Волгоградское региональное отделение Российской Объединённой Демократической Партии "ЯБЛОКО" 
 
Официальный сайт
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
Назад на первую страницу Занести сайт в Избранное Послать письмо в Волгоградское Яблоко Подробный поиск по сайту 18+

Ваше доверие - наша победа

ЯБЛОКО
nab
Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко Волгоградское Яблоко
   
ВЕКОВАЯ МЕЧТА РОССИИ!
ПОРЯДОК ПОДСЧЁТА ГОЛОСОВ
ВОЛГОГРАДСКОЕ «ЯБЛОКО» ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВИДЕОМАТЕРИАЛ «КОПИЯ ПРОТОКОЛА» В ПОМОЩЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ВЫБОРОВ
СУД ПО ИСКУ "ЯБЛОКА" О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ В ВОЛГОГРАДСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ В ВОЛГОГРАДЕ
новое на сайте

[31.12.2010] - ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РЕАЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ МИР

[20.12.2010] - «БРОНЗОВЕТЬ» В «ЕДИНОЙ РОССИИ» СОВЕРШЕННО НЕЧЕМУ И НЕКОМУ, ОНА МОЖЕТ ТОЛЬКО ЗАГНИВАТЬ И РАЗЛАГАТЬСЯ

[22.04.2010] - РОССИЯ - МИРОВОЙ ЛИДЕР В РАБОТОРГОВЛЕ

рассылка
Подпишитесь на рассылку наших новостей по e-mail:
наша поддержка

российская объединённая демократическая партия «ЯБЛОКО»

Персональный сайт Г.А. Явлинского


Природа дороже нефти

Help to save children!
Фракция «Зелёная Россия» партии «ЯБЛОКО»

Современный метод лечение наркомании, алкоголизма, табакокурения

Александр Шишлов - политик года в области образования

Московское молодёжное "Яблоко"

За весну без выстрелов

Начало > Власть > Публикация
Власть

[11.10.2017]

КТО ПРАВИТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЕЙ?

Татьяна СТАНОВАЯ: руководитель аналитического департамента Центра политических технологий


Татьяна СТАНОВАЯ:


Властная вертикаль не отражает реальную конструкцию власти. Существует пять типов людей, которые всегда у руля: от администраторов до распорядителей.


Нынешний политический режим в России практически на всём протяжении своего существования отличался своей непрозрачностью: реальные механизмы обсуждения и принятия решений находились не столько внутри формальной (видимой) вертикали власти, сколько в каком-то параллельном политическом мире, где непросто было отслеживать расстановку сил.

В рамках первого срока Путина элиту было принято делить на «семью» и путинских (среди которых тоже выделяли «питерских либералов» и «питерских чекистов»). Во время второго срока много говорилось о противостоянии газпромовской и сечинской групп. Сейчас политическое поле кажется более атомизированным, границы между группами влияния стираются. Тем не менее, и нынешнюю правящую элиту можно систематизировать, если использовать для этого функциональный подход. Важно оговориться, что предлагаемое разделение носит очень условный характер и является приглашением к дискуссии (в том числе в комментариях под статьёй).

С учётом кадровых перестановок и внутриэлитных трансформаций 2016–2017 годов можно выделить в окружении Путина как минимум пять типов фигур, вовлечённых в принятие ключевых управленческих и политических решений. Статус не закреплён навсегда — каждый руководитель может в той или иной степени совмещать несколько функций, но одна всегда будет доминирующей.



ГАРАНТЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Как нетрудно догадаться, речь идёт прежде всего о силовиках, но не только. В последние годы, начиная с 2012-го, их роль и влияние заметно выросли, и, несмотря на кадровые пертурбации в ФСБ и ФСО, общее влияние и на законодательный процесс, и на кадровые решения кажется гораздо более выраженным, чем в прежние периоды. Тем не менее, силовики бывают разные, есть множество людей, находящихся по большей степени в тени, но активно принимающих участие в подготовке государственных решений.

Это прежде всего руководство ФСБ и Росгвардии, Совета безопасности и Минобороны, аппарат Совбеза, Генштаб. Сюда же можно отнести и часть Администрации президента (Алексей Громов, Дмитрий Песков). Кстати, совершенно неслучайно в такой ситуации силовики оказываются в одной упряжке с гражданским звеном, отвечающим за информационную политику Кремля.

Гарантов с лёгкостью можно было бы назвать информаторами — именно они остаются наиболее достоверными источниками информации для Путина. Влияние этих людей выстраивается именно через информационно-аналитическую функцию, которая и обеспечивает доминирующее положение внутри системы. Особенностью гарантов безопасности является тот факт, что при сохранении высоких возможностей в вопросах информирования президента они, как правило, не предлагают концептуальных решений, а все их программные предложения подстраиваются под неподвижные приоритеты. Например, готовящиеся на базе Совбеза документы строятся вокруг одного приоритета — безопасности (понимаемого, правда, с каждым годом всё шире и шире). Концептуальная рамка тут остаётся жёсткой и консервативной.

Важно также добавить, что гаранты безопасности действуют исходя из выраженной антизападной, антилиберальной идеологической рамки. Не являясь идеологами (хотя некоторые безуспешно претендовали на эту функцию), они формируют определённую концепцию восприятия действительности, провоцирующую появление ура-патриотической идеологии.


СОВЕТНИКИ-ЭКСПЕРТЫ

Это одна из самых публичных и при этом разрозненных категорий людей из окружения Путина. Фактически экспертную функцию, прежде всего в вопросах экономической, финансовой и бюджетной, социальной политики, выполняет правительство России (правильнее говорить о членах правительства, так как Дмитрий Медведев в персональном плане относится к другой категории, о чём будет сказано далее). В этой же категории такие фигуры, как Алексей Кудрин, активно участвующий в разработке и стратегии развития страны и предвыборной программы Путина, глава Сбербанка Герман Греф, регулярно предлагающий реформы, помощник президента Андрей Белоусов. Сейчас уже в меньшей степени, но всё ещё справедливо отнести сюда и Сергея Глазьева, а также руководство Высшей школы экономики, РАН, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

В отличие от первой категории советники-эксперты предлагают Путину разные концептуальные решения, касающиеся развития страны, но при этом не пользуются степенью доверия гарантов. В этом смысле интересно наблюдать, как внутри путинского режима сложилось разделение информативной и программной функций. Когда системные либералы предлагают президенту реформы, все они проходят затем через своеобразный фильтр информационно-аналитической работы гарантов. После прохождения такого фильтра мало какие предложения выживают.

Советники-эксперты — одна из самых политически слабых категорий, но при этом наиболее публичных. Кроме того, эта категория остаётся в значительной степени встроенной в формальные механизмы принятия решений, то есть обладает политической легитимностью. Правда, такая формальная легитимность девальвируется низким авторитетом кабинета министров, а также из-за того, что консервативный политический мейнстрим отторгает реформаторские подходы. Советники-эксперты предлагают свои решения, но чаще всего реализуют чужие.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ

Вопросы внутренней политики — исключительная сфера, в которой Путин допускает, в рамках своего режима, своеобразное творчество. Демиургом нынешнего режима называют Владислава Суркова, и, судя по всему, какое-то ограниченное влияние на сферу внутренней политики он сохраняет до сих пор. Его преемник Вячеслав Володин активно реализует свои возможности уже как глава нижней палаты парламента, став вопреки логике режима политическим спикером, а также неформальным куратором партии власти, посредником в отношениях парламентских сил и государства.

Увеличивается и политическая роль Совета Федерации, а также персонально Валентины Матвиенко, сделавшей из СФ не «отстойник» для маргиналов с сомнительной репутацией, а респектабельный орган для политических старожилов. Наконец, архитектором, безусловно, является и Сергей Кириенко, который, несмотря на свой технократический подход и деидеологизацию проводимой политики, по-новому строит работу кремлёвских политических менеджеров. К этой категории также можно отнести всё, что представляет собой флору и фауну российской публичной политической жизни: партии как институт, движения, системную оппозицию, депутатов и сенаторов.

Политическая сфера при этом остаётся и самой динамичной. За несколько лет можно было наблюдать смену разных проектов (часто масштабных) структурного и политического характера: архитекторы в разные периоды создавали Общественную палату и «Наших», движение «За Путина», ОНФ, политические партии, формировали избирательные правила и общий политический и партийный ландшафт.

Политические архитекторы, надо признать, как и советники-эксперты, в своей работе тоже часто упираются в стену гарантов безопасности, которые ломают сценарии региональной политики (провоцируя, например, аресты губернаторов), значительно влияют на судьбы внесистемной оппозиции (ведь для Кремля это скорее вопрос безопасности, а не политического управления), доминируют в определении повестки по проблеме иностранного вмешательства в российскую политическую ситуацию (тема «иностранных агентов»). В этом смысле эксклюзивные площадки, на которых работают «архитекторы», становятся с годами всё более узкими.


АДМИНИСТРАТОРЫ

Наверное, до 2015 года эту категорию вряд ли имело смысл выделять специально: администраторами были лишь чиновники среднего и высшего звена, за исключением политических назначенцев. После кадровых перестановок 2016 года администраторы стали занимать места крупных политических тяжеловесов. Эксперты заговорили о новой категории технократов-менеджеров, не имеющих публичного политического опыта и личных амбиций, преданных Путину исполнителей. Они дополняют собой весь комплекс деполитизированной вертикали исполнительной власти. Именно администраторы в самом широком смысле в последние полтора года заменяют политических назначенцев в самых разных структурах: руководство Администрации президента (прежде всего её глава, а также протокол и референтура), руководство ФСО, губернаторы. К этой же категории можно отнести, пусть и с большими оговорками, МВД (как самый политически слабый силовой орган), а также СКР. Последний, кажется, окончательно превращается в административную пристройку к ФСБ, что делает логичным замену Александра Бастрыкина на какого-нибудь более технического генерала.

Администраторы, в отличие от «архитекторов», действуют в заранее заданном коридоре формализованных возможностей, а также спущенных сверху политических приоритетов. Они легко заменяемы, динамичны, политически бесцветны, а также совместимы с самыми разными группами влияния. Это такие своеобразные административные нейтрино: их персональное влияние незаметно, но они повсюду — начиная с самого верха вертикали (тот же Антон Вайно, глава президентской администрации) и заканчивая сити-менеджерами.

Распространение администраторов связано с кризисом политической ответственности: отсутствие успехов в социально-экономической сфере и постепенно проявляющийся моральный износ созданной политической конструкции ведёт к тому, что ответственность, как горячие угли, перекидывают друг другу силовики, чиновники, политики. Если в 2000-е годы получение поста тем или иным влиятельным игроком воспринималось как своего рода кормление, а также политическая возможность (ответственность за результаты шла на втором месте и не была столь политически значимой), то сейчас формальная вертикаль становится полигоном для сброса «политических отходов» — ответственности за социально-экономические проблемы и коррупцию.

На особом положении тут внешнеполитический блок России: Управление внешней политики Администрации президента и МИД. Руководство этого блока оказывается наиболее многофункциональным, оно одновременно играет роль гарантов-информаторов, администраторов (в большей степени Юрий Ушаков, чем Сергей Лавров) и советников-экспертов. Такая многофункциональность объясняется тем, что внешнеполитический блок находится в определённом смысле на передовой всей российской государственной политики.


РАСПОРЯДИТЕЛИ

Наконец, пятая — самая мощная категория с точки зрения масштабов обладания её представителями финансово-политическими ресурсами. Это та категория, куда входят соратники Путина, получившие крупные активы либо в управление (государственные олигархи в лице Игоря Сечина, Сергея Чемезова, Алексея Миллера и другие), либо в собственное владение благодаря близости к государству (друзья-бизнесмены, например Ротенберги, Ковальчуки, Тимченко).

Однако сюда также можно отнести и тех, кто в своё распоряжение получил не только активы, но и крупные политико-управленческие задачи, — например, Рамзан Кадыров и Сергей Собянин, отвечающие соответственно за Чечню и российскую столицу. С большими оговорками, но распорядителем также оказывается и Дмитрий Медведев — лидер партии власти, глава правительства и одна из ключевых фигур в системе принятия решений и обеспечения её стабильности. Нельзя забывать, что Медведев, при всей девальвации его политического статуса, был членом правящего тандема, а сегодня является единственным внутри власти, кому Путин доверил бы своё замещение в экстренной ситуации.

Распорядители — это самая мощная, самая влиятельная, наиболее приближенная в персональном плане к Путину, но при этом, как бы странно это ни показалось, наиболее уязвимая категория. Именно её представители в наибольшей степени подверглись санкциям, именно у них самое неопределённое и рискованное будущее, так как они в наибольшей степени зависимы от Владимира Путина. Это также та категория, представителям которой есть что терять в случае политической дестабилизации. Это своего рода ресурсная база режима, неспособная к воспроизводству в «другой» России.

                    *   *   *

Тенденции последних трёх лет показывают, что категория гарантов безопасности будет продолжать доминировать во влиянии на принятие государственных решений, а роль советников-экспертов, активизировавшихся на время президентской кампании, будет и дальше падать. Политические архитекторы становятся больше организаторами, чем идеологами, а администраторы постепенно вытесняют распорядителей (Сергей Иванов, Владимир Якунин, Евгений Муров). Наконец, сами распорядители постепенно утрачивают свою эксклюзивность в глазах Путина, дистанцируются от главы государства, а их стилистика работы оказывается всё более корпоративистской (и всё сильнее противоречит государственнической логике).

Судя по всему, политический режим от фазы взросления переходит к фазе зрелости, когда ключевая цель не завоевание, а удержание. Время делает решение этой задачи всё более затратным и болезненным для самой власти, но в ещё большей степени для наиболее тяжеловесной и консервативной её части.

А это означает, что страну может ожидать большая контрперестройка: набор структурных перемен, призванных гарантировать неприкосновенность нынешних бенефициаров режима, но уже с прицелом на постпутинскую Россию.




ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Системой правит не посыл удержания власти, а страх.
________________________________________

Интересный анализ. Два замечания:
1. Стоит добавить, на мой взгляд, остатки "старой" олигархии (Абрамович, Фридман, Прохоров, Евтушенков и др.). Всё-таки они встроены во властную конструкцию и (ситуативно, по крайней мере) участвуют в принятии решенийвлияют на эти решения.

2. Необходимо упомянуть в описательной части каждой из групп их горизонт планирования (в привязке к экономическим и политическим циклам, например). Это существенно для понимания их мотивации и роли в системе.
________________________________________

Хорошая статья, есть над чем подумать.
________________________________________

Шестая группа — клоуны.
________________________________________

Наверное, не соглашусь с тезисом про "зрелость режима" и удержание. Этот период уже закончился. Сейчас начался транзит власти. Именуемые тут распорядителями, являются основными игроками. Они контролируют денежные потоки, назначают и снимают (иногда с помощью гарантов) министров и губернаторов и т.д. Они люди очень богатые, но старые. Перед ними маячит перспектива либо быть заменёнными администраторами, либо уйти в небытие, когда папа отойдёт от дел. Это их очень напрягает, к тому же папа сам не представляет будущего (ни 18, ни 18-24, ни после 24). Всё нажитое непосильным трудом хочется передать и легализовать. На папино видение великой России им плевать. Так что запасаемся попкорном и терпением. Впереди объявление новой экономической политики (приватизация под себя). И всё это на фоне ухудшающегося экономического положения народа.
________________________________________

Вы уверены про "папино видение великой России"? Похоже, что всё это так — имитация и дымовая завеса.
________________________________________

Каждый человек должен сам для себя оправдывать свои действия. Папе так видится своё предназначение. Это конечно оправдание, но главное — самому с собой договориться.
________________________________________

Спасибо за статью, но не вполне согласна с выводами. Издержки удержания власти, как всегда, переложат на наше терпеливое население, и перестройка 2.0. со структурными реформами, конечно, когда-нибудь наступит, но отнюдь не скоро. Боюсь, не доживу.
________________________________________

История России говорит, что удержание власти обычно заканчивается сменой режима.
________________________________________

Система — эта корпорация, которую олицетворяет Путин. На Украине как раз Януковичу не удалось создать такую систему.
________________________________________

Система потому и система, что она сложна и не характеризуется одним предложением. Но в РФ система даже формально, по конституции, сверхперсонализованая. Поэтому много Путина, это неизбежно при любом анализе.
________________________________________



ИСТОЧНИК

Татьяна СТАНОВАЯ

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки

ТЕМЫ:

  • Власть (0) > Бюрократизация (0)
  • Общество (0) > Сотрудничество с властью (0)
  • Политика (0) > Внутренняя политика (0)
  • ПУБЛИКАЦИИ:

  • 22.10.2017 - ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КУЛАК РОСГВАРДИИ
  • 22.10.2017 - РАБОТА СЛУЖБЫ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ФСБ
  • 21.10.2017 - МЕЖДУ ТЮРЬМОЙ И ЭМИГРАЦИЕЙ
  • 21.10.2017 - СЛАВНЫЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭБС
  • 20.10.2017 - МИР ПОД РУЖЬЁМ
  • 19.10.2017 - ИТОГИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  • 19.10.2017 - СКОЛЬКО УНИВЕРСИТЕТОВ НАМ НУЖНО?
  • 18.10.2017 - ПОДПОЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
  • 15.10.2017 - УМНЫХ НЕ НАДО
  • 13.10.2017 - КАК УРОКИ ПАТРИОТИЗМА МОГУТ ПОМЕШАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ?
  • 12.10.2017 - ПОЧЕМУ У ПУТИНА НЕ БУДЕТ ПРЕЕМНИКА
  • 11.10.2017 - СОВРЕМЕННЫЙ БОЛЬШЕВИЗМ
  • 09.10.2017 - ОСНОВА ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ УСПЕХОВ «ЕДИНОЙ РОССИИ»
  • 09.10.2017 - ОПАСЕНИЯ ИЛОНА МАСКА НАСЧЁТ РОССИИ
  • 08.10.2017 - ОХ, УЖ ЭТИ ГОЛЛАНДЦЫ…
  • Copyright ©2001 Яблоко-Волгоград     E-mail: volgograd@yabloko.ru