Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Всем, кому интересна правда

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Политика > Публикация
Политика

[24.12.2020]

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Андрей КУРАЕВ: российский религиозный и общественный деятель, писатель, богослов, философ, публицист, проповедник и миссионер, протодиакон храма Архангела Михаила, старший научный сотрудник кафедры религиоведения философского факультета МГУ

ТЕКСТ, ВИДЕО, КОММЕНТАРИИ

Андрей КУРАЕВ:


Безусловно, российские власти очень хотели бы отнести какие-нибудь религиозные организации к иностранным агентам. И к этому идёт.

Есть же масса господ офицеров, которые работают в силовых структурах. Их работа и карьера связаны с выявлением врагов. И им, конечно, очень важно находить их регулярно в интересах своей собственной карьеры, что они и делают.

Послужить поводом, толчком для поиска иностранных агентом среди религиозных организаций может наличие зарубежного управляющего центра. Тут сразу католики, конечно, попадут под удар. Ну, они придумают: получение иностранной литературы из-за рубежа и прочее.

                                                  * * *

В конце концов, перед нами есть пример Казахстана. Там в порядке актуальной для них борьбы с исламизмом они отказываются принимать законы, в которых чётко было бы это сказано. И поэтому принимают законы, ограничивающие возможности религиозных организаций как таковых, в том числе, и вполне мирных христиан. Там даже православная церковь, православный приход не имеет права воскресную школу при себе открыть, а только централизованная организация при епархии может это делать.

Я думаю, что и для РПЦ было бы выгодно, чтобы все остальные религиозные организации были бы признаны иноагентами и устранены с поля. На протяжении последних десятилетий церковные риторы презентовали себя в качестве истинных патриотов и предмета главной защиты. Главный тезис патриотической проповеди православных священников состоит в том, что «мы — предмет защиты».

Ведь защите подлежат некие ценности. А в чём ценность России? Не в берёзках же и не в нефти. Главная ценность России — это наша несравненная духовность, за которую нас все ненавидят — это наше православие. Поэтому, значит, вы, господа офицеры, должны именно нас, батюшек защищать, прежде всего. А мы, соответственно, берём на себя обязанность указывать, кто нам не нравится, кого мы считаем для себя угрозой…

Понимаете, закон — это такая штука, которая принимается надолго. И эти законы потом очень трудно бывает выкорчевать. Если, скажем, принимается законодательная база, которая позволяет репрессировать свидетелей Иеговы (организация запрещена в РФ) за то, что те некомплиментарно отзываются о других религиях, — то в таком случае при смене политического курса те же самые нормы того же самого закона можно будет применить для того, чтобы прикрыть деятельность православных священников, проповедников. Ведь у нас в порядке вещей такого рода эксклюзивность и радикальная критика и демонизация многих других течений и практик.

Видите ли, духовенство долго и настойчиво, причём ещё даже с советских времён утверждает, что они обслуживают национальные государственные интересы светской власти: «Мы вам пригодимся, то есть, пожалуйста, не добивайте нас, мы поддержим нашу миролюбивую внешнюю политику, мы будем защищать нашу советскую политику на международных религиозных форумах» и так далее. Так говорилось в советские годы, потом риторика немного сменилось, но направление всё то же. В целом это то, что называется «никодимовщина». И поскольку десятилетиями церковь предлагала себя в качестве обслуги, то, в конце концов, и убедила. И к ней и стали так, по-моему, относиться, то есть как к политической обслуге.

Задача государства — выбрать себе друзей, врагов, политический курс. А дальше уже какой «вечерний Соловей» должен обслуживать эту избранную цель. А в качестве этого «вечернего Соловья» может выступать епископ какой-нибудь и для внешней аудитории и для внутренней.

Буквально вчера группа московских священников и не только священников опубликовала открытое письмо к христианам Белоруссии. Там около 100 подписей. Юрий Шевчук подписал.

Если бы это был, действительно, голос Русской церкви, было бы понятно доверие к ней. Обратите внимание, ни один церковный центральный ресурс на это письмо никак не отреагировал. Скорей всего раскритикует его господин Щипков, государственный тайный советник, министр пропаганды нашей церкви сейчас в своей передаче названный скромно своим именем «Щипков» на подведомственном канале. Он, скорей всего, раскритикует это письмо и этим всё ограничится. Но то, что такое письмо есть, это замечательно.

Но это не институция. Это отдельные люди, которые такими были воспитаны вовсе не в семинариях, а в своих досименарских, университетских юностях. Значит, есть другая, не до конца изничтоженная идентичность городского интеллигента. Вот эта другая идентичность вдруг неожиданно проявилась, несмотря на поповскую маску.

Самоизоляция патриарха мешает отреагировать. То есть, поскольку общение с ним сейчас ограничено для большинства церковных чиновников, поэтому не всегда они могут узнать, как им надо реагировать. Поэтому с неким опозданием эта реакция будет, конечно и не очевидно, что она будет гласной. Ряд из этих священников будут рассматриваться как рецидивисты, потому что некоторые из них подписывали письмо против всяких таких избиений ещё раньше. И у некоторых из них уже начались неприятности по службе, что называется.

Думаю, наверное РПЦ могла бы выступить, чтобы остановить насилие. Но не будет, потому что патриарх если и будет высказываться, то, безусловно, только в поддержу позиции Кремля. Если изменится позиция Кремля, то, уверяю вас, за одну ночь изменится и позиция патриарха и его пресс-службы.

Вы знаете, в конце октября было заседание синода Белорусской церкви. Его решения были утверждены потом патриархом и заседанием виртуального синода Московской патриархии на прошлой неделе. И там было сказано, что синод выражает глубочайшую благодарность президенту Лукашенко за его внимательное отношение к интересам Белорусской православной церкви. И это было сказано в самый разгар этих событий.

В Белорусской церкви есть разные голоса. Голос их митрополита вполне однозначно на стороне власти. Только что один из архиепископов передал распоряжение, запрещающее священникам участвовать в политических акциях. При этом сам же этот архиепископ активно участвует в провластных мероприятиях, говорит вполне провластные слова. Только что духовник самого известного монастыря в Минске заявил о том, что если какие-то молодые люди выходят на оппозиционные митинги, то в этом должны каяться их родители, а вот омоновцы — это святые…

Интересная судьба главы пресс-службы Белорусской церкви Сергея Лепина. Даже у него совесть не выдержала. Он упоминается в этом письме протеста. Он в своём Фейсбуке неофициальном выразил недоумение, почему был разорён полицейскими мемориал памяти одному из погибших молодых людей. Там были иконки, лампадки, свечи горели — всё это было разметано. И при этом не было никакого оскорбления религиозных чувств? Он об этом написал.

В итоге генпрокурор по его поводу потребовал объяснений. Посмотрим. Как сложится теперь его судьба, будет ли он уволен, станет ли он осторожней в своих словах?

На днях Священный синод Кипрской православной церкви 10 голосами против 7 поддержал поминовение архиепископом Кипрским главы Православной церкви Украины, за которой РПЦ не признаёт канонического статуса. В Православном мире нет единого папы. И священник у себя на приходе поминает в ключевых молитвах богослужения имя своего епископа, епископ в свою очередь поминает имя патриарха. А патриарх на своих службах в те же моменты поминает свои коллег из других поместных церквей.

Так вот, соответственно, глава Кипрской церкви во время службы помянул имя Киевского митрополита Епифания как главу автокефальной церкви. А Киевский митрополит в нашей московской версии никогда не поминается, потому что Киевский митрополит не является главой автокефальной церкви с точки зрения Московского патриархата. Поминание Киевского митрополита на Кипре означало, что он теперь равен Кипрскому митрополиту и любому другому православному патриарху.

Причем другие Кипрские епископы совершенно не обязаны и не могут поминать других патриархов на своих службах. Поэтому это дело только этого митрополита, главы Кипрской церкви. Некоторые члены синода, в основном, конечно, из тех городов, где наиболее велика русская диаспора, опротестовали это решение. А это уже угроза раскола. И тогда, соответственно, было созвано заседание синода, на котором обсуждалось, прежде всего, вот это, не украинская тематика, а внутрикипрская. Насколько я понимаю, в итоге эти бунтующие епископы и митрополиты были вынуждены взять свои слова обратно и восстановить своё послушание, подчинение главе церкви.

Теперь дальше. Едва только выйдя из зала здания синода, естественно, эти архиереи были атакованы журналистами. И один из протестантов промосковских митрополит Никифор Киккский поругался с журналистом. Он сказал ему: «Заткнись!» в ответ на его вопрос, назвал журналиста подлецом и прочее. Всё это было очень некрасиво. И на следующий день митрополит Никифор должен был извиниться за это своё поведение, сказав, что никакого оправдания ему быть не может.

Вот это очень интересно с точки зрения чисто богословской. Дело в том, что если человек находится в столь раздраженном состоянии, что он так может вести себя с другими людьми, а тем паче с журналистами («Заткнись, подлец!» и так далее) значит, у него не мирное состояние духа, а раз так, то по православным правилам этот человек вряд ли находился в благодатном состоянии в этот день. Отсюда возникает вопрос: а тогда каким духом порождён его протест против действия своего архиепископа? Это было действие Духа Святаго? Это Дух Святой так ругается через него и протестует или же это какие-то чисто человеческие, земные комплексы? Я Сатану не хочу упоминать, а вот просто чисто человеческие комплексы — интересы, раздражённость и так далее — сказались в этом. Вот, мне кажется, об этом стоит подумать. В любом случае делать героев из людей, которые себя так ведут, наверное, тоже не стоит.

Что касается Украины, конечно, это большой комплимент и бонус для этой новой структуры украинской, что ещё одна греческая церковь признала их кроме Константинополя, Эллады, самой Греции, Александрийского патриархата. Теперь вот ещё и Кипр. Для них это приятно. Станет ли это аргументом для кого-то из священников в пользу перехода из церкви Московского патриархата к ним, не знаю. Может быть, для кого-то, может быть. Но это будут опять разовые и личные ситуации.

То есть в данном случае это не есть какой-то триумф чей-то или поражение, но, что называется, просто ещё одной пешкой на доске стало меньше. А в целом происходит следующее — происходит зеркальное переворачивание аргументов московской стороны. Предыдущие 30 лет мы, да и я, в том числе, говорили, что путь раскола Филаретовского — это путь в изоляцию. Украинское православие через Московского патриарха имеет единство со всем вселенским православием. Смотрите: с Филаретом никто не дружит, его никто не признает. А с Киевскими иерархами московского постановления служат и в Иерусалиме, и на Афоне и где угодно. И это был сильный аргумент.

Сегодня всё переворачивается. Когда и Афон и Константинополь, и Греция признают как раз Украинскую автокефальную церковь, это означает, что Москва оказывается в некой изоляции. Впрочем, нужно учесть следующее: Константинополь не зеркалит московскую реакцию. То есть когда Москва заявляется: «Ах, вы такие! Вы залезли в нашу песочницу, поэтому мы рвём с вами отношения и запрещаем даже нашим прихожанам посещать ваши храмы и причащаться», — ничего подобного в ответ не слышится. То есть никаких санкций и наказаний Константинополь не декларирует. Он не отказывается сослужить с нами, не отказывается принимать наших паломников, туристов и так далее. И никого не анафематствует в этой связи.

Понятно, что раскол очень неудобен для властной корпорации. Вот, скажем, есть города типа Москвы. В ней есть разные сети, которые предоставляют вам те или иные услуги — хоть пекарни, хоть клиринговые компании, хоть транспортные службы доставки и так далее. Из-за того, что службы доставки у нас бывают зелёного цвета, бывают жёлтые, а бывают самокатно-розовые, вам от этого плохо? Скорее наоборот. Точно так же, если будет несколько систем православных приходов, пусть даже их руководители не в очень добрых отношениях между собой, — вот почему это должно ужасать обычного прихожанина, если на самом деле качество, грубо говоря, веры, молитва и службы и там, и там, и там одинаковы?

То есть, может быть, мы, действительно, выходим из периода патриархата, общества патерналистского, скажем, имперски мыслящего. И, может быть, наличие такого дисперсного, индивидуального христианства, христианского переживания — это не есть ужас-ужас-ужас? Вот перед нами какая-нибудь Германия, где есть несколько православных юрисдикций. Есть православный епископ сербский, болгарский, румынский, албанский, греческий. Русских там целых два архиепископа и оба с титулом Берлинский и Германский. Ну и что из этого? Они мирно друг с другом уживаются. Это единая церковь. Два раза в году собирается совещание этих епископов. Они не в расколе, друг друга они не считают раскольниками, не воюют друг с другом. Примирись. Хорошо. Может быть, со временем на Украине будет такая же ситуация. Несколько управляющих центров.

С точки зрения экономической, вообще, богословской, наличие управляющих центров выше, чем городского уровня не очень понятны. Вот есть приходской священник. Есть над ним епископ. Почему над городским епископом должен быть какой-то ещё областной или всей страны, всей империи не очень понятно. То есть это понятно с точки зрения административной. Управлять так легче когда-то было. Но сегодня другие времена и управлять можно не с помощью армии, а как-то иначе. А у христиан так вообще управление должно строиться на духовном, личном авторитете.

Что касается проблем пандемии, я надеюсь на вакцину. Пока я не вижу оснований её бояться и серьёзных оснований, чтобы от неё отказаться, тоже пока нет.

Со свидетелями Иеговы очень странная ситуация. Непонятно, за что их обвиняют. Я вот пробовал это выяснить — так и не удалось. Когда открываешь решение Верховного суда, то обвинение строится на том, что где-то кто-то хранит и распространяет какие-то издания, которые являются экстремистскими. Что там за экстремизм содержится? Дальше начинаешь искать, почему они экстремистские, где эти цитаты есть. Ссылки идут на решения какого-то Мухосранского районного суда. А он что сделал? А он заказал какому-нибудь доценту местного сельхозинститута экспертизу данной статьи. Мы с вами понимаем прекрасно, что у современных силовых структур есть свои карманные эксперты, которые увидят чёрта хоть где угодно, если им дана такая указивка. Это их работа.

Вот какой-нибудь этот Мухосранский районный суд на основании решения своего карманного эксперта заявляет, что это ужасный экстремизм. Верховный суд это не проверяет, а автоматом вносит указанное издание в федеральный список запрещённых материалов. И дальше нигде невозможно найти выписки из этих публикаций, что именно страшного там было.

Да, я признаюсь, и у меня дома есть подборка журналов «Свидетелей Иеговы». Много лет я их собирал, потому что вёл с ними полемику. Там есть, конечно, высказывания неприятные в адрес других религий. Но, простите, такого рода оценки есть и в православных изданиях в адрес иноверцев. Что, их тоже запрещать? Это очень странная выборочность.

Кроме того, странная сама по себе ситуация. Иеговистов преследовали за их отказ от насилия как раз! В нацистские лагеря их бросали как раз за пацифизм. И как эту организацию убеждённых радикальных пацифистов считать источником именно экстремизма и насилия возможного?! Это очень странно.

У них могут быть странные верования. Мне не очень нравится, что они запрещают людям праздновать дни рождения, но это не основания для запретов, если люди немножко портят свою собственную жизнь. Это их проблемы.

Их преследуют на основании их собственных официальных публикаций. А в официальных публикациях вряд ли видно политиканство или тайные мотивы действий. Поэтому речь идёт именно о преследовании за их официальные религиозные убеждения.

И у нас не видно пределов репрессивного политического аскетизма: где они готовы остановиться? Аппетит приходит во время еды. А протестов со стороны патриархии нет? Скорее, напротив. Знаете, у нас же есть батюшки, чья работа состоит в том, чтобы праздновать вместе с господами полковниками и генералами. Эти батюшки называются, соответственно, главами епархиальных отделов по взаимодействию с силовыми структурами, управлениями колоний и лагерей. И я убеждён, что на своих регулярных встречах, которые сопровождаются по нашей традиции обильными возлияниями, конечно, эти батюшки всецело поддерживают любые преследования в адрес неправославных. И это значит гораздо больше, чем те или иные вежливые оговорки, иногда бывающие в речах официальных спикеров.

Опять же дела об оскорблении чувство верующих. Вот, пожалуйста, самое свежее. Опять на Лубянке, когда один человек там имитировал самораспрятие. Его обвинили в оскорблении религиозных чувств, что является полной чушью по той причине, что для церкви в этом, может быть, состоит один из главных триумфов за столетнюю её историю, что крест стал синонимом слова «страдание», «жертва» и так далее. И даже люди нецерковные так и употребляют. В конце концов, сами церковные лидеры сплошь и рядом говорят даже о себе от первого лица: «Я несу свой крест» или о своём начальнике: «Вы, владыка, несёте крест…» и так далее. Хотя никто не видел этого епископа распятым. Его видели только на службах, в президиумах разных собраний, на банкетах. Но принято считать, что всё это крест.

Так вот и этот человек на Лубянке не в религиозном смысле этот крест использовал. Это был знак страдания. Но кто-то решил, что он оскорбил религиозные чувства, хотя, по-моему, это была скорее глупость.

Зато заметно снизилось число людей с оскорблёнными религиозными чувствами. Отрадно, что таких людей в последнее время не было заметно. Наверное, силовые органы не готовили провокаторов по этой теме, поэтому не стоит удивляться тому, что таких случаев стало мало.






ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Замечательное интервью, превосходная ведущая, всё по делу — ничего лишнего. Восхитительный собеседник! Браво! Спасибо!
________________________________________

Бог он един, а разногласия между священниками говорят только о том, что каждый из них служит только "своему Богу".
________________________________________

Удивительно обаятельный и умный человек. Его гражданская позиция всегда вызывает уважение.
________________________________________

Замечательный человек Андрей Кураев! Доброго здоровья ему!
________________________________________

Какой всё-таки мятущийся, мощный дух у Кураева! Всегда интересен, глубок.
________________________________________

Кураева должно быть больше на Эхо Москвы!
________________________________________

Очень рад слушать Кураева. Один из интереснейших гостей эхо. Жаль редко появляется.
________________________________________

Кураев — честный человек. Правда сегодня приравнивается к экстремизму. Говорить правду — надо быть смелым человеком!
________________________________________

Самое лучшее, что сейчас может сделать церковное руководство — это хотя бы просто помолчать, а не поддерживать действующую власть. Церковь начинает терять людей.
________________________________________

ЦЕЛЬ ПУТИНА с сообщниками — как можно скорее и сильнее "ПРОРЕДИТЬ" ИЗБЫТОЧНОЕ (при трубе), доставляющее хлопоты и даже внушающее опасения НАСЕЛЕНИЕ. Начав, разумеется, С ПЕНСИОНЕРОВ и др. групп, ОБРЕМЕНЯЮЩИХ СОЦИАЛКУ. Потому что огромные средства нужны (1) на угарное, как всегда при катастрофах, потребление и (2) на раскачку (дело очень дорогое!) ТЕРМОЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ, ради мести Западу.
________________________________________

Жду, когда Кураев скажет, что перестал верит в бога.
________________________________________

Добровольные рабы производят больше тиранов, нежели тираны — рабов. (О. Мирабо)
________________________________________

Да сама Православная Церковь по сути своей и является иностранным агентом! Крещение Руси и есть самая настоящая идеологическая диверсия со стороны Византии, чтобы обезопасить себя от набегов славян. Правда, самой Византии уже нет, не в ту сторону смотрели, но теперь это уже неважно. А вот последствия двух идеологических диверсий — Православия и Большевизма будут висеть кандалами на ногах России ещё долго.
________________________________________

Жалко, что отец Андрей перестал говорить о Боге. Такой талант и интеллект коту под хвост. Стать очередным политическим комментатором…
________________________________________


ИСТОЧНИК

ИСТОЧНИК

ВЕДУЩИЙ: Инесса Землер

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > ФСБ (0)
  • Власть (0) > Беспредел (0) > Противозаконные преследования (0)
  • Международные события (0) > Белоруссия (0)
  • Международные события (0) > Украина (0)
  • Нравственность (0)
  • Общество (0) > Религия (0)
  • Общество (0) > Сотрудничество с властью (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 15.01.2021 - ФИАСКО ОПТИМИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНЫ
  • 14.01.2021 - РЕЧЬ ТАТЬЯНЫ НАГИБИНОЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ
  • 13.01.2021 - ПУТИНСКАЯ ЕЖОВЩИНА
  • 13.01.2021 - СЛОВО ГОДА
  • 12.01.2021 - КРЕПОСТЬ, ОСАЖДЁННАЯ ИЗНУТРИ
  • 12.01.2021 - ЧТО ЗНАЧИТ, БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ?
  • 12.01.2021 - ТРАДИЦИЯ ПОДВОДИТЬ ИТОГИ
  • 11.01.2021 - В РОССИИ ЧУДОВИЩНЫЙ УРОВЕНЬ НЕРАВЕНСТВА
  • 10.01.2021 - ЗАЯВЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО «ЯБЛОКА»
  • 10.01.2021 - КУЛЬТ НАСИЛИЯ В ОТВЕТ НА НАСИЛИЕ
  • 10.01.2021 - ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ПУТИНУ
  • 08.01.2021 - ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ ЛЕВ ПОНОМАРЁВ
  • 08.01.2021 - ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
  • 06.01.2021 - О НАЗНАЧЕНИИ ЧУБАЙСА
  • 05.01.2021 - РЕПУТАЦИЯ СТРАНЫ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru