"ЯБЛОКО" : Волгоградская область. :: Новости :: ЧТО БУДЕТ С ТРАНСПОРТОМ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ :: Версия для печати :: Официальный сайт регионального отделения партии

Адрес сервера: http://volgograd.yabloko.ru/index.phtml
Адрес страницы: http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=7901


[19.05.2020]

ЧТО БУДЕТ С ТРАНСПОРТОМ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

Кирилл ЯНКОВ: председатель Союза пассажиров России, член Партийного арбитража партии «ЯБЛОКО», вице-президент Федерального союза адвокатов России, депутат Государственной Думы трёх созывов (II – IV)

(ТЕКСТ, ИЛЛЮСТРАЦИИ)

Кирилл ЯНКОВ:


Последствия пандемии — всерьёз и надолго. Даже оптимизм вирусологов и политиков не помешает долгие годы циркулировать слухам и версиям о «второй волне» и «третьей волне», что «вирус мутировал» или «новый вирус пришёл».


ЧТО БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА МОБИЛЬНОСТЬ

Ключевым фактором передвижения станет «социальная дистанция» (хотя правильнее называть её не социальной, а физической). Вероятно, постоянные требования к ней будут сняты, но шансы повторного введения «красного уровня вирусологической опасности» серьёзные. Сидеть или стоять в транспорте рядом с незнакомцами станет неприемлемым для очень многих. Наиболее безопасным видом транспорта будет автомобиль, спрос на недорогие и подержанные машины вырастет. Тренд в мегаполисах на пересаживание с личного авто на общественный транспорт развернётся в обратную сторону, стояние в пробках станет предпочтительнее толпе в метро.

К счастью, в мегаполисах будут идти и другие процессы. Во-первых, это рост удалённых и частично удалённых форм занятости; хотя большинство после самоизоляции всё-таки вернётся в офисы, доля работников, не привязанных к жёсткому графику, может, как предполагает Павел Чистяков в «Российской газете», вырасти с 20 до 35%. Во-вторых, будет происходить умеренная «деурбанизация»: люди будут готовиться к следующей самоизоляции в домике с участком, а не в многоэтажных джунглях (как в виде переезда, так и в виде «второго дома»). Эти тенденции будут немного снижать нагрузку на транспорт в мегаполисах, в том числе в утренние и вечерние пиковые часы.

Важной особенностью поведения станет отказ от планирования путешествий заранее: память о том, как в марте и апреле такие планы обнулились, а люди застревали за границей, останется надолго. Дальние поездки (и деловые, и на отдых) будут планироваться не за полгода, а за пару недель — месяц.

По всей видимости, на расстоянии одного дня автомобилем (500–1000 км) именно машина станет самым популярным видом транспорта. И только личная или прокатная: райдшеринг (совместные поездки), а заодно и автостоп, т.е. способы оказаться в замкнутом пространстве с попутчиками неизвестного вирусного статуса, потеряют часть приверженцев.


ПЕЧАЛИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Хуже всего будет воздушному транспорту: герметический салон самолёта меньше всего пригоден для «дистанцирования». И не только в полёте: обеспечивать дистанцию в узких проходах при посадке и высадке придётся, вероятно, за счёт растягивания процедуры во времени. Экономическая модель авиакомпаний также играет против них: большинство воздушных судов находится в лизинге, а покупка билетов пассажирами загодя — важный источник авансирования компании.

Самолёт, конечно, останется средством передвижения — в основном на дальние расстояния, когда иного выбора нет. Количество пассажиров в салоне, вероятно, уменьшится: или будет предложена компоновка с мини-купе, или кресел станет меньше. Всё это приведёт к росту цен на билеты в 3–4 раза по сравнению с временами до ковида.

Планы развития авиации придётся пересматривать. Потребности в новых самолётах не будет несколько лет. Не ясно, переживут ли это время даже авиастроительные гиганты Boeing и Airbus. Надо будет принимать тяжёлое решение и России: ей не по силам будет два проекта, SSJ100 и МС-21, останется максимум один. Но придётся заниматься самолётом для доступности Севера, на замену Ан-24 и Ан-26 — вероятно, на базе Ил-114.

Целесообразно будет заморозить и строительство, и реконструкцию аэропортовой инфраструктуры. Несколько аэропортов, в основном в европейской части России (Брянск, Курск, Пенза, Саранск и т.п.), скорее всего, придётся законсервировать. Та же участь может постичь и только что построенный аэропорт Тобольска.


БУДЕМ НЕ ЛЕТАТЬ, А ЕЗДИТЬ

В значительно лучшем положении железные дороги: лизинг вагонов крайне ограничен, купе (если не продавать в одно купе билеты тем, кто не едет вместе) обеспечивают дистанцирование. Даже в вагонах с креслами расстояние между ними больше, чем в самолёте. Фатальной зависимости от вентиляции нет: если в современных вагонах нельзя быстро сделать её безопасной, её проще отключить и открывать окна.

Хотя пассажиропоток и уменьшится, вагонов нужно будет больше, чтобы обеспечить перевозки с дистанцированием при повышении эпидемической опасности. Железная дорога выгодно отличается от других видов транспорта: два рейса самолёта или автобуса вместо одного повышают затраты вдвое, а 20 вагонов вместо 10 — всего на 15–20%. Нужен будет значительный резерв вагонов, но их не нужно для этого больше производить — достаточно приостановить действие технического регламента Таможенного союза и не списывать пассажирские вагоны по истечении срока эксплуатации (около 30 лет). Рост цен на железнодорожные билеты (в России) будет значительно меньшим, чем на самолётные, этому будет способствовать и то, что цены на плацкартные и общие вагоны до сих пор регулируемые.

Разработки новых вагонов, вероятно, пойдут в сторону типа «капсульный отель» и купе с креслами для сидения. Возможно, вспомнят вагоны XIX в., в которых из каждого купе был свой выход на платформу.

Может вырасти спрос на морские перевозки как альтернативу воздушным (например, трансатлантические), на них может переориентироваться часть круизного флота. Время в пути теперь проще будет использовать для удалённой работы.

Междугородные автобусы останутся как недорогая альтернатива, хотя, возможно, и в них уменьшится количество мест, и появятся разделённые прозрачным пластиком мини-купе.


БЕЗ ЭФФЕКТА СЕЛЬДЕЙ В БОЧКЕ

Перевозки в крупных мегаполисах самые проблемные. Ключевой вопрос: хватит ли оттока с общественного транспорта на личный и эффекта от роста удалённой занятости, чтобы наполняемость магистрального общественного транспорта (метро и пригород на железной дороге) в пиковые часы позволяла не ехать пассажирам впритирку друг к другу? К сожалению, рост пробок в крупных городах неизбежен, скорее всего, и в Москве придётся расширять специально зауженные улицы и снова увеличивать количество мест для парковки. Велосипед, хотя инфраструктуру для него и нужно развивать, не спасёт: в российском климате это сезонный вид транспорта в отличие от Европы.

Развитие магистрального внеуличного транспорта, которым отличилась Москва в последние годы, надо будет продолжать. Планировать его развитие надо, снизив максимальную наполняемость вагона даже в пиковые часы. На железной дороге есть резервы роста даже без нового строительства: уменьшение интервалов до 4 минут, появление двухэтажных составов. Такие составы уже эксплуатируются в Москве «Аэроэкспрессом»: с уменьшением потоков авиапассажиров его бизнес-модель умирает, надо направить их на более напряжённые направления Подмосковья.

Важнейшую роль в Москве и других крупнейших городах могут сыграть и не транспортные меры для снижения нагрузок на транспорт. Это жёсткие ограничения на строительство, фактически запрет на рост полезных площадей (как жилых, так и нежилых) на единицу территории. Это и распределение времени начала и конца работы в организациях, не практикующих удалённую занятость.

Поскольку вырастет частично удалённая занятость по принципу «явка 1–2 дня в неделю», умеренная деурбанизация проявится в росте спроса на индивидуальное жильё в 150–250 км от Москвы, в таких городах, как Ржев, Калязин, Михайлов, Шацк и т.п.; целесообразно будет включать пригородное сообщение с ними в планы развития Московского узла.


ПЕРЕСМОТР ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ

В новой ситуации придётся пересматривать и долгосрочные документы транспортного планирования. Помимо замораживания аэропортовой инфраструктуры надо обсуждать и целесообразность строительства высокоскоростных железных дорог. В последние годы были планы и поручения, освоены деньги на проектирование линии Москва — Нижний Новгород, но ключевого решения — строить или нет и куда именно строить — так и не принято. Скорее всего, триллиона или двух на новую линию в новых условиях у государства сейчас не будет. Но не надо забывать, что можно за значительно меньшие деньги повышать скорости на существующей линии между Москвой и Петербургом и отрабатывать технологии, чтобы через 5–7 лет можно было вернуться и к проектам новых высокоскоростных линий.

Поскольку передвижение на легковых автомобилях будет расти, от строительства и реконструкции автодорог отказываться нельзя, но пересматривать приоритеты надо. Снова спросить: нужна ли платная трасса Москва — Казань, если можно реконструировать автодорогу «Волга» М7, соединяющую эти города по самому короткому маршруту? И вообще, правильно ли отдавать приоритет платным дорогам, если покупательная способность населения сокращается? Можно сэкономить и на ЦКАД, сдав её в урезанном виде (то, что уже построено), но сделав бесплатной. Больше средств надо вкладывать в обходы городов, в развязки вместо железнодорожных переездов, в повышение безопасности существующих трасс.

Сейчас слишком мало информации для прогнозирования передвижения населения и работы транспорта в послекоронавирусное время. Придёт время и для более точных предположений. Но то, что транспорта в прежнем виде не будет, уже понятно.












ИСТОЧНИК

Кирилл ЯНКОВ

Ссылки по теме:

ТЕМЫ:

  • Экономика (0) > Кризис
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=101
  • Яблоко
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=20
  • Экология (0) > Защита здоровья
    http://volgograd.yabloko.ru/themes/index.phtml?id=85
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 21.10.2020 - ЗАПЛАТИТЕ ЗА COVID!
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8387
  • 20.10.2020 - ОСОБОЕ МНЕНИЕ ЗАСЕКРЕЧЕНО
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8386
  • 19.10.2020 - РАССЛЕДОВАНИЕ ЦЕНТРА АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПАРТИИ «ЯБЛОКО»
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8385
  • 18.10.2020 - ЗАПРЕТИТЬ ПЫТКИ И ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8380
  • 17.10.2020 - ИЗМЕНИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8379
  • 17.10.2020 - СВОБОДА И ВИРУС
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8373
  • 16.10.2020 - ЕЩЁ БОЛЬШЕ УКРЕПЛЯЮЩЕЕСЯ САМОДЕРЖАВИЕ…
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8370
  • 16.10.2020 - СВОБОДА, ЭКОНОМИКА И ВИРУС
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8372
  • 15.10.2020 - ПРЕСТУПЛЕНИЯ РЕЖИМА ПРОДОЛЖАЮТСЯ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8364
  • 15.10.2020 - РОССИЙСКАЯ КОВИД-РЕАЛЬНОСТЬ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8381
  • 14.10.2020 - РЕГИОНЫ РОССИИ: НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8352
  • 13.10.2020 - ОКАЗАТЬ ПОДДЕРЖКУ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8354
  • 12.10.2020 - ОТЧЁТНО-ПЕРЕВЫБОРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО «ЯБЛОКА»
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8351
  • 12.10.2020 - НЕВЕРОЯТНО ДЕШЁВАЯ ЖИЗНЬ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8367
  • 11.10.2020 - ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ
    http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=8353