Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Всем, кому интересна правда

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Защита животных > Публикация
Защита животных

[03.02.2019]

КУПИТЕ МНЕ СОБАКУ




Мы сегодня говорим о том, зачем дети просят завести им животное. Собака в данном случае нас не обязывает говорить только о собаках. Мы можем говорить и о кошках, и о птицах, и о хомячках, о рыбках, о черепашках, в общем, обо всех. И что потом с этим делать, если мы пошли у них на поводу? А если не пошли, соответственно правильно ли это?


Алексей Кузнецов ― В эфире программа «Родительское собрание». У микрофона Алексей Кузнецов. Тема нашего сегодняшнего «Собрания» о домашних животных. И я представляю гостей нашей сегодняшней передачи. У нас в гостях:

• Автор книги «Я нашла вам собаку» Ксения Колосова.

• Мама Наталья Юшина и её сын Даниил.

• Человеческий психолог и зоопсихолог Лидия Ушакова.

Вот здесь те, кто смотрит нас в «Ютьюбе» возможно видят хвост… Это хвост той собаки, которую нашла, правда, себе Ксения Колосова. Его зовут Роня. Да? И он будет, возможно, участвовать в нашей передаче. Если Вы услышите его голос, имейте в виду, никто из гостей и особенно ведущий не сошли с ума. Это просто Роня имеет, что сказать по этому вопросу.

Ну, и, собственно говоря, из названия понятно, что мы сегодня говорим о том, зачем дети просят завести им животное. Собака в данном случае нас не обязывает говорить только о собаках. Мы можем говорить и о кошках, и о птицах, и о хомячках, о рыбках, о черепашках, в общем, обо всех. И что потом с этим делать, если мы пошли у них на поводу? А если не пошли, соответственно правильно ли это? Вот это мы сегодня обсуждаем. Зачем дети просят завести животное? Сначала послушаем взрослых, как Вы думаете?

Л. Ушакова ― Ну, мне кажется, что большинство детей просят всегда… Мне кажется, что большинство детей рано или поздно просят у родителей так или иначе завести то или иное животное. Вот. И на самом деле по моим представлениям, это связано с тем, что действительно животное может дать очень много ребёнку. И тем более, что сейчас наше современное общество, такое, где так много всего нас отвлекает, и так мало, в общем-то, внимания удаётся ребёнку часто получить от друзей, от родителей, что животное очень часто становится вот этим объектом, который может дать внимание, какое-то тепло…

А. Кузнецов ― Ну, вот, а ребёнок, Вы думаете, он осознанно, когда просит собаку, осознаёт как Малыш в «Малыше и Карлсоне», что он одинок, и ему не хватает общения?

Л. Ушакова ― Нет, конечно. Конечно, он не осознаёт.

А. Кузнецов ― А вот именно детские мотивы какие? Вот зачем ему или ей хомячок или рыбка, или черепашка?

Л. Ушакова ― Я думаю, что действительно ребёнок этого всего не осознаёт, и это просто «хочу». Это просто хочу. То есть он видит, что у других детей есть животные…

А. Кузнецов ― У других есть, и я хочу. Да, да.

Л. Ушакова ― У других друзей есть животные. Он видит по телевизору собачек, кисок и так далее. То есть он просто видит и… просто чувствует желание к кому-то прикоснуться и получить чьё-то тепло. Но он, конечно, этого не осознаёт.

А. Кузнецов ― Ну, а вот знаменитый социолог Абрахам Маслоу в своё время, когда создавал свою знаменитую пирамиду, в социальные потребности поместил потребность в заботе, причём не только в заботе о себе — это понятно, но и потребность самому заботиться.

Л. Ушакова ― Да, да. Всё верно.

А. Кузнецов ― Вот насколько у ребёнка эта потребность проявляется?

Л. Ушакова ― Она проявляется, но не с самого раннего детства, конечно. Действительно, ребёнку нужно проявлять заботу по отношению к кому-то. Это очень важная потребность.

А. Кузнецов ― Ксень, Ваше мнение, зачем дети просят животных?

К. Колосова ― Вы знаете, сложно сказать. У меня у самой нет детей. И у меня тоже такой немножко странный собственный опыт, потому что я могу вспомнить себя ребёнком, но я у родителей животное не просила. И у меня не было никогда животного. У меня была какая-то случайная черепашка, но я, честно говоря, даже не помню, откуда она появилась. И я не помню, чтобы у меня с ней были какие-то вот особенные тёплые отношения… Её, правда, редко было видно, потому что она спала под шкафом большую часть года. Поэтому мне сложно сказать. Я могу рассказать только о своём опыте, как об опыте куратора собак. И действительно довольно часто звонят люди, которые хотят взять собаку, у них есть дети, но это очень часто даже не желание ребёнка самого, это очень часто желание родителей взять собаку для ребёнка.

А. Кузнецов ― Вот как. Да?

К. Колосова ― Да. И это очень часто озвучивается. И прямо звонят люди, которые говорят: «Мы хотим взять собаку для ребёнка». Для меня как для куратора это тревожный звонок, если честно. И родители это объясняют просто желанием воспитать в ребёнке чувство ответственности, занять свободное время ребёнка, ну, просто вот так ему ещё какое-то занятие, которое кажется им полезным для его, ну, для его развития как личности.

А. Кузнецов ― Понятно. А Вы сами лично, в каком возрасте пришли к такой потребности?

К. Колосова ― В очень позднем. Вот Роня — моя первая собака… Ему 7 лет. Ну, вот соответственно всего 7 лет назад.

А. Кузнецов ― Хорошо. Наташа, скажите, пожалуйста, у Вас, я так понимаю, тоже собака, да?

Н. Юшина ― Да, две.

А. Кузнецов ― Всегда были у Вас собаки? С Вашего детского возраста?

Н. Юшина ― Ну, да, если считать детство в возрасте 15 лет, то да, тогда я завела свою первую собаку. Это было моё желание, моя инициатива, несмотря на то, что родители не очень счастливы были по этому поводу. Но тем не менее. Мне хотелось вот той самой заботы — о ком-то заботиться. И поэтому когда у меня появилась собака, я посвящала ему очень много времени. Я думаю, что чем младше ребёнок, тем, наверное, меньше конкретно такие мотивы им управляют, скорее желание поиграть, иметь дружка.

А. Кузнецов ― Да? Дружок-развлечение.

Н. Юшина ― Ну, и понятно, что там нет какой-то осознанности, что о собаке нужно заботиться, что это живое существо.

А. Кузнецов ― Означает ли это, на Ваш взгляд, что лучше заводить ребёнку животное, когда ребёнок уже ближе к подростку, чем к ребёнку?

Н. Юшина ― Вопрос. Потому, что, ну, это зависит от осознанности родителя на самом деле, потому что если родитель учит ребёнка, как правильно относиться к животным, то это может быть и раньше. Так ребёнок раньше научится этой ответственности за животное. Если родитель сам ещё немножечко не повзрослел, то, наверное, стоит подождать, когда ребёнок станет повзрослее и начнёт сам понимать какие-то важные вещи.

А. Кузнецов ― Данил, а как ты относишься к своим собакам, скажи, пожалуйста? Они тебе кто?

Даниил Юшин ― Ну, мои собственные друзья, пушистые.

А. Кузнецов ― Так. Ага. А чем они отличаются от друзей человеческих, которые бесхвостые? Вот у них есть какое-то преимущество по сравнению с твоими одноклассниками?

Д. Юшин ― Мои псы, конечно, умные, но…

А. Кузнецов ― Но одноклассники умнее?

Д. Юшин ― Да.

А. Кузнецов ― Хорошо. Понятно. Когда вы заводили собак, ты помнишь себя? Ты вот хотел собаку?

Д. Юшин ― Очень сильно.

А. Кузнецов ― А не помнишь, почему? Вот ты сам себе как тогда объяснял, что ты хочешь собаку? Зачем?

Д. Юшин ― Ну, я просто увидел на даче две собаки, и решил тоже завести две собаки. Ну, что?

А. Кузнецов ― Ну, действительно. Да.

Д. Юшин ― Надо завести две собаки.

А. Кузнецов ― Вот. Значит, мы приходим к мысли о том, что у ребёнка часто это вот прямо надо. Да? Вот надо! Оно может от разных причин происходить, но вот понимание того, что у порядочного человека должна быть собака, ну, или, более широко, животное. А вот теперь давайте, так сказать, встанем на точку зрения взрослых людей. Вот нам пишут из Петербурга: «Казалось бы, животное в доме — это лишнее гигиенические проблемы. Но ряд специалистов говорит, что дети в таких семьях наоборот растут более здоровыми. В чём здесь, скажите, закавыка?» Какую функцию выполняет в семье животное, на Ваш взгляд? Понятно, что оно член семьи. Это не обсуждается. Да?

Л. Ушакова ― Да. Ну, в современном мире большинство, по крайней мере, по моему опыту работы с клиентами, для большинства людей действительно сейчас собака — это друг, это член семьи. И люди относятся к ним точно так же, как к любому другому члену семьи

А. Кузнецов ― Это нормально? Ваше мнение как психолога.

Л. Ушакова ― С моей точки зрения да, это абсолютно нормально. И на самом деле, когда я создавала свой подход, я проводила такое небольшое исследование социологическое. Мне было интересно, что выгодно отличает, по мнению людей, собак от людей, от других людей? И на самом деле большинство людей выделяют три характеристики самые главные.

А. Кузнецов ― Собака не предаст. Да?

Л. Ушакова ― Собака не предаст. Собака любит меня, несмотря ни на что, какой бы я не была.

А. Кузнецов ― Она меня принимает таким, какой я есть.

Л. Ушакова ― Собаки эмоционально чуткие. То есть когда мне плохо, она всегда придёт. То есть она слижет слёзы, она рядышком ляжет.

А. Кузнецов ― И не будет говорить, что ей ещё хуже. Да?

Л. Ушакова ― Да. И не будет… Это совершенно точно — не будет говорить.

А. Кузнецов ― В отличие от многих наших человеческих партнёров.

Л. Ушакова ― Вот. И на самом деле, с моей точки зрения, это именно то, к чему мы тянемся, к чему тянутся дети, не осознавая этого, к чему тянутся взрослые люди, часто тоже не осознавая этого. И это нормально. У нас есть потребности, если вспоминать опять про Маслоу, у нас есть потребности, и мы просто тянемся к тому, кто может их удовлетворить. Вот. И соответственно собака — это очень хороший объект, очень хороший. Она выполняет именно эти функции просто по своей природе. Она другой не может быть. Она действительно эмоционально чуткая. Они действительно очень хорошо чувствуют наши эмоции. Собака, действительно, безусловно нас принимает такими, какие мы есть.

А. Кузнецов ― Вот что Вы скажете на эти слова нашего слушателя: «Собаки, как ни странно, открывают для людей их человечный мир. Они открывают в людях доброту и зависимость друг от друга». Да?

Л. Ушакова ― Да. Да, я совершенно с этим согласна. По моим наблюдениям, люди обычно проходят, ну, несколько стадий на пути к этому. Обычно люди заводят собаку, и первая стадия заключается в том, что они получают наконец-то то, чего не могут получить от людей. И сначала они начинают обожать собак и ненавидеть людей за то, что люди не могут этого дать. Эта стадия: я люблю собак, но ненавижу людей. Потом со временем, когда люди начинают больше общаться с другими собачниками, когда люди начинают входить в эту систему социума собачников, часто бывает, что люди приходят к тому, что они начинают брать пример с собаки. То есть я хочу быть таким же, как моя собака. Я хочу быть таким же принимающим, таким же эмоционально чутким к другим людям. То есть я не хочу быть таким же человеком, каким я считаю всех остальных людей.



А. Кузнецов ― Ну, вот можно действительно вспомнить о том, что у многих великих мизантропов и даже человеконенавистников были собаки, именно собаки. И Гитлера перед смертью очень беспокоила судьба его любимой овчарки. Да? То есть это достаточно характерная ситуация такая.

Скажите, пожалуйста, Ксень, вот Вы ищите людям собак. Вы извините, но такой вопрос очень прямой. Вы больше на чьей стороне в этой ситуации работаете? Вы собакам помогаете или людям?

К. Колосова ― Ну, Вы знаете, тут ответ очень простой. Я, конечно, на стороне собаки просто из-за того, что, ну, на этой стороне больше никого нет кроме меня, особенно у уличной собаки, которую вот я вчера подобрала, сегодня отмыла, а завтра собираюсь сделать ей фотосессию и начать поиск дома. Я как раз вот как-то долго формулировала, когда ехала сюда и пока стояла в пробках, что действительно я надеюсь, что я не принадлежу к тем людям, которые не любят других людей. Ну, есть такие, правда, фанатики своего дела, ну, в том смысле…

А. Кузнецов ― Ну, я так, видимо, понял, что это не признак. Если у вас собака, это не значит, что вы не очень любите людей. Да?

К. Колосова― Нет, нет, нет. Безусловно, есть такие люди. Но мне хочется, чтобы в итоге хорошо было всем. В общем, чтобы как-то человек и собака идеально совпали, чтобы в отношениях было хорошо и тому, и другому. Но в первую очередь я, конечно, на стороне собаки, потому что человек может сам за себя принять какие-то решения, у него есть семья. В общем, о нём есть, кому позаботится. Да? И в том числе, он сам может о себе позаботиться. О собаке позаботиться некому. И представлять её интересы кроме меня, к сожалению, никто не может. Поэтому я априори в данном случае всегда на стороне собаки, пытаюсь сделать так, как лучше для собаки, конечно.

А. Кузнецов ― А вот комментарий слушателя: «Почему собаки? У нас кошка. Мы её любим. Она нас любит. Кошки любят не меньше собак». Я абсолютно солидарен. Более того, я-то представитель эховской партии кошатников. У нас тут есть такая партия. Её яркие представители помимо меня: Оля Журавлёва, Оля Кузнецова. У нас на троих с ними 7 котов. Вот. Но просто так вот временно партия собачников во главе с другой Олей, с Олей Воробьёвой взяла верх. Поэтому сегодня их день, и мы вынужденно им подчиняемся. На самом деле, собаки просто, ну, вот, так сказать, для того, чтобы поддержать разговор. Скажите, пожалуйста, Наташа, когда Вы принимали решение? У Вас две собаки появились одновременно? Когда Вы принимали решение по первой собаке, уже ребёнок был у Вас?

Н. Юшина ― Нет. Нет.

А. Кузнецов ― Но предполагалось, что будет когда-нибудь?

Н. Юшина ― Конечно.

А. Кузнецов ― Да? То есть тема «Ребёнок и животное», наверное, тоже обсуждалась. Вот какие-то страхи, опасения помните? Или для Вас проблема даже не было? Собака должна быть. Это разумеется…

Н. Юшина ― Ну, я на самом деле не вижу проблемы в том, что в доме живёт ребёнок и собака. Очень у многих родителей, я знаю, есть, и среди моих знакомых есть такие, кто боятся заводить животных, когда есть дома, например, младенец, думая, что это негигиенично, что это опасно для жизни, для здоровья. Я так не считаю. И при соблюдении каких-то нормальных норм гигиены собака в доме никоим образом не может быть помехой, и даже наоборот ничего страшного в том, что ребёнок с ней контактирует. Его иммунитет закаляется, и таким образом ребёнок становится здоровее. Ну, всё в пределах здравого смысла, конечно же, должно быть. Поэтому каких-то страхов с нашей стороны не было.

А. Кузнецов ― Ну, вот как раз о том, о чём Вы говорите, нам пишет слушатель из Татарстана: «О собаке и кошке мечтал с детства, но когда стал отцом, занял противоположную сторону. У детей появилась аллергия. В доме неприятный запах. Разумно взять животных временно, а потом определиться?». Ко всем вопрос: что Вы скажете вот на это? Такой вот пробный брак с… животным это как?

К. Колосова ― Никак.

Л. Ушакова ― Ну, я солидарна с реакцией Ксении. На самом деле, конечно, здесь нужно тоже понимать, о ком мы сейчас говорим. О людях, которые принимают решение, или о собаке или кошке, которую они пробуют взять. Если говорить о животном, то смена домов сильно пагубно влияет на состояние психики у животного. То есть чем больше домов, семей сменила собака, тем тяжелее ей будет потом адаптироваться к новой семье. С кошкой чуть попроще, но мы говорим сейчас о собаках.

А. Кузнецов ― Ну, насколько я понимаю, даже птицы не очень любят менять дом.

Л. Ушакова ― Я думаю, что никто не любит менять дом. Просто для каких-то видов это более критично, для каких-то менее. Чем более привязано животное по своей социальной просто структуре к людям, тем тяжелее животному будет…

А. Кузнецов ― Собака — животное высокой степени привязанности.

Л. Ушакова ― Да, собака, ну, одно из самых. То есть мы очень похожи именно в том, что и собака, и человек, мы очень-очень ориентированны на партнёра, на социум. Поэтому им будет очень тяжело. И я не уверена, что кураторы и волонтёры очень будут за то, чтобы временно, как этот пробный период, дать животное посмотреть, попробовать.

А. Кузнецов ― Ксения, когда Вам понятно со слов человека, что он рассматривает такую возможность именно временно взять животное, Вы идёте навстречу?

К. Колосова ― Ну, нет. Конечно, нет. Опять же из-за того, что я сказала, что я в первую очередь на стороне собаки. У этих людей есть прекрасная возможность помочь приютам и фондам. Есть программы передержек, где собаке ищут место, где собака может временно жить в ожидании своей постоянной семьи. Такая необходимость действительно есть…

А. Кузнецов ― Ну, то, что называется передержкой.

К. Колосова ― Да. Так можно. Это вполне вариант и выход.

Вот Егор из Москвы говорит: «С кошками всё проще. Гулять не нужно». Нет, гулять действительно не нужно, но насчёт того, что всё проще, я как многолетний кошатник не могу согласиться. Ну, впрочем, для разных людей разное представляет собой сложность. Вот Роня перемещается у нас по студии, перемещается в мою сторону. Мне кажется, это хороший знак. Скажи, пожалуйста, Даниил, у меня к тебе вопрос. А вот какие обязанности ты, лично выполняешь по отношению к своим собакам?

Д. Юшин ― Ну, я им наливаю воду.

А. Кузнецов ― Так. Как часто ты меняешь воду?

Д. Юшин ― Ну, когда я вижу, что у них нет воды.

А. Кузнецов ― Понятно. Ещё? Гуляет кто?

Д. Юшин ― Ну, иногда я гуляю с папой.

А. Кузнецов ― Иногда ты гуляешь с папой и собаками. Да? То есть ты выгуливаешь папу и собак. Понятно. Одному тебе пока ещё не доверяют гулять с собаками?

Д. Юшин ― Потому, что они меня могут угнать как ракета.

А. Кузнецов ― Да, понятно. Значит, собаки могут действительно угнать ребёнка. Так. В магазин ты не ходишь за собачьим кормом?

Д. Юшин ― Нет. Потому, что он очень далеко.

А. Кузнецов ― Далеко магазин. Ну, понятно. Но когда подрастешь, видимо, будешь ходить. Меня, я помню, в 10 лет поставили в очередь в рыбный отдел, потому что тогда ещё не было специализированных кошачьих кормов, и вот, так сказать, я моему первому коту где-то раз в неделю стоял за мороженным минтаём. Вот. Хорошо.

Мы теперь подходим к развороту о воспитании детей животными. На Ваш взгляд, такая позиция: вот мы заведём ребёнку собаку… Ну, собаку обычно, потому что это действительно с гулянием связано, обычно звучит именно собака. Вот заведём собаку, месяц ребёнок погуляет, а потом всё опять на нас свалится, — говорят родители. Это действительно вполне реальная ситуация. Таких ситуаций немало. Что сделать для того, чтобы этого не было? Или это вообще не так уж и страшно? Пожалуйста. Лидия.

Л. Ушакова ― Ну… Да. На самом деле мне кажется, что это вполне нормально, что ребёнок очень сильно просит животное и говорит: «Я буду делать всё. Я буду всем заниматься. Ты вообще даже не заметишь собаку в доме».

А. Кузнецов ― И я даже учиться буду лучше…

Л. Ушакова ― Да, да. А потом проходит какое-то время, неделя, две, месяц, два в зависимости от ребёнка, и ребёнок начинает отлынивать от своих обязанностей. И мне кажется, что это нормально. Это, в общем-то, вполне вписывается в психологию человека вообще, не только ребёнка. Мне кажется, что здесь речь идёт о том, как родители и ребёнок договариваются. Это очень индивидуально. В каждой семье это будут какие-то свои правила. И это вопрос просто конфликта интересов. То есть с моей точки зрения, родители таким образом тоже учат ребёнка тому, что даже когда тебе не очень хочется, есть определённые обязанности, на которые он согласился. То есть у нас есть договор с тобой определённый, который мы заключили на этапе там покупки или взятия животного в дом. И соответственно мы договорились, ты сказал, что ты будешь это делать. Я понимаю, что тебе тяжело. Я понимаю, что сейчас это становится скучно. Но мы же договорились… Давай с тобой решать эту проблему. Я вижу, что тебе не хочется это делать, а я хочу, чтоб ты это делал. Давай решать эту проблему вместе. А может быть, окажется действительно, что ребёнку очень тяжело это делать. Ну, например, допустим, собака окажется очень активная, допустим.

А. Кузнецов ― Ну, да, действительно…

Л. Ушакова ― Выгуливать он её просто не может, или ему тяжело, или там, не знаю, навалились уроки, и ему это трудно. То есть, мне кажется, очень важно не рассматривать это как Конституцию. То есть если мы договорились, это не значит, что ты должен это делать несмотря ни на что, потому что мы же тоже чутки к своему ребёнку, и мы понимаем, что, может быть, он взял на себя обязанности…

А. Кузнецов ― Которые просто не по силам ему…

Л. Ушакова ― Да. Он просто не мог этого знать заранее. И тогда мы просто садимся всей семьёй, обсуждаем этот вопрос и находим какой-то компромисс, решаем этот вопрос всей семьёй. Но, безусловно какие-то обязанности должны оставаться.

А. Кузнецов ― Обязательно. Иначе в чём смысл?

Л. Ушакова ― Иначе в чём смысл? Конечно.

А. Кузнецов ― Возможна ли ситуация, что взрослые хотят животное, а ребёнок начинает ревновать? Ведь у детей в какие-то периоды очень обостряется вот это, что папа, мама мои, — да? И я не желаю их делить с братом, сестрой, но вполне возможно и с Жучкой, и с Барсиком. Да? Такое может быть?

Л. Ушакова ― Но Вы знаете, честно говоря, о таком я не слышала. Подозреваю, что такое возможно. Чаще всё-таки дети сами очень хотят животное. Такое, ну, о таком я слышала, когда речь идёт уже взрослых детях, скажем так. И, допустим, вот этот эффект опустевшего гнезда. Родители берут себе собаку, киску и потом начинают отдавать всю эту любовь, которую теперь некому давать, этому животному. И дети начинают ревновать: что вот теперь ты больше любишь собаку, а не меня? Ну, и что, что я вырос? А собаку ты любишь больше…

А. Кузнецов ― Ну, тем более что подростки вообще ориентированы на то, чтобы найти упрёк. Да? И поэтому даже если подросток не чувствует этой ревности, но он может чисто рационально к этому прийти, что вот собаку ты любишь больше меня. Это средство манипуляции, шантажа такого.

Л. Ушакова ― Но я думаю, что это возможно.

А. Кузнецов ― Хорошо. А почему Вас настораживает, когда к Вам приходят люди и просят собаку. Вот Вы сказали, что Вы не любите, когда такое происходит. Это я обращаюсь к Ксении Колосовой.

К. Колосова ― Ну, потому, что мне кажется, по этой фразе как раз можно сказать, что человек не осознаёт, что может возникнуть вот та ситуация, о которой Лида говорит, что ребёнок может хотеть собаку, но ребёнок может просто элементарно не справиться с собакой, не справиться со всеми собачьими потребностями. И мне, конечно, в этом предварительном интервью очень важно услышать, что если вдруг такое произойдёт, что пока человек будет искать этот компромисс с ребёнком, собака не будет ограничена в каких-то своих потребностях…

А. Кузнецов ― В своих собачьих потребностях.

К. Колосова ― И Вы знаете, не только потому, что я переживаю из-за того, насколько будет счастлива собака, но, безусловно, если собака ограничена в каких-то своих потребностях, она будет вести себя не так, как хотелось бы человеку. То есть если собака не получает достаточного количества активных прогулок, это безусловно будет сказываться на её поведении.

А. Кузнецов ― Ну, да, для собак некоторых пород просто категорически нельзя не гулять помногу.

К. Колосова ― Да. И вот эти собачьи психологические проблемы, так же как у любого человека они просто будут расти как снежный ком. И человек, который ещё обременён ребёнком, двумя детьми, ну, естественно будет просто не в состоянии с ними справиться. Вот поэтому мне важно услышать, что человек понимает, что такая ситуация возможна, и тогда он готов принять на себя часть или даже все обязанности по собаке. Тогда и мне будет это в радость, и ему будет это в радость.

А. Кузнецов ― Ваш совет взрослым, которые принимают решение, на какие вопросы они сами себе сначала должны ответить, а потом, наверное, Вам?

К. Колосова ― У меня есть целая анкета, которую вот Наташа, например, заполняла. Там 40 пунктов, масса вопросов, начиная с каких-то элементарных…

А. Кузнецов ― Ну, вот самые главные, на Ваш взгляд.

К. Колосова ― Ну, вот опять же эти ответы важны даже не столько для меня, сколько для самого человека, потому что там прописаны какие-то казалось бы, элементарные моменты, но человек может просто о них не подумать, забыть. То есть даже самый простой вопрос: «Готовы ли вы гулять с собакой 2 часа в день?». Это не просто там два раза выйти на 10 минут с собакой.

У всех могут быть разные представления об этом. Но если это молодая активная собака, то это обычно час утром, час вечером. Это вот какой-то такой идеальный минимум. И человек должен себе представить вот эти 2 часа как 60 минут прогулки в любую погоду, холодно ли ему, мокро ли ему…

А. Кузнецов ― Ну, я не знаю, Вы, конечно, гораздо лучше меня в этом разбираетесь. Но мне кажется, что разумный взрослый человек-то понимает. Может быть, представляет не очень. А вот то, что животные и особенно собаки очень привязываются к месту. Да?

К. Колосова ― Я имею в виду способность выкрутиться из какой-то ситуации. У меня, например, две собаки и, конечно, в чём-то меня это, наверное, ограничивает. Но мне кажется, всегда можно найти решение, если у тебя в приоритете свой комфорт параллельно с комфортом собаки.

А. Кузнецов ― Но, тем не менее, это решение придётся искать, и надо понимать, что это, возможно, деньги дополнительные…

К. Колосова ― Безусловно. Нет, конечно, и такой вопрос тоже в анкете есть: с кем останется ваша собака, если вам придётся уехать в отпуск? Или что вы сделаете, если вам придётся переезжать в другую страну?

А. Кузнецов ― Что Вы думаете по поводу собачьих, кошечьих гостиниц?

К. Колосова ― Вы знаете, я спокойно к этому отношусь. Если человек потратил время, изучил этот вопрос, почитал отзывы, посоветовался с друзьями и нашёл действительную надёжного человека… Он также может посоветоваться с зоопсихологом и спросить, как подготовить собаку к тому, что она вдруг окажется в незнакомой для себя обстановке. Я ничего в этом плохого не вижу. Я своих собак никогда не оставляла, но только потому, что у меня дружная большая семья, и все всегда — спасибо им! — готовы как-то меня подержать и перехватить собак. Но если бы была бы другая ситуация, конечно, я воспользовалась бы услугами гостиниц.



А. Кузнецов ― Очень часто животное в доме становится не просто членом семьи, а иногда начинает претендовать, особенно это к кошкам относятся, на особое положение. К собакам, насколько я понимаю, это меньше относится… Хотя и собаки некоторые становятся её главой. Вот Вы за своими собаками, Наташа, замечали попытки занять не свойственное им место или неположенное им место?

Н. Юшина ― Ну, я не могу сказать, что у нас собаки чувствуют себя главой семьи, но то, что они чувствуют себя немаловажными членами семьи, — да, не меньше, чем ребёнок, например, это абсолютно точно! У каждого свои какие-то есть особенности поведения, но при этом не агрессия, если мы говорим об этом. У каждой собаки есть свои какие-то прерогативы в семье. Например, у маленькой и в то же время самой взрослой собаки нашей семьи есть прерогатива спать на моей голове.

А. Кузнецов ― То есть она имеет право?

Н. Юшина ― Да, и на моей подушке иногда ей тоже разрешается поспать. Я с этим смирилась, потому что, ну, уже возраст почтенный. То же самое с Ньютоном, с собакой, которая у нас появилась благодаря Ксении. Мы когда его брали к себе, думали, что будем его воспитывать как большую собаку. Поэтому там должно быть всё немножечко построже, никакого дивана. Сейчас валяется…

А. Кузнецов ― Площадка, тренировки, общий курс дрессировки. Защитно-караульная служба.

Н. Юшина ― Причём площадка и тренировки — мы проходили через это. Нам нужно было его социализировать. Поэтому мы решили, что в кинологическую школу ходить нужно. Походили. И на самом деле хорошо, что это сделали, потому что характер у собаки очень хорошо скорректировался после этого. Но дома он точно также валяется с нами на диване. Его по очереди все тискают. И всё прекрасно. Поэтому главой семьи он не стал, но членом семьи — да.

А. Кузнецов ― Даниил, скажи, пожалуйста, а как тебе кажется, кто из вас главнее: ты или собаки? Вот ты себе никогда не задавал такой вопрос?

Д. Юшин ― Нет.

А. Кузнецов ― Вот одна из твоих собак по возрасту старше тебя. Да? Ты воспринимаешь её как старшую, как более опытную? Нет? Или ты всё равно, пользуясь тем, что ты больше и выше, ты ими командуешь? И тем, что ты человек.

Д. Юшин ― Я даже не знаю, как это сказать.

А. Кузнецов ― То есть тебе это просто не приходило в голову?

Д. Юшин ― Все равны.

А. Кузнецов ― Все равны. Отлично! Как во Всеобщей декларации прав человека. Это очень правильная постановка вопроса. К сожалению, не все семьи могут таким равенством похвастаться. А о чём в первую очередь надо думать, когда вы принимаете решение завести животное? Вот взрослому человеку, о чём надо в первую очередь думать? Помимо чисто бытовых вопросов. Да, понятно, прогулки. Да, понятно, дополнительные расходы. Да, понятно, необходимость решать, с кем оставить собаку там или животное на время отъезда. Это ясно. А вот какие ещё проблемы? Вот тут довольно много таких, ну, по-разному сформулированных, но вот тревожных достаточно СМСок к нам приходит о том, что очень многие люди не ответственно подходят — берут, потом выбрасывают. Вот там слушатель наш из Петербурга пишет: я вот подкармливал выброшенных животных. Да? И так далее. Вот как сделать так, чтобы этих несчастных животных было, как можно меньше?

Л. Ушакова ― Ну, это на самом деле очень трудный вопрос. Я думаю, что каждый ответит немножко по-разному. Я считаю, что всё относительно просто. Конечно, я не считаю, что те, кто любит, они хорошие, а те, кто не любит, они плохие. Просто я уверена в том, что когда человек действительно любит свою собаку и воспринимает её как друга и как члена семьи, то при таких отношениях ему не приходит в голову выбросить на улицу ребёнка или сдать его в приют. То точно так же он просто относятся к собаке. Это, на мой взгляд, банальный вопрос любви.

Есть люди, которые относятся к животным проще. Они относятся к животному как к просто некоторому там атрибуту жизни. И я ни в коем случае людей не обвиняю в этом. Это нормально. Вот я, например, очень спокойно отношусь к рыбкам аквариумным. Например, вот у меня сдохнет рыбка аквариумная, я… ну, погрущу, наверное, немножко и пойду куплю новую. Вот. И я не буду заботиться о ней там безумно… То есть я буду заботиться о её базовых потребностях, чтобы у неё кислород был, еда была и так далее. Я не буду думать о чём-то более высоком.

А. Кузнецов ― Вот многие взрослые люди говорят, что они не заводят животных, потому что когда животные умирают, а всё-таки и собачий, и кошачий век достаточно короток, то это такая мощная травма, что они боятся этой смерти… Я себе этот вопрос, конечно, тоже задавал. Мне приходилось, к сожалению, хоронить моих любимых животных. Но я для себя решил так, что вот то счастье, которое они мне дают, те 12-15 лет, что они живут, для меня важнее, чем действительно очень сильные, конечно, эмоции, которые испытываем, когда они умирают.

Л. Ушакова ― Я согласна, что это важный вопрос, на который так или иначе желательно, чтобы люди ответили себе хотя бы предварительно, когда они думают о том, чтобы завести животное, потому что мы не всегда можем предугадать, как это больно бывает, то есть мы не можем иногда себе это представить. Но всё-таки хотя бы предварительно подумать об этом важно, потому что действительно людей часто настолько травмирует потеря животного, что это становится действительно психотравмирующим событием, от которого человек очень долго не может оправиться или не оправляется вовсе. И возникает этот банальный вопрос: что лучше — иметь и потерять или не иметь вовсе? Вот и каждый человек здесь отвечает для себя…

А. Кузнецов ― Безусловно. Здесь нет правильного ответа.

А. Кузнецов― Здесь есть только индивидуальный ответ. Скажите, пожалуйста,

Ксения, вот Вы, можно сказать, занимаетесь такой, скажем, благотворительной или волонтёрской деятельностью. Вы помогаете людям и собакам найти друг друга. Насколько, на Ваш взгляд, имеет смысл привлекать детей, скорее подростков к такого рода работе, вот к волонтёрству в приютах для животных? Что это может дать небольшому ещё человеку?

К. Колосова ― Я думаю, что, конечно, стоит, ну, естественно только в том случае, если ребёнок сам этого хочет.

А. Кузнецов ― Вот только в этом случае. Да? Тут не надо пытаться его подтолкнуть к этому?

К. Колосова ― Вот сложно сказать. Это скорее, может быть, вопрос к психологу и родителям. Не знаю. Мне кажется, может быть, стоит сначала просто сказать: «Надо сходить. Попробуй сходи», и посмотреть на его реакцию, насколько ему это близко. Я просто не очень верю, что то, что делается через не хочу, будет иметь какой-то хороший эффект для ребёнка и собственно для собаки, с которой он работает, потому что это очень важно. Как мы уже говорили, собаки очень хорошо воспринимают эмоции человека, который находится с ними рядом. Поэтому вряд ли собаке понравится работать с ребёнком, который изначально негативно настроен к этому процессу.

Вы знаете, моя знакомая сделала очень симпатичный проект в одной из школ в отдельно взятом классе по вовлечению детей. Они собрали группу детей, которые хотели собаку. И все эти дети просили родителей завести им собаку. И тогда родители записали их в этот проект — на трёхнедельный курс обучения кинолога. То есть дети общались с собаками, учились их дрессировать, учились убирать за собаками…

Они прошли эту школу будущего собаковода. И в конце они сдавали экзамен. И самое интересное, что многие дети уже в процессе обучения поменяли своё мнение. Они сказали: «Нет, я собаку не хочу. Для меня это слишком. Я не справлюсь». А какие-то дети остались там…

А. Кузнецов ― Вот это, кстати, хороший способ попробовать, не нанося собаке травму.

К. Колосова ― Да, это очень здорово. Они, по-моему, как раз работали с собаками из приюта, если я не ошибаюсь. И в конце до последнего экзамена дошли далеко не все дети, и далеко не все дети сдали экзамен. Но самое, на мой взгляд, прекрасное, что в этом проекте было, родители заранее подписались на то, что если ребёнок этот экзамен сдаст, он получит собаку. И, по-моему, сдало экзамен всего там то ли двое, то ли трое детей из начальной группы в 20 человек. И детям купили собак. Потом из этого сделали просто прекрасный пиарный ролик всего этого проекта, и в конце как раз показывают вот этих 3-х или 2-х, я не помню, счастливых детей с собаками. Но дети уже прекрасно понимали, что входит в их обязанности, как непросто это выполнять, и что отказаться от этих обязанностей нельзя.

А. Кузнецов ― Да, такой ребёнок, наверное, уже собаку не бросит! Конечно. Во-первых, он уважает себя за то, что он достиг этого самостоятельно, а не просто выклянчил. Это, конечно, хороший пример. Наталья, а какую роль в воспитании Даниила играют Ваши четверолапые?

Н. Юшина ― Ну, в первую очередь это, конечно, прививает ребёнку умение ответственно относиться к животному и заботиться о нём. Ну, и вообще научиться заботиться через животное в принципе, неважно о ком в последствии. Потому что на самом деле для ребёнка это очень непросто думать и не забывать о своих обязанностях. И пока я не могу сказать, что мы достигли какого-то идеала в нашем воспитательном процессе. У нас ещё вся работа впереди, и я очень жду взросления своего ребёнка, в том числе, для того, чтобы он через это взросление совершал какие-то более сложные действия и уже больше по собственной инициативе. Это путь такой на самом деле долгий, и важно, чтобы родители это тоже понимали, что это не случается за месяц нахождения собаки в доме. Это нужно годами воспитывать в ребёнке. Но я считаю, что это в последствии сыграет очень хорошую роль и в его жизни, и в жизни его близких людей.

А. Кузнецов ― Вот здесь нам пишут, что хорошо начинать вот эту историю знакомства детей с животными с того, что вместе с детьми читать книжки о животных. Ну, вот, например, помню в моём детстве о диких животных были книги, конечно, Сетон-Томпсона и Ханса Фаллада. Замечательные детские книжки. А потом я довольно долго выпрашивал у родителей собаку. Родители со свойственной им логичностью завели мне кота. Потом завели и собаку тоже. Это замечательная была пара: кот и собака, определившая всю мою дальнейшую жизнь, по крайней мере, с животными.

Но вот я помню, что наибольшее впечатление на меня произвела книжка. Я даже не помню сейчас, как она называется, но там рассказывалось таким очень хорошим для ребёнка языком, а вместе с тем серьёзно о том, как на примере некой, думаю, что вымышленной семьи, я помню, рассказывалось о доберман-пинчере. Книжка довольно старая. Тогда это порода была весьма популярна. Эта книжка тогда очень мне помогла, она заранее меня ко многому подготовила. Вот сейчас такие книжки есть? И насколько их роль велика в подготовительном этапе?

Н. Юшина ― Ну, наверное, это не очень применимо к нашей семье, потому что ребёнок родился уже в семье с собакой. И поэтому всё, что можно было почерпнуть из книги, он почерпнул из собственной жизни, из постоянных разговоров с нами, и там видя в качестве примера нас опять же, как можно общаться с животными. Но в целом я за то, чтоб такие книги читались, и было бы здорово, чтобы они были. Не слышала ни об одной, если честно, несмотря на то, что всегда нахожусь в поиске того, что бы почитать полезного ребёнку. Поэтому если такие книги есть, было бы здорово это озвучить в эфире, потому что кому-то это может помочь.

А. Кузнецов ― Понятно. Ну, вот я, знаете, не подготовился к этому, потому что как-то у меня так сложилось, что моих детей мне не надо было убеждать в том, что животные необходимы, потому что они с этими животными с рождения находится.

Н. Юшина ― Вот по крайней мере из моего детства моё какое-то отношение к животному воспитывало умение сопереживать. В том числе, были прекрасные фильмы, например, «Белый Бим Чёрное ухо». Мне кажется, все советские дети рыдали над этим фильмом…

А. Кузнецов ― И не только дети. Вообще весь Советский Союз рыдал над этим фильмом и продолжает рыдать, кто пересматривает.

Н. Юшина ― Да. Поэтому такие фильмы тоже полезны. Когда они видят, что это живое существо, которое чувствует, которое переживает, и о котором нужно заботиться.

А. Кузнецов ― Мое детство пришлось на сериал «Лесси», и тогда вся Москва была в колли. И у меня был колли тоже. И я выходил со своим очень красивым Эльдаром. Я выходил во двор, и дети бросались с криками: «Лесси! Лесси!» И вообще было очень много хороших, добрых иностранных сериалов про животных. «Флиппер» про дельфина. Вот это я помню. Мы все смотрели… Больше 40 лет уже прошло.

Спасибо большое моим гостям за участие в передаче. Как говорится, special thanks to Роня, который решил не подавать голос, но мы чувствовали всё время его присутствие в этой студии. Надеюсь, что вы тоже. Большое спасибо Даниилу за экспертное мнение. Ну, и, конечно, спасибо Ксении, Наталье и Лидии за их приход и участие в этой передаче.

Всем спасибо. В следующий раз у нас будет очень серьёзная тема: экзамены предстоящие 9-му и 11-му классу. У нас в гостях будут представители Рособрнадзора. Настраивайтесь на серьёзный лад. Всем до свидания!






ИСТОЧНИК

Алексей Кузнецов

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Интересное (0)
  • Нравственность (0)
  • Общество (0) > Гражданское общество (0)
  • Экология (0) > Защита животных (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 21.04.2019 - ЛИЧНЫЙ ПРИЁМ ЕВГЕНИЯ РОЙЗМАНА
  • 20.04.2019 - НОВЫЙ КАРИБСКИЙ КРИЗИС?
  • 19.04.2019 - КОГДА НЕТ ИНСТИТУТА ПРАВОСУДИЯ
  • 18.04.2019 - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ СПЕЦПРОЕКТ ЦАП ПАРТИИ «ЯБЛОКО»
  • 18.04.2019 - ИНТЕРВЬЮ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА НОРВЕГИИ
  • 17.04.2019 - ЕЖЕГОДНАЯ ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ АКЦИЯ В ВОЛГОГРАДЕ
  • 16.04.2019 - «ЯБЛОКО» ВСТУПИЛОСЬ ЗА АРХИВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
  • 15.04.2019 - ВЛАДИМИР ЛУКИН ОТОЗВАЛ ЗАКОНОПРОЕКТ О СЪЁМКЕ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ
  • 15.04.2019 - БЮДЖЕТ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
  • 14.04.2019 - НЕРЕАЛЬНАЯ ПОБЕДА И РЕАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ
  • 12.04.2019 - РЕШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОЛИТКОМИТЕТА ПАРТИИ «ЯБЛОКО»
  • 10.04.2019 - ЗАКОНОПРОЕКТ О НАКАЗАНИИ ЧИНОВНИКОВ
  • 09.04.2019 - КАК НЕ НАДО СТРОИТЬ ДЕМОКРАТИЮ
  • 08.04.2019 - РЕШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОЛИТКОМИТЕТА «ЯБЛОКА»
  • 06.04.2019 - ПСИХОПАТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru