
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8425
  • 03.11.2020 - ОМСКОЕ «ЯБЛОКО» ВЫШЛО НА ПИКЕТЫ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8417
  • 29.10.2020 - ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА ВМЕСТО МЕДИЦИНЫ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8421
  • 27.10.2020 - КУЛЬТУРА ОСОБОГО МНЕНИЯ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8404
  • 26.10.2020 - ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРЕСТУПНЫЙ ФСИН
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8406