Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Правозащита > Публикация
Правозащита

[11.07.2015]

ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ (2)

«ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ»: МИФИЧЕСКИЕ ВРАГИ И РЕАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. Доклад ресурсного правозащитного центра, Санкт-Петербург, 2015 г.


ЧАСТЬ 1. НКО — ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Понятие «иностранный агент» в российское законодательство введено Федеральным законом от 20.07.2012 №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»[1], который внёс изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в дальнейшем — ФЗ «Об общественных объединениях») и в Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в дальнейшем — ФЗ об НКО).

Он определил обязанности некоммерческих организаций [2], выполняющих функции иностранного агента [3], в том числе по регистрации в соответствующем реестре и предоставлению отчётности, проведению обязательного аудита, установил дополнительные основания для проведения проверок и повышенную ответственность за нарушение такими организациями законодательства о деятельности НКО-иностранных агентов.

Согласно пункту 6 статьи 2 ФЗ «Об НКО» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

НКО, за исключением политической партии, признаётся участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в её учредительных документах, она участвует (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Таким образом, обязательными признаками для признания российской НКО организацией, выполняющей функции иностранного агента, являются:

- получение НКО имущества (в том числе денежных средств) от иностранных источников;

- участие НКО в политической деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 6 статьи 21 ФЗ «Об общественных объединениях» для государственной регистрации общественного объединения в реестре НКО-иностранных агентов [4] в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаётся заявление о включении общественного объединения в такой реестр.

В соответствии с частью 6 статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 ФЗ об НКО реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Аналогичная норма установлена для всех остальных некоммерческих организаций абзацем 2 пункта 7 ФЗ об НКО.

Как следует из пункта 10 статьи 13.1 ФЗ об НКО сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.

Ведение реестра НКО-иностранных агентов осуществляется Минюстом России [5] на основании его приказа от 30.11.2012 №223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Согласно пункту 9 Порядка основанием для внесения НКО, выполняющей функции иностранного агента, в реестр является распоряжение министерства юстиции Российской Федерации, принимаемое на основании заявления о включении НКО в реестр.

Федеральным законом от 04.06.2014 № 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в действующий порядок правового регулирования внесены изменения, согласно которым уполномоченный государственный орган — Министерство юстиции Российской Федерации — получил право в случае выявления НКО, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении её в соответствующий реестр, включать такую НКО в реестр принудительно на основании собственного решения.

Несколько дней назад вступил в силу Федеральный Закон от 08.03.2015 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [6], который установил основания и порядок исключения НКО из реестра иностранных агентов. Для этого такая некоммерческая организация должна подать в Минюст России заявление, по факту получения которого министерство извещает прокуратуру, проводит проверку в отношении организации и принимает соответствующее решение об исключении организации из реестра или об отказе в удовлетворении заявления. Вся процедура должна занимать не более трёх месяцев с момента поступления в министерство заявления от организации.

Если в ходе проверки установлено, что НКО в течение года не получала иностранное финансирование и не участвовала в политической деятельности, то она может быть исключена из реестра. А если организация уже исключалась из реестра, но потом была внесена в него вновь, то «период тишины» должен составить не менее трёх лет. Если организация в течение трёх месяцев после включения в реестр отказалась от иностранного финансирования и возвратила денежные средства иностранному источнику, то она также имеет право быть исключенной из реестра.

Министерство юстиции РФ вправе отказать организации в исключении из реестра, если по результатам проверки НКО представила недостоверные сведения о прекращении ей деятельности в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента. Указанное решение может быть обжаловано организацией в суд.

Многие НКО назвали закон несправедливым и неработающим, поскольку он не устраняет самого главного: ярлык иностранного агента никуда из российского законодательства не исчез, его наличие ставит общественно-полезную деятельность НКО, направленную на решение актуальных проблем общества и объединение инициатив граждан, в один ряд с агентами, действующими в интересах иностранных государств, что недопустимо в демократическом обществе.

Кроме того, государство использует репрессивные механизмы в отношении НКО, не исполняющей обязанности, связанные со статусом иностранного агента.

На настоящий момент законодательство предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определённых законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента (ст.330.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации) [7].

Административная ответственность предусмотрена положениями ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в дальнейшем — КоАП РФ) за осуществление деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента, и не включенной в соответствующий реестр, либо издание такой организацией материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

20.03.2015 Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив» — первая из НКО, включённых в реестр, подала в Министерство юстиции Российской Федерации заявление о выходе из реестра. Источник: http://www.svoboda.org/content/article/26911368.html. Дата обращения: 25.03.2015. Впоследствии, 25.03.2015, аналогичное заявление в Минюст России направил Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ». Источник: http://grany-center.org/event/centr-grani-podalzayavlenie-
ob-isklyuchenii-ego-iz-reestra-nekommercheskih-organizaciy. Дата обращения: 25.03.2015.

Законом предусмотрено наказание в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц организации в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Также установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния [8]; за организацию деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении её деятельности, либо участие в такой деятельности [9].


(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

________________________________________

1. Вступил в силу 21.11.2012, в дальнейшем — закон об иностранных агентах.
2. В дальнейшем — НКО.
3. В дальнейшем — НКО-иностранные агенты.
4. В дальнейшем — реестр.
5. В настоящей работе для обозначения Министерства юстиции Российской Федерации используются обозначения: Минюст РФ, Министерство юстиции РФ, орган юстиции и иные.
6. Вступил в силу 20.03.2015.
7. Внесена в Уголовный Кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 20.07.2012 №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
8. Статья 9.7.5-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Введена в российское законодательство Федеральным законом от 12.112012 № 192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
9. Часть 2 статьи 20.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Введена в российское законодательство Федеральным законом от 12.11.2012 № 192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».


ПРЕДЫДУЩИЙ РАЗДЕЛ

.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Бюрократизация (0)
  • Власть (0) > Манипуляции (0)
  • Власть (0) > Цензура (0)
  • Общество (0) > НКО (0)
  • Политика (0) > Внутренняя политика (0)
  • Правозащита (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 15.01.2018 - НАШИ ДРУЗЬЯ И ВРАГИ
  • 14.01.2018 - ИНТЕРВЬЮ ИГОРЯ ГУБЕРМАНА
  • 13.01.2018 - «КРУГОМ ВРАГИ»?
  • 13.01.2018 - ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
  • 12.01.2018 - ЗАДАЧА ОППОЗИЦИИ
  • 12.01.2018 - «ВОЛОНТЁРЫ ПОБЕДЫ»
  • 11.01.2018 - ПОСТКРЫМСКАЯ ЭЙФОРИЯ
  • 10.01.2018 - ЗАБЫТЬ УЛЮКАЕВА
  • 10.01.2018 - НЕЗАВИСИМОСТЬ НАКАЗУЕМА
  • 09.01.2018 - РАСТЁТ ЧИСЛО БАНКРОТСТВ В РОССИИ
  • 09.01.2018 - НА ЧТО БУДУТ ПОВЫШЕНЫ ЦЕНЫ В НОВОМ ГОДУ
  • 08.01.2018 - СТОЛЕТНИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
  • 08.01.2018 - ОБРАЩЕНИЕ НАРОДА РОССИИ
  • 07.01.2018 - ВЛАСТЬ КАК ТРАВМА МОЗГА
  • 07.01.2018 - СЛОВА НЕНАВИСТИ
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru