"ЯБЛОКО" : Волгоградская область. :: Новости :: ОПАСНЫЕ ИНОСТРАНЦЫ 1957–2018 ГОДОВ :: Версия для печати :: Официальный сайт регионального отделения партии

Адрес сервера: http://volgograd.yabloko.ru/index.phtml
Адрес страницы: http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6416


[30.06.2018]

ОПАСНЫЕ ИНОСТРАНЦЫ 1957–2018 ГОДОВ


ЧМ-2018 МОСКВА

Как и зачем в России воспроизводится архаичный страх чужого и эксплуатируется снова и снова? Когда-то у такого страха было своё эволюционное предназначение — он заставлял держаться своей группы и помогать ей и только ей, а не пытаться смешиваться с чужаками. Этот страх объяснял на понятных примерах, что чужое сообщество — это «не-люди», они другие, они другое едят, по-другому размножаются и ценности у них тоже другие. В конечном итоге такой страх помогал консолидировать свою группу.

Человечество во время своей социальной эволюции всеми силами старалось и старается преодолеть «консервирующую» силу такого страха. Но в ситуации, когда все другие возможности контроля над интересами и развитием своего общества исчерпаны и есть ощущение внутренней социальной нестабильности, единственный аргумент, который остаётся у представителей власти — это наказ избегать общения с людьми из внешнего мира просто потому, что они не такие, как мы. Как сказала Тамара Плетнева: «Я не националист, но тем не менее». Страх перед «чужаком» родился сильно раньше, чем появилось понятие нации.


Накануне чемпионата мира по футболу депутаты (и не только) начали предупреждать россиян о тех опасностях, с которыми они могут столкнуться: иностранцы хотят угостить детей сигаретами с наркотиком (по мнению директора одной московской школы), заразить наших ребят опасными болезнями, и, наконец, способствовать появлению в нашей стране большого количества детишек «иной расы» (по мнению председателя комиссии Госдумы по делам семьи Тамары Плетневой).

Можно, конечно, весело смеяться над такими высказываниями и их авторами, а можно попытаться разобраться — откуда берутся такие представления?

Вот перед нами два высказывания чиновников перед началом крупнейших в государстве мероприятий с участием иностранцев:

— Надо быть аккуратными нашим гражданам, общаясь с болельщиками других стран. Надо предохраняться во всех отношениях. Это может быть и посуда, и средства личной гигиены <…> Подарки принимать: жвачки, сигареты; вот это вот наше русское трёхкратное целование-обнимание, на брудершафт с одного стакана, одну сигарету, трубка мира… Вот от этого я бы предостерёг <…> Вопрос в том, что, может, кто-то будет это делать диверсионно или умышленно. Мы же не знаем, на фоне обострений психических у наших западных партнёров, что у них в голове. Может, какие-то виды наркотических средств будут распространять.

И:

— Есть слухи, что завезут инфекционные заболевания, начали проводить прививку. В то же время было четыре случая каких-то уколов совершено в магазинах, когда девушка стояла в очереди за продуктами, подходит человек, в руку делает укол. Пострадавшие находятся в больнице, состояние их хорошее. Это делается врагами, чтобы создать панику вместо торжества.

Эти два высказывания содержательно почти ничем друг от друга не отличаются. Но первая цитата — из интервью зампредседателя думского комитета по обороне Александра Шерина от 13 июня 2018 года, а второй текст — фрагмент речи, которую в 1957 году на заседании Московского горкома произнесла первый секретарь Екатерина Фурцева. Именно она отвечала за проведение в Москве Фестиваля молодёжи и студентов.


«БУДУТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРИВЕЗУТ АМПУЛЫ С ЧУМНОЙ БАКТЕРИЕЙ»

Международный фестиваль был первым мероприятием такого рода. По тем временам это было что-то невероятное — после смерти Сталина, репрессий, голода, страха в Москве вдруг появляются «другие люди» — десятки тысяч иностранцев, с которыми можно вместе смотреть кино, концерты и разговаривать, разговаривать, разговаривать. В столице специально покрасили все заборы в зелёный цвет, поставили унитазы вместо дырок в студенческих общежитиях и стали продавать красиво оформленную еду.

При этом партийное руководство предполагало, что советских людей надо всё-таки аккуратно сдерживать от участия в этом безумстве. Сначала, как записал в своём дневнике литературовед Ромэн Назиров, «Москва больше присутствовала, чем участвовала в Фестивале. Кордоны милиции, отделяющей толпу от “inostrancov” во время шествий и манифестации, ещё удерживали порядок». Но через несколько дней «фестивальное мельничное колесо набрало разгону. Милиция бессильно опустила руки при виде наводнения семи, или сколько там, миллионов жителей Москвы».

Бесконтрольное братание советских людей с иностранцами не могло не вызывать тревоги (или даже паники) среди партийных руководителей. Среди студентов и молодёжи со всего мира им виделись диверсанты и шпионы, которые будут подло убивать наших людей. Именно поэтому Екатерина Фурцева, будущий всесильный министр культуры СССР, а в 1957-ом — секретарь горкома, перед началом фестиваля предупреждает московских коллег о возможных провокациях «иностранцев со шприцом». Её высказывания резонировали со слухами, о которых мы знаем из советских писем 1957 года: «В Москве всем делают противочумные прививки, ибо среди участников фестиваля (наши думают) будут люди, которые привезут ампулы с чумной бактерией».

Образ иностранца, стремящегося заразить советского гражданина всякими болезнями, «причём максимально подлым образом, под видом дружбы», связан с началом Холодной войны. Вопрос в том, почему именно пробирки и шприцы становятся оружием тайного агента?

В 1952 году, в разгар Корейской войны, советская пресса наперегонки публикует рассказы о жертвах империалистов: о бомбах, из которых при падении вылетают зараженные чумой мухи, или о прививках тифа под видом медицинской помощи. С точки зрения советской пропаганды, американские войска вели не традиционную контактную войну, но войну ещё более страшную — убивали бактериологическим оружием с большой дистанции. Поэтому не стоит удивляться, что именно в 1952 году в СССР появляются слухи о колорадском жуке, личинки которого в ампулах сбрасывают с самолётов американцы, чтобы лишить советских граждан урожая, или о зараженных игрушках, которые тоже разбрасывают с самолёта всё те же американцы, чтобы советские дети болели.

В 1953 году образ врага дополняется. В январе начинается печально известное «дело врачей». Медицинских светил, среди которых было много евреев, обвиняли в том, что они, являясь «сионистскими наймитами», «британскими агентами» и агентами вообще всех разведок, убили Жданова и покушались на членов Политбюро и даже на товарища Сталина. Населению подробно разъясняли смысл передовицы в «Правде», в результате чего началась массовая паника, изначально активно поддерживаемая и направляемая партийными органами. Паника привела к тому, что люди сначала подозревали врачей в местных больницах и поликлиниках в том, что они «под видом прививок хотят убивать наших детей», потом отказывались от приёма лекарств и вообще от медицинской помощи (например, посещаемость больницы № 1 в Свердловске упала в два раза по сравнению с предыдущим годом).

Закономерным образом дело дошло до погромов в больницах. Остановила эту панику только смерть Сталина. Но образ социального и этнического «чужого», стремящегося к массовым убийствами и использующего для этого, как правило, медицинские инструменты, уже закрепился в советской культуре, и особенно — в риторике советских руководителей. Неудивительно, что четыре года спустя именно такой образ врага воспроизводит Фурцева в своём напутствии московскому горкому.

В эпоху Брежнева образ иностранца, отравляющего наших граждан, эксплуатировался неоднократно, причём с совершенно разными целями. Американские джинсы, зараженные импортными же паразитами, в устах комсомольского вожака были примером идеологической диверсии, а с точки зрения уборщицы, которая не могла купить джинсы в подворотне за 100 рублей для своей дочки, такой рассказ был отличным способом объяснить, зачем их не надо приобретать.

Циркуляция текстов об американцах, отравляющих жвачки, джинсы и сладости, стала гораздо более интенсивной в преддверии Олимпиады-80, когда советский человек снова, как в 1957 году, должен был столкнуться с наплывом иностранных гостей и множеством вещей, которые они с собою привезут. Однако их содержание к 1980 году значительно эволюционировало.


«У НИХ ВСЯКИЕ ЛИЧИНКИ ПОД КОЖЕЙ»

В отличие от идеологических страшилок 50-х годов, где враг нападал на нас с инфекционным оружием, или 70-х — когда предлагал опасный дар, во время Олимпиады, когда личный контакт со великим множеством иностранцев был неминуем, актуализируется новый тип страха, крайне архаичный по своей природе. В основе этого страха — представления о разнице между «нами» и «ими» на физиологическом уровне. Например, представитель чужого этноса плохо пахнет, или является носителем специфических болезней.

Накануне Олимпиады-80 неясная тревога перед вторжением чужаков окончательно трансформировалась в массовое убеждение, что ожидаемые иностранные гости — носители невиданных инфекций: про это говорили буквально все. Такие рассказы были наполнены наукообразными утверждениями с использованием медицинской терминологии и логики: рассказывали о «вирусах», «микробах», «инфекциях» и «страшных венерических заболеваниях» иностранцев. «Помню, как (перед Олимпиадой) обсуждали на работе вопрос об усилении гигиены! Чаще мыть руки, не пить газировку из автоматов», — говорит один из наших респондентов. По Москве бродили слухи о том, что иностранцы завезли собачью болезнь «олимпийку», а от ношения американских джинсов развивается бесплодие или специальный «джинсовый дерматит».

Во время Олимпиады-80 страшный чужой, представляющий опасность, поскольку он другой по своей природе – это прежде всего «негр». Многие москвичи, поделившиеся с нами воспоминаниями, рассказывали о своих опасениях во время Олимпиады, что контакт с «неграми» чреват тяжелыми венерическими или кожными болезнями, включая проказу и сифилис. Такие истории они слышали от друзей, родителей, учителей и инструкторов в райкоме. И школьникам, и взрослым объясняли: «Не имей дела с африканскими неграми, у них всякие личинки под кожей – чуть ли не национальная гордость».


Москвичи встречают гостей из Южной Америки во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и
студентов, 1957 год. Фото: Иван Шагин / РИА Новости

Самый большой страх 1980 года — это рассказы о намеренном заражении советских людей венерическими заболеваниями через привлекательные предметы общественного пользования, например, через автоматы с газированной водой. Виталий, который был подростком во время Олимпиады, рассказывал, как он слышал, что «в стакане у автомата с газировкой ранним утром (4–5 утра) мыл член негр». Московский историк, фиксировавший в своём дневнике события первых дней Олимпиады, описал панику в Москве: «Около одного из автоматов газированной воды задержали негра, который копался в нём (внутри)». Отравление воды, проведённое таким образом, привело к закрытию станции метро Таганская (согласно слухам).

И, наконец, представление о возможности заразиться через личный контакт привело к появлению в олимпийской Москве слухов о мерах, которые предпринимает советское правительство для защиты граждан от личного контакта с иностранцами: «Продавцам в магазинах выдадут тонкие прозрачные перчатки, которые почти не видны на руках, чтобы не заразиться от иностранцев. Вещь, которую смотрел иностранец, надо будет после этого взять пинцетом и отложить» (дневник москвича 1980 года).

Итак, опасный чужой, с которым близко познакомились советские люди в 1957 году, вмешивался в нашу жизнь разными способами. Иностранец, представляющий собой вожделенный, технологически развитый, но опасный Запад, вредил с помощью бактериологического оружия (колорадский жук) или опасного дара (отравленные жвачки и джинсы). Иностранец, представляющий собой «другую расу», вредил через выделения своего тела (что характерно, в некоторых случаях даже и не желая этого).

Советское руководство ждало подобной опасности от иностранных участников спортивных соревнований и фестивалей и всегда было готово ограничить контакты советских людей с потенциальными врагами, пока в 1985 году Михаил Горбачёв (поражённый, по словам помощника, разговорами об опасных иностранцах) на очередном совещании, посвящённом международному молодёжному фестивалю в СССР, не прекратил эту традицию: «Значение прямых контактов иностранцев с советскими людьми [очень важно для формирования] правильных представлений о нас. Не надо бояться — пусть ездят как можно больше» (дневниковая запись помощника Горбачёва М. Черняева от 27 августа 1985 года).


ЧУЖОЙ: ВОЗВРАЩЕНИЕ

Казалось, эти страхи ушли вместе с распадом СССР. И действительно, наша исследовательская группа почти не фиксировала их во время Олимпиады 2014 года. Однако в последние четыре года они снова становятся актуальными. Вот только два примера — оба, что характерно, произошли в школах. Весной 2018 года директор одной московской школы заявил, что приезжающие на чемпионат мира американцы будут раздавать детям сигареты с наркотиком, и потребовал от родителей вывезти детей из Москвы на время чемпионата. А в одном небольшом городке русского севера, куда весной и летом приезжает много иностранных туристов осмотреть известный монастырь, произошёл маленький родительский бунт. Дело в том, что, кроме монастыря, туристов водили в местную школу, где они общались со школьниками и даже их фотографировали. Родители попросили запретить иностранцам фотографировать детей и даже общаться с ними: «мало ли какую заразу они передадут».

Но вот приходит чемпионат мира по футболу, и снова, как в 1957 и в 1980 году, россиянам грозит личный контакт не с группой туристов в 20 человек, а с сотнями тысяч иностранцев. Представители Госдумы снова транслируют на публику те самые два типа страха, теперь уже переставшие быть латентными. Кстати, возраст спикеров никакой роли в трансляции страхов не играет. И Тамара Плетнёва, родившаяся в 1947 году, и Александр Шерин, появившийся на свет в 1977-ом, берут на себя патерналистскую функцию и объясняют языком «советских угроз» населению России, что опасен именно дружеский контакт с иностранцем, и неважно, принимаешь ли ты от него сигарету или пьёшь с ним кофе.

Почему эти два типа страха всплывают сейчас и эксплуатируются снова и снова? Когда-то у такого страха было своё эволюционное предназначение — он заставлял держаться своей группы и помогать ей и только ей, а не пытаться смешиваться с чужаками. Этот страх объяснял на понятных примерах, что чужое сообщество — это «не-люди», они другие, они другое едят, по-другому размножаются и ценности у них тоже другие. В конечном итоге такой страх помогал консолидировать свою группу.

Человечество во время своей социальной эволюции всеми силами старалось и старается преодолеть «консервирующую» силу такого страха. Но в ситуации, когда все другие возможности контроля над интересами и развитием своего общества исчерпаны и есть ощущение внутренней социальной нестабильности, единственный аргумент, который остаётся у представителей власти — это наказ избегать общения с людьми из внешнего мира просто потому, что они не такие, как мы. Как сказала Тамара Плетнева: «Я не националист, но тем не менее». Страх перед «чужаком» родился сильно раньше, чем появилось понятие нации.



В статье использованы результаты антропологического исследования Александры Архиповой и Анны Кирзюк — данные опросов и интервью с москвичами.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Мне кажется этот "феномен" не заслуживает особого внимания — эволюционный атавизм, страх маленького закрытого социума перед явлениями "иного", "незнакомого", "ненашего" и латентная агрессия против него совершенно не новы. И воспроизводятся в каждом поколении — во время взросления мы все переживаем этот эволюционный этап трайбализма ("городские" — "деревенские", "москвичи" — "приезжие, лимита", "5-й микрорайон" — "13-й микрорайон", "мясо" — "мусор" — "кони"… можете продолжить).

Это всего-навсего примитивная стадия само-идентификации. Примитивная — потому что "самость" ценна не сама по себе, а как антипод чего-то "чужого". Наиболее маргинальные противопоставления мы практически все изживаем в процессе взросления и социализации, но на каком-то уровне это часто остаётся, и в моменты кризиса или стресса вот так выскакивает. Плетнёва на самом деле права, она демонстрирует не расизм и не национализм как таковые, а неуверенность локального социума под стрессом. Или она нашла какой-то способ использовать этот атавизм своей аудитории. С практической точки зрения стоило бы заморачиваться, например, о том, что у нас самих, без всякого импорта, заболеваемость СПИДом на уровне "юга от Сахары"…
________________________________________

Не помню, закрывали Таганку или нет. Но в дни, когда узнали о смерти Высоцкого, казалось, вся Москва рванула к театру. Толпа начинала образовываться ещё на платформе, перемещаясь на эскалатор и лентой вокруг театра. Пожалуй, это было первое массовое несанкционированное мероприятие в Москве. Правда, в дни олимпиады 1980-го никого не задерживали и не разгоняли. Только до этого зачистили город от бомжей и прочих нежелательных элементов, ограничили въезд для граждан из провинции, приезжающих в город за едой. Милиционеры были необычайно приветливы и выглядели очень нарядно в белых рубашках. Однако власти публично не призывали отказаться от контактов с иностранцами. Может, тогда ещё стеснялись свою глупость и "нутряной" страх напоказ выставлять.
________________________________________

Гроб на колёсиках, чёрная рука и прочее. Почему такое не упоминается в "угрозах" от иностранцев? Всё страшнее от того, какие "особо одарённые" принимают законы. А нам потом по ним жить…
________________________________________

Ну ладно в советское время, когда не было интернета, слухи ходили совершенно дикие (кстати, к вопросу о самом лучшем образовании в советской школе). Но сейчас этот бред слушать вообще нет никаких сил. Мне вот интересно, а как же всякие жёны и дети депутатов и министров живут в странах, представителям которых хлебом не корми, дай только русского отравить?..
________________________________________

Жёны и дети привиты от всех зараз и ядов, что очень дорого стоит и недоступно остальному населению.
________________________________________

Так ведь и почти два века назад во время холерных бунтов прежде всего убивали немцев-аптекарей, считая их отравителями.
________________________________________

По любому поводу найдутся высказывания пары-тройки невменяемых депутатов. Не стоит это рассматривать как мейнстрим. Хотя конечно грустно.
________________________________________

Там шпионки с крепким телом,
Ты их в дверь — они в окно.
Говори, что с "этим делом"
мы покончили давно.

В.С. Высоцкий
________________________________________

Спасибо! Подборка панических слухов из 1980 года — это замечательно! Непонятно только, смеяться или грустить.
________________________________________

Мало того, что мракобесие, так ещё и вотум недоверия целому букету наших защитников: "какие-то виды наркотических средств будут распространять" — читай "граница не на замке, ввезти в таможенную зону РФ наркотики легко, погранслужба КГБ и таможня бездельники; в МВД и нацгвардии лодыри и тунеядцы не ловят конкурентов распространителей; в самом КГБ и СВР не предвидели и не смогли помешать вот этой всей русофобии агентов госдепа"…
________________________________________

Ну, это всё равно что в рекламе логику искать. Она же работает на уровне инстинктов и создаваемых ассоциативных связей. И весьма эффективна даже в самых высокоразвитых странах и слоях общества, невзирая на всю свою нелепость.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Александра Архипова

Ссылки по теме:

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Манипуляции
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=24
  • Власть (0) > Показуха
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=29
  • Власть (0) > Цензура
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=181
  • Интересное
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=7
  • Общество (0) > Ксенофобия
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=52
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 19.09.2018 - «ЯБЛОКО» ТРЕБУЕТ ОТПРАВИТЬ ЗОЛОТОВА В ОТСТАВКУ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6579
  • 19.09.2018 - ИТОГИ СЕНТЯБРЬСКИХ ВЫБОРОВ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6580
  • 18.09.2018 - ЗАМПРЕД «ЯБЛОКА» НИКОЛАЙ РЫБАКОВ НА «РАДИО СВОБОДА»
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6578
  • 18.09.2018 - НАРОД И ПАРТИЯ ЕДИНЫ?
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6577
  • 16.09.2018 - ЭКОНОМИКА СЧАСТЬЯ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6572
  • 15.09.2018 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6573
  • 15.09.2018 - ЭТО ПРАВДА?
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6570
  • 14.09.2018 - ПРЕКРАТИТЬ ПРАКТИКУ ПРОВОКАЦИЙ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6569
  • 14.09.2018 - КТО ВИНОВАТ В НАШЕЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЕ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6568
  • 14.09.2018 - ЭТО НЕ ОФИЦЕРСКАЯ ЧЕСТЬ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6567
  • 13.09.2018 - ОДИНОЧНАЯ «ДУЭЛЬ» ЗОЛОТОВА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6566
  • 13.09.2018 - ВЕНСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБСЕ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6565
  • 12.09.2018 - МИТИНГИ ПРОТИВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6564
  • 12.09.2018 - СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ О БЕНЕФИЦИАРАХ ПРОВОДИМОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6563
  • 11.09.2018 - МЫ РАЗМЕНЯЛИ УКРАИНУ НА КРЫМ И ДОНБАСС
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=6561