Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Религия > Публикация
Религия

[19.08.2017]

ПОЧЕМУ РПЦ И КОНСЕРВАТОРЫ НЕ ВЕРЯТ В ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Максим ТРУДОЛЮБОВ: обозреватель газет «Ведомости» и International New York Times


Максим ТРУДОЛЮБОВ:


Традиционная ценность. Права человека — действительно часть западной традиции. Но корни у неё христианские.


ДЛЯ НАЧАЛА ДВЕ ЦИТАТЫ

«Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было» (патриарх Кирилл, слово в праздник Торжества православия, 2016).

«Права человека — это позитивный аспект, который нужно усиленно и постоянно продвигать, дабы никто не был исключён из эффективного признания основных прав человеческой личности» (папа Франциск, из обращения по случаю Дня прав человека, 2016).

Почему настолько по-разному смотрят на одно и то же явление предстоятели двух традиционных церквей христианства? Российские политики часто рассматривают права человека как инструмент враждебных России сил. А нашему времени в России в целом свойственно равнодушное или высокомерное отношение к этому понятию, пришедшему как будто из тех времен, вспоминать о которых не хочется.

Возможно, дело в том, что права человека — формула, вошедшая в международные декларации и правовые документы в 1940-е годы, когда складывалась архитектура послевоенного мира. Учреждения и даже язык тех лет переживают сегодня кризис, так что неприятие идеи прав человека объяснимо. Но неплохо было бы разобраться в том, от чего мы отказываемся, когда отказываемся от идеи прав человека.

Стремление никогда не повторять трагедию мировой войны было в 1940-е таким сильным, что даже несогласные между собой лидеры стремились найти то общее, с чем могли бы согласиться все в мире. Поиск новых глобальных «скреп» начался ещё в 1942 году, когда была подписана Декларация объединённых наций, «большой четвёркой» основателей которой выступили СССР, США, Великобритания и Китай. Ещё до окончания войны были созданы Всемирный банк и Международный валютный фонд. В 1945-м была учреждена ООН, а к 1948 году увенчались успехом попытки создать международный клуб христианских церквей — Всемирный совет церквей, к которому впоследствии присоединилась и РПЦ (Римско-католическая церковь в совет не входит и остаётся наблюдателем).


ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Когда российские консерваторы и представители церкви называют концепцию прав человека «секулярной идеологией» и «человекопоклонничеством», они, вероятно, не осознают, что у этого понятия консервативные и религиозные корни (ведь иначе предстоятель Римской церкви вряд ли стал бы упоминать о нём). Это понятие напрямую связано с церковью и церковной политикой. Его ключевым источником исследователи считают рождественское обращение папы Пия XII 1942 года. Понтифик в том выступлении назвал «достоинство человеческой личности» одной из сформулированных им пяти основ будущего мира и заговорил о правах личности.

«Те, кто хочет, чтобы Звезда Мира воссияла над обществом, должны сотрудничать в возвращении человеческой личности достоинства, изначально дарованного ей Богом; должны препятствовать отношению к людям как к стаду, к массе, не имеющей души», — говорится в обращении. Далее Пий XII говорит о необходимости восстановления правового порядка, который «простирает руку в защите или наказании, [предотвращая нарушение] незабываемых прав человека (inobliabili diritti dell’uomo) и защищает их от нападений со стороны любой человеческой власти».

Для людей того времени словосочетание «права человека» в устах римского первосвященника должно было звучать неожиданно и смело. «Достоинство человека» уже звучало, начиная с энциклики Rerum Novarum, появившейся в конце XIX века, а права — нет. При этом Понтифик основывается, конечно, не на американском Билле о правах или революционной французской Декларации прав человека и гражданина, то есть не на идеологии Просвещения. Два источника, на которых строится его рассуждение, — это теологическое понимание человеческой личности и католическое отношение к секулярному праву.

Есть и третий источник — политика того времени. Святой Престол в этом тексте сделал тонко просчитанный и отчасти вынужденный шаг к формированию нового языка для правоцентристского политического проекта. В период между двух мировых войн категорическое отрицание церковью социалистической идеологии сыграло свою роль в крушении либеральных режимов в Европе. А крах веймарской и других демократий сделал возможным триумф фашистских режимов по всей Европе. С правой стороны от центра в политическом спектре Европы зияла дыра. Уже в 1942 году консерваторам было очевидно, что если они этот провал не заполнят, европейскими обществами после войны овладеют социалистические и даже коммунистические партии.

«Полузабытые события межвоенного и военного времени позволяют нам осознать права человека как проект не только и даже не столько секулярных левых сил, сколько христианских правых, — пишет современный исследователь этой темы Сэмуэл Мойн в книге “Христианское понимание прав человека” (Samuel Moyn. Christian Human Rights. 2015). — Появление этой формулы означало разрыв с революционной традицией droits de l’homme, а точнее, означало, что консерваторы, реформировавшие свой консерватизм, успешно овладели языком прав».


ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Важнейшим проявлением этой новой правой силы был приход к власти в Германии христианско-демократической партии. Конрад Аденауэр, верующий католик и первый канцлер послевоенной Германии, естественно, был хорошо знаком с папской мыслью. Для Аденауэра и других консерваторов, стремившихся, по сути, морально воссоздать деморализованный фашизмом Запад, связь прав человека с христианской традицией имела ключевое значение. Если бы Святой Престол не освятил эту формулу своим одобрением, права человека так и остались бы левым понятием, и возрождение политического центра в Германии не было бы возможно: у центра не было бы правого крыла.

Не стоит, впрочем, видеть в этом одну только политическую технологию. Стремление придать достоинству индивидуальности всеобъемлющее значение, поставить его выше власти государства было искренним. Столь же искренними были и попытки сблизить католические и протестантские позиции: протестанты, вошедшие во Всемирный совет церквей, параллельно с католиками разрабатывали концепцию примата человеческой личности.

Примат индивида закреплён и в Конституции ФРГ, объясняет российский конституционалист Михаил Краснов в своей работе «Христианство и права человека». Основной закон современной Германии не только начинается с утверждения: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти», но и выводит все основные права личности из этого постулата: «Немецкий народ поэтому считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле» (ст. 1).

В те «права человека», которые имеются в виду в одноименной Декларации ООН и которые составляют содержательную основу деятельности этой организации, вписано консервативное содержание, о котором говорят папы, включая нынешнего, и христианские демократы («Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах»). Без этой составляющей «конституция ООН» была бы наследницей только секулярной ветви Просвещения. Но в действительности, как мы теперь видим, она определяется и христианским пониманием человека и достоинства личности, изначально дарованного ей богом.


ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — ЗАПАДНЫЕ ИЛИ ВСЕОБЩИЕ?

Конечно, нельзя забывать, что, освящая понятие прав человека, Святой Престол имел в виду не только свободу от унижения и эксплуатации человека бизнесом, но и свободу от подчинения тоталитарному государству во всём, в том числе и в исповедании религиозной веры. На понтификат Пия XII пришлись сталинские гонения на христиан, в том числе и католиков восточного обряда. Советские лидеры, даже подписавшись под хельсинкским актом, воспринимали саму идею прав человека как инструмент воздействия на них. Вожди Советского Союза были правы в том, что в этот концепт вписано и неприятие советского тоталитаризма, но не правы в том, что ради них всё это и придумывалось. Нет, конечно.

Как мы убедились, за этим понятием стоит духовная и политическая деятельность мировой элиты послевоенного времени, направленная на возрождение полноценного политического центра, такого, в котором левая часть повестки дня уравновешена правой. В своём неприятии прав человека российские консерваторы и церковные деятели во многом наследуют отношению, традиционному для советских руководителей, — видят в них инструмент враждебной политики. Важно и то, что Россия, будучи членом Совета Европы, обязана соблюдать Европейскую конвенцию о правах человека, а конвенция эта, в отличие от Декларации ООН, — обязывающий документ. Решения Европейского суда регулярно доставляют российским властям неприятности. Но есть в этом отрицании, вероятно, и элемент недоразумения. Кто знает, может быть, разобравшись, российские консерваторы осознают, что достоинство человеческой личности вовсе не только секулярное понятие. Отрицание примата индивидуальности недальновидно. Вспомним, к чему оно привело в 1930-е годы.

В заключение отметим, что сегодняшнее отторжение концепции прав человека — закономерное следствие глобализации. Мир 1940-х был ещё вполне западоцентричным. Несмотря на присутствие среди авторов Декларации прав человека представителей незападных культур (ливанский интеллектуал Шарль Малик и китайский дипломат и драматург Пенгчун Чанг), большинство из них были люди западной культуры. В 1982 году представитель Ирана в ООН Саид Раджай Хорассани заявил, что Декларация несёт в себе «секуляризованное продолжение иудео-христианской традиции», которую мусульмане не могут принять, не вступая в конфликт с законами шариата.

Но к какой же традиции тогда принадлежат российские консерваторы?..



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Почему-то автор статьи Достоинство человека рассматривает как синоним прав человека. А это же очень разные категории. Достоинство — гораздо более универсальная и сильная категория. Права же человека — более прикладная — один из способов продвижения к Достоинству.

Идея часто имеет цикл своего исторического существования. Если взять идею именно прав человека, используемую Западом, то на начальном историческом этапе она была прогрессивна и помогала движению к Достоинству, например, женщин и цветных.

Сейчас же, на мой взгляд, идея прав человека начинает вырождаться в жупел. Это можно видеть и на примере перегретой темы прав секс меньшинств, и в удушающей свободу мысли политкорректности или, например, в перегибах с оскорблением чувств (прав) верующих.

Если в обществе делается акцент на правах (человека), то человек будет рассматривать социальные взаимодействия через эту призму, что будет генерировать и обиды, и сутяжничество, и схватки групп с конфликтующими "правами".

Поэтому в вопросе прав человека лично я в целом солидарен с процитированным высказыванием Патриарха Кирилла. Сейчас идея прав человека уже стала скорее регрессивной. Другой вопрос, что Патриарх не предлагает современных идей продвижения к Достоинству человека, которые могли бы захватить именно современного человека. Но этот кризис идей (идеологий) сейчас не только Российский, но и общемировой, выражением чего в частности и является нарастающая неразбериха на Западе.
________________________________________

Вроде бы там нет знака равенства. Достоинство — это содержание, а права человека — одна из форм его защиты. Поскольку у католической церкви нет проблем с секулярным правом, они в целом признают, что защита жизни, свободы от несправедливого лишения свободы, собственности — в целом хорошая вещь. Противоречия вроде нет.
________________________________________

Права человека выросли не из "христианских корней", а из прав английских аристократов, которые заставили короля подписать "Хартию вольностей". А чтобы эта бумажка имела какое-то значение в дальнейшем, нужна была римская традиция "закон превыше всего".

В России подобных традиций никогда не было, а понятие достоинства человека по отношению к власти закончилось с геноцидом Великого Новгорода. Потом появилось снова с Екатериной Великой (что стало возможным после петровских реформ), с Великой реформой 1861 года, но закончилось в 1917 году.
________________________________________

Традиция Достоинства в России довольно неплохо развивалась в дворянских и военных кругах. После 1917 года, однако, это всё было смыто, ибо пролетариат не может дотянуться до этой категории.
________________________________________

Популярные в массмедиа концепции "левых" и "правых" внутренне противоречивы, относиться к ним надо как к произвольным идентификаторам, не несущим информации. Например, "левые в российском парламенте" — это, общепризнанно, Зюганов и товарищи. Но какую политику они продвигают — не важно (на самом деле никакую).
________________________________________

Напротив, левые и правые, это вполне чёткие понятия. Левые борются за права человека, и там, где они входят в противоречие с экономическими свободами, предпочитают личные права и свободы экономическим. Государственная пенсионная система, это левая повестка, потому что часть капитала отбирается у его владельцев и используется для реализации права на достойный уровень жизни. Тут права свободно распоряжаться капиталом, ограничиваются в пользу другого права. Правые считают, что экономика страны важнее личных прав. Упрощение увольнения людей с работы, например, это правая повестка, так как права работника ограничиваются в пользу прав владельцев бизнеса.
________________________________________

Права человека — одно из величайших "изобретений" человечества, социальной мысли. Очень жаль, что многие реакционные политики и клерики сопротивляются прогрессу в этом смысле. Сам по себе каждый человек испытывает естественную потребность, чтобы с ним обращались в соответствии с неотъемлемыми правами, — но многие на ответственных позициях не хотят безусловно предоставлять те же самые права другим. Опять же, не по христиански это — ведь христианство предписывает обращаться с ближним своим так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Максим ТРУДОЛЮБОВ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Цензура (0)
  • Нравственность (0)
  • Общество (0) > Проблемы демократии (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 22.10.2017 - ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КУЛАК РОСГВАРДИИ
  • 22.10.2017 - РАБОТА СЛУЖБЫ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ФСБ
  • 21.10.2017 - МЕЖДУ ТЮРЬМОЙ И ЭМИГРАЦИЕЙ
  • 19.10.2017 - ИТОГИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  • 18.10.2017 - ЧТО БУДЕТ ПОТОМ
  • 18.10.2017 - ПОДПОЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
  • 17.10.2017 - РЕШЕНИЕ БЮРО ПАРТИИ «ЯБЛОКО»
  • 17.10.2017 - НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БОРИСА НЕМЦОВА
  • 15.10.2017 - УМНЫХ НЕ НАДО
  • 15.10.2017 - ДИСКУССИЯ НИКИТЫ ПЕТРОВА И АЛЕКСЕЯ МЕЛЬНИКОВА
  • 14.10.2017 - НАТАЛЬЯ ПОКЛОНСКАЯ О «МАТИЛЬДЕ»
  • 10.10.2017 - РЕФЕРЕНДУМ ПРОТИВ СУВЕРЕНИТЕТА
  • 09.10.2017 - ОСНОВА ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ УСПЕХОВ «ЕДИНОЙ РОССИИ»
  • 08.10.2017 - ОХ, УЖ ЭТИ ГОЛЛАНДЦЫ…
  • 07.10.2017 - ВЫСТУПЛЕНИЕАЛЕКСАНДРА ГНЕЗДИЛОВА НА РАДИО «ЭХО МОСКВЫ»
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru