"ЯБЛОКО" : Волгоградская область. :: Новости :: КУРС ПУТИНА — КУРС РОССИИ :: Версия для печати :: Официальный сайт регионального отделения партии

Адрес сервера: http://volgograd.yabloko.ru/index.phtml
Адрес страницы: http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6414


[29.06.2018]

КУРС ПУТИНА — КУРС РОССИИ

Владимир ФРОЛОВ: эксперт по международным отношениям


Владимир ФРОЛОВ:


Это жёсткий и неопределённый курс Путина. Чего Россия хочет от внешнего мира? Москва надеется играть на разногласиях ЕС и США. Оснований для этого нет.


Прошедшая «Прямая линия с Владимиром Путиным», а также последние интервью президента иностранным СМИ проливают свет на его внешнеполитическую стратегию в начале нового президентского срока.

Первое, что бросается в глаза — полное отделение внешней политики от задач развития страны. Путин много говорит о необходимости ускоренного экономического и технологического развития, «прорыве и рывке», чтобы не отстать и «не утратить суверенитет», но ничего о том, что реализация таких правильных целей требует формирования благоприятных внешнеполитических условий, как минимум стабильности и прогнозируемости внешнеполитического курса страны, разрядки напряжённости и свёртывания конфронтации. Понятно, что внешние условия могут ухудшаться под воздействием внешних, не зависящих от России, факторов и угроз, но важно хотя бы самим не совершать действий с далеко идущими негативными последствиями.


КУРС БЕЗ КОРРЕКТИРОВОК

Предыдущий президентский срок Владимира Путина как раз продемонстрировал, что достаточно спонтанно могут приниматься внешнеполитические решения, ухудшающие экономические условия для страны, а сама российская внешняя политика может быть источником экономической и финансовой нестабильности. О смене этой парадигмы ничего не говорится. Наоборот, в качестве примеров «успешных рывков» в истории страны президент приводит индустриализацию 1930-х и создание ракетно-ядерного щита в 1940–50-х в условиях острой конфронтации с внешним миром.

Видимо, конфронтация с Западом в её нынешнем несколько «каргокультном» изводе всерьёз рассматривается в качестве стимула для ускоренного развития. К счастью, президент понимает, что «в современных условиях нам нет необходимости прибегать к крайним мерам, которые были использованы в 30-е и 50-е годы. Потому что для того, чтобы добиться результатов в сегодняшних условиях, нам нужно максимально раскрепостить людей».

Из сохраняющегося отрыва внешней политики от задач внутреннего развития логично вытекает отказ от каких-либо корректировок внешнеполитического курса. Задача добиваться снятия западных санкций для улучшения условий развития страны не ставится в принципе.

Главная внешнеполитическая установка на ближайшее время — ничего не менять в своей позиции, ничего нового не предлагать, терпеливо дожидаться, когда «давление Запада» на Россию закончится. А закончится оно тогда, «когда наши партнёры убедятся, что применяемые ими методы неэффективны, контрпродуктивны, вредны для всех и что придётся считаться с интересами Российской Федерации».

Президент не расшифровывает, как именно должно выглядеть это «считаться с интересами РФ», что даёт возможность для весьма неблагоприятных для России интерпретаций (где, собственно, заканчиваются эти интересы, и как именно должно выглядеть их уважение?). Отсутствие конкретики и ясности в этом вопросе несёт в себе мощный дестабилизирующий потенциал. Было бы хорошо чётко обозначить пределы желаемого.


СТАВКА НА РАЗНОГЛАСИЯ

Ставка на выжидание, «пересиживание» санкций, судя по всему, опирается на чрезмерно оптимистичный анализ текущей внешнеполитической ситуации. Эта ситуация видится как в целом благоприятная для успешного маневрирования Москвы без изменения своей позиции в условиях нарастающих разногласий в отношениях Евросоюза и США по ключевым вопросам международной безопасности (ядерная сделка с Ираном) и мировой торговли (американские протекционистские тарифы на сталь и алюминий в отношении союзников по надуманным основаниям «национальной безопасности»).

Видимо, Москва полагает, что усиление этой конфликтности приведёт к тому, что ЕС будет искать усиления своей переговорной позиции с США в сближении с Россией, для чего по своей инициативе вынужден будет отменить антироссийские санкции. Путин напрямую проводит параллели между американскими тарифными войнами и экстерриториальными санкциями против Ирана с санкциями в отношении России по Крыму: «Видимо, наши партнёры думали, что их это никогда не коснётся. По сути, это и есть санкции, только по-другому сформулированные. А за что? Они разве аннексировали Крым, как говорят некоторые наши партнёры?»

Возможно, это и удачный риторический приём, но было бы ошибкой считать, что именно так ситуация выглядит для стран ЕС. Торговые войны с США — явление не новое, они не затрагивают основ трансатлантических отношений и мирового устройства. Санкции ЕС в отношении России («крымские» и «донбасские») введены за действия РФ, которые, как считают европейские лидеры, подрывают базовые принципы межгосударственных отношений в Европе и мире. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон, встречаясь с Путиным в мае, не дали оснований считать, что их позиция на этот счёт изменилась. Оба дали чётко понять, что без изменения российской позиции по урегулированию в Донбассе и реализации Минских соглашений санкции отменены быть не могут. И нет, Германия и Франция не ждут «разрешения Вашингтона» на отказ от санкций против РФ (вопрос одного из ведущих «Прямой линии»). Они ждут значимых изменений в российской политике.

Москва, похоже, также чрезмерно оптимистично оценивает перспективы изменений в политике ЕС в результате прихода к власти в ряде стран Евросоюза (Австрия, Италия) политических сил, публично призывающих к отмене санкций: «…понимание этого всё-таки приходит к нашим партнёрам. Вы же видите, что во многих странах происходит. Там уже на политическом уровне все говорят о необходимости выстраивать нормальные отношения».

Это неверная оценка ситуации, что продемонстрировал лично Путину канцлер Австрии Себастиан Курц, заявив на совместной пресс-конференции по итогам визита российского президента в Вену, что «постепенное снятие санкций возможно только после прогресса по урегулированию на Востоке Украины». Заявления же нового премьера Италии из право-популистской коалиции о необходимости «пересмотра санкций» не отличаются от позиции предыдущих правительств, и их следует рассматривать лишь как разменную карту для торга с Брюсселем по более важным для Рима вопросам. Оптимизм Москвы по поводу новой антисанкционной волны в ЕС пока основан на желаниях, а не фактах.


ЖЁСТКАЯ ПОЗИЦИЯ ПО УКРАИНЕ

Эта искажённая оценка позиции ЕС ведёт к ужесточению российской позиции по Украине. В интервью австрийскому телевидению Путин чётко обозначает, что цель переучреждения украинской государственности Москвой не снимается и будет и далее продвигаться через российскую интерпретацию Минских соглашений: особый статус Донбасса с широкими полномочиями, равный статус языков национальных меньшинств, федерализация, особые отношения с Россией. При этом он выходит за рамки Минска-2. России уже недостаточно нейтрального, внеблокового статуса Украины: «Для нас, для России, это важно с той точки зрения, чтобы на территории Украины не появились какие–нибудь военные объекты, которые угрожали бы нашей безопасности. Например, новые комплексы противоракетной обороны, которые бы старались купировать наш ядерный потенциал».

А в ходе встречи с руководителями мировых информационных агентств на Петербургском экономическом форуме Путин обозначает это в качестве «абсолютной красной линии» для России и обосновывает российские действия в 2014 году «возникшим у нас подозрением», что на Украине будут развёрнуты базы НАТО (вторжение в Ирак в 2003 году США, как известно, тоже мотивировали «возникшими подозрениями»). Это довольно конкретно сформулированное требование ограничения суверенитета Украины в области безопасности.

В ходе «Прямой линии» позиция по Украине ещё больше ужесточается. В превентивном порядке посылается прямая угроза масштабного применения силы со стороны РФ в случае, если Украина начнёт наступление на Донбасс в период ЧМ-2018 (это может привести к «очень тяжёлым последствиям для украинской государственности в целом»).

Тут очевидны параллели с августом 2008 года и операцией грузинских войск против Южной Осетии в день открытия Олимпийских игр в Пекине. Трудно сказать, имеются ли у России какие-либо разведывательные данные о таких агрессивных планах Киева или речь о простой профилактике, но угроза нового российского военного вмешательства на Донбассе не звучала уже давно.

При этом о миротворческой операции ООН на Донбассе даже в узких рамках российской инициативы о миссии по защите наблюдателей ОБСЕ больше не говорится ничего. Есть лишь ни к чему не обязывающая констатация, что в Москве по-прежнему ждут письменных предложений от Вашингтона по российскому проекту резолюции Совбеза ООН о миссии в Донбассе, но заметного сдвига в российской позиции по этому вопросу ждать не стоит.

Впервые в высказываниях Путина появляются выпады лично против президента Украины Петра Порошенко, который продолжает «грабить свой народ и откладывать деньги на чёрный день в офшорах на своё собственное имя». Вероятно, это отражает понимание российского руководства, что с нынешними лидерами Украины урегулирование невозможно, а шансы Петра Порошенко удержаться в президентском кресле тают на глазах. Видимо, есть желание дождаться выборов президента Украины в марте 2019 года и по их итогам определяться со стратегией. Есть, правда, соблазн наступить на одни и те же грабли по имени «Юлия Тимошенко», но тут уж ничего не поделаешь.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕЗ АДРЕСАТА

Наконец, предпринята попытка сформулировать некое конструктивное предложение, обращённое к «коллективному Западу»: «…найти современные, отвечающие реалиям сегодняшнего дня формы нашего взаимодействия. Пора уже сесть за стол переговоров и не только подумать, но выработать современные, адекватные сегодняшнему дню схемы международной европейской безопасности <…> вырабатывать приемлемые для всех правила поведения, которые позволят мировой экономике эффективно развиваться».

Пока это достаточно бессодержательное предложение без чёткого адресата. В каком формате вести такие переговоры? Кто участники? И каков их мандат? От СБ ООН? Или от «семёрки» или «двадцатки»? Применительно к торговым переговорам идёт ли речь о замене действующей системы ВТО? Если это многосторонние торговые переговоры, то там должен быть максимально широкий состав участников, иначе получится, что большие государства навязывают правила торговли малым, и на каком основании? Что именно в правилах мировой торговли не устраивает Россию, кроме санкций?

Что имеется в виду под «адекватными сегодняшнему дню схемами международной европейской безопасности»? Какое у России видение этих «схем»? Новый Договор по ПРО? Новый ДОВСЕ? Новые «Хельсинкские соглашения» как механизм фиксации нового территориального статус-кво и новых границ в Европе («Крым наш»)? Или медведевский «Договор о европейской безопасности» 2008–2009 годов? Но Путин вроде бы не был замечен в продвижении инициативы президента Медведева, да и содержательно она устарела. Что нужно России в «новых схемах безопасности» — гарантии дальнейшего нерасширения НАТО и ЕС, зона российских «привилегированных интересов» в СНГ с ограниченным суверенитетом или право вето на все решения и действия НАТО? Как выглядит полный список пожеланий? И опять-таки с кем вести такие переговоры, если в НАТО и ЕС правило консенсуса и значимая часть стран-членов будет однозначно против?

Владимир Путин любит вспоминать и цитировать свою «мюнхенскую речь» 2007 года как сбывшееся пророчество, которое не захотели услышать на Западе. Может быть, настал момент выступить с новой речью и показать, как именно из Москвы видится выход из тупика и что для этого нужно сделать? Пока же российское стратегическое видение вполне отражает вопрос телеведущего Сергея Брилёва участникам Петербургского экономического форума: «Что должен сделать Запад, чтобы вернуть себе доверие России?» Ждём-с…



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Путин не только в телевизионной России живёт, но ещё и в телевизионном мире. Он реально верит той картинке, что мелькает в ящике. В принципе, большинство населения верит телевизору беспрекословно. Но одно дело, если речь идёт о рядовых гражданах, и совсем другое, если о руководителе государства. Принимаемые им решения на основе лживых картинок, подтасованных фактов и фальшивых данных уверенно толкают страну в кошмарную пропасть.
________________________________________

"Откладывать деньги на чёрный день в офшорах на своё собственное имя" — такое очень трудно понять тому, кто откладывает деньги в офшорах на имя знакомого виолончелиста…
________________________________________

Для "прорывов" и "рывков" в духе 30-50-х годов Пу не хватает важнейшего ресурса: лучших умов страны, готовых работать за кусок хлеба в лагерных шарашках. У товарища Сталина таких людей было в избытке. Так что, фокус не удастся.
________________________________________

Жалко, что Путин занимался только дзюдо, а не играл в покер (которым, в сущности, является современная политика). В покере есть такая аксиома: бывают опытные игроки и сорви головы. Не бывает ОПЫТНЫХ СОРВИ ГОЛОВ! Когда сорви голова садится играть с профи, он может очень долго их кошмарить своим блефом и агрессией. Но, через некоторое время, профи начинают его читать, и заканчивается всё очень плачевно. А Вова — типичный сорви голова, который решил потягаться с матёрыми профи, а потом ещё решил залезть на стол, снять штаны и поссать на них (в 2014 году). Такого в порядочных клубах не прощают!
________________________________________

Это намёк на что?
________________________________________

Намёк на наплевательское отношение к Будапештскому меморандуму от 1994 года, подписанному Россией, Украиной, США и Великобританией. В меморандуме давались гарантии целостности Украины в обмен на её отказ от ядерного оружия.
________________________________________

Есть небольшой ньюанс. Чем отказ от ядерной сделки с Ираном лучше несоблюдения Будапештского договора? С юридической стороны и то и другое выглядит весьма неприглядно.
________________________________________

Само понятие рывка навеяно дегенаративным мировосприятием. Почему рывок? Не получается создать условия для нормального поступательного развития? Так это потому, что руки кривые. А после рывка что? Условия как были корявыми, так ими и останутся? И рывок весь потомкам только пердежом запомнится.
________________________________________

Наверное, самая большая ошибка считать, что существует монолитный некий "Запад", где главный заводила США. Именно из-за такой "узкой" трактовки виденья внешнего мира и попадают лидеры типа Путина в сложные ситуации.
________________________________________

Точно. Но монолитные абстракции, совершенно бесполезные на практике, позволяют каждому в момент стать специалистом по "геополитике". Кроме того, сложный мир пугает и запутывает. Куда проще оперировать доступными и простыми (при том пустыми) обобщениями? Даже понятие "интересы США" — это совершенно бесполезная абстракция, когда внутри тех же США существует большое количество несопряжённых центров влияния с несопряжённым набором интересов, да ещё и непостоянным во времени. Для достижения вообще чего-то необходимо нестатичное понимание микро-отношенией и микро-взаимодействий и постоянная переоценка этого понимания. Только в мифологическом мировосприятии это маловероятно, оно все делит на простые и постоянные величины.
________________________________________

"Чтобы добиться результатов в сегодняшних условиях, нам нужно максимально раскрепостить людей". А как насчёт "закрыть границы"? Ведь раскрепощённые мозги весьма текучи. В смысле, те мозги, которые необходимы именно для технологических "прорывов и рывков". Что им может предложить система, где наибыстрейшего подъёма на социальных лифтах достигает иной тип мозгов, тот, которые просчитывает, как встроиться в механизм освоения природной ренты. Это тоже своего рода креатив, но для технологического прорыва и рывка они не очень годятся.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Владимир ФРОЛОВ

Ссылки по теме:

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Разжигание розни
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=189
  • Международные события (0) > Америка
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=40
  • Международные события (0) > Европа
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=120
  • Политика (0) > Внешняя политика
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=126
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 18.09.2018 - ЗАМПРЕД «ЯБЛОКА» НИКОЛАЙ РЫБАКОВ НА «РАДИО СВОБОДА»
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6578
  • 18.09.2018 - НАРОД И ПАРТИЯ ЕДИНЫ?
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6577
  • 13.09.2018 - ОДИНОЧНАЯ «ДУЭЛЬ» ЗОЛОТОВА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6566
  • 13.09.2018 - ВЕНСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБСЕ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6565
  • 11.09.2018 - ПЕНСИОННАЯ ОШИБКА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6562
  • 08.09.2018 - СКОЛЬКО СТОИТ ПАТРИОТИЗМ?
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6554
  • 07.09.2018 - КАЗУС СИМПСОНА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6552
  • 03.09.2018 - ПЕРСПЕКТИВЫ СЕВЕРНОГО ПОТОКА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6543
  • 30.08.2018 - БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6538
  • 30.08.2018 - ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6537
  • 29.08.2018 - КАК ПАРТНЁРОВ ПРЕВРАТИТЬ ВО ВРАГОВ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6535
  • 28.08.2018 - ЛОЖЬ И НАСИЛИЕ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6534
  • 28.08.2018 - ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЫ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6533
  • 27.08.2018 - РЕШЕНИЕ ВТО
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6531
  • 20.08.2018 - ВАЛЮТНЫЙ КРИЗИС В ТУРЦИИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6516