Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Религия > Публикация
Религия

[12.08.2017]

САМОСБЫВАЮЩИЕСЯ ПРОРОЧЕСТВА

Андрей КУРАЕВ: российский религиозный и общественный деятель, писатель, богослов, философ, публицист, церковный учёный, проповедник и миссионер, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ


Андрей КУРАЕВ:


Понимаете, это механизм самосбывающегося пророчества… То есть ты имитируешь, что готовишься к войне, но в итоге с каждыми новыми маневрами, тренировками, угрозами ты эту войну, на самом деле, реально зазываешь в гости! Ты её приближаешь. Вот это меня пугает. И пугает, опять же, то, что люди спокойно уже к этой перспективе относятся: «Ну да, пожили немножко хорошо некоторое время, да. Но главное, надо всему миру показать: с нами надо считаться»… С кем «с вами»? С тобой родная власть, что ли считается хоть в чём-то? Почему ты думаешь, что американцы должны с тобой считаться? И в чём? И что у тебя такого есть американцам сказать-то?!


О.Пашина ― Я приветствую всех, кто смотрит нас и слушает. Меня зовут Оксана Пашина, это особое мнение дьякона Андрея Кураева. Большинство наших людей очень верующие люди. Православие и христианство являются противоположностью эгоизму и призывают человека отказаться от собственных мыслей и желаний, не считать это единственным смыслом, отправной точкой существования.

А.Кураев ― У наших людей какие-то очень странные представления. Ну, бывают люди, у которых странные представления о своём теле. Скажем, человеку 50 лет, ему кажется, что ему ещё 18, да? Типа вот я сам по себе ещё худенький и стройный, только это где-то глубоко внутри под слоями жира… Есть люди с фантомными болями, да? И вот такое ощущение, что у людей какое-то очень странное понятие… Вот, у них в странных местах болит. Странные поводы для счастья, понимаете? Где-то открыли военную базу мы: о, это радость! А где-то, понимаете ли, на далёкой какой-то Сан-Диего американцы открыли военную базу — это ужасно, просто спать не могу, кушать не могу, понимаете, так меня это расстроило…

И при этом полная атрофия представлений. Ну, нам, действительно не хватает такого, банального бюргерского мышления: чем это решение моего правительства обернется для меня? Мне нужна та база где-то за тридевять земель? Нет, не нужна. Вы там чем-то своим бодаетесь, я-то тут при чём? А мне важно, чтобы у меня больница муниципальная была нормальная, чтобы цены на жильё, там, на аренду или ещё на что-то не повышались, на коммунальные платежи.

О.Пашина ― А, может быть, это происходит потому, что люди понимают, что если они будут протестовать против повышения цен, строительства каких-то там ненужных баз и так далее, их немедленно хорошо, если оштрафуют на 300 тысяч. А то посадят. Вот ему и остаётся радоваться тому, что происходит в Сирии…

А.Кураев ― Нет, поймите, я же не про уличные протесты, а про именно искреннее понимание очень многими, неожиданно многими (вот такого рода фантомные картины мира, где главное, чтобы насолить американцам и вообще готовиться к будущей войне).

Вот, знаете, для меня было очень интересно узнать, что в период заключения Брестского мира, когда вдруг Ленинское правительство вышло с этой инициативой, как ни странно, у этой авантюры был шанс, потому что канцлер Германии скорее был «за». Ему нужно было закрыть Восточный фронт. Он не был принципиально против без контрибуции и репарации, без каких-то земельных претензий вернуться к довоенной ситуации 1914 года. Закрываем этот фронт, и дальше уже на Западе бодаемся с Антантой.

Против, однако же, были генералы и фельдмаршалы, Людендорф и Гинденбург. Они говорили: «Как это так мы уйдём из тех областей, которые наши солдаты кровью полили?» Это один аргумент. А второй был гораздо более серьёзный: «Если мы сейчас из Прибалтики и так далее уйдём, и отдадим всё это назад (ну, невесть кому там, пусть даже не России, другим там государствам-лимитрофам, которые возникнут), то мы потеряем важные плацдармы для следующей войны.

То есть, понимаете, Германия в 1918-ом году вся на грани полного краха, она уже не может воевать. Австро-Венгрия и Турция умаляют: «На любых условиях любой мир, союзнички», да? А они уже думают о следующей войне!..

И, вот, это то же самое, что погубило потом Советский Союз. Вот, мы готовились к войне с НАТО и с США. И поэтому нужно было иметь по всей планете базы для флота, авиации, нужно было насолить американцам, что называется, в штаны подсыпать или куда-то ос напустить в любой точке планеты и так далее.

И, вот, это безумное растяжение линии фронта, конфронтация на весь глобус — оно, конечно, подорвало, на самом деле, в конце концов, и послевоенный престиж Советского Союза и экономику нашу.

И вот сегодня я вижу то же самое! То есть опять мышление с точки зрения «А если мы это не возьмём, там какая-то другая база появится». Понимаете? Причём, опять же размышлений, аналитики нет. Ну, хорошо, ну, если ты забираешь Крым, хорошо, в Крыму не будет американских баз. А американские ракеты под Харьковом тебя не устроят взамен?! Это легче, что ли?! А они там рано или поздно при таком раскладе появятся, я полагаю.

То есть это мышление в терминах «Мы готовимся к следующей глобальной войне»… Но дальше это ведёт к самосбывающемуся пророчеству, логика такая…

О.Пашина ― Ну да: «Можем повторить», — сейчас очень любят этот лозунг.

А.Кураев ― И каждый шаг этой подготовки ведёт к войне… Ведь, опять же, та же Первая мировая война стала неизбежной когда? Когда запустили механизм мобилизации. И уже тогда даже до объявления войны было понятно: раз какая-то страна объявляет всеобщую мобилизацию (не отдельных там 2-3 корпусов, а вообще всё)…

То есть Россия хотела напугать Австро-Венгрию, против Германии ничего не имела, да? Но приходит начальник Генштаба к императору Николаю и говорит: «Ну, у нас схема железных дорог такая, что мы не можем мобилизовать только, понимаете ли, Юго-Западный фронт, а Западный при этом не создавать. Поэтому мы должны мобилизовать сразу всю армию, и в том числе на границе с Пруссией». Николай говорит: «Ну, это ж тогда будет война с Германией» — «Ну, вот, придётся. Иначе никак не получается».

Понимаете, вот это механизм самосбывающегося пророчества… То есть ты имитируешь, что готовишься к войне, но в итоге с каждыми новыми маневрами, тренировками, угрозами ты эту войну, на самом деле, реально зазываешь в гости! Ты её приближаешь. Вот это меня пугает. И пугает, опять же, то, что люди спокойно уже к этой перспективе относятся: «Ну да, пожили немножко хорошо некоторое время, да. Но главное, надо всему миру показать: с нами надо считаться»…

С кем «с вами»? С тобой что, родная власть, что ли, считается хоть в чём-то? Почему ты думаешь, что американцы должны с тобой считаться? И в чём? И что у тебя такого есть американцам сказать-то?!

О.Пашина ― А вы думаете, это реальная подготовка к какому-то конфликту или это попытка отвлечения внимания людей? Вот, людям нравится эта тема — пожалуйста, давайте поговорим о том, как нас все будут уважать. А кончится всё плохо?..

А.Кураев ― Я думаю, что есть и то, и другое. И то, и другое, и, опять же, у разных людей, чиновников, военных, опять же, разное понимание одних и тех же действий. Для кого-то это имитация, а кто-то и всерьёз не прочь повоевать.

О.Пашина ― А большинство народа, так скажем, понимает, видит эти перспективы? Или они просто, вот, в упоении от того, что нас все боятся и уважают?

А.Кураев ― Я в обществе не вижу серьёзных антивоенных настроений.

О.Пашина ― То есть не прочь тоже?..

А.Кураев ― То есть вот люди моего поколения помнят карикатуры газеты «Правда» или журнала «Крокодил», фельетоны, статьи на тему о том, как пушки, ракеты сжирают мясо и масло. Вот, летит какой-то американский бомбардировщик, у него падают бомбы, а на каждой написано «Школы», «Больницы», ещё что-то. Вот, сегодня это всё про нас!.. Американцы могут себе позволить иметь кучу ракет и при этом приличное медицинское обслуживание, образование и так далее. У нас как-то это хуже получается.

О.Пашина ― Ну, хорошо, американцы, предположим, далеко и конфронтация эта была всегда так или иначе. Она ослабевала, потом усиливалась. Мне интересно с Украиной. Почему эта тема сейчас отсутствует в сознании людей? Никто не хочет думать, помнить о том, что там всё продолжается! Продолжается, по сути, война!..

А.Кураев ― Нет, ну в обществе-то об этом ежедневно говорят, забыть не дают. Но усталость от этого есть, конечно.

О.Пашина ― Просто все устали и решили на второй план убрать эту историю?

А.Кураев ― Да, конечно, это некое вытеснение.

О.Пашина ― Таня спрашивает: «А кто, всё-таки, должен и кто может изменить это мышление? Кто-то в этом заинтересован?»

А.Кураев ― Ну, изменится сама жизнь, это скажу я на светском языке. Или промысел господний — скажу на языке религиозном.

О.Пашина ― Замечательную историю рассказал петербургский Митрополит Варсонофий про Зенит-Арену в Санкт-Петербурге. Он сказал, что её удалось достроить только с божьей помощью. «Я был свидетелем того, как строили стадион в Петербурге, — сказал Митрополит. — Подрядчики приходят, что-то делают, у них всё разваливается, они уходят и так далее. В итоге до того дотянули, что пришлось даже молебны служить на стадионе, призывать на помощь небесные силы. И с божьей помощью это строительство, всё-таки, завершили», — сказал Митрополит. Вот, как вам такая история? Без небесных сил никак не можем?

А.Кураев ― На самом деле, в этой его речи было интереснее другое. Он эти слова говорил в Саранске, где он сейчас находится — это бывшая его епархия до перевода в Петербург, это столица республики Мордовия. И Саранск славен в этом смысле тем, что в этом городе, где не более 400 тысяч население, строится огромный стадион к Чемпионату мира по футболу вместимостью где-то в 100 тысяч. Вот тут возникает вопрос: что дальше? То есть, ну, предположим, каким-то чудом он будет заполнен, кто-то поедет в этот Саранск на Чемпионат мира. Но что дальше? Зачем нужна эта громадина? Как её содержать?

Теперь я знаю ответ, откуда эта идея возникла, и почему именно Саранск. Потому что в этом же своём выступлении Митрополит Варсонофий сказал, что в Россию в следующем году приедут миллионы футбольных болельщиков. Но не будет здесь миллиона. Никогда не бывает приехавшего миллиона. Не умещаются они просто никак и нигде на этих стадионах. То есть здесь как-то с цифрами сложно, да? Вот, он преувеличивает значение спорта.

Ну а главное, так вот восторженно говорить о таких странных тратах, это очень странно. Вот, сейчас одна из самых печальных новостей этой недели — это то, что губернатор Ленинградской области объявил, что центр Выборга надо сносить, чтобы потом строить заново. Так вот уж лучше вместо каких-нибудь парочки этих стадионов лучше бы эти деньги дать на сохранение древнего Выборга.

О.Пашина ― Про божью помощь. Кстати, тут не только стадион построили с божьей помощью — вообще активно призывают небесные силы. Вот, молитвенное стояние против фильма «Матильда», которое прошло в начале августа. Наши слушатели, не искушённые в религиозных вопросах, спрашивают: «Молитвенное стояние — это что вообще такое? Применялось ли это раньше и по какому поводу?»

А.Кураев ― Да это ничего особого. Просто собрание во дворе храма или вообще вне, собственно, храма как такового. Это что-то среднее между молебном и митингом. Вот и всё. Сама Поклонская хотя и звала туда режиссёра Учителя, она сама, как говорят, так и не появилась на этом молитвенном стоянии.

О.Пашина ― Не пришла, да. Но в истории с «Матильдой», опять-таки, ну, сколько можно-то? Когда уж всё это кончится?

А.Кураев ― Ну и проехали. То есть странно, на самом деле, не то, что происходит вокруг этого фильма, а то, что не происходит. А именно как-то не понятно, что наступил год столетнего воспоминания страшной нашей национальной катастрофы. А уровень осмысления так и остаётся на уровне, вот…

О.Пашина ― Протестов против фильма «Матильда».

А.Кураев ― Нет, даже не протестов, просто самого фильма «Матильда», который, в общем-то, по-моему, не очень…

О.Пашина ― Которого, в общем-то, никто ещё и не видел.

А.Кураев ― Ну, я его видел. Но, скажу честно, это не то, что я хотел бы держать в своей домашней коллекции, пересматривать вновь и вновь. А по-своему тоже очень лубочный фильм, очень прямолинейный. Кстати, очень монархический. Просто эти протестанты его не видели. Там потрясающий образ императора Александра Третьего, когда он держит вагон на своих плечах, спасая своих детей, семью после катастрофы! Удивительный финал, совершенно антиисторичный. Волей режиссёра совпало венчание на царство с немецкой принцессой и Ходынка, всё в один день уместилось. И когда, соответственно, государю донесли, что на Ходынке беда, то он поехал туда (по фильму) и, увидев бесконечную череду возов с трупами, он встал на колени и попросил прощения у русского народа. Да. Если бы такое Николай Второй, действительно, тогда сделал, то, может быть, и 1917-го года не было бы. Но тогда, получив известие о трагедии на Ходынке, он всё-таки пошёл на бал к французскому посланнику.

О.Пашина ― То есть напрасно верующие протестуют? Надо посмотреть сначала фильм — возможно, он им понравится?

А.Кураев ― Я думаю, что да. Но я говорю, печально то, что, как я понимаю, ничего больше российское кино не предложит для осмысления той беды.

О.Пашина ― А почему, по вашему мнению, замалчивается эта дата и никто не говорит об этом?

А.Кураев ― Нет, сказать, что она замалчивается, я не могу, но муза — штука капризная. Просто вопрос в том, есть ли людям, чем делиться? То есть, много ли у нас голов в стране, которые об этом тяжело думают, именно об этом? Тяжело думать, долго думать, болеть этим — много ли таких голов? Ну, вот, судя по всему, нет.

О.Пашина ― А, может быть, властям не хочется как-то акцентировать эту дату? 2017-й, 1917-й…

А.Кураев ― Властям хочется, очень хочется. Совершенно понятно: мы это видим из телеканала Царьград, мы это видим из проповеди Патриарха. Но это такое, крайне примитивное толкование тех событий, что, вот, знаете, революция происходит тогда, когда слишком слабая власть, которая стесняется использовать Росгвардию, и кроме того когда всякие Навальные получают гранты от Госдепа и, понимаете ли, бунтуют и провоцируют. То есть всё очень простенько.

О.Пашина ― Любопытная, кстати, тема вообще о церкви и власти. Как всегда она возникает. С 2014 года по данным Левада-центра сократилось количество атеистов: было 26%, стало 13%. Как вы считаете, тут речь именно о вере или скорее, о поддержке власти? Атеист — это ведь тот, кто не верит в бога, или это такой несогласный с государственной политикой?

А.Кураев ― Я как-то позволю себе усомниться в этих цифрах, потому что за 4 года двукратное сокращение какой-то группы — вещь крайне маловероятная. Поэтому я думаю, что здесь вопрос в технологии опросов.

О.Пашина ― Ну, мы знаем, что наши люди, когда социологи им задают вопросы, любят сами спрашивать: «А как правильно?». Может быть, люди хотят выглядеть правильными и говорят «Нет, мы не атеисты»?

А.Кураев ― Ну, дело в том, что профессиональный опрашивающий полевой социолог всё это знает. И поэтому у него в запасе должны быть всякие такие, коварные вопросы и формулировки, на основании которых потом он бы мог вытащить ту информацию, которая ему нужна. Даже отчасти иногда вопреки воле корреспондента.

О.Пашина ― А если, всё-таки, принять на веру, что ну хорошо, пусть не в 2 раза, но, тем не менее, люди предпочитают говорить, что они не атеисты. С чем это может быть связано?

А.Кураев ― Нет, не знаю. Я не собираюсь такую информацию принимать на веру.

О.Пашина ― А всё-таки, по вашему мнению, православный человек скорее провластный?

А.Кураев ― Не знаю, потому что слово «православный» не означает сегодня почти ничего. Ну, это человек когда-то крещённый, который называет себя православным, чтобы не называть мусульманином или католиком, скажем, да? И при этом эта его идентичность в 90% случаев никак не соотносится им самим со всем остальным. Типичный пример — господин Александр Орлов, который получил всероссийскую известность за месяц август. Это тот пьяный гопник, который избил корреспондента НТВ на Дне ВДВ.

Вроде бы, сам он себя считает очень православным. На его страничке в его Вконтакте есть фотография, где он в стихаре пономаря, церковного служки, постоянно перепащивал у себя какие-то агитки, тексты, приглашения из патриаршей молодёжной организации «Сорок сороков». А мы помним, что «Сорок сороков» — это организация, у которой две функции. Одна — это делать «мими» на патриарших телесъёмках. Вот, стоят такие милые юноши и девушки вокруг Святейшего, мило ему улыбаются и несколько раз в году, особо на именины произносят речи, признания в своей любви, заранее выученные и написанные, и проверенные, да?

Вторая, более серьёзная и важная функция — это, как в своё время некоторые (не будем называть их сейчас) из прокремлёвских молодёжных организаций послемайданного типа, которые создавались для того, чтобы воевать за территорию — то есть заполнять площади и выгонять всяких там, понимаете ли, опять же, агентов ненашего Госдепа. Вот, точно так же и «Сорок сороков» активно сотрудничали со всякими фанатскими футбольными объединениям.

О.Пашина ― «Сорок сороков» и против «Матильды» молитвенно стояли?

А.Кураев ― Да. Но если бы они только стояли. А известны случаи, когда они ещё и дрались, когда стычки были по поводу строительства храмов. И хотя моё сердце скорее на стороне строительства этих московских храмов, вот, даже в парках и на пустырях, но метод кулаков ни с той, ни с другой стороны мне совсем не нравится.

Членского билета у «Сорока сороков» нет. Поэтому когда сейчас это движение отрекается, ну, кого, однако ж, вы привлекаете? То есть ясно, что, как бы, это социально близкие товарищи. Таким образом, он, с одной стороны, себя сам считает православным, а при этом это нисколько не ограничивает свободу его кулаков и его пьяного горла. И на то, что туда входит, и на то, что оттуда выходит. Поэтому как, вот, сказать? Ну, как влияет здесь православие? Никак…

Ну, берём уровень выше, и видим то же самое. И, слава богу, что мы это видим, что могут быть политики. В конце концов, тот же Навальный тоже считает себя православным христианином, как и его злейшие критики и так далее. Поэтому я не могу сказать какой-то средней температуры по больнице. В среднем, я думаю, она будет соответствовать общей социологической картине в стране.

О.Пашина ― А социологам, между тем, мы тоже не очень верим. Итак, мы выяснили, что этот самый Орлов — такой, среднестатистический портрет человека, который считает себя православным.

А.Кураев ― Нет, мы такого, извините, не выяснили.

О.Пашина ― Нет? Но он отвечает на вопросы социологов, что он православный. Тогда хорошо, давайте так определим этих людей. Это те люди, на которых может повлиять Русская Православная Церковь, те люди, которым на проповеди могут сказать «Голосуйте за того-то, идите туда-то, а туда-то не ходите». Таких людей много?

А.Кураев ― Очень мало, во-первых, потому что таких проповедей мало.

О.Пашина ― Ну, не знаю. Почему? Я была недавно в одном маленьком городке российском на границе с Украиной, и там прослушала практически выпуск новостей на Первом канале. Мне рассказали и про Америку, и про то, что надо делать, что не надо делать, кого нужно слушать.

А.Кураев ― Это всё понятно. Только там же не было призывов голосовать?

О.Пашина ― Пока нет. Ну, так предвыборная кампания ещё толком не началась.

А.Кураев ― Нет кампании, да. А это, всё-таки, важно, потому что есть определённые ещё какие-то табу, то есть напрямую вмешиваться в электоральную жизнь не стоит. Могут быть какие-то намёки, но это удел скорее высшего духовенства. То есть этот самый Орлов может быть среднестатистическим только в одном отношении, он показывает, какой зазор может быть между номинальным причислением себя к миру православия и реальной жизнью человека. И это касается каких-нибудь этических соображений, семейной жизни это касается. Потребительской политики данного человека это будет касаться, конечно. И в том числе электоральной политики. То есть не будет влияния.

О.Пашина ― Но верующий человек скорее консервативен? Так, если упростить, он скорее за Путина, чем за Навального?

А.Кураев ― Это зависит не от религиозности, а скорее от возраста, социального опыта.

О.Пашина ― А как же «вся власть от бога»? Вот, есть от бога у нас президент, и не надо нам другого…

А.Кураев ― Ну, при желании можно найти толкование и в других местах Библии. То есть это дело не сложное.

О.Пашина ― То есть верующий человек не обязательно поддерживает действующую власть и не хочет никаких перемен?

А.Кураев ― Мы с вами прекрасно знаем о существовании теологии революции среди иезуитов, между прочим. Мы помним монахов-иезуитов в большом количестве в Сандинистском правительстве Никарагуа в 80-е годы. Много чего было.

О.Пашина ― Виталий Авилов спрашивает: «Зачем чиновники ездят на Валаам и показывают себя по телевизору, и показывают, как сильно они верят в бога?» Тоже как-то без небесных сил невозможно как при строительстве стадиона? Как вы думаете?

А.Кураев ― Вопрос к ним. Не знаю. Ну, что касается Путина, да, я знаю, что это для него любимые места — у него там свой остров есть на озере Валаам, он там, действительно, каждое лето бывает. Радует ли его, что он должен по Валааму ходить в окружении телекамеры? Я, вот, честно говоря, не уверен.

О.Пашина ― А не кажется ли вам, что в последнее время власть немножко разлюбила Русскую Православную Церковь? Это доказывает история с Исаакием.

А.Кураев ― Ну, знаете, разбираться в чужих семейных отношениях… Разлюбил, недолюбил.

О.Пашина ― А там семейные отношения?

А.Кураев ― Ну, не в этом дело. Ну, как вот измерять, охладела любовь или нет?..

О.Пашина ― Измерять количеством подарков.

А.Кураев ― Вот женский подход. Но я не вижу, чтобы оскудела рука дающего.

О.Пашина ― А, всё-таки, история с Исаакием тогда? Это скорее исключение? Это какие-то непреодолимые обстоятельства? И какие тогда?

А.Кураев ― Захотят — преодолеют.

О.Пашина ― А почему не хотят?

А.Кураев ― А, может, и хотят. Я не знаю. У меня нет такого уровня инсайдерской информации, чего они хотят в Кремле там по поводу Исаакия.

О.Пашина ― Мы просто привыкли к тому, что если наша власть чего-то хочет, то она находит и возможности, и средства, и оправдания. Собственно, здесь нет никаких проблем. Если этого не происходит, значит, что-то не позволяет. А что?

А.Кураев ― Да мало ли что. Начиная от каких-то личных впечатлений и детской памяти Владимира Владимировича, о том, как он на экскурсии в этот собор ходил, когда там был музей, кончая предположениями о том, что не надо нервировать вторую столицу накануне выборов в следующем году.

О.Пашина ― Про Украину много вопросов. Как вам кажется, — спрашивают наши слушатели, — могут ли патриархаты церквей со стороны Украины и Москвы разрешить конфликт на Донбассе и стать альтернативой Минским соглашениям? Это такая, утопическая история.

А.Кураев ― Что касается Украины, там на народ влияние церкви посильнее. Но там, опять же, много этих церквей украинских. Поэтому вряд ли их голос даже совместный здесь будет силён. Ну и плюс к этому, опять же, Украина независима от конфессиональной идентичности, скорее чувствует себя оскорблённой и обиженной в этой ситуации. То есть, всё-таки, как бы, земля, которую они считали своей, там, 10% территории Украины 2013 года сейчас не находятся под их контролем. Поэтому, ну, если там даже, скажем, промосковский киевский Митрополит Онуфрий будет предлагать «Пусть замолчат украинские пушки», ну, вряд ли он будет понят своей собственной паствой и даже духовенством. Так что я думаю, что это скорее, всё-таки, мир утопичности.

О.Пашина ― Есть ещё вопрос про другой фильм, про фильм Иосифа Гольдмана «Как делают идолов». Он рассказывает о приходе к власти жестоких правителей XX века — Гитлера, Сталина.

А.Кураев ― Вы знаете, если продолжать тему, может ли церковь то или это, то представьте себе человека, которого подводят к штанге 200-килограммовой и говорят «Вот, надо поднять». Да если этот человек не тягает гирю ежедневно (хотя бы гирю уж пудовую), ну, какая надежда? Что над ним издеваться, ждать, что он это поднимет? Поэтому предполагать, что вдруг православная церковь по такому серьёзному вопросу вдруг займёт позицию резкую, не согласную с позицией власти и, надо сказать, с мнением большинства населения тоже, и не просто однажды что-то такое туманно скажет, а будет именно требовать и давить, и звонить во все колокола об этой своей позиции, ну, это невозможно. Потому что мышцы дряблые, нет опыта ежедневного критического взгляда на то, что происходит в жизни независимо от партийной принадлежности того или иного политика.

Вот, если бы был бы такой ежедневный режим критичности, то тогда можно было бы о том сказать: «Да, вот, в конце концов, в этом вопросе мы говорим так». А сейчас — нет. А ждать, что уж совсем-совсем какое-то чудо будет. Ну, тогда остаётся только верить, прогнозировать это нельзя.

О.Пашина ― У нас Игорь из Вологодской области отмечает, что у нас же все практически наши правители верующие, у всех есть духовники. Как вы думаете, они влияют на принятие политических решений? Или это тоже такая, декоративная функция?

А.Кураев ― Я думаю, что это скорее нечто для пиарщиков разговоры о духовниках. Ну и потом, опять же, эти люди себе так называемых духовников и советников подбирают на свой вкус.

О.Пашина ― Близкими по духу?

А.Кураев ― Конечно. На свой вкус.

О.Пашина ― Возвращаясь к фильму «Как делают идолов», спрашивает наш слушатель Геннадий: «Этот фильм заканчивается библейским предостережением «Не сотвори себе кумира». Этот фильм рассказывает о Сталине, Пол Поте, о правителях XX века, о тиранах. Спрашивает Геннадий: «Как вы относитесь к этому предупреждению? Нужно ли над этим подумать россиянам? Понятно, что, как мы уже выяснили, власти вряд ли будут над этим думать». Наше телевидение по всем каналам с утра до вечера нам сотворяет таких кумиров или, как минимум, одного. Почему Русская Православная Церковь не реагирует на это?

А.Кураев ― Солженицын 30 лет говорил, по сути говоря, только одно: «Пока ещё живы преступники и жертвы, надо успеть покаяться в сталинизме. Потом всё это задёрнется тиной, и отравленная стрела останется в народном сердце». Ну, вот, даже призыв Солженицына не был всерьёз услышан. И сегодня всё это успешно возрождается…

Ну, вы знаете, к моему сожалению, многие из тех тезисов, с которыми я полемизировал в 90-е годы, сегодня мне представляются гораздо более правдоподобными. В частности, вот такая, вроде бы, абстрактная идея, что если не будет искреннего покаяния российского общества за преступления коммунистического периода, то этот период вернётся. Вот, на наших глазах этот проект «СССР 2.0» возвращается. И такое ощущение, что возвращается не то, чтобы насаждением сверху, а видно, что люди с радостью готовы себе это ярмо снова надеть и эти очки, чтобы смотреть на мир глазами программы «Время» 70-х годов.

О.Пашина ― А почему, как вы думаете?

А.Кураев ― Это вопрос, в конце концов, антропологический, вопрос о том, что есть человек, кем я себя считаю. Понимаете, удивительным образом, мне кажется, в нашей психологии сегодняшней не хватает банального эгоизма.

О.Пашина ― То есть хочется считать себя винтиком государственной машины?

А.Кураев ― Нет, банального эгоизма в том смысле, что человек не задумывается над элементарными последствиями. Ну, вот, полетали наши самолёты в Сирии — тебе-то что с того? Крым наш. «Наш» в каком смысле? У тебя есть деньги туда ехать? А если поедешь, там всё дороже, чем в украинские времена. И дорога дольше. И так далее.

То есть, вот, что тебе-то это дало? «Нет, наша держава, наша честь». Причём, это наша держава вплоть до того, что, понимаете, включаешь телевизор, слышишь слова «Наши спортсмены…» И, вот, тот же Варсонофий говорит: «Наши спортсмены будут отстаивать честь страны на этом стадионе». Ё-моё! Да, что это за честь, которую можно отстоять на стадионе?!

О.Пашина ― Ну, получается тогда, что большинство наших людей как раз очень верующие люди, потому что православие и христианство являются противоположностью эгоизму и призывают человека отказаться от собственных мыслей и желаний, не считать это единственным смыслом, отправной точкой существования.

А.Кураев ― Видите ли, то, что происходит на наших глазах и вообще весь XX-й век, это профанация христианского мифа! Когда берётся идея жертвенности, служения, солидарности и так далее, но всё это с религиозной точки зрения переносится в чисто политическую область, получается такая светская религия, гражданская религия, о чём с восторгом на днях Александр Проханов говорил «берегите мифы: это самое главное. Не трогайте их» и так далее. «Великая Отечественная война — это наша Пасха, это наша религия, это наше святое» и пошло-поехало…

О.Пашина ― Несколько вопросов есть по поводу образования школьного. Спрашивают вас: «Считаете ли вы, что происходят нарушения светского характера образования?» Цитируют, опять же, вас (видимо, вы отвечали уже как-то на этот вопрос), вы сказали, что раз священники не преподают в школе, значит, образование светское. И вот вам Альберт возражает: «Светский историк, читающий лекции в семинарии, не делает семинарию светским учреждением».

А.Кураев ― А я так и не говорил. Просто слушатель, действительно, половину моей фразы запомнил, половину нет. Я говорил о том, что слово «светский» — это антоним слова «клерикальный». Клерикальный — это какой-то проект, который управляется церковными иерархами и финансируется из церковной мошны. А светский — соответственно, там, где это мимо церковных иерархов. При этом светский проект может быть христианским.

Вот, например, русские религиозные философы, там, Бердяев, например, Соловьёв — это мыслители христианские, но светские, они не получали зарплату в церковной кассе, не исполняли заказов от Синода. Это была их чистая свободная мысль и так далее.

Соответственно, при Ватикане есть папская Академия наук. И учёный, который, скажем, что-то делает в рамках этого проекта, он сам по себе физик, но в данном случае он участвует в клерикальном проекте. Точно так же есть какой-нибудь Католический университет, и если ты в Католическом университете профессор совершенно, вроде бы, такой, мирской дисциплины Биологии, и ты совершенно даже свой курс никак не соотносишь с какими-то там религиозными текстами, тем не менее, ты участвуешь в клерикальном проекте.

И напротив, когда, скажем, священник — член парламента, то парламент из-за этого не становится церковным собором, и священник там просто один из многих депутатов. Вот. Точно так же и со школой. Так что это здесь совершенно не при чём. Вопрос в другом, вопрос в том, что, к сожалению, то, что я вижу и слышу. Когда я там беру какие-то учебники, в частности, по основам православной культуры, которые пишутся для разных классов сейчас, я вижу, что там, действительно, очень часто переходится грань культурологического размышления и появляется интонация проповеди, появляется определённая пусть мягко, но навязываемая конфессиональная идентичность и призывы детей именно к религиозному мировосприятию в качестве личного. Вот это, конечно, я не считаю сейчас полезным и хорошим.

О.Пашина ― А кто пишет эти учебники? И Министерство образования совершенно на это не обращает внимания?

А.Кураев ― Министерство образования всё это утверждает спокойно.

О.Пашина ― Вот, вспоминают историю с хиджабами и с православными атрибутами в школе. Как вы считаете, допустима ли религиозная символика?

А.Кураев ― Да, конечно, допустима.

О.Пашина ― Любая? Или, всё-таки, нужно её оставлять за пределами школьного класса?

А.Кураев ― А зачем? А зачем требовать от ребёнка, чтобы он какую-то часть своей жизни оставлял за порогом школы? Ему же всё время говорят, что школа — это твой второй дом. Раз так, то, пожалуйста, будь здесь таким же, какой ты дома. А учительница — твоя вторая мама.

А плюс к этому, извините, что касается хиджаба. На огромном количестве уроков на разных предметах в разных классах учителя говорят детям, что, вот, знаете, наши национальные костюмы, костюмы народов России — это такая замечательная сокровищница, это так красиво, здорово. Да. Ну а платок — всегда часть любого национального костюма. Почему вдруг если человек приходит с этой частью национального костюма, его надо из школы выгонять?

О.Пашина ― Это было особое мнение дьякона Андрея Кураева. Я благодарю вас. Всего доброго. И до свидания.



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Кураев — сложный человек, но к его чести думает собственной головой и на всё сперва смотрит критическим взглядом. Не ходит толпой, вместе со стадом баранов. Кремль таких не любит, ему нужно безмозглое стадо баранов.
________________________________________

К чему эти бессмысленные горы оружия, базы по всей планете, безумные расходы? Какие-то всё крейсера закладываем, корабли, подлодки… Верно говорит Кураев, что кричали про американские базы в Крыму — так по идиотизму мозгов, а вместо мифической крымской — получим со временем в Харькове. И не только там. Пока не угомонимся.
________________________________________

На самом деле амеровские базы НАТО в Нарве, Таллине, Хельсинки, Котка и прочих местах намного опаснее любых этих липовых баз НАТО в Крыму. Но до марта 2014 г. почему-то эти идиотские базы НАТО никому и на хрен не были нужны. В странах Балтии сидело полтора инвалида инспекторов и инструкторов от западных стран, под руководством коих на одних учениях в Эстонии благополучно утонула ровно половина всей сухопутной эстонской армии при переправе через один чересчур разбушевавшийся эстонский ручеёк…
________________________________________

Давно наблюдаю за священником Андреем Кураевым. Очень интересный, образованный, трезво мыслящий, толерантный человек. Я бы сказал — личность. Всегда слушаю его с интересом.
________________________________________

Антиклерикализм не означает неприятия религии, как таковой. Кураев — верующий человек, и вера в бога призвала его служить богу так, как Кураев это чувствует и понимает. Он богу служит, а не церкви, хотя и состоит в церкви, но уже достаточно условно. Его чудом не выгнали из РПЦ,
________________________________________

Кураев вывод делает глубокий: коли нет истинного покаяния в стране за дела большевиков, то СССР-2.0 и возвращается. Верно, батюшка, так и происходит. Вообще, браво диакону! Никакого поповского мракобесия, никаких догм, всё очень разумно в голове, всё на месте. Действительно, лучше Выборг и его исторический район обустроить, чем городить в четырёхсоттысячном городе стотысячный стадион к чемпионату. Там столько любителей футбола нет, во всей Мордве.
________________________________________

Это похвально: посмотрел и теперь имеет полное право высказывать своё мнение. А то луганско-крымская госдурочка Няш-няш не видела, но осуждает.
________________________________________

Российские Бараны давно не были "Пушечным мясом", так не жили в 1041-1945 годвх. А сколько его ещё ТУХНЕТ по российским полям и лесам!..
________________________________________

Отовсюду роль её видна,
И на радость всеx людей Планеты
Есть Россия — Главная страна!
Царство Правды, Совести и Света!
________________________________________

Канал FOX показывает серию художественных фильмов под общим трендом: "Американские гении". Подчёркиваю, американские! Первый вышёл "Альберт Эйнштейн". Сегодня демонстрируется второй " Владимир Зворыкин — отец телевидения", готовится третий "Сикорский — вертолётчики". Фильмы довольно добротные с американскими штампами: любовь, деньги, успехи. Вот скрепы настоящие, а не религия, упыри вроде Ивана Грозного, мракобесия. А Кураев умница, приятно слушать.
________________________________________

Россияне 86%, собственную ущербность и моральную униженность власть имущими, пытаются виртуально компенсировать в собственных глазах, сопоставлять себя с государством, со всеми его глупостями и мерзостями. Так в собственном самосознании как бы повышают свою значимость. Типа вот я и государство, показываем козу США, ЕС и НАТО, мы великие! Вот я и государство своровали у Украины Крым. Как бы я и государство можем себе позволить. Без меня как бы Путин и все его клика, с такими действиями не справились бы, а со мной запросто, а потому как бы я должен быть с ними солидарен и терпеть наказание всего Мира в виде наложенных санкций.

Это психиатрия в чистом виде! А при этом самому Путину и его камарилье, плевать на этого страдающего за государство россиянина 86%, он при первой же возможности попадая за границу с любым визитом, там затаривается санкционными товарами для себя любимого, как недавно припёр целый самолёт финского элитного спиртного. Ну, а россиянин, сопоставляющий себя с ними, пусть пьёт боярышник и стекломой, и пусть терпит, судьба у него такая, терпилы.
________________________________________

Сколько иронии про военные базы. Дьякон прикидывается невеждой? США содержит около 800 военных баз в 80 странах мира. И содержит для того, чтобы этим миром управлять.
________________________________________

А Россия только в Сирии. Да, ещё в паре огрызков сгнившей совковой империи. Больше никуда не пускают. Что, тоже жуть как хочется поуправлять? Только кишка тонка. И не Америка, а Россия под санкциями. Не Америку, а Россию вышвырнули из избранного клуба восьмёрки мировых грандов в тройку мировой шпаны. И не Америка, а Россия, как показывала миру пример: как жить нельзя, так и показывает. Наконец, о любимой байке кремлёвских урок: "многополярный мир". Понятие Полюс в геополитике — это точка притяжения. Интересно, кого Россия к себе притягивает? Упыря Асада? Мадуро, к которому по ночам в виде птички прилетает покойник Чавес? Или малохольного пхеньянского Кима?
________________________________________

Я лично атеист. Но чтение мнения умного, а точнее наверное мудрого человека, просто доставляет удовольствие. Спасибо.
________________________________________

Достойный удар по патриотам и патриотизму нанёс Кураев. Я, честно говоря, даже не ожидал от него такого. Хотя в последние несколько лет он серьёзно изменился под влиянием обстоятельств (церковных и светских).

И это тот редкий случай, когда даже противникам веры и церкви, имеет смысл поддержать даже клерикала. Больше скажу: лучше клерикал, демонстрирующий наличие совести, чем чиновник или политик, демонстрирующий веру! Честный человек, даже принявший сан, рано или поздно поймёт преступность церкви. Но проходимец, стремящийся к власти и деньгам — никогда уже ничего не поймёт. И ни Валаам, ни Афон душу проходимца не спасут и не очистят.
________________________________________

У нас по конституции любой может не только верить во что угодно, но и ДЕЙСТВОВАТЬ в соответствии со своей верой. Так что носить платки, крестики и дуршлаги — конституционное право граждан
________________________________________

Общеизвестно, что любая идеология рядится в красивые одёжки человеколюбия и заботы о всеобщем благе, на самом деле являясь гробами повапленными, так как все они являются инструментом нагнетания розни между людьми и инструментом для того, чтобы одной группе людей доказывать преимущество своей идеологии, не считаясь ни с какими средствами.

Неисчислимые людские жертвы повлекли за собой идеологии фашистские, нацистские, коммунистические и все прочие. Но, к счастью, они не существовали подолгу, а вот жертв религиозных идеологий, если взять всё время их существования, попросту невозможно исчислить — тут и межрелигиозные войны, и крестовые походы, и инквизиция, и охота на ведьм в разных видах. Не настала ли пора признать и религиозные идеологии преступными, а лиц, исповедующих их, а через них сеющие рознь и ненависть — преступниками? Ну, для начала, хотя бы запретить их? Я очень на это надеюсь.
________________________________________

Мои длительные религиозные поиски закончились после месячного посещения Воскресной Православной школы. Невежественные мошенники — священники — избавили меня от иллюзий.
________________________________________

Вера и религия — одно, церковь и политизированное использование церкви — другое. Гуманистические идеи впервые появились именно в иудаизме, христианстве и исламе, а уже потом были подхвачены и развиты светскими мыслителями. Но любую вещь можно извратить, в том числе и религию тоже и поставить её на службу государству, оправдывать с её помощью захватнические войны. Однако это не значит, что вера плоха, и что она не нужна людям.
________________________________________

Религия вредна тем, что она абсолютно не придерживается единственно правильной научной методологии выяснения истины, не основывает свои утверждения (символы веры) ни на фактах, ни на доказательствах. Вера опасна не сама по себе. Мы все во что-то верим, т.к. не имеем ответа на большинство вопросов, которые каким-то образом нам важны для жизни, наделения её смыслом. Опасность возникает тогда, когда вере придают не свойственное ей значение, уравнивая в правах с научными средствами познания. Так любую чушь можно выдать за истину и любую пакость — за добродетель. Существование до сих пор религии опасно тем, что приучает людей к отсутствию необходимости уметь думать, а значит — уметь сомневаться, критически оценивать любое утверждение.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Оксана Пашина

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Беспредел (0) > Военные агрессии (0)
  • Власть (0) > Беспредел (0) > Преступления (0)
  • Власть (0) > Беспредел (0) > Разжигание розни (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Власть (0) > Стратегии и Прогнозы (0)
  • Нравственность (0)
  • Общество (0) > Религия (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 24.08.2017 - КУЩЁВКА БОЛЬШАЯ
  • 24.08.2017 - ЧТО МЕШАЕТ ПУТИНУ ПОЙТИ НА СБЛИЖЕНИЕ С ЗАПАДОМ?
  • 23.08.2017 -
  • 23.08.2017 - УБИЙСТВО НАТАЛЬИ ЭСТЕМИРОВОЙ В ЧЕЧНЕ СК НЕ МОЖЕТ РАССЛЕДОВАТЬ 8 ЛЕТ
  • 23.08.2017 - ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ
  • 22.08.2017 - УШЁЛ ИЗ ЖИЗНИ АРТЁМ ТАРАСОВ
  • 22.08.2017 - ПОЛИТИКА МРАКОБЕСИЯ
  • 21.08.2017 - СОВРЕМЕННЫЙ БОЛЬШЕВИЗМ
  • 21.08.2017 - РАЗРУШИТЕЛИ СТОИМОСТИ
  • 20.08.2017 - ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
  • 20.08.2017 - КАНАЛИЗАЦИЯ НАОБОРОТ
  • 19.08.2017 - ПОЧЕМУ РПЦ И КОНСЕРВАТОРЫ НЕ ВЕРЯТ В ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • 19.08.2017 - 140 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ ЗА АСАДА
  • 18.08.2017 - ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ С УКРАИНОЙ?
  • 18.08.2017 - ЭМИЛИЯ СЛАБУНОВА О ПРЕТЕНЗИЯХ ЦИК
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru